Общественно-политические течения в Европе в XIX веке.




На протяжении XIX века социальная структура общества промышленных стран значительно усложнилась. Более богатой и многообразной стала их политическая жизнь. С принятием конституций, созданием парламентов сложилась система конкурирующих политических партий. Борьба за голоса избирателей (даже при oгpaниченном имущественным цензом избирательном праве) была невозможна без оформления политических программ. Обоснование этих программ диктовал ось развитием политических идеологий - систем взглядов на общество и оптимальных путей eгo развития, естeственно, популярность приобретали лишь такие идейно-теоретические воззрения, которые отвечали чаяниям и стремлениям широких слоев и групп населения.

Либерализм XIX века

Если ХVIII век прошел под знаменем идей Просвещения, освобождения людей от рамок и огpаничений сословного строя, то XIX век стал временем преобладания в наиболее развитых промышленных странах ли6еральных идей.

Их основой была классическая английская политическая экономия, У ее истоков стоял А. Смит (172З-1790). Согласно eгo взглядам, трудовая деятельность выступает основным источником общественного богатства, которое растет с повышением производительности труда. Он считал, что свобода конкуренции стимулирует предпринимательскую деятельность и создает условия для развития промышленности. Государство, согласно взглядам Смита, не должно вмешиваться в экономическую жизнь.

Сторонники либеральных (от лат, «libeгalis»- «свободный») взглядов выступали за освобождение предпринимательской инициативы от опеки абсолютистского государства, выражавшейся в устaновлении высоких пошлин, налогов, правительственных монополий, как правило предназначенных для выкачивания средств на увеселения знати.

Идеи А. Смита поддержал и распространил на сферу политических отношений английский идеолог либерализма И. Бентам (1748-18З2). Он доказывал, что наибольшую социальную значимость имеют те люди, которые приносят максимум пользы обществу, прежде вceгo организаторы производства, создающие новые рабочие места. Бентам и eгo последователи, получившие название утилитаристов (от лат. «utilitas» -«польза»), выступали за предоставление избирательных прав в первую очередь предпринимателям, а не крупным землевладельцам, преобладавшим в первые десятилетия XIX века в парламентах стран Западной Европы.

Либералы обращали внимание и на новые социальные реальности, которые дали о себе знать с промышленным пере воротом. Рост массы обездоленных, малоимущих, рабочие волнения - все это расценивалось либералами как негативное общественное явление.

Английский банкир Д. Рикардо (1772-182З) полагал, что источником наиболее острых проблем являются сохраняющиеся прегpады на пути развития свободной торговли и предпринимательства.

Рикардо утверждал, что богатство страны не уменьшится, если заработная плата рабочих возрастет. В условиях рыночной экономики, он считал, ее рост возможен в пределах тoгo минимума, который необходим для нормальнoго воспроизводства рабочей силы. Егo последователи, сторонники либерализма 1830-x гг. в Англии, не отрицали прав трудящихся на объединение в профсоюзы. Они полагали, что в ходе тopгa между предпринимателями и наемными работниками стихийно сложится разумный, не вызывающий протестов баланс между заработной платой и прибылью собственника.

Более оптимистичные прогнозы высказывал французский мыслитель А. Сен-Симон (1760-1825). Он считал, что продолжение революционной традиции позволит в полном объеме реализовать идеал равенства и братства. Достижение их он связывал с переходом к новой общественной организации, при которой у власти окажутся предприниматели и банкиры, способные рационально организовать xoзяйство. Рост общественного богатства, считал Сен-Симон, не только позволит решить проблему бедности, но и вызовет к жизни новую мораль, основанную на христианских представлениях о братстве всех людей.

По своим взглядам Сен-Симон занимал промежуточное положение между либералами и социалистами-утопистами, которые критиковали капитализм и мечтали о социальной гaрмонии. Они связывали ее достижение с возможностями просветительской работы, убеждения людей в необходимости преобразований.


Консервативная идеология

Основным противовесом либерализму в XIX веке выступал конcepватизм. Сторонники консервативных воззрений порой признавали необходимость реформ, отдельных, частичных преобразований. Oднако в целом им было свойственно видеть идеал в порядках прошлогo. Швейцарский экономист С. Сисмонди (1773-1842), не отрицая достижений технического прогpесса, считал разрушительными для общества последствия промышленного переворота. Eгo итогом, по мнению Сисмонди, стали бессмысленный, вызывающий кризисы рост производства, социальная поляризация общества, увеличение числа обездоленных. Позитивными, не ведущими к упадку нравов и бунтам швейцарский мыслитель считал старые, патриархальные отношения, сословный строй, где основные слои населения, крестьяне, ремесленники, жили в скромном достатке, не испытывая особой нужды и бедности.

Утопический социализм

С позиций неприятия социальных последствий промышленного переворота выступали представители общественно-политической мысли, которые получили название соцuалucтов-утопиcтов. В отличие от консерваторов, они считали, что идеалы гaрмонии в обществе могyт быть достигнуты в будущем.

Один из основоположников утопического социализма, богатый фабрикант, значительно улучшивший условия труда и быта рабочих своей фабрики, Р. Оуэн (1771-1858) пришел к выводу, что основным источником социальных проблем является рыночная экономика, основанная на конкуренции товаропроизводителей и частной собственности на средства производства. Альтернативой этому Оуэн считал переход к обществу, в котором трудящиеся, объединенные в товарищества, работали бы с применением современной техники для удовлетворения собственных потребностей, обмениваясь без посредства рынка тем, что им нeобходимо, с другими товариществами. Близкие представления выражал французский социалист П.Ж. Прудон (1809-1865), полагавший возможным наладить прямой товарообмен между мелкими товаропроизводителями, которыми бы руководили «Hapoдные банки». Он считал перспективой отмирание государства, у котopoгo не останется социально значимых функuий с утверждением новой модели общества.

Другой французский социалист, Л. Блан (1811-1882), напротив, утверждал, что управление предприятиями и планирование производства должны перейти в руки гoсударства. Изменение роли гocyдарства он связывал с введением всеобщего и paвнoгo избирательнoгo права и представительством интересов трудящихся в парламенте.

Наиболее радикальные идеи высказывал французский утопист Ш. Фурье (1772-18З7), полагавший, что должна отмереть частная собственность не только на средства производства, но и на жилье, предметы личного обихода. Согласно eгo представлениям, люди будут жить сообща в «фаланстерах», вместе питаясь, пользуясь всеми блaгами и выбирая работу себе по вкусу.

За идеей «фаланстера» прослеживается улучшенный вариант работного дома. С учетом тoгo что в Англии 1820-18З0-х гг. в работных домах в разные годы находилось от 1,5 до 2 млн. трyдоспособных людей (около 10% населения страны), не имеющих жилья и работы, неудивительно, что образ будущего accoциировался именно с такими, хотя и улучшенными формами общежития.


Марксизм и развитие рабочегo движения

Развитием идей утопического социализма стало учение, разработанное философом из Трира (германия) К. Марксом (1818-1883) и Ф. Энгельсом (1820-1895), сыном прусского промышленника. Учение получило название марксизма. Первоначально Маркс примыкал к числу последователей одного из самых блестящих мыслителей новoгo времени, немецкого философа Г.В. Ф. Гегеля (1770-1831), создателя учения о диалектике, который видел в противоречиях и их разрешении основной источник развития мышления, общества и природы.

Уже в ранних работах Маркс и Энгельс, с одной стороны, обратились к социальным проблемам, вызванным промышленным переворотом, с другой - подвергли критике воззрения социалистов-утопистов. К. Маркс считал, что при условии реализации их идей (это представлялось ему маловероятным) общество превратится в казарму с уравнительным распределением, исключающим какое-либо творческое, свободное развитие личности.

Вершиной марксизма стал анализ процесса производства и обращения капитала, природы прибавочной стоимости, характера социальных отношений буржуазного общества. Наиболее полно они были охарактеризованы в фундаментальном труде «Капитал» К. Маркса (том 1 издан в 1867). В результате этого исследования появилась теория, описывающая историческое развитие в категориях смены формаций, способов производства, каждому из которых присущи свои особые формы присвоения прибавочного продукта и связанные с ними социальные противоречия.

Рассматривая каждый способ производства как исторически конечный, рано или поздно огpаничивающий возможности развития производительных сил. К. Маркс и Ф. Энгельс недооценили способность капитализма к дальнейшему саморазвитию, сформулировали гипотез- согласно которой капиталистическое общество близко к исчерпанию потенциала cвoeгo поступательного развития. Eгo перспективы они связывали с углублением поляризации бедности и богатства, превращением подавляющего большинства населения в пролетариев, обострением классовой борьбы. приближением к социальной революции, переходом к новой, коммунистической, формации, свободной от социального неравенства.

Между тем раньше, чем это произошло, К. Маркс и Ф. Энгельс приняли участие в практической борьбе. Они вступили в революционную международную организацию «Союз кoммуниcтoв». Ее программой стал «Манифест коммунистической партии», в котором в упрощенном виде излагались основные положения марксизма.

Маркс и Энгельс видели задачи революционных организаций в том, чтобы распространить созданное ими учение в среде пролетариев, вооружить их осознанием своей миссии - освобождения ceбя и вceгo человечества от власти капитала и капиталистических отношений, возглавить массы в революционной борьбе. Частично эти задачи были ими выполнены, «Союз коммунистов» (создан в 1848, распущен в 1852) насчитывал несколько сот сторонников различных социалистических и коммунистических учений. Ему не удалось сыгpать заметной роли в революционных событиях 1848-1849 гг. Однако многие из его членов, ставших впоследствии лидерами рабочего движения, приняли идеи марксизма. 1 Интернационал (Международное Товарищество Рабочих), созданный в 1864 г. (был распущен в 1876), установил связи с организованным рабочим движением большинства промышленно развитых стран, профсоюзами. На базе eгo секций в государствах Европы сложились социалистические и социал-демократические партии.

Постепенно марксизм из научной теории стал превращаться в политическую идеологию. Она была призвана выражать интересы пролетариев, работников наемнoгo труда. При этом как рядовые члены социал-демократических партий, так и их функционеры (организаторы) были далеки от научного мышления. Постепенное превращение марксизма в дoгмy наносило ущерб текущим интересам развития рабочего движения.

Разрыв между марксистской идеологией и научной мыслью, наметившийся на начальном этапе развития социа -демократического движения, привел в ХХ веке к полному краху практику политических партий, опирающихся на марксизм.

2. Бахмутское и Мариупольское земства. Их вклад в развитие Донецкого края.

1 января 1864 г. в Российской империи вводилась новая система государственного управления на местах: земские и городские органы самоуправления. Зем­ские учреждения создавались как всесословные выборные органы местного самоуправления. Они имели четко зафик­сированную в законе структуру: распорядительные орга­ны — губернские и уездные земские собрания, и исполнительные органы — губернские и уездные земские управы. Те и другие избирались на трехлетний срок. Чле­ны земских собраний назывались гласными, т.е. имевши­ ми право голоса. При земских управах по мере усложнения хозяйствен­ных функций, вызванных активным проникновением бур­жуазных форм хозяйствования в местный уклад, появлялись, помимо канцелярий, специальные подразде­ления: экономические, агрономические, по образованию, страховые, кредитно-паевые, ломбардные и т.д. Выборы гласных производились на трех избиратель­ных съездах по куриям. В первую курию — уездных зем­левладельцев — входили собственники не менее 200 тыс. десятин земли независимо от их сословной принадлежности, а также крупные владельцы, имевшие в сельской местности недвижимую собственность стоимостью не ниже 15 тыс. рублей. Во второй курии — городской — участвовали собственники городских промышленных и торговых заведений с оборотом не ниже 6 тыс. рублей, купцы 1-й и 2-й гильдий, а также владельцы городской недвижимости. Третья курия состояла из представителей сельских обществ. Имущественный ценз для участия в выборах по этой курии отсутствовал. Однако это не создавало каких-либо преимуществ для крестьян. Выборы по крестьянской курии были многоступенчатыми. Вна­чале сельские общества посылали представителей на во­лостные сходы, которые выдвигали «выборщиков», а те, в свою очередь, на уездном съезде избирали гласных. На каждом куриальном съезде избиралось определенное чис­ло гласных. В результате помещики получили большин­ство мест в уездных земских собраниях. В губернских же собраниях, депутаты которых, в свою очередь, избира­лись на уездных собраниях, поместное дворянство имело подавляющий перевес.

Земства вводились постепенно. К концу 70-х гг. они были введены лишь в 30 губерниях Европейской России, в Екатеринославской губернии земство было введено в 1866 г. В этом же году было образовано Бахмутское уезд­ное земство.Мариупольское уездное земство выделилось из Александровского в 1873 г.

Деятельность земств с самого начала была строго огра­ничена узкими рамками чисто хозяйственных «польз и нужд» данной местности: устройством и содержанием ме­стных путей сообщения, земских школ, больниц, богаде­лен и приходов; попечением о местной торговле и промышленности; налаживанием ветеринарной службы, взаимного страхования, местного продовольственного обес­печения; строительством местных дорог и мостов; содержа­нием тюрем и домов для умалишенных и др. Земства не имели права заниматься политической деятельностью. На­рушение рамок компетенции каралось законом. Земства сыграли большую роль в разных областях хо­зяйственной и культурной жизни региона. Велик их вклад в распространение грамотности среди крестьян. К концу XIX в. в Бахмутском и Мариупольском уездах было со­здано 108 земских школ, которые по праву считались луч­шими. Не менее заметно и значение земской деятельности для развития здравоохранения. Земские больницы были открыты для крестьян, до этого практически лишенных какой бы то ни было медицинской помощи. Так, к нача­ лу XX в. «вся площадь Бахмутского уезда была разделе­ на на 8 врачебных участков... Стационарная помощь населению оказывалась: в 1 больнице и в сельских лечеб­ ницах... Дело лечебной помощи велось при помощи 11 врачей, 41 фельдшера и 8 фельдшериц-акушерок». В Ма­риупольском уезде насчитывалось 5 земских больниц и 19 самостоятельных фельдшерских пунктов в греческих во­лостях. Медицинская помощь и выдача лекарств осуще­ ствлялись бесплатно. Земства оказывали содействие распространению агро­ номических знаний в деревне. Например, при Бахмутс­кой земской управе «состояли землемер, агроном, инструктор-садовод». В зданиях волостных управ и школ проводились чтения и беседы на сельскохозяйственные темы. Населению бесплатно раздавался посадочный ма­териал. С целью улучшения ведения земледельческих ра­ бот создавались показательные поля (участки). Земства сыграли выдающуюся роль и в формировании гражданского общества на селе, появлении «третьего эле­мента», как стали называть земских врачей, учителей, аг­рономов, статистиков. Земская реформа оказала существенное влияние на создание новой системы городского управления. 16 июля 1870 г. был утвержден проект нового Городового положения. Выборы в городскую Думу проходили раз в 4- го, На заседании Думы избирался исполнительный орган общественного управления — управа и городской голова, который являлся одновременно председателем исполнительного, так и распорядительного органов. Компетенция городского самоуправления, как и зем­ского, была ограничена рамками чисто хозяйственны х вопросов: внешнее благоустройство, устройство рынков базаров, попечение о местной торговле и промышленнос­ти, о здравоохранении и образовании, принятие противо­пожарных и санитарных мер. Голова Бахмута Василий Першин принадлежал к од­ному из самых старых купеческих родов. Его предок был одним из зачинателей салотопильного производства в го­роде. В. Першин посвятил себя общественной деятельно­сти. Миллионов он не нажил и даже не входил в число богатых домовладельцев. В 1912 г. он был избран Почет­ным жителем города, что было большой честью для куп­ца в России.

Таким образом,земства и новые органы городского самоуправления сыграли не­ малую роль в хозяйственно-культурном развитии региона.

Билет № 11

№ 1 Утверждение индустриального общества в ведущих государствах мира (индустриализация, монополистический капитализм, новая социальная структура индустриального общества).

Основным содержанием первого периода новой истории явились становление и победа капитализма над феодализмом, т.е. утверждение нового, капиталистического хозяйственного уклада и новых, капиталистических отношений собственности в передовых странах Европы и Америки.

Капитализм свободной конкуренции-это экономический и социальный строй, при котором капиталы-источник дохода-в целом не принадлежат тем, кто приводит их в действие своим собственным трудом. Он основан на эксплуатации предпринимателями труда наемных рабочих. Победа капитализма была подготовлена всем предшествовавшим социально-экономическим и политическим развитием передовых стран Европы и Америки. Это выражалось в развитии в недрах феодального общества нового, капиталистического хозяйственного уклада и новых отношений собственности и постепенной замене старой, феодального уклада, капиталистическим в ходе буржуазных революций.

Буржуазные революции полностью или частично уничтожали старый, феодальный порядок и расчищали дорогу капитализму как более передовому по сравнению с феодальным общественному строю. Тем самым буржуазные революции дали мощный толчок движению общества в перед, вели к более высокому уровню производительных сил и общественных отношений.

Буржуазные революции, в которых народные массы оказали большое влияние на ход событий, на принятие основных программных документов и добились хотя бы временного осуществления своих требований, называются буржуазно-демократическими революциями.

Наиболее последовательные и радикальные преобразования в социально экономической области и в политическом устройстве были проведены в ходе Французской буржуазной революции XVIII в. которая имела буржуазно-демократический характер, поскольку народные массы оказывали решающее воздействие на ее ход и итоги. В ходе революции был полностью уничтожен старый порядок, нанесен серьезный удар по крупному сеньориальному (помещичьему) землевладению, а крестьяне стали собственниками своих земельных наделов.

В период становления и утверждения капитализма в ряде передовых стран Западной Европы совершился промышленный переворот, суть которого состояла в переходе от мануфактуры к фабрике. Переход от мануфактуры к фабрике и формирование пролетариата и буржуазии как основных классов капиталистического общества были двумя сторонами- технической и общественной-промышленного переворота и складывания капитализма как общественного строя.

С развитием капитализма в первой половине XIX в. стали быстро обнаруживаться его внутренние противоречия. Это выразилось в усилении эксплуатации труда рабочих на фабрике по сравнению с мануфактурой и в ухудшении их положения. Происходили сокращение заработной платы, рост интенсификации труда и производственных травм в условиях отсутствия охраны труда, увеличение продолжительности рабочего дня, массовое использование более дешевого женского и детского труда, применение штрафов и т.д. С 1825 г. в странах Западной Европы начались периодически повторявшиеся разрушительные кризисы перепроизводства. Они были результатом анархии производства и отсутствия общего хозяйственного плана. В ходе экономических кризисов происходили разорения более мелких и слабых предпринимателей, сокращение производства, роста цен, увеличение безработицы, что в еще большей степени осложняло положение рабочего класса, крестьянства, других слоев трудящихся и толкало их на борьбу за улучшение своего экономического положения. Однако экономическая борьба рабочих постепенно перерастала в борьбу политическую. В конце XVIII и в первые десятилетия XIX в. рабочее движение было еще стихийным и слабо организованным, но уже к 30-40-м годам XIX в., в силу роста сознательности и сплоченности фабричного пролетариата в развитых странах(в особенности Великобритании, Франции, Германии), рабочее движение постепенно остановилось крупной революционной силой.

Европейские революции 1848-1849 гг. произошли в то время когда промышленный переворот в странах континентальной Европы был еще далек от завершения. Значительная часть рабочих была занята в мелком, по преимуществу мануфактурном производстве, а не на крупных фабриках. Однако мощные революционные выступления европейских рабочих (чартистское движение в Великобритании, Июльская революция 1830 г во Франции, восстания лионских ткачей 1831 и 1834 гг., востание силезских ткачей 1844 г. в Германии) вынудили правящие круги пойти на установление второй империи Наполеона III во Франции и реакционных режимов в Пруссии, Австрии, итальянских государствах.

Объединительные процессы в Европе, получившие новый мощный импульс в 60-е гг. XIX в., образование новых крупных государств - Австро-Венгрии, Германии и Италии,а также франко-прусская война 1870-1871 гг. и Парижская коммуна - все эти события открыли следующий, второй период новой истории.

Колониальные захваты. Уже в первый период новой истории колониальные захваты европейских феодальных монархий и капиталистических государств охватили Южную и Северную Америку, значительные территории Азии, Австралию, Новую Зеландию, ряд прибрежных районов Африки. Однако большая часть внутренней Африки и острова Тихого океана оставались еще не захваченными, хотя туда и посыпались разведывательные и научные экспедиции.

Многие колонии Португалии, Испании и Англии в Латинской Америке уже в XVIII в. и первой трети XIX в. завоевывали независимость и стали самостоятельными государствами, хотя еще зависели от Англии в экономическом отношении.

Капитализм и войны. Завоевательные войны велись развитыми капиталистическими странами ради захвата новых земель, расширения сфер влияния, рынков сбыта и источников сырья.

Опираясь на более развитую и мощную экономику, передовые европейские страны, и прежде всего Англия, превзошли по размаху своих захватнических войн и размеру своих колониальных владений империи древнего мира и средних веков.

В тоже время велись и справедливые, освободительные войны,как, например, война североамериканских колоний Англии за независимость, войны испанских и португальских колоний в Латинской Америке, войны французской революции, борьба народов Европы против захватнической политики Наполеона, Отечественная война 1812 г. в России, освободительная война в Алжире против французских завоевателей и т.п.

Возрастание роли народных масс в истории. Рост производительности труда с переходом от средневекового общества к новому времени повысил роль народных масс в производстве материальных благ и в социально-политической жизни.

Повышение роли народных масс в истории особенно ярко проявилось в их участии в буржуазных революциях. Именно массы народа - крестьяне, городская беднота, ремесленники, предпролетариат, а затем пролетариат- явились главной движущей и ударной силой в борьбе со старым порядком. Однако неорганизованность и темнота народных масс вели к тому, что плодами их революционных выступлений пользовалась в основном буржуазия. Возрастающее влияние народных масс в исторических событиях проявилось также в ходе национально-освободительных и антиколониальных войн.

Народное творчество и фольклор вносили заметный вклад в развитие культуры и языка формировавшихся наций.

Важную роль играла борьба народных масс, а с первой половины XIX в. - рабочего класса за политические права, т.е. за всеобщее избирательное право, парламентский строй и республику, демократические права и свободы.

Научный социализм. Если открытия в области естествознания доказали объективные законы эволюции,т.е. изменчивости природы, то созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом теория научного социализма открыла законы общественного развития. Развивая основные положения критически-утопического социализма, они дали научно обоснованный анализ современного им общества середины XIX в. и его наиболее острых и глубоких противоречий, показали эволюцию социально-экономического устройства, обосновали возраставшую с середины XIX в. роль рабочего класса и его политической организации - партии.

После создания К. Марксом и Ф. Энгельсом первых партийных организаций пролетариата – «Союза коммунистов» и I Интернационала - роль рабочего класса и его партии в развитых капиталистических странах продолжала возрастать. Важнейшим результатом этого процесса явилось то, что в последние десятилетия XIX в. были созданы социал-демократические, социалистические и рабочие партии и организации в Германии, Франции, Австро-Венгрии, США, Великобритании, Италии и т.д.

Основоположники марксизма никогда не настаивали на абсолютной непогрешимости своих взглядов и не утверждали, что они сделали выводы, одинаково верные для всех времен, или установили некую застывшую истину в последней инстанции. Дальнейшее творческое развитие многих идей Маркса, в частности об ориентации на мирный путь развития революционного процесса в развитых капиталистических странах с преобладанием преимущественно ненасильственных, легальных форм борьбы, нашло свое отражение в теории и практике социал-демократических партий в конце XIX - начале XX в.

Таким образом, утверждение и победа капитализма к середине XIX в. является главной чертой, которая отличает период 1640-1870 гг. от всех остальных периодов всемирной истории.

№ 2. Содержание и сущность реформы по отмене крепостного права в Российской империи

Основной акт — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»содержал главные условия крестьянской реформы:

· Крестьяне перестали считаться крепостными и стали считаться «временнообязанными»; крестьяне получили права «свободных сельских обывателей», то есть полную гражданскую правоспособность во всём, что не относилось к их особым сословным правам и обязанностям — членству в сельском обществе и владению надельной землёй.

· Крестьянские дома, постройки, всё движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью.

· Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей (хозяйственной) единицей самоуправления было сельское общество, высшей (административной) единицей — волость.

· Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» (придомовый участок) и полевой надел; земли полевого надела предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, которые могли распределять их между крестьянскими хозяйствами по своему усмотрению. Минимальный размер крестьянского надела для каждой местности устанавливался законом.

· За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 49 лет.

· Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками.

· Сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались; крестьяне, выкупившие надел, именовались «крестьянами-собственниками». Крестьяне также могли отказаться от права выкупа и бесплатно получить от помещика надел в размере четверти от надела, который они имели право выкупить; при наделении бесплатным наделом временно-обязанное состояние также прекращалось.

· Государство на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей (выкупная операция), приняв их выплату на себя; крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи государству.

Размер наделов

Согласно реформе устанавливались максимальные и минимальные размеры крестьянских наделов. Наделы могли уменьшаться по специальным соглашениям крестьян с помещиками, а также при получении дарственного надела. При наличии в пользовании крестьян наделов меньшего размера помещик обязан был или прирезать недостающую землю от размера минимума (так называемые «прирезки»), или снизить повинности. Прирезки имели место только в том случае, если за помещиком остаётся не менее трети (в степных зонах — половины) земель. За высший душевой надел устанавливался оброк от 8 до 12 руб. в год или барщина — 40 мужских и 30 женских рабочих дней в год. Если надел был больше высшего, то помещик отрезал в свою пользу «лишнюю» землю. Если надел был менее высшего, то повинности уменьшались, но не пропорционально.

В результате этого средний размер крестьянского надела пореформенного периода составлял 3,3 десятины на душу населения, что было меньше, чем до реформы. В чернозёмных губерниях помещики отрезали у крестьян пятую часть их земель. Самые большие потери понесли крестьяне Поволжья. Помимо отрезков, другими инструментами ущемления прав крестьян были переселения на неплодородные земли, лишение выпасов, лесов, водоёмов, загонов и других необходимых каждому крестьянину угодий. Трудности для крестьян представляла и чересполосица, вынуждавшая крестьян арендовать у помещиков земли, которые вдавались клиньями в крестьянские наделы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: