Формы контроля, типы и перечень контрольно-измерительных материалов.




(поручение в РК 117-431 от 11.09.2017)

 

Оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в двух направлениях: оценка уровня освоения дисциплин и оценка сформированности компетенций.

КИМы разрабатываются для проверки/оценки уровня освоения дисциплины. В разработке КИМов принимает участие преподаватель/кафедра. Основная задача КИМ – измерить/оценить знания, умения по дисциплине.

ФОСы разрабатываются для «проверки/оценки уровня/степени» сформированности компетенции. В разработке ФОСов принимают участие – руководитель ОП/работодатель (??). Основная задача ФОС – проверить уровень сформированности компетенций, как гарантию (от вуза работодателю) выполнения «нужных» трудовых функций «нужных» должностей, соответствующих определенному уровню квалификации профессиональных стандартов, указанных в Характеристике ОП. В свете принятия нового ОС СПбГУ и перехода на модульную систему образования (модуль направлен на формирование определенной(ых) компетенции(ий)), ФОСы можно проектировать помодульно, используя материалы КИМов дисциплин участвующих в формировании данной(ых) компетенции(ях) и комплексные ситуационные задания, например, задания имитирующие профессиональную деятельность.

Мое поручение (РК 117-431 от 11.09.2017) имеет название «Разработать типы КИМ для студентов физико-математических направлений». КИМ бывают двух типов, это закрытые (выбрать нужный вариант ответа из предложенных) и открытые (получить самостоятельно ответ, и либо вписать его в нужное место, либо изложить ответ с полным решением). В данной работе я остановлюсь на «Формах контроля» и перечне КИМов «вообще», а не только применительно к студентам/гимназистам физико-математических направлений (на мой взгляд, все перечисленные формы контроля и КИМы могут иметь место и для студентов физико-математических направлений – можно обсудить с коллегами надо??). При работе над документом были использованы следующие ресурсы: интернет ресурсы (например, здесь https://www.informio.ru/publications/id214), ресурсы СЭДД «Дело» (РК 117-710 от 25.10.2016 «О подготовке к апробации нового ресурса СПбГУ, связанного с ФОС», РК 6424/1 от 08.06.2017 «О проведении комплекса мероприятий, направленных на совершенствование учебно-методической документации, на 2017 год») и ресурсы открытого доступа на сайте СПбГУ/УМК Протокол заседания УМК Психологии №06/86-04-13 от 19.06.2017.

1. Традиционные формы контроля

Формы устного контроля:

  • Собеседование - специальная беседа преподавателя со студентом на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, рассчитанная на выяснение объема знаний студента по определенному разделу, теме, проблеме и т.п. (КИМ - Примерный перечень вопросов к собеседованию по темам, разделам дисциплины)
  • Коллоквиум (лат. colloquium – разговор, беседа) может служить формой не только проверки, но и повышения знаний студентов, т.е. формой учебных занятий. На коллоквиумах обсуждаются отдельные части, разделы, темы, вопросы изучаемого курса, обычно не включаемые в тематику семинарских и других практических учебных занятий, а также рефераты, проекты и иные работы обучающихся. (КИМ - Примерный перечень вопросов к коллоквиуму по темам, разделам дисциплины)
  • Зачет и экзамен представляют собой формы промежуточной аттестации студента, определяемые учебным планом подготовки по направлению. (КИМ - Примерный перечень вопросов к экзамену/зачету по темам, разделам дисциплины. Образцы билетов.)
  • Доклад, сообщение представляет собой продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы. (КИМ - Примерный перечень тем докладов, сообщений)

Формы письменного контроля:

  • Тесты - будут рассмотрены в пункте 2 «инновационные формы контроля» (КИМ - Примерный фонд тестовых заданий)
  • Контрольные работы – средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу. Контрольные работы могут применяться для оценки знаний по базовым и вариативным дисциплинам. Контрольная работа, как правило, состоит из небольшого количества средних по трудности вопросов, задач или заданий, требующих поиска обоснованного ответа. Рекомендуемая частота проведения – не менее одной перед каждой промежуточной аттестацией. (КИМ - Образцы контрольных заданий по вариантам)
  • Эссе - одна из форм письменных работ, применяемая при освоении базовых и вариативных дисциплин и формировании компетенций выпускника. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных умозаключений. (КИМ - Примерный перечень тем эссе)
  • Рефераты - форма письменной работы. Цель написания реферата – привитие студенту навыков краткого и лаконичного представления собранных материалов и фактов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным отчетам, обзорам и статьям. (КИМ - Примерный перечень тем рефератов)

Примечание (отличие Реферата от Эссе). Реферат – это анализ прочитанной по теме литературы, состоящий из фактов, указанных в источнике, и, занимаясь написанием реферата, нельзя додумывать или искажать информацию из первоисточника своим мнением. В случае же с эссе, высказывается свое мнение, отношение к очерченной теме. В этом случае для пишущего нет каких-то ограничений. Ведь по умолчанию предлагается выразить свое отношение к теме, свое мнение, не боясь, что кто-то подвергнет его сомнению.

  • Курсовые работы - более сложный вид самостоятельной письменной работы, направленный на творческое освоение дисциплин (модулей), формирующих преимущественно общепрофессиональные и профессиональные компетенции. (КИМ -Примерный перечень тем курсовых работ)
  • Отчеты по практикам - позволяют студенту обобщить знания, умения и навыки, приобретенные за время прохождения базовых и профильных учебных и производственных практик. (?? не знаю – Можно ли считать КИМом - Перечень тем отчетов по практикам прошлых лет??)
  • Рабочая тетрадь – дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы обучающегося и позволяющий оценивать уровень усвоения им учебного материала. (КИМ – Образец рабочей тетради)

Технические формы контроля (возможная реализация в системе Blakcboard – надо обсудить со специалистом по ВВ – кто??):

  • Программы компьютерного тестирования (КИМ – сами программы (можно указать электронный адрес, по которому они будут доступны в момент контроля)
  • Учебные задачи (КИМ – образцы задач (можно указать электронный адрес, по которому они будут доступны в момент контроля)
  • Комплексные ситуационные задания (КСЗ) – предназначены для итоговой диагностики качества сформированности компетенций. Например, КСЗ для многоаспектной оценки качества инженерно-графической подготовки объединяют три составляющие, связанные одной профессиональной ситуацией: гетерогенный тест (базовый уровень), расчетно-графические задачи (программный уровень) и многофункциональные задания (творческий уровень). (КИМ – примерный перечень и структура КСЗ) – м.б., наверное, и не только в технической форме??
  • Электронный практикум - содержит набор заданий, которые необходимо выполнить студенту. Предъявляемое задание выбирается из базы данных и закрепляется за конкретным студентом. В отличие от тестов, задание, которое предъявляется студенту в рамках практикума, не требует мгновенного выполнения. Системой определяется срок, в течение которого задание должно быть сдано. Результатом выполнения задания должен быть файл, отсылаемый студентом в базу данных. (КИМ -??, имеется ли у нас такой? М.б. это потенциальный пункт. Надо обсудить)
  • Виртуальные лабораторные работы - с помощью специализированных обучающих комплексов позволяют студенту производить эксперименты либо с математической моделью, либо с физической установкой. Выполнение лабораторной работы заканчивается представлением отчета, который может быть проверен автоматически. (КИМ-??, имеется ли у нас такой? М.б. это потенциальный пункт. Надо обсудить)

Итоговая государственная аттестация:

  • Итоговый государственный экзамен - в связи с необходимостью объективной оценки степени сформированности как универсальных, так и профессиональных компетенций выпускника, тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции. Например, в экзаменационное задание (вопрос) могут входить элементы нескольких дисциплин (модулей) гуманитарного, естественнонаучного и профессионального циклов. Один из вопросов рекомендуется делать комплексным, ситуационным или представляющим задание практического характера. (КИМ – примерный перечень вопросов, заданий)
  • Выпускная квалификационная работа - представляет собой самостоятельное логически завершенное исследование, связанное с решением научной или научно-практической задачи. При его выполнении студент должен показать способности и умения, опираясь на полученные знания, решать на современном уровне задачи профессиональной деятельности, грамотно излагать специальную информацию, докладывать и отстаивать свою точку зрения перед аудиторией. Возможна защита в качестве ВКР различных проектов, использование портфолио. (??не знаю – Можно ли считать КИМом - Перечень тем ВКР прошлых лет)


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: