ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Дети с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) представляют собой сложную разнородную группу,
***«Программа» содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности с возрастной группой детей среднего дошкольного возраста.
Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования. Среди воспитанников организации есть дети с ОВЗ – дети с тяжёлым недоразвитием речи (ТНР). Это обусловливает актуальность «Программы» и необходимость ее внедрения в практику образования.
Коррекционно-образовательный процесс представлен в «Программе» как целостная структура. «Программу» целесообразно использовать как основу для организации коррекционно-образовательного процесса при тяжёлом нарушении речи у детей, а также в ходе проектирования индивидуальных коррекционных программ.
«Программа» предусматривает разностороннее развитие детей, коррекцию недостатков в их речевом развитии, а также профилактику вторичных нарушений, развитие личности, мотивацию и способность развития детей в различных видах деятельности.
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с тяжелыми нарушениями речи Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида «****» (далее МАДОУ - детский сад «***», ДОУ) разработана в соответствии со следующим перечнем нормативно-правовой документации:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
[Электронный ресурс]. – URL: https://минобрнауки.рф/документы/2974
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
|
[Электронный ресурс]. – URL: https://минобрнауки.рф/документы/6261
3.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года № 26 г Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
[Электронный ресурс]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/499023522
4.Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, одобрена решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/ 15)
[Электронный ресурс]. – URL: https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya-detej-s-tyazhyolymi-narusheniyami-rechi/
5.Обшая образовательная программа МАОУ детский сад комбинированного вида.
6.Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушения речи.
7. Адаптированная общеобразовательная программа для детей с тяжелыми нарушения речи.
8. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е. перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. – СПб.: ООО изд-во «Детство-пресс», 2016. – 240 с.
9.Примерная адаптированная основная образовательная программа для до-
школьников с тяжелыми нарушениями речи под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб, 2014. — 386 с.
Цели и задачи основной и вариативной части Программы
|
Цель реализации основной части рабочей программы учителя-логопеда является проектирование социальной ситуации развития, осуществление коррекционно-развивающей деятельности и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ), в том числе с инвалидностью, - воспитанника с тяжёлыми нарушениями речи.
Доступное и качественное образование детей дошкольного возраста с ТНР достигается через решение следующих задач:
– реализация адаптированной основной образовательной программы;
– коррекция недостатков психофизического развития детей с ТНР;
– охрана и укрепление физического и психического детей с ТНР, в том числе их эмоционального благополучия;
– обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТНР в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
– создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
– формирование общей культуры личности детей с ТНР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
|
– формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям детей с ТНР;
– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ТНР;
– обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.
Цель вариативной части Программы, формируемой участниками образовательных отношений является развитие психомоторных качеств (координации движений и мелкой моторики рук) ребенка среднего дошкольного возраста в совместной деятельности со взрослым и сверстниками.
Задачи программы:
- Развитие координации движений детей среднего дошкольного возраста за счет использования музыкально-ритмических игр.
- Развитие мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста за счет использования элементов Су – Джок терапии и продуктивно-творческих заданий.
- Психолого-педагогическое сопровождение родителей и воспитателей с целью обучения способам развития психомоторных качеств и навыков сотрудничества детей среднего дошкольного возраста со взрослым и сверстниками.
Значимость вариативной части программы заключается в том, что создается модель образовательной и воспитательной развивающей среды в условиях детского сада, способствующая правильному формированию речевых и психомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста. Это помогает преодолеть трудности в становлении речевых навыков на всех структурных уровнях языка и вести профилактическую работу по предупреждению общего недоразвития речи.