ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА
Культура ХХ века, как и многие социальные явления, формируется на основе различных политических, экономических и социальных факторов. Исследователи отмечают кризисный, противоречивый, переломный характер культуры всего столетия, отразивший социальные потрясения, войны, революции, экономические кризисы и многое другое.
Подобные перемены социального характера кардинально изменили систему образования, искусства, науку. Научно-техническая революция определила новый характер культуры, наметилась интеграция научных исследований с производством, появились радио, аудио, видео – техника, телевидение, что преобразовало всю культуру. Философская литература, публицистика, конференции учёных широко обсуждали влияние техники на культуру и формирование нового типа личности.
Новое в культуре затронуло, в первую очередь, интеллигенцию. Характерным в её среде стало состояние безнадёжности, индивидуализма, скептического отношения к жизни. Среди представителей художественной культуры, особенно в начале века, формируется идеология декадентства, «искусства для искусства» (О. Ренуар, К. Моне. Л. Коринт).
С приходом в ряде европейских стран к власти фашизма начинается селекция не только наций, но и культурного наследия. На кострах сжигают книги Б. Брехта, Т. Мана, Л.Фейхтвангера, запрещают многие направления модернизма.
ХХ столетие дало жизнь противоречивым художественным направлениям, которые переплетались нередко в творчестве одного художника. Деятельность в искусстве его творцов приобретает разнообразный характер, онине только рисуют или пишут книги, но и создают декорации, рисунки для тканей, иллюстрации, модели одежды, работают в сфере дизайна, рекламы.
|
Порождением эпохи ХХ века стала идея создания универсального языка культуры. Её интернациональный характер изменил условия и формы всех видов человеческой деятельности. Отражением новых перемен в культуре стало создание массового искусства и популярной культуры. Она разделилась на массовую и элитарную на основе различных выработанных стандартов, штампов, стала более доступной, ориентировалась на новые эталоны и героев для массового зрителя.
Сложными для понимания стали вопросы о характере стилевых течений в искусстве. Несмотря на разнообразие направлений в художественной культуре, можно отметить две основные тенденции: сохранение реалистических, классических традиций и отход от гуманистического наследия. Противников реализма объединяло стремление освободить искусство от реальности и создать особый мир в эстетической сфере. Существенное влияние на подобные взгляды оказал стиль модернизм, основу которого составила программа всеобщих художественных преобразований.
Свою задачу его идеологи видели в насыщении искусством реальной окружающей человека среды, эстетизации труда, быта, создании промышленного искусства. Идейная платформа модернизма была сформулирована в философских теориях интуитивизма А. Бергсона, ницшеанства (Ф. Ницше), психоанализа З.Фрейда и К. Юнга и многих других.
Модернизм отрицал значение классического наследия, проявлял интерес к научным и техническим новшествам, идеям и методам. Мистика, магия, данные психологии и парапсихологии, подсознание человека становится его ведущими темами. В модернизме нашли отражение проблемы экологии и последствия НТР, противоречия между технизацией и гуманизацией общества, по - новому трактуется и само искусство. Оно создаёт особый мир, где человек можетвозвратиться к истокам цивилизации, укрыться от социальных проблем. Искусство должно быть наступательным, агрессивным, пропагандировать политические идеи и движения.
|
Для реализации подобных задач была преобразована вся система художественных средств и приёмов, осуществлялся активный поиск нетрадиционных и оригинальных форм во всех видах искусств. Модернизм тяготеет к определённым темам и сюжетам: война, смерть, любовь, страдания, эротика.
В 60-70-ые гг. ХХ века на смену модернизму приходит постмодернизм. Этот термин в философской литературе представлен в книге Жана-Франсуа Лиотара «Постмодернистское состояние». Своё теоретическое обоснование второй этап развития модернизма получает в работах Ж. Бодрийяра «Система вещей» (1969 г.) и П. Слотердийка «Волшебное дерево» (1985 г.).
Культура постмодернизма обладает чертами неопределённости, фрагментарности, иронии, фарса, деформации, эклетики, коллажа и субъективного соединения разнообразных стилей. Такая культура ориентирована на все слои общества, оказывает воздействие на внехудожественные сферы деятельности. Для постмодернизма характерна компиляция и цитирование, ориентация на зрителя, придание произведениям искусства зрелищности. Они превращаются в своеобразный товар, широко рекламируемый в обществе.
Развитие постмодернизма связано с индустриализацией общества и массовым потреблением, становлением средств массовой коммуникации, ростом сети художественных корпораций, требованиями рынка и рекламой. Культура в ХХ столетии унаследовала достижения предшествующих эпох, соединив, на основе законов преемственности, новаторство и традиции. ХХ век стал веком становления не только европейской, но и мировой культуры, как следствие развития экономики и культурных контактов. Различные направления культуры своеобразно отразили указанные выше изменения.