Перечень вопросов для подготовки к экзамену
по дисциплинеОУД. 01 Литература проводится для студентов 1 курса (1 семестр), обучающихся по специальностям:
Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых
1. Специфика литературы как вида искусства. Самобытность русской литературы. Определение рода, вида и жанра. Лирика. Эпос. Драма. Характеристика жанров литературы.
2. Русская литература 19 века – вершина гуманизма. Пушкинская эпоха как расцвет русского Возрождения. Поэзия как непосредственное непреднамеренное восприятие жизни – спутница свободы 10 – 20-х гг. XIXв.
3. А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина:свобода и закон, тема поэзии и любви, смысл жизни человека и его путь в бессмертие.
4. Поэма «Медный всадник» - размышление Пушкина о личности и государстве, о свершениях в истории и судьбе отдельного человека. Петр и Евгений как герои-антиподы.
5. Контраст – основной принцип композиции «Медного всадника». Природа и человек в поэме. Два лика памятника и два бунта (стихии и маленького человека) как центральные события двух частей поэмы.
6. Биографические эпизоды и горькие выводы стихотворений М.Ю. Лермонтова «Молитва» 1829 г. («Не обвиняй меня всесильный…»), «Молитва» 1839 г. («В минуту жизни трудную…»), «И скучно, и грустно…» (1840).
7. Конфликт с обществом и энергия протеста М.Ю. Лермонтова. Война и природа в стихотворениях «Валерик» (1840) и «Сон» (1841).
8. Личность Н.В. Гоголя. Борьба добра и зла в душе человека, гений и злодейство(«Портрет»). Отношение Чарткова к бедности и своему труду в начале повести.
9. Сон и явь в повести «Портрет» Н.В. Гоголя. Победа души художника над злом, реализм в повести.
|
10. Появление Островского в период расцвета дворянской культуры. Жанр драмы как способ наиболее живого воздействия на широкий круг современников. Семья Кабановых. Деспотичный матриархат.
11. Конфликт серости, самодурства, невежества с неумирающей потребностью мыслить и чувствовать. Добролюбов, Писарев – о пьесе «Гроза» А.Н. Островского.
12. Судьба Кулигина. Провинциальный город в России. Оборотная сторона потребности людей к познанию мира при отсутствии знаний.
13. Роман «Обломов» И.А. Гончарова: параллели с жизнью автора. География жизни Обломова. Сцена с Пенкиным в петербургской квартире Обломова.
14. Жизнь как сон. Обломов и Штольц. Любовь Обломова. Ария «Castadiva».
15. Жизнь Обломова на Выборгской стороне. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Критика о романе Гончарова.
16. И.С. Тургенев. Самовластье матери и отсутствие родного дома в детстве. «На краю чужого гнезда».
17. «Отцы и дети» — общественный резонанс романа. Авторское отношение к миру «отцов» и «детей».
18. Изменение отношения автора к Базарову. Основные мотивы романа. Тема любви.
19. Тургеневские девушки и роковые женщины.
20. Тютчев - дипломат и поэт. Монархист и критик общественных порядков в России. Денисьевский цикл Тютчева. Природа, борьба космоса с «шевелящимся под ним хаосом».
21. Шеншин и бессмертие, данное именем Фет. «Лирическая дерзость» в поэтике Фета. Связь человека и природы. Времена года.
22. Романтическое мироощущение при саркастическом отношении к современной жизни и истории А. К. Толстого. Близость к русскому фольклору. Козьма Прутков.
|
23. Творчество Н. А. Некрасова. Поэт и гражданин. Родина в лирике. «Железная дорога». Идея поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
24. Н.С. Лесков «Трудное житие». Главный герой повести «Очарованный странник»: четыре преступления и расплата главного героя.
25. М.Е. Салтыков-Щедрин – чиновник и писатель. Ссылка в Вятку. Бюрократия в 19 веке и современном: «История одного города» и его экранизация.
26. «Премудрый пескарь», «Дикий помещик», «Как один мужик двух генералов прокормил»: фантастика и быль в «Сказках для детей изрядного возраста» М.Е. Салтыкова-Щедрина.
27. Ф.М. Достоевский. Христианское мировоззрение и путь греха. «Преступление и наказание»: «Тварь я дрожащая или право имею?!». Разделение наНаполеонов и остальных в романе Достоевского и истории 20 века.
28. История создания «Преступления и наказания» Ф.М.Достоевским. «Маленький человек». Соня Мармеладова – христианский дискурс романа.
29. Духовные искания Л.Н. Толстого. Интересные факты биографии. Семьи и антисемьи в романе «Война и мир».
30. Патриоты и лжепатриоты в романе «Война и мир» Ф.М. Достоевского. Капитан Тушин и Андрей Болконский: простой подвиг и поиски «своего Тулона». Партизанское движение на страницах романа. Тихон Щербатый – «дубина народной войны».
31. О причинах войны и генералах. Эпизод с дубом – раскрытие судьбы Андрея Болконского. Поиски себя Пьером Безуховым: на войне и в миру. Платон Каратаев – выразитель духовности автора.
32. А.П. Чехов – реализм на рубеже веков. Доктор и писатель. Рассказы А.П. Чехова – роль художественной детали: «Если в начале рассказа на стене висит ружье…». Новое отношение Чехова к теме «маленького человека». «Ионыч». Процесс омертвения человека.
|
33. Уходящая Россия и «новые хозяева» в пьесе «Вишневый сад». Монолог к шкафу. Метафора «вишневого сада».
34. Развитие реализма в зарубежной литературе Франции, Германии, Англии, США. Творчество Оноре де Бальзака. «Гобсек». И.В.Гете «Фауст».
35. Поэтика «остывших усадеб» в «Антоновских яблоках» И.А. Бунина. Начало эмиграции русской интеллигенции 20 века. Жизнь Бунина за границей.
36. «Закатная» цивилизация и образ «нового человека со старым сердцем» в романе «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунина. Притворная любовь – видимость счастья. Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей.
37. «Природный человек» в повести «Олеся» А.И. Куприна. Вечная любовь и любовь земная в повести «Гранатовый браслет». «Да святится имя Твое…».
38. «Мои университеты» - судьба Алексея Пешкова. «Люди дна» в творчестве М.Горького (пьеса «На дне», ее экранизация). Спор героев о правде и мечте.что лучше: жестокая правда Сатина или сладкая иллюзия Луки?
39. «Старуха Изергиль» - соотношение романтизма и реализма. Проблема любви, эгоизма, самопожертвования.
40. 20 век – модернизм: символизм, акмеизм, футуризм. Основные представители, характеристика литературных направлений.
41. А.Блок «Стихи о Прекрасной даме». «Незнакомка» - «В ресторане»: путь деградации.новые реалии России – «Фабрика».
42. В.В. Маяковский – «не мужчина, а облако в штанах». Пафос стихотворений «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Послушайте!», «Письмо Татьяне Яковлевой в Париж…». Цикл стихотворений «Люблю».
43. С.А.Есенин: от «Радуницы» до «Москвы кабацкой». Страницы биографии. Основные темы творчества. «Черный человек» В.В. Маяковского.
44. М. Цветаева и О. Мандельштам: схожесть судеб. Трагизм творчества.самоирония. «Мне нравится, что вы больны не мной», «Мы живем, под собою не чуя страны».
45. М.А.Булгаков: мистические страницы автобиографии. Замысел и нелегкая судьба романа «Мастер и Маргарита». Иностранный переводчик в советской Москве: критика москвичей.эпизоды с хоровым пением, валютным магазином и буфетчиком.
46. Нечистая сила зла и чистая сила любви в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Сила и слабость человеческая.проблема веры и безверия. Ершалаимские страницы: личность Понтия Пилата, его очеловечивание.
47. Казачество в годы войны на страницах романа-эпопеи «Тихий Дон» М.А. Шолохова. Путь главного героя к себе. Женские образы в романе.
48. А.Ахматова поэма «Реквием». Б. Пастернак и «Нобелевская премия».
49. Современный литературный процесс. Постмодернизм. (творчество П. Коэльо или В. Пелевина по выбору).