Принципы социально-культурной деятельности и их характеристика




 

Главная ---> Шпаргалки по социально-культурной деятельности ---> Принципы социально-культурной деятельности и их характеристика

 

Принципы - это генеральная идея, объективная норма, свод главных правил реализации воспитательного и организационного назначения субъекта или объекта. В самой категории принципа находят отражение основные исходные положения теории, нормы поведения и деятельности группы людей или отдельного человека, основные особенности, структура и функционирование того или иного социального института.

В качестве принципов нами рассматриваются основополагающие, фундаментальные идеи и положения социально-культурной деятельности учреждений культуры. Они подвержены постоянной и непрерывной трансформации и дифференциации, обусловлены новой социально-культурной ситуацией, изменениями в политической и экономической жизни общества, изменяющимися потребностями и интересами людей.

К общим принципам социально-культурной деятельности относится принцип педагогизации окружающей социально-культурной среды. - нацелен на учет такого важного фактора, как понятие педагогическая закономерность. Универсальным характером обладает принцип личностного подхода - предполагает признание личности ребенка, подростка, взрослого человека высшей социальной и культурной ценностью, уважение уникальности и культурного своеобразия каждой личности, признание прав и свобод людей в социально-культурной сфере. По сути, это принцип саморазвития, самоутверждения и самореализации человека.

Принцип учета культурного многообразия взаимодействующих субъектов и объектов касается большинства многонациональных по составу регионов Российской Федерации.

Принцип ориентации на культурно-ценностные отношения и организацию культуротворчества в отдельных группах и общностях пронизан гуманистическим подходом к построению межличностных отношений в процессе досуга и творчества.

Основой всех таких принципов социально-культурной деятельности существуют принципы культурного, целесообразного, технологического процесса, опоры в используемых социально-культурных технологиях на национальные традиции, нравственные и эстетические нормы поведения, национально-этническую обрядность, особенности народного творчества, фольклора, национальных промыслов и ремесел и т.д. Еще существуют:

ü принцип приоритета общечеловеческих интересов в содержании социально-культурных проектов и программ;

ü принцип единства и преемственности культурно-исторического,

ü социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций;

ü принцип общественно-государственного самоуправления, обеспечения децентрализации и суверенности региональной политики в социально-культурной сфере.

В них отражены основные положения федеральных законодательных актов, а также принятых международных документов и программ ООН и ЮНЕСКО по реализации политики в области культуры, обеспечению активного участия населения в культурной деятельности, выделению культурного аспекта развития и утверждения культурной самобытности каждого народа. В этих документах содержатся попытки сформулировать и обосновать концепции, связанные со стратегией и тактикой развития культуры в современном обществе. Суть и смысл их состоит в необходимости проявления со стороны правительственных и неправительственных учреждений и организаций такого же заинтересованного отношения к культуре, как к экономическому развитию и социальному благосостоянию общества.

Народное творчество

художественное, народное искусство, фольклор,художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народныхмассах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Вколлективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный ибытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В Н. т., сложившемся в ходе общественнойтрудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия,богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты осправедливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народных масс, Н. т. отличается глубинойхудожественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.

Богатейшие образы, темы, мотивы, формы Н. т. возникают в сложном диалектическом единствеиндивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художественного сознания.Народный коллектив веками отбирает, совершенствует и обогащает найденные отдельными мастерамирешения. Преемственность, устойчивость художественных традиций (в рамках которых, в свою очередь,проявляется личное творчество) сочетаются с вариативностью, многообразным претворением этихтрадиций в отдельных произведениях.

Коллективность Н. т., составляющая его постоянную основу и неумирающую традицию, проявляется входе всего процесса формирования произведений или их типов. Этот процесс, включающий импровизацию,её закрепление традицией, последующее совершенствование, обогащение и подчас обновление традиции,оказывается чрезвычайно протяжённым во времени. Характерно для всех видов Н. т., что создателипроизведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может бытьсозданием вариантов, обогащающих традицию; важен также теснейший контакт исполнителей своспринимающими искусство людьми, которые сами могут выступать как участники творческого процесса. Косновным чертам Н. т. принадлежит и долго сохраняющаяся нерасчленённость, высокохудожественноеединство его видов: в народных обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративноеискусство; в народном жилище архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимоецелое; народная поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью, и характеромисполнения большинства произведений, тогда как музыкальные жанры обычно связаны с поэзией,трудовыми движениями, танцами. Произведения и навыки Н. т. непосредственно передаются из поколения впоколение.

Н. т. явилось исторической основой всей мировой художественной культуры. Его изначальныепринципы, наиболее традиционные формы, виды и отчасти образы зародились в глубокой древности вусловиях доклассового общества, когда всё искусство было творением и достоянием народа (см.Первобытное искусство). С социальным развитием человечества, сформированием классового общества,разделением труда постепенно выделяется профессионализированное «высокое», «учёное» искусство. Н. т.также образует особый пласт мировой художественной культуры. В нём выделяются различные посоциальному содержанию слои, связанные с классовой дифференциацией общества, но к началукапиталистического периода Н. т. повсеместно определяется как коллективное традиционное искусствотрудящихся масс деревни, а затем и города. Органическая связь с коренными принципами мировоззрениянарода, поэтическая цельность отношения к миру, непрестанная шлифовка обусловливают высокийхудожественный уровень народного искусства. К тому же Н. т. выработало особые формы специализации,преемственности мастерства и обучения ему.

Н. т. различных, зачастую далеко отстоящих друг от друга народов обладает множеством общих черт имотивов, возникших в сходных условиях или унаследованных из общего источника. Вместе с тем Н. т. векамивбирало в себя особенности национальной жизни, культуры каждого народа. Оно сохранило своюживотворную трудовую основу, осталось кладезем национальной культуры, выразителем народногосамосознания. Это определило силу и плодотворность воздействия Н. т. на всё мировое искусство, о чёмсвидетельствуют произведения Ф. Рабле и У. Шекспира, А. С. Пушкина и Н. А. Некрасова, П. Брейгеля и Ф.Гойи, М. И. Глинки и М. П. Мусоргского. В свою очередь Н. т. многое восприняло от «высокого» искусства, чтонашло многообразное выражение — от классических фронтонов на крестьянских избах до народных песенна слова великих поэтов. Н. т. сохранило ценные свидетельства революционных настроений народа, егоборьбы за своё счастье.

В условиях капитализма, попав в сферу буржуазных общественно-экономических отношений, Н. т.развивается крайне неравномерно. Многие его ветви деградируют, полностью исчезают или находятся подугрозой вытеснения; другие теряют свои ценные черты, индустриализируясь или приспособляясь ктребованиям рынка. В 19 в. рост национального самосознания, демократические и национально-освободительные движения, развитие романтизма пробуждают интерес к Н. т. В конце 19 — 20 вв.усиливается влияние фольклора на мировую культуру, восстанавливаются некоторые утраченные отраслиН. т., организуются музеи и общества его охраны. Вместе с тем государственное и частное меценатствозачастую подчиняет Н. т. коммерческим целям, интересам «индустрии туризма», для чего культивирует внём наиболее архаичные черты и религиозно-патриархальные пережитки.

В социалистическом обществе созданы условия для сохранения и развития Н. т.; наследуя и утверждаянациональные народные традиции, оно проникается идеями социализма, пафосом отражения новой,преображенной действительности; Н. т. пользуется систематической поддержкой государства иобщественных организаций, его мастерам присуждаются премии и почётные звания. Создана сеть научно-исследовательских учреждений — институтов и музеев, изучающих опыт Н. т. п способствующих егоразвитию. Многие традиционные жанры Н. т. отмирают (например, обрядовый фольклор, заговоры,народная драма), но другие находят новое место в жизни. Рождаются и новые формы художественнойкультуры народных масс. Интенсивно развивается Художественная самодеятельность (хоры,хореографические коллективы, народные театры и т.д.), имеющая другую природу, чем Н. т., но отчастииспользующая его наследие. Созданные за многие века высокие образцы Н. т. сохраняют значение вечноживого культурного наследия, сокровищницы художественного опыта народных масс.

Народное поэтическое творчество — массовое словесное художественное творчество того или иногонарода; совокупность его видов и форм, обозначаемая в современной науке этим термином, имеет и др.названия — народная словесность, устная словесность, народная поэзия, фольклор. Словесноехудожественное творчество возникло в процессе формирования человеческой речи. В доклассовомобществе оно тесно связано с др. видами деятельности человека, отражая начатки его знаний и религиозно-мифологических представлений. В процессе социальной дифференциации общества возникли различныевиды и формы устного словесного творчества, выражавшего интересы разных общественных групп и слоев.Важнейшую роль в его развитии играло творчество трудовых народных масс. С появлением письменностивозникла литература, исторически связанная с устным Н. т.

Коллективность устного Н. т. (означающая не только выражение мыслей и чувств коллектива, нопрежде всего — процесс коллективного создания и распространения) обусловливает вариативность, т. е.изменчивость текстов в процессе их бытования. При этом изменения могли быть весьма различными — отнезначительных стилистических вариаций до существенной переработки замысла. В запоминании, а также вварьировании текстов значительную роль играют своеобразные стереотипные формулы — так называемыеобщие места, связанные с определёнными сюжетными ситуациями, переходящие из текста в текст(например, в былинах — формула седлания коня и т.п.).

В процессе бытования жанры словесного Н. т. переживают «продуктивный» и «непродуктивный»периоды («возрасты») своей истории (возникновение, распространение, вхождение в массовый репертуар,старение, угасание), и это связано в конечном счёте с социальными и культурно-бытовыми изменениями вобществе. Устойчивость бытования фольклорных текстов в народном быту объясняется не только иххудожественной ценностью, но и медленностью изменений в образе жизни, мировоззрении, вкусах ихосновных творцов и хранителей — крестьян. Тексты фольклорных произведений различных жанровизменчивы (правда, в разной степени). Однако в целом традиционность имеет в Н. т. неизмеримо большуюсилу, чем в профессиональном литературном творчестве.

Коллективность словесного Н. т. не означает его обезличенности: талантливые мастера активновлияли не только на создание, но и на распространение, совершенствование или приспособление текстов кпотребностям коллектива. В условиях разделения труда возникли своеобразные профессии исполнителейпроизв. Н. т. (древнегреческие Рапсоды и Аэды, русские Скоморохи, украинские кобзари (См. Кобзарь),казахские и киргизские Акыны и т.д.). В некоторых странах Ближнего Востока и Средней Азии, на Кавказесложились переходные формы словесного Н. т.: произведения, созданные определёнными лицами,распространялись изустно, но текст при этом относительно мало менялся, имя автора обычно былоизвестно и часто вводилось в текст (например, Токтогул Сатылганов в Киргизии, Саят-Нова в Армении).

Богатство жанров, тем, образов, поэтики словесного Н. т. обусловлено разнообразием его социальныхи бытовых функций, а также способами исполнения (соло, хор, хор и солист), сочетанием текста смелодией, интонацией, движениями (пение, пение и пляска, рассказывание, разыгрывание, диалог и т.д.). Входе истории некоторые жанры претерпевали существенные изменения, исчезали, появлялись новые. Вдревнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни,заговоры. Позже возникают волшебные, бытовые сказки, сказки о животных, догосударственные(архаические) формы Эпоса. В период формирования государственности сложился классическийгероический эпос, затем возникли исторические песни (См. Песня), баллады (См. Баллада). Ещё позжесформировались внеобрядовая лирическая песня, Романс, Частушка и др. малые лирические жанры и,наконец, рабочий фольклор (революционные песни, устные рассказы и т.д.).

Несмотря на яркую национальную окраску произведений словесного Н. т. разных народов, многиемотивы, образы и даже сюжеты в них сходны. Например, около двух третей сюжетов сказок европейскихнародов имеют параллели в сказках др. народов, что вызвано или развитием из одного источника, иликультурным взаимодействием, или возникновением сходных явлений на почве общих закономерностейсоциального развития.

Вплоть до позднефеодальной эпохи и периода капитализма словесное Н. т. развивалось относительнонезависимо от письменной литературы. Позже литературные произведения активнее, чем прежде,проникают в народную среду (например, «Узник» и «Чёрная шаль» А. С. Пушкина, «Коробейники» Н. А.Некрасова; см. также об этом в ст. Вольная русская поэзия, Лубочная литература). С др. стороны,творчество народных сказителей приобретает некоторые черты литературы (индивидуализация характеров,психологизм и т.п.). В социалистическом обществе доступность образования обеспечивает равнуювозможность раскрытия дарований и творческой профессионализации наиболее одарённых людей.Разнообразные формы массовой словесно-художественной культуры (творчество песенников,частушечников, сочинение интермедий и сатирических сценок и т.п.) развиваются в тесном контакте спрофессиональным социалистическим искусством; среди них определённую роль продолжают играть итрадиционные формы словесного Н. т. Многовековое бытование обеспечило непреходящую художественнуюценность и длительное существование таких песен, сказок, преданий и т.д., которые наиболее яркоотражают особенности духовного склада народа, его идеалы, надежды, художественные вкусы, быт. Этимобусловлено и глубокое воздействие словесного Н. т. на развитие литературы. М. Горький говорил: «...Начало искусства слова — в фольклоре» («О литературе», 1961, с. 452). О записи Н. т., его изучении иметодологических принципах изучения см. Фольклористика.

День Петра и Февронии

 

летоеще

Народно-православный праздник, отмечается 8 июля. Традиции праздника: купаться без оглядки, т.к. считалось, что в этот день последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов и засыпают. После купальских игр определялись пары суженых, и этот день покровительствовал семье и любви, кроме того, в старину с этого дня и до Петра игрались свадьбы. Первый покос - день всякой нечисти такой как: ведьмы, русалки, оборотни и многие другие. Отмечается 8 июля (25 июня по старому стилю). Пётр и Феврония — православные покровители семьи и брака. Согласно календарю восточнославянских народных праздников, соотносящемуся с православным, это день первого покоса. Считалось что в этот день последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов, поэтому купаться уже было безопасно. В Российской Федерации с 2008 года 8 июля отмечается День семьи, любви и верности. Поговорки: впереди сорок жарких дней, после Ивана не надо жупана, коли в этот день идёт дождь, то будет хороший урожай мёда, свиньи и мыши сено едят — к худому покосу. Масленица

весна

Славянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом. Цель праздника - прощание с зимой. Традиции: печь блины, ходить в гости, устраивать застолья, кататься на санях и санках, наряжаться, сжигать или хоронить чучело Масленицы. Празднуется с мясопустной субботы по прощёное воскресенье. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота, со стимуляцией плодородия связана третья сторона Масленицы — поминальная.

Пасха

весна

Древнейший христианский праздник, главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. Празднуется в первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта. Традиции: освящение крашеных яиц и куличей, приветственное целование. Большинство пасхальных традиций возникли в богослужении. Размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста— времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи. В конце 19 века в России стало традицией отправлять тем родным и знакомым, с кем не сможешь христосоваться, на Пасху как основной праздник пасхальные открытые письма с красочными рисунками.

· 1—6 и 8 января — Новогодние каникулы

· 7 января — Рождество Христово

· 23—25 февраля — День защитника Отечества

· 8—11 марта — Международный женский день

· 29 апреля—2 мая — Праздник Весны и Труда

· 9 мая — День Победы

· 10—12 июня — День России

· 3—5 ноября — День народного единства

· 30—31 декабря — Новогодние каникулы

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: