Б.Юхананов: Интервью с Александром Башлачевым. 1986




 

Это интервью имело конкретную цель. Оно было записано весной

1986 года для спектакля "Наблюдатель", который был задуман как

роман о рок-музыканте. Было написана пьеса, и потом она пошла в

такую своеобразную творческую разработку внутри работы над

спектаклем. Автор этой пьесы -- Леша Шипенко, и я как режиссер.

Мы вместе работали надо этой темой. Там много всего было сдела-

но. Как раз в это время Саша часто бывал в Москве, и я решил с

ним встретиться, чтобы накопить звуковой и одновременно смысло-

вой документальный материал для этого спектакля. Кроме того,

была идея, что Саша будет участвовать в нем... Мы встречались

в основном ночами, бродили...

Он был в очень светлом и прекрасном состоянии. Его внут-

ренние вибрации были в тот момент, как мне кажется, на пределе

-- очень позитивны, и свет шел очень сильно. И вот мы решили у

Андрюши Пастернака в студии ВТО сделать очень качественную за-

пись с ним, а потом с Борей Гребенщиковым специально для этой

работы, чтобы обработать материал и как бы матрицу собрать. Это

не интервью для газеты, не интервью для журнала, это парадок-

сальная такая вещь -- интервью для спектакля. Фактически очень

оригинальный жанр оказался, ну и по-своему совершенно магичес-

кий.

В частности, мы спрашивали про смерть, потому что сам сю-

жет спектакля -- миф. Центральный миф заключался в том, что му-

зыкант исчерпывает в себе музыку и жизнь. И это я спрашивал

напрямую у Саши, чтобы получить возможность аранжировки самой

темы. И получилось так, что это интервью углубилось в процессе

самого разговора совершенно неожиданно для нас и вышло на до-

вольно предельные темы, не запланированные ни нами, ни Сашей и

не относящиеся к актуальным моментам нашего бытия в это время.

Тем самым, я считаю, что это интервью как бы оказалось всем нам

продиктованным. Вот этот способ нашего разговора оказался нам

продиктованным, я абсолютно в это верю, если говорить серьезно.

Спектакль был сделан. Саша умер. Я оставил это интервью в

спектакле. Оно целиком идет как фонограмма на протяжении всех

пауз. Все перерывы, все паузы спектакль жил в квартире. Спек-

такль, надо признаться, не родился, т.е. он был сделан, игрался

в форме последней репетиции, но в последний момент нам пришлось

уйти из театра Васильева, и получилась такая странная и по-сво-

ему драматичная рифма ко всей этой истории, записанная там. Он

принял на себя во многом темы, которые обсуждал в себе сам этот

спектакль.

Б.Юхананов

 

 

--------------------------------------------------------------

Б.: Если говорить о явлении субкультуры, явлении

рок-н-ролла... По всей стране, в каждом городе есть свой кол-

лектив, который что-то делает. И удивительно -- нет плодов.

Растут деревья, все что-то выращивают, поливают, и практически

нет плодов. Явление рок-музыки -- гигантское явление, все зах-

лестнуло, волна за волной идет. Плодов никаких, три-четыре име-

ни, может быть, пять-шесть.

И эти люди, на мой взгляд, исключают явление рок-культуры.

Они не поддерживают его -- просто исключают, зачеркивают, пото-

му что оказывается, что все остальные занимаются беднейшей по

содержанию и нелепой по сути деятельностью. Почему? Потому что

люди не задают себе вопроса "зачем?", люди задают себе вопрос

"как?". Да как угодно, в каких угодно формах! Но они постоянно

уходят от вопроса "зачем?". Потому что стоит только задать его

себе, как оказывается, что король-то -- голый. Его даже чаще

вовсе не оказывается. Мы путаемся в рукавах чужой формы без

конца.

Я подхожу к музыке безусловно с точки зрения литературной,

с точки зрения идеи, цели прежде всего. И, вероятно, я все-таки

отвечаю себе на вопрос "зачем?". Это главный вопрос. А на воп-

рос "как?" можно отвечать без конца. И любая форма прекрасна

там, где она должна расти, где у нее есть корни.

Каждую песню надо оправдать жизнью. Каждую песню надо обя-

зательно прожить. Если ты поешь о своем отношении к любви, так

ты люби, ты не ври. Если поешь о своем отношении к обществу,

так ты так и живи. А все остальное -- спекуляция. Спекуляция на

чужих формах, до которых дошли твои старшие товарищи, доехали

до каких-то вещей, до каких-то оборотов, и вот ты тоже начина-

ешь тянуть это дело. Зачем? Это все соблазн, великий соблазн.

Конечно, когда какие-то люди так здорово все делают, хэви,

хард, все что угодно... Действительно интересно, и все гото-

венькое. И на готовенькое люди идут. Но нельзя оправдать сла-

бость мелодий, текстов, идей или отсутствие их полнейшее тем,

что это якобы рок-поэзия, якобы рок-культура, и вы в этом ниче-

го не понимаете, это совершенно новое явление. Если это искусс-

тво... хотя "искусство" тоже термин искусственный. Искус... Ес-

ли это естество, скажем так, то это должно быть живым. И с точ-

ки зрения естества, авторского естества, не выдерживает никакой

критики большинство групп, которые я, например, вижу в Москве,

хожу вот на концерты. В Ленинграде точно так же, в других горо-

дах -- тем более, потому что провинция у нас не понимает, не

чувствует своей души, своих особенностей. Как весь этот русский

рок так называемый до сих пор не чувствует своей души, своего

назначения, своей идеи.

Я в Сибири, например, встречаю безусловно талантливых лю-

дей, которые не понимают сути своего таланта и пытаются его об-

лечь в чужие для них формы. То есть они шлифуют свой талант, но

совершенно не те грани, они вычесывают его. Их слепит... Их

слепит то, что привлекает их в западной музыке. Но каждый чело-

век индивидуален. Каждый человек -- удивительная личность сам

по себе, если он пытается понять свое место и поставить себя на

это место.

Вложить свою душу, а не чужую, не заниматься донорством,

пить чужую кровь и пытаться пустить ее по своим жилам. Ничего

хорошего из этого, как правило, не выходит.

У нас сложная ситуация в музыке. Если бы мы были обеспече-

ны студиями, возможностью выпускать пластинки, возможностью пе-

реводить идеи в продукцию... Но это другой вопрос.

Ю.: Но это связанные вещи.

Б.: Да, это такая сложность, которую, на мой взгляд, не

удалось преодолеть никому. Либо тебе тратить энергию на то,

чтобы что-то купить, чем-то зарядиться, либо... Или тебе на

сторублевом "Урале" что-то делать, или на акустической гитаре.

Такая проблема. И получается как-то или одно, или другое. Мы

постоянно лежащие боксеры. Как только пытаемся привстать, опять

посылают в нокдаун. Но это не нокаут. Раз кто-то пытается

встать, до нокаута еще далеко, и, наверное, нокаута не получит-

ся никогда. В рок-музыке еще достаточно много пороха, я бы даже

сказал, сырого пороха, который еще нужно сушить. А чем сушить?

Чем угодно, своими словами, сухими дровами. Вот. Понять, чем

его сушить. А без него пуля опять же не полетит.

Ю.: Ты призываешь вернуться к чему-то изначальному?

Б.: Я призываю вернуться, но по спирали. В нашей музыке

сейчас происходит процесс, сходный с тем, что происходило в му-

зыке западногерманской или в музыке любой страны, не говорящей

на английском языке.

Те молодые люди -- поляки, или венгры, или западные немцы

-- точно так же реагировали на рок-музыку, как и мы. Но при ус-

ловии, что им было легче это делать. Среда располагала к этому,

они не встречали трудностей, барьеров. Вернее, барьеры были, но

только творческие. Они сталкивались только с творческими проб-

лемами. У нас же, прежде чем добраться до творческих проблем,

нужно ой-ой-ой через какую трясину продраться.

И, может быть, не стоит тратить силы на то, чего мы никог-

да, вероятно, не достигнем. Собственно, суть пока не в формах,

а в содержании. И надо просто возвратиться к содержанию. Рок

тоже родился не с усилителем "Фендер" в рюкзаке. Он родился

точно так же.

Ю.: Заново родиться?

Б.: Ну да. Мы еще даже не родились. То, что мы делаем, это

еще не рождение, это эскизы, попытки, макеты. Эмбрионы.

Ю.: Но на пути к творчеству, о котором ты говоришь, явно

возникает социальный фактор, и он нам очень сильно мешает...

Б.: Безусловно, мешает. Правда, чувствуется иногда теплый

ветерок, это радует, но это...

Ю.: Политика пряника и палки.

Б.: Да, политика одного пряника и пяти палок, я бы сказал.

Ю.: И этот социальный фактор ведет к вторичности, к Запа-

ду... Почему они играют Запад? Это же и социальный фактор да-

вит.

Б.: А вот, по-моему, наоборот. Фактор запретов должен на-

толкнуть на мысль, что не стоит. Если мы не можем делать так,

как на Западе, -- хотя бы по формам, -- то и не стоит этого де-

лать. Надо найти содержание свое и вложить его в совершенно но-

вые, иные формы. Как это произошло в Западной Германии -- они

сначала тоже стали подражать, играли на английском языке те же

вещи, что и Битлз, и Роллинг Стоунз, и вся эта плеяда. Потом --

перешли к технологии наивного перевода. То же и у нас, и это

был прогрессивный шаг -- технология наивного перевода, пели о

том же, о чем пели за кордоном, только по-русски -- пытались

перевести чуть-чуть ближе, находить свои эквиваленты, что ли...

Поют там о жизни в Чикаго, а мы о жизни в Чикаго петь не будем,

мы будем петь о жизни в Москве. Но это все равно не то, это не

жизнь в Москве, это не жизнь Москвы, не жизнь наших улиц, не

жизнь наших площадей. И тем более не жизнь третьей столицы. Вот

есть Ленинград, Москва, и существует третья столица -- это вся

Россия. И получалась не жизнь третьей столицы, а придуманная, в

общем, жизнь.

Но это все естественно, это все болезнь роста.

Ю.: Когда ты говорил обо всех, ты одновременно говорил и о

себе. Но ведь ты не можешь существовать на энергии отказа от

того, что другие не нашли. Значит, ты что-то нащупал.

Б.: Это смело сказано, но мне кажется, что я пытаюсь это

делать. Я хочу связать новое содержание, ветер времени, ветер

сегодняшних, завтрашних, вчерашних дней... собственно, это один

ветер. И одно поле. И на этом поле я хотел бы найти свою бороз-

ду, бросить туда зерно своего представления о тех или иных ве-

щах, происходящих вокруг меня. И чтоб зерно дало росток.

Конечно, это не будет принципиально новая форма, потому

что принципиально новые формы невозможно придумать. Это будет

развитие прежних. Частушка и рок-н-ролл -- я просто слышу, нас-

колько они близки. Когда я слушаю Боба Дилана, я слышу в нем

русскую песню, и не только русскую народную песню, я просто

слышу в нем корень и вижу, что от этого корня идет.

Почему негритянская музыка нам близка, мы же никогда не

были в Африке... Но мы чувствуем, что это естество, что это не

искусство, что это не придумано. Главное, чтобы пела душа. А

там будет видно, какая твоя душа. Ты не думай о том, как это --

петь, заставь петь свою душу, и все. Как бы она ни спела, это

окажется верным. Если она будет брать чистые ноты и ты не бу-

дешь ей мешать.

И я не придумываю форм, тут поиск-то нерациональный, раци-

ональный обязательно приведет в тупик.

Ю.: У тебя есть чувство отпущенного времени?

Б.: Отпущенного мне времени?

Ю.: И тебе, допустим.

Б.: Я бы сказал так. Я бы сказал, что нужно туже вязать ту

нить времени, ту, которая связывает каждого из нас со всеми и

со своим временем. Если ты ее потеряешь, то все.

А собственно, любой нечестный поступок, любая спекуляция

ведет к потере.

Ю.: В чем содержание спекуляции?

Б.: Содержание в том, что люди не отвечают себе на вопрос

"зачем?", просто бегут от этого вопроса. Потому что стоит толь-

ко поставить вопрос -- зачем? -- и все. Может оказаться, что

действительно незачем. Просто незачем, и пора идти домой и за-

думаться.

Ю.: А с чем связано у тебя это "зачем"?

Б.: Совершенно с конкретным понятием.

Ю.: Выговорить эту жизнь?

Б.: Нет. Жизнь так прекрасна, жизнь так велика, что ее ни-

когда никто не выговорит.

Ю.: Но разве искусство не бесцельно?

Б.: Конечно, нет. Искусство связано с любовью. Ты должен

делать то, что ты любишь. Любить то, что ты любишь в этой жиз-

ни, и об этом петь. Ты не можешь врать в любви. Любовь и ложь

-- несовместимые вещи. Если я люблю, я стараюсь находить те

слова, которыми мне не стыдно говорить о своей любви.

Ю.: Но там, где любовь, там же и ненависть.

Б.: Ненависть -- это особенная любовь. Любое чувство заме-

щано на любви, и тот же страх... Любое чувство так или иначе

представляет из себя ту или иную форму любви. Ненависть -- это

просто оскорбленная любовь. И нужно петь о любви, о любви к

жизни... или о нелюбви. Но факт тот, что ты готов бы полюбить,

да вот, к сожалению, пока не можешь. Что-то не позволяет, со-

весть тебе не позволяет любить те или иные вещи, пока они нахо-

дятся в том виде, в котором они находятся. Не стоит мутить воду

в себе. Любовь -- она может быть сколь угодно грубой, сколь

угодно ненавистью, жесточайшей даже ненавистью, но это не будет

жестокостью. Жестокость только тогда, когда нет выхода. Ты

сколько угодно можешь ткнуть человека лицом в ту грязь, в кото-

рой он находится, вымазать его в том дерьме, в котором они си-

дит. Но потом ты должен вывернуть его голову вверх и показать

выход, дать ему выход. И это зависит от тебя и от того, нас-

колько он тебя поймет. Ты обязан говорить так, чтобы тебя поня-

ли те, на кого ты собираешься повлиять. Ты обязан делать так,

чтобы поняли тебя и поняли твою любовь. Ты должен заразить сво-

ей любовью людей, дать понять людям, плохим людям, что они тоже

хорошие, только еще не знают об этом. Я говорю о себе, потому

что я очень люблю жизнь, люблю страну, в которой живу, и не

мыслю себе жизни без нее и без тех людей, которых я просто ви-

жу. Я всех люблю на самом деле, даже тех, кого ненавижу. Едва

ли я смогу изменить их своими песнями, я отдаю себе в этом от-

чет. Но ничего не проходит бесследно. И пусть это будет капля в

море, но это будет моя капля и именно в море. То есть я ее не

выпью сам.

Если я брошу свое зерно, и оно даст всходы, и будет не од-

но зерно, а -- сколько там в колосе зерен, десять, или трид-

цать, или пятьдесят, -- я считаю, что прожил не зря. Это и есть

цель. Я пытаюсь, слушая свою душу, не глушить ее и петь так,

как поется. И ничего не придумывать! Это моя беда, если есть

цель и не поется. Так бывает, потому что не всегда хватает та-

ланта сочинять музыку, стихи и заниматься творчеством. Но это

невероятно вредный предрассудок -- связывать любовь и талант со

сферой искусства. Все, что сделано без любви, не нужно жизни.

Ты хочешь делать музыку, а у тебя это не получается. И тут не-

чего плакать. Просто надо понять, что это не твое место, и

найти свое. Не знаю, где, но там, где не хватает честных людей,

а честных людей не хватает везде. Если ты чувствуешь в себе лю-

бовь, ты люби и рассказывай о ней. Если ты что-то ненавидишь,

а, как мы поняли, это тоже любовь, рассказывай об этом. Но

честно, слушая себя, не пытаясь придумывать какие-то немыслимые

образы, совершенно самопаловые культуры создавать. Жизнь есть

жизнь, и она не простит тех, кто думает о ней плохо. Только тех

она не простит. Жизнь свое возьмет. И поэтому мне не нужны пес-

ни, в которых я не слышу любви. Это пустые песни, даром убитое

время, даром прожженная жизнь. Это называется "коптить небо",

действительно сжечь себя, свои дрова, но сжечь их впустую. Ни-

чего у тебя на плите не стояло, и ты просто прокоптился. Это и

называется "коптить небо". А небо коптить не надо, его цвет нас

пока устраивает.

Ю.: А из тех песен, которые ты слышишь, ты хоть где-то на-

ходишь то, что можешь взять?

Б.: Конечно. Я очень люблю Бориса Гребенщикова, хотя мы с

ним совершенно разные люди.

Ю.: Он поет о любви?

Б.: Безусловно. Он поет о своей любви. А я уважаю любую

любовь. Понимаешь? Любую.

Ю.: А у Макаревича?

Б.: И у Макаревича тоже о любви. И у негров с Ямайки о

любви. Я нахожу это у всех, у кого о любви.

Ю.: А глум может быть любовью? В наших корнях та же час-

тушка, подчас там и глум есть, и ерничество. В наших корнях не

только любовь и не только ненависть. Или только любовь?

Б.: Не существует чистой любви во плоти. Всегда что-то

примешивается. Невозможно играть на одной ноте, скажем так.

Есть некая доминанта и вокруг нее масса того, что составляет из

себя музыку. Любовь, скажем, как тональность. Если задать как

тональность любовь, взять некую верную ноту-любовь, которая бу-

дет единственно верной и определяющей нотой, то все, что вокруг

нее, -- все это и будет жизнь. Но на одной ноте ничего не сыг-

раешь. Точно так же как одной любовью совершенно невозможно

жить. Это определяющая сила, самая великая сила. Любовь в каж-

дом из нас есть любовь к одной и той же жизни. Но в каждом из

нас и все, что плюс к любви, что в тебе еще есть. Поэтому можно

долго рассуждать: глум -- любовь или не любовь. Это уж какой

замес, какое в тебе тесто! Тесто же бывает совершенно разное,

смотря для чего -- пирожок испечь, или длины, или белый хлеб,

или черный. Все это нужно в жизни. Но в основе все равно зерно.

И любовь есть зерно, а все остальное зависит от того, какую за-

дачу ты перед собой ставишь. И надо понять, какая задача перед

тобой стоит, какая дорога тебя ведет, куда тебя дорога ведет.

Она же тебя именно ведет, ведет за душу. Как тебя мама за руку

ведет, так и дорога ведет тебя за душу. И ты иди, шагай.

Ю.: Ты хочешь жить по своей дороге. Скажи, вот ты сейчас

как затеял свою жизнь?

Б.: Да знаешь, я дышу и душу не душу. Я стараюсь не врать

ни в песнях, ни в жизни, я стараюсь не предать любовь. Это са-

мая страшная потеря -- потеря любви, любви к миру, к себе, к

людям, к жизни. Я это только обретаю. Я жил всю жизнь больным

человеком, темным, слепым, глухим. Я очень много не понимал. И

вот я просто понимаю тех людей, которые занимаются музыкой.

Ю.: А встречались ли тебе гении-разрушители? Которые на

вопрос: имеешь ли право? -- могут ответить: нет, не имею, но

могу. И разрушает он гениально. И, может быть, в этом разруше-

нии он открывает какую-то жизнь?

Б.: Любое разрушение естественно. Истина рождается как

еретик, а умирает как предрассудок. И этот предрассудок иногда

нужно разрушать. Я убежден, что человек, имеет ли он право на

разрушение или даже не имеет, он наверняка разрушает предрассу-

док. Ни один нормальный человек не станет разрушать ту или иную

истину, не станет топтать росток. Сухие деревья он будет дейс-

твительно обрубать, чтоб дать дорогу новым.

Ю.: Он может уничтожить себя как предрассудок?

Б.: Понимаешь, в конце жизни каждый уничтожает себя как

предрассудок.

Ю.: Все-таки ты рассказываешь бой. Если он идет... что бу-

дет дальше?

Б.: Если пользоваться сравнением с боем, то каждый нахо-

дится на линии фронта, буквально, действительно на передовой.

Каждый музыкант находится так или иначе на передовой. Но самое

главное -- не быть слепым и не ждать ни от кого приказов. Ты

можешь сидеть в окопе, и все уйдут вперед, а ты все будешь

ждать приказа. Каждый должен сам себе скомандовать: вперед! в

атаку! А для того, чтобы атаковать, надо знать, куда бежать,

нужно знать цель. Видеть реальную цель, которую ты должен пора-

зить. Но, конечно, у всех свои функции, свои задачи -- есть са-

перы панк-рока, есть гусары, есть пехота, есть истребители,

есть бомбардировщики. И единого фронта быть не должно. И поэто-

му я несчитаю, что все должны заниматься тем, чем я или Борис

Гребенщиков. Таким образом мы просто оголим остальные участки

фронта. Но речь идет о том, чтобы все-таки держаться этой линии

фронта, видеть пред собой цель и не сидеть в окопе.

Ю.: Ты хочешь быть с гитарой или с группой?

Б.: Я не могу решить сейчас, нужно ли мне создавать груп-

пу. Из кого? Я не могу делать это формально, не в туристическую

поездку собираемся. Лично у меня нет таких людей, они ко мне

как-то не пришли. Если появятся, я скажу -- очень хорошо, если

придет человек и сыграет так, что я почувствую, что он меня по-

нял душой, у него душа в унисон с моей. Если получится, я буду

рад, это будет богаче... Если будут друзья и они будут любить

то же самое, значит, мы будем сильнее. Но я могу петь с гита-

рой.

Ю.: Мир, в котором ты живешь, -- какой он? Или каждый из

нас существует в своем мире?

Б.: Я тебе скажу еще раз, что начал ответ на этот вопрос

год назад. На этот вопрос нужно отвечать всю жизнь. И человек,

взявший в руки гитару, начал ответ, начал беседу с теми, кто

рядом с ним. То есть он решил, что его душа вправе говорить в

голос. Вот, собственно, зачем? Затем, чтобы ответить на этот

вопрос -- "зачем?". И я буду отвечать на него всю жизнь. И в

каждой песне я пытаюсь ответить, и каждым поступком, каждой

встречей. С утра до вечера, каждый день. Это работа души -- от-

вет на вопрос, в каком мире ты живешь и каким ты хочешь его

видеть. Ну и давай я еще так отвечу. Я скажу, что живу в мире,

где нет одной волшебной палочки на всех, у каждого она своя. И

если бы все это поняли, мы смогли бы его изменить. Мир стал бы

для каждого таким прекрасным, какой он и есть на самом деле.

Как только мы поймем, что в руках у каждого волшебная палочка,

тогда она и появится в этом мире. Это утопия, казалось бы. Но

за этим будущее.

Ю.: А скажи, ты мог бы уйти, вот как в этой пьесе... У те-

бя бродячая жизнь сейчас.

Б.: Да, конечно, я у жизни в гостях.

Ю.: А ты хотел бы получить вдруг такую дачу с аппаратурой?

Б.: А кто против? Никто не говорит о том, что нужно отка-

заться от еды, от одежды, надеть вериги и ходить по мукам. Но

какой ценой? Вопрос. Конечно, я был бы рад, если бы мне не

пришлось задумываться о том, где я завтра запишу свои песни. Но

раз это не так, я принимаю все как есть. Мир прекрасен. Жизнь

прекрасна.

Ю.: А как тебе кажется, в этой стране вообще возможен рок?

Б.: Есть формы рок-н-ролла, блюза, и мы должны вырасти из

них, любим-то мы все равно немножко другое, это естественно, мы

должны петь о том, что любим, но при условии, что время не кон-

чается за границами нашей родины. Везде один и тот же ветер --

попутный.

Ю.: Я встречал таких людей, которые стали играть нью-вейв

до того, как услышали его с Запада. Значит, они могут существо-

вать на этих формах?

Б.: Но в этих формах, как правило... Пожалуйста, я не спо-

рю, дайте, покажите, но ведь этого не происходит. И, естествен-

но, я делаю вывод, что в этих формах наше содержание не держит-

ся.

Ю.: То есть нужна какая-то принципиально русская?

Б.: Это настолько же принципиально, насколько и нет. Вот

слово времени, время говорит свое слово. Там его легче словить

и назвать его -- дать какую-то форму. Они дух времени поймали

верно. И, конечно, он нас касается. Но словили-то они его в

своих формах! Нам надо тот же самый дух времени словить просто

в своих.

Ю.: Но ведь дух времени -- это не дух нашего времени.

Б.: Но почему?

Ю.: В этой комнате один дух; если она заперта, дух стано-

вится еще более терпким. А если мы откроем двери и окна, тогда

дух этой комнаты станет духом улицы или пространства вокруг до-

ма. Но пока это пространство спертое, и дух здесь спертый.

Б.: Правильно, все правильно. Но ведь и там, и и там воз-

дух, все равно любой дух замешан на воздухе. "Дух времени" как

воздух. Тут все очень спорно. Какова любовь? Кто как представ-

ляет себе любовь, жизнь, у всех свои комплексы, проблемы, лич-

ные там, детство трудное... Это все другое дело. Если говорить

о каких-то принципах, все-таки... Зачем ты играешь музыку рег-

гей, ты живешь в Норильске. Раз ты играешь реггей, так ты давай

снимай с себя тулуп и ходи в набедренной повязке в Норильске.

Ты должен прожить песню, проживать ее всякий раз. Но в паруси-

новой шляпе по снегу, по тайге никто не пойдет. А раз не пой-

дет, значит, надо петь песни ушаночки и вот этого тулупчика. Ты

не должен делить себя на себя и песню, это не искусство, это

естество. Для меня вот это -- критерий. Ты не можешь внедрить в

себя инородное тело, как бы оно тебе ни нравилось. Я бы, может

быть, хотел, чтоб у меня вырос хвост. Может быть, мне было бы

удобно отгонять им назойливых мух. Но он у меня не вырастет.

Кто-то, видимо, рванет вперед, кто-то покажет форму новую,

естественную. Тут мы не должны форсировать.

Понимаешь, истина никогда не лежит между двумя противопо-

ложными точками зрения, они всегда истинны. Всегда существуют

две противоположные друг другу истины, и каждая из них абсолют-

но верна по-своему. То, что истина лежит где-то посередине, --

это вздор. Между ними -- не истина, между ними -- проблема. И

как только ты ее решаешь, эти две истины примиряются естествен-

ным образом. К проблеме сразу возникает контрпроблема, и так

далее. Утверждая то или иное положение, мы просто должны пом-

нить, что существует контристина, которая безусловно важна. И

когда я говорю, что мы не должны форсировать намеренно, это

правильно, но также правильно и то, что мы должны вести посто-

янный поиск. Слушать свою душу. И когда мы говорим, что мы

должны на национальной почве что-то делать, это так же верно,

как и то, что мы не должны. Почему, например, я, русский чело-

век, терпеть не могу славянофилов? Потому что любое фильство

предполагает какую-то фобию. А я не в состоянии мириться ни с

какой фобией, я вне фобий. То же самое и с формами. Надо учиты-

вать эти две истины и решать проблемы между ними. Найти содер-

жание сначала.

Ю.: Сашка! А как ты произошел? Я не знаю, как точно сфор-

мулировать, чтоб вопрос звучал не совсем банально...

Б.: Ясно. Почему я решил писать песни? Да? Или что?

Ю.: Да, вот как это случилось?

Б.: А почему человек начинает обычно сочинять песни? Я по-

лагаю, только потому, что он живет, живет, и вдруг понимает,

что ему хотелось бы слушать такие песни, которых нет. Или ви-

деть картины, или смотреть спектакль. И человек думает: "Почему

же до сих пор никто этого не сделал?". А потом думает: "А поче-

му бы мне не сделать это самому?". И пытается так или иначе.

Надо трезво просто понимать, можешь или нет. Если не можешь --

не делай, найди в себе силы, это гораздо сложнее. Вот у тебя

душа вырастет в тот момент, когда ты поймешь, что тебе не стоит

этого делать, тебе просто надо работать с собой -- не книжки

там читать, а понять, кем ты должен быть. Просто быть хорошим,

добрым человеком, честным по отношению к своим близким, знако-

мым. Это главное, это просто.

Если любишь постоянно, с утра до вечера, каждую секунду,

это просто то, что дает тебе счастье, дате тебе силы жить, силы

радоваться. И быть нормальным, открытым, честным человеком. Это

единственная вещь, которая всегда с тобой. Тебе должно быть

стыдно делать дурной поступок, потому что любовь всегда с то-

бой, как ты можешь ее обмануть, глушить в себе жизнь. Глушить

талант, то, что у тебя болит, то, что тебя беспокоит. Может, ты

боишься понять, боишься почувствовать это, боишься справиться с

собой. А душа-то в тебе болит, душа-то в тебе говорит: давай,

шагай, что ты сидишь в своем окопе, все в атаку идут. А душа у

тебя болит потому, что она чувствует, что она не на месте, и ей

надо найти свое место. А ты ее глушишь, не слышишь. А она все

равно не уйдет, все равно в конце концов раскаешься. Дай Бог,

чтоб было не поздно, потому что это трагедия -- не услышать

вовремя душу. У тебя -- душа, любовь над тобой. И должно быть

просто стыдно. Если всем станет стыдно...

Ю.: Может ли быть в твоей жизни история, когда свет по-

меркнет?

Б.: Нет, такого не может быть. Еще раз говорю|: это только

от меня зависит.

Ю.: Ты уверен в том, что ты его удержишь?

Б.: Конечно. Я удержу его в своих руках. Потому что я

только этим и занимаюсь, и все мои песни, поступки направлены

на то, чтобы удерживать свет, и они с каждым днем должны быть

все более сильными, чтобы его удерживать. Тут не проедешь на-

легке с пустым разговором. Я не верю тем людям, кто не страдал.

И даже тем, кто очень страдал. Тут вопрос в том, что кровь ль-

ется либо напрасно, либо нет. И если даже собственная кровь с

человека льется как с гуся беда, ты ничего не понял в жизни. Ты

не извлек урока, твои страдания бессмысленны. А все через стра-

дание -- когда душа болит, значит, она работает.

"Объясни -- я люблю оттого, что болит,

Или это болит оттого, что люблю?"

Невозможно объяснить -- потому что это одно и то же.

Ю.: Ты говоришь о двух истинах. А свет и тьма -- это не

две истины?

Б.: Да, конечно. Что такое свет и тьма? Тут очень легко

можно разобраться. Все, что впереди тебя, -- это всегда свет.

Сначала ты пройдешь половину пути через тьму. потом ты по-

лучишь ровно столько же света. Человек не расплачивается ни за

что совершенно. Не бывает, чтобы человек получил что-то в дар,

а потом ему приходится за это рассчитываться, отрабатывать.

Ничего подобного. То, что человек получил, -- это заработано.

Тень -- она всегда сзади. Если ты обернешься, сзади будет тьма,

а впереди всегда будет свет. Понимаешь, о чем речь? То место,

по которому ты идешь, всегда тьма. Свет всегда впереди. Граница

проходит прямо по твоим ногам. Если ты шагнул, ты шагнул во ть-

му, но одновременно ты ее и одолел. Почему любой удар ты должен

принимать как великий дар? Потому что если меня ударило, я

должен знать, что это -- удар судьбы. И его важно понять. По-

нять, для чего нужна эта жертва. Любой удар -- тебе в спину, и

не нужно оборачиваться, выяснять и сводить счеты, не нужно, не

стоит -- ты обернешься, а там тьма. И опять ты вернулся к себе,

к прежнему -- любой отрезок пути, каким бы светлым он тебе ни

казался, автоматически превращается в темный, как только ты его

прошел -- ты отбрасываешь тень назад.

Это дар -- любой удар. Раз тебя бьет, значит, тебе дается

возможность больше пройти, дальше. А если ты не сделаешь, собь-

ешься с курса, ты все равно вернешься по кругу на то же место.

В другой ситуации, естественно, с другими, может быть, людь-

ми... Но все равно будешь обязательно пытаться ту же задачу ре-

шить. Душа все равно ведет тебя за руку. Но ты иногда не пони-

маешь, куда она ведет, и немного сворачиваешь. Это ничего, мож-

но сворачивать. Тут милосердие. Как сам себя показал, ничего

кроме этого не получится, никто тебя не накажет больше.

Это очень трудно -- всякий раз по одному и тому же месту.

Как только человек начинает чувствовать боль, он сразу начинает

бояться этой боли. Это талант, талант-то в нем режется, душа в

нем режется для того, чтобы прорвать себя и ощутить себя частью

целого. Не то чтобы слиться, а по формуле Я + все, каждый --

центр, совершенно индивидуальный, совершенно неповторимый.

Ю.: Вот ты сейчас рассказываешь движение, а в этом движе-

нии остаются песни, они этим движением рождаются?

Б.: Они не остаются потому, что они входят в чужие души.

Вот перед тобой песня. И раз ты ее понял, значит, твоя душа

захватила пространство и стала больше, то есть душа твоя рас-

тет. А вот потом, когда человек поймет, что он не просто инди-

видуальность, данность какая-то, а часть всего, когда душа рва-

нет из тела... Ты поймешь, что ты совершаешь еще один шаг в це-

лой цепи шагов, поймешь, что ты часть всего и что все будет

хорошо. Только не навреди себе, живи, работай, не думай, что

тебя лифт довезет. Лифт никого никуда не довез. Я же, собствен-

но, об этом пою и буду петь.

Тут вопрос стоит так: знает ли истину тяжкий путь позна-

ния, который нам предстоит пройти? В принципе, каждый из нас

знает эту истину изначально, эту истину знает душа. И пытается

тебе сообщить каждый день с утра до вечера. А ты должен ее слу-

шать, она тебе все скажет, все даст, даст силы любовью. Твоей

же любовью. Чем больше ты отдашь ей, тем больше будет даваться

тебе -- чтоб больше отдавал. Она тебе постарается сообщить

всякими путями. В том числе женщина. Что такое женщина? Это еще

один из языков, на которых с нами говорит мировая душа.

Ю.: Господь.

Б.: Ну да. Язык. Один из самых важных Его языков. Он с на-

ми говорит всякими разными приметами, все сообщает, и ничего

лишнего. Рисунок на этой пачке сигарет для кого-то наверняка

сыграет свою роль. Или песня -- сидишь ты вечером и слушаешь

Битлз. И врубаешься, что песня написана именно для этого вече-

ра, об этом вечере. Разговариваешь ты с человеком, а она совер-

шенно точно попадает в нерв вашей беседы. Можно даже не разго-

варивать, а послушать, какие там будут песни дальше, и понять,

чем у вас все кончится. Это просто многофункциональность. Это

просто потенциал, который еще раз перевел себя в кинетику, стал

реальным действом. Просто из века в век, из года и год, изо дня

в день общую мировую идею мы переводим в форму за счет таланта.

Талант -- способ перевода. А если говорить о программе... то

когда люди садятся играть в шахматы, всем ясно, что игра так

или иначе кончится матом. Или если ты сядешь играть с Каспаро-

вым, проиграешь в любом случае. Это, казалось бы, детерминиро-

вано, да, исход, результат, да. Но остаются подробности, ты же

сам решаешь, и он решает, какой пешечкой ходить.

А для того чтобы перевести потенциал, есть шахматы, есть

коробка, и мы должны сыграть. Перевели все это, реализовали ку-

сок потенциала. Все. Но для того чтобы игра шла, кто-то должен

играть белыми, кто-то черными, а иначе все перепутается. И поэ-

тому мы виноваты перед тем, кто вынужден быть плохим.

Допустим, я хороший, считаю себя хорошим, добрым, честным,

умным вроде Кука. Все правильно. Но кто-то ведь должен быть

плохим в таком случае. Иначе как, если все будут хорошими? Это

будет когда-нибудь. И это будет довольно страшно. Но будет.

Мы виноваты перед ними, они виноваты перед нами. Почему

понятие общей вины -- конечно, только поэтому.

Надо добиться, чтобы душа смогла говорить со всеми, чтобы

тебе было что-то дано. Надо показать, что у тебя чистые руки,

чтоб тебе можно было что-то вложить. Иначе тебе никто ничего не

вложит, потому что душа откажется, твоя же душа. Она тебя будет

сначала заставлять вымыть руки, и только потом она тебе что-то

в них даст. А ты всегда пытаешься что-то цапнуть, она не дает

-- значит, ты цапаешь чужое, раз она тебе свое не дает. Это ес-

тественно. Значит, ты берешь чужое. А чужое в твоих руках ни-

когда не будет живым, оно сразу мертвеет. Потому что ты только

часть своей души можешь нести вот так. Живую воду. А все ос-

тальное, что ты будешь где-то там черпать, будет мертвая вода

из чужих рук. Душа тебя сначала научит вымыть эти руки, чтобы

ты был готовым к тому, что она тебе должна дать. И только через

страдание. Это же очень мучительно осознать вдруг, что вроде

как я гитарист, у меня ансамбль, мы там играем, у нас название

<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: