Есть такое полинезийское слово табу¦. У первобытных народов оно означало религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово. Нарушение этого запрета каралось либо сверхъестественными силами, либо людьми.
В наш обиход это понятие вошло просто как обозначение строгого запрета на что-то. Мне хочется порассуждать о педагогическом табу в свой собственный адрес. Поговорить о табу на то, что всегда дает отрицательный результат, что, как правило, загоняет любую проблему внутрь и не приводит к ее разрешению, хотя внешние результаты могут быть и заметны - послушание, согласие и т.д. Внутренних же результатов ждать почти бесполезно.
Существует особый мир детства со своими законами и особенностями, которые необходимо знать и принимать, тогда не будет необходимости попусту раздражаться, конфликтовать. В определенной степени лагерь отдыха - тоже школа, но особая, основанная на вольнице, добровольности, природности, интересе - на каникулярности. Переносить в лагерную систему чисто школьные традиции воспитательной работы неразумно: тут и фактор кратковременности, и длительная адаптация ребят друг к другу, к новому воспитателю... Да и сама атмосфера лагеря - любовная, веселая, озорная, обязательно другая в сравнении со школьной, от которой дети должны отдохнуть.
Увы, старые репрессивные традиции воспитания живы, например такая, как воевать с детьми, а не за детей. Мы ведь все равно проигрываем эти войны в любом случае. Следуя неумной тенденции вступать с ребятами в борьбу, горе-воспитатели не знают, что у ребят больше сил и времени сопротивляться, они умеют сплачиваться против взрослых. Не лучше ли идти по другому, результативному и гуманному пути - завоевывать ребят? Для этого есть простые заповеди каникулярной (и не только) педагогики:
|
- Улыбнись и тебе дети улыбнутся в ответ. Высвети в ребенке все доброе, опирайся на лучшее в нем.
- Бери ребят в советники и союзники, и они все будут делать вместе с тобой.
- Хвали. Похвала повышает самооценку.
- Доверяй и тебе будут доверять.
И так далее... Таких достаточно результативных заповедей, правил много. В хороших детских коллективах они передаются Lпо наследству¦ и украшают жизнь детей.
На что же, с нашей точки зрения, должно быть наложено беспрекословное табу в лагере?
На все штрихи казарменной педагогики принуждения и насилия над личностью ребенка.
На не соответствующие стилистике летнего лагеря приказы, команды, установки: Сейчас же перестань!¦, Еще одно слово, и ты вылетишь из комнаты!¦, Чтобы я этого больше не слышала!¦, Немедленно замолчите!¦ и т. п.
На угрозы, предупреждения, предостережения такого рода: Смотрите, как бы вам не стало хуже!¦, Если еще раз повторится, я вызову родителей!¦, Если по моей команде не выйдете из воды, больше никогда не будете купаться!¦ и др.
На безрезультатные нотации, нравоучения и нудные проповеди: Не забывайте, сколько на вас потрачено денег!¦, Ведите себя как подобает, на вас смотрят окружающие!¦, Перестаньте болтать за столом, это неприлично!¦ и т.д. Из этих сентенций дети ничего не запоминают, не узнают ничего нового, они их слышали много раз - в одно ухо влетает, в другое вылетает.
На все, что оскорбляет достоинство ребенка: реплики, оценки, подозрения, которых, увы, хватает в лагерных буднях. Например: Ну, от тебя-то ничего умного не услышишь!¦, Не болтай, как попка-дурак!¦, Что вы ползете, как тараканы!¦. Сюда же относится высмеивание, тем более обзывание: Что ты разнюнилась, смотри, какая цаца!¦, Ты не парень, а размазня!¦. Дети реагируют абсолютно адекватно: Сама ты цаца!¦, На себя посмотри!¦ и т.д. О прямых оскорблениях и говорить не хочется... Давайте не лукавить: запугивание может быть открытым и скрытым, как и оскорбление личности. Особенно ранит оскорбление при всех, при родителях. Приклеивать ярлыки¦ или клички, выражать недоверие, провоцировать на дурное, быть раздражительным, угрюмым, злым, обижаться на детей - это сфера табу.
|
Иногда воспитатели жалуются: Никаких нервов не хватает!¦, Сейчас такие плохие дети пошли, что просто ужас!¦. Это - оправдание своей педагогической неграмотности, своего бессилия. В принципе такие люди случайны в педагогике. Их профессиональная слабина в том, что они опираются на сильные¦ рычаги принуждения - насилие и оскорбление. Чем слабее воспитатель, тем он более тяготеет к сильным¦ механизмам, которые разрушают внутренний положительный образ ребенка. В результате одни дети надевают нужные взрослому маски послушания, согласия, другие замыкаются в себе, третьи становятся агрессивными. Круг негативности уныл и порочен. Ну разве можно справиться с последствиями, оставив без внимания причины? Они-то все равно остаются.
Табу должно быть наложено на жалобы на ребят начальству или, не дай Бог, родителям. Поступать так - это значит расписываться в собственном бессилии и все дальше разводить¦ себя и воспитанников. Жаловаться (то есть, по сути, ябедничать, доносить) родителям - значит провоцировать их на расправу с ребенком. Это просто подло.
|
Табу в лагере следует наложить на все формальное, бюрократическое. Не надо, например, ходить строем в столовую или на купание, без конца репетировать то, что должно быть импровизационным, собирать ребят задолго до какого-то дела на всякий случай¦ - а вдруг опоздают. Нельзя воровать личное время ребенка, которое является мерилом всех богатств¦. Категорически нельзя лишать ребенка сна или заставлять спать больше положенного по режиму времени (дети шалят на тихом часе, и за это их держат в постели лишний час или два в наказание). Нельзя лишать еды за плохое поведение или опоздание. Это уже физическое наказание, за которое воспитатель, как, скажем, и за побои ребенка, может нести юридическую ответственность.
Табу должно быть наложено на любую неправду в общении с ребенком. Неправда нам всем в убыток. Мы и так долго жили в атмосфере неправды и полуправды.
В лагере нужно табу на бесконечные запреты как цензурные традиции воспитания. В дообразовательной педагогике так же, как в искусстве, запрещать глупо и нерентабельно. Мы мучительно расстаемся со своим трудным прошлым. Лет восемь назад на последнем российском семинаре в знаменитом Орленке¦ его участники назвали около 300 сохраняющихся в лагерях запретов в адрес ребят: нельзя звонить домой по лагерному телефону; нельзя в родительский день привозить на свидание¦ любимых кошек и собак; нельзя ездить домой на выходные или личные праздники; нельзя делать окрошку, ловить рыбу и т.д. и т.п. Может ли ребенок что-либо творить даже в легких оковах? Конечно нет. Однако состояние абсолютной покорности мы продолжаем формировать инерционно. Да, в определенной степени вожжи воспитания распущены, новые еще не надеты. Но нельзя же будущих граждан демократического общества воспитывать старыми оскорбительными методами!
Есть еще одна сфера табу - личная жизнь ребенка в лагере. Может быть, хватит считать, что детство - это жизнь начерно, а вот позже начнется настоящая жизнь? Настоящая жизнь идет у ребят сегодня и везде, тем более в лагере. Именно здесь она освобождена от обязательного учения, от инерционных семейных отношений, она выстроена по законам Каникулы - самой яркой звезды созвездия Сириус. Ребенок имеет полное право на личную жизнь в лагере - на абсолютно не заорганизованное личное время, которое необходимо ему выделить, как, возможно, выделять и отдельные дни в смене. Воспитание должно иметь разумные рамки. У ребенка есть право на коллективную жизнь, есть и на одиночество. Пусть читает, гуляет, наблюдает жизнь муравьев - словом, делает, что хочет. Его уединение законно. Табу на неприкосновенность личной жизни ребенка в лагере означает, что никто не имеет права лезть в его чемодан, в его тумбочку, трогать его личные вещи, игрушки. Когда это делается, то это что - обыск? Грех заставлять ребенка есть то, что он не хочет, например, вечно ценное кипяченое молоко. Убедить, что это полезно, - другое дело. Главное в лагере - выстроить верные отношения с растущим человеком, и не надо делать того, что портит эти отношения. Ребенок едет в лагерь с хорошей целью - отдыхать так, как ему нравится, и испытывать при этом удовольствие. У него же нет ориентира на плохое. Оно появляется чаще всего как протест против чего-то. Значит, надо быть осторожнее со словами в адрес ребенка, даже интонация имеет большое значение. Увы, часто язык взрослых непонятен для ребят. Следует быть очень осторожным с соревновательностью, которая может перерасти в соперничество, зависть и обиды. Одну девочку выбрали в красавицы, другие умирают от зависти. Неприлично одних держать в любимчиках, других делать козлами отпущения. Пусть каждый ребенок стремится к незаменимости, к нужности всем или кому-то.
Каждый ребенок имеет право на индивидуальность, которая выражается в простом и значительном: быть не как все (просто человеком, а не как в школе - двоечником, троечником или отличником); дружить с кем хочется; отказываться от навязываемых дел; любить то, что не любят все; иметь право на выбор, на странности поведения, на ошибки, на незнание. Он не виноват, что он такой, а не другой. Индивидуальность - это проявление личности. Индивидуальность часто вызывает раздражение. Оно опасно. Воспитателей раздражает тот, кто не как все, кто слабее других. Вот подлизы, приспособленцы, удобные не раздражают.
Хочу высказать странную мысль: некоторым детям в лагере должно быть лучше, чем дома. Ибо только здесь отпавшие, недолюбленные, невписывающиеся и прочие белые вороны найдут взаимопонимание, взаимоучастие, не подчинение, а согласование, возможность идти, как все нормальные герои¦, в обход. И пусть идут!
В лагере комфортными могут быть лишь отношения сотрудничества, содружества и сотворчества, построенные как бы на взаимном договоре: мы вместе приехали отдыхать - значит, должны договориться о том, что можно, что нельзя, в чем будем уступать друг другу. А тогда, может быть, не потребуются никакие табу.
Никогда не говорите детям:
- Я кому говорю? Я вам русским языком говорю.
- Кому неинтересно - может выйти.
- Откроешь рот - пойдешь прямо к начальнику лагеря.
- Ну что же вы не понимаете таких простых вещей!
- Вот приедут родители, они о тебе все узнают.
- Умней ничего не придумал?
- И кто это тебе сказал?
Педагогические заповеди:
- Когда вы в работе идете из ниоткуда в никуда, то хотя бы не плутайте по дороге.
- Нравственность должна опережать, а не только идти в ногу со всеми нашими делами. Опережать их всегда.
- Нельзя превращать интимное Я ребенка в достояние вожатской комнаты.
Вопросы для обсуждения:
- Проанализируйте жизнь своего отряда (лагеря) и найдите то, на что следует наложить запрет.
- Что в коллективном лагере является суверенным миром отдельного ребенка, куда без разрешения нет входа никому?
За что не следует наказывать ребенка в лагере?