ПСИХОЭМОЦИОНИАЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ (Артюнина Г. И, Семенов П. В.)




Труд учителя относится к профессиям, сопряженным с повышенной психоэмоциональной нагрузкой. Обусловлено это как содержанием, сущностью педагогической деятельности, так и тем фоном, на котором она осуществляется.

Реализация педагогической деятельности происходит через: взаимодействие с большим количеством людей. Это учащиеся, коллеги, родители учеников. Ежедневно учитель в процессе труда должен осуществлять десятки, сотни профессионально обусловленных межличностных контактов с достаточно высоким психоэмоциональным напряжением. В большинстве случаев это эмоциональные реакции, имеющие положительную окраску. Однако такой: широчайший круг общения таит в себе потенциальную возможность возникновения различной степени значимости конфликтных, стрессовых или психотравмирующих ситуаций, что сопровождается развитием отрицательных эмоций, неблагоприятного эмоционального фона.

 

 

Нередко учитель вынужден взаимодействовать, общаться с человеком, который ему «малосимпатичен», С которым уже возникали в прошлом или существуют в настоящем конфликтные отношения. Это может быть ученик и коллега. Такая ситуация может породить уже не кратковременную эмоциональную реакцию, а длительно существующую психотравмирующую ситуацию.

В педагогической деятельности довольно часто возникает несоответствие ожидаемого, прогнозируемого и фактического результатов (например, итоги контрольной работы учеников, учебной четверти и т. и.). Труд учителя таит в себе опасность и «психического пресыщения» в силу определенной монотонности, повторяемости. Процесс о выполнения своих профессиональных обязанностей. Особенно часто подобная ситуация возникает среди преподавателей с небольшим стажем.

Кроме того, весьма своеобразен психологический фон, на котором осуществляется труд учителя. Это высокие требования общественности к общекультурным, профессиональным и моральным качествам учителя. Повышенный интерес к внешнему виду; манере говорить, к «личной жизни».

Уже такая краткая характеристика психологических особенностей педагогического труда свидетельствует о возможности возникновения как острых, так и хронических психотравмирующих ситуаций, развития психоэмоционального перенапряжения, что рассматривается как факторы риска, предрасполагающие возникновению определенных нервно-психиатрических реакций 8 психосоматических заболеваний.

Следы нервных стрессовых переживаний педагога проявляется в негативном отношении к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижении результатов труда, неудовлетворенности профессиональной деятельностью. Профессия педагога, как извести относится к профессиям типа «человек- человек», что связано высокими эмоциональными тратами. По сравнению с другими профессиональным группами среди педагогов наиболее высок ре возникновения невротических расстройств, «накопления тяжелых форм неврозов, соматических проблем.

Как показывают исследования, большинство учителей эмоционально неустойчивые, невротичные люди, склонные стрессам и болезненному восприятию критики, внушаемые мнительные, профессионально нездоровые. Негативные эмоциональные состояния, возникающие в процессе профессиональной деятельности, зависят от возраста и стажа работы. Эмоционально негативные, эти состояния обостряются при наличии субъективных особенностей личности: высокого нейротизма и заниженной самооценки.

Для учителей с педагогическим стажем 15 — 20 лет характер «педагогические кризисы», «истощение». У 30% показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами.

Психологический дискомфорт учителя имеет большое значение для его здоровья — физического, психического, профессионального.

Психологический дискомфорт возникает в связи с объективно и субъективно существующими причинами:

- физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей;

- высокий уровень ответственности;

- тенденция агрессивного отношения со стороны родителей

и учащихся;

- авторитарный, репрессивный стиль управления педагогическими кадрами.

 

Психологический дискомфорт у преподавателя возникает в связи:

1- физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей;

2- низкий уровень ответственности;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: