УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ




Оглавление

стр.

Пояснительная записка. 3

Общая характеристика программы.. 3

Место программы «Путешествие в мир науки: юный исследователь» в ООП НОО ГБОУ гимназии № 426. 4

Описание ценностных ориентиров содержания программы.. 5

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.. 6

1 класс. 6

2 класс. 7

3 класс. 8

4 класс. 10

Формы учета результатов освоения программы.. 11

Формы и режим занятий. 11

Содержание программы.. 12

1 класс. 12

2 класс. 13

3 класс. 13

4 класс. 14

Тематическое планирование. 15

Примерное календарно-тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся. 16

1 класс. 16

2 класс. 24

3 класс. 29

4 класс. 34

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение……………………… …39

 


Пояснительная записка

 

Программа внеурочной деятельности «Путешествие в мир науки: юный исследователь» разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

· Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

· Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10);

· Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2009;

· Примерные программы внеурочной деятельности. Начальная и основная школа. М.: Просвещение, 2012;

· Инструктивно-методическое письмо «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга» от 21.05.2015 № 03-20-2015/15-00;

· Устав Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии № 426 Петродворцового района Санкт-Петербурга;

· Основная образовательная программа начального общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии № 426 Петродворцового района Санкт-Петербурга.

 

Общая характеристика программы

 

Программа внеурочной деятельности «Путешествие в мир науки: юный исследователь» ориентирована на приобретение обучающимися начальной школы естественнонаучных и социальных знаний в различных видах деятельности и является пропедевтикой к изучению предметов естественно-научного цикла в средней школе. Программа направлена на развитие, мотивацию и готовность учащихся к изучению окружающего мира.

Цель программы: формирование и развитие начальных знаний о природе.

Задачи:

· Создать условия для формирования навыков наблюдения, знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы и человека;

· Создать условия для формирования осознанных представлений о явлениях, происходящих в природе, о Вселенной, о нашей планете и месте человека на ней;

· Создать условия для формирования ответственного отношения к здоровью, природе, жизни, стремлению к знаниям;

· Создать условия для развития способности формирования научных, эстетических и нравственных суждений об окружающем мире;

· Создать условия для развития стремления к активной практической деятельности.

· Создать условия для формирования познавательного интереса, основ читательской культуры, проектных умений.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, опирается на традиции и возможности ГБОУ гимназии № 426 Санкт-Петербурга, учитывает запросы и пожелания родителей.

 

Место программы
«Путешествие в мир науки: юный исследователь»
в ООП НОО ГБОУ гимназии № 426

 

Работа по программе внеурочной деятельности «Путешествие в мир науки: юный исследователь» направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, определенных ФГОС НОО и отраженных в «Основной образовательной программе начального общего образования ГБОУ гимназии № 426», является одним из инструментов реализации содержательного раздела ООП НОО:

 

Программа внеурочной деятельности Содержательный раздел ООП НОО
Программа формирования УУД, в том числе Программа формирования основ инженерного мышления Программы учебных предметов Программа духовно-нравственного развития, воспитания Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Программа коррекционной работы Программа работы с одаренными детьми
Путешествие в мир науки: юный исследователь + + + + + +

 

Курс «Путешествие в мир науки: юный исследователь» является составной частью плана внеурочной деятельности ГБОУ гимназия № 426 по общеинтеллектуальному направлению начального общего образования гимназии. На изучение курса отводится 1 час в неделю, 33 часа в год при 33 учебных неделях в 1 классе, 34 часа в год при 34 учебных неделях во 2-4 классах.

Программа дополняет и расширяет содержание предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» за счет возможности индивидуального подхода к учащимся с разными уровнями подготовки при занятиях в группах небольшого наполнения, реализации междисциплинарных связей при изучении мира природы и взаимосвязей в природе и рукотворном мире. Внимание к развитию метапредметых умений и к развитию речи позволяет создать условия для выравнивания возможностей учащихся с низким уровнем школьной готовности. Углубленное, по сравнению с материалами учебника «Окружающий мир», содержание и разнообразие видов деятельности (от игры до создания проекта) позволяет выявить одаренных учащихся и обеспечить условия для их развития.

Описание ценностных ориентиров содержания программы

 

Ценностные ориентиры программы конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования и опираются на такие базовые ценности, как личность, природа, Родина, здоровье, знания, труд, культура:

· формирование основ гражданской идентичности личности на основе изучения природы;

· формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается в ходе работе в парах, групповой работы по созданию мини-проектов;

· развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма, внимательного отношения к окружающему, участия в социально-значимой деятельности;

· развитие умения учиться, проектных умений;

· формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

 

Реализация программы направлена на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов, соответствующих требованиям итоговой аттестации выпускников начальной школы.

1 класс

Программа для 1 классов нацелена на достижение 1 уровня результатов внеурочной деятельности: приобретение навыков наблюдений, первоначальных знаний о природе и мире человека.

Личностные результаты:

1. Приобрести навыки наблюдения за природой.

2. Развить наблюдательность.

3. Проявить интерес к изучению природы.

4. Научиться формулировать вопросы.

5. Проявлять интерес к чтению книг о природе и позитивное отношение к себе как читателю.

6. Проявлять желание участвовать в коллективных играх.

Метапредметные результаты:

Обучающийся научится Обучающийся получит возможность научиться
Регулятивные
1. Организовывать свою работу в коллективе сверстников под руководством взрослого. 2. Выполнять правила коллективной работы. 3. Выполнять правила игры. 1. Планировать коллективную работу под руководством педагога. 2. Формулировать правила коллективной работы. 3. С помощью взрослого составлять план работы и действовать по плану.
Познавательные
1. Осуществлять поиск необходимой информации с помощью взрослого. 1. Понимать информацию, представленную в явном и неявном виде (текст, рисунок, схема).
Коммуникативные
1. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. 1. Представлять результаты проектной деятельности перед знакомой аудиторией.

 

Предметные результаты:

1. Понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира.

2. Получить ответы на множество детских вопросов об устройстве окружающего мира.

3. Познакомиться с пятью органами чувств человека.

4. Научиться ориентироваться по карте города, находить нужные объекты.

5. Научиться оценивать расстояние, скорость и время.

6. Познакомиться с простейшими метеонаблюдениями и получить представление о показателях погоды: температуры, влажности, давлении. Получить представление об измерениях этих показателей.

2 класс

Программа для 2 классов нацелена на достижение результатов внеурочной деятельности: приобретение навыков наблюдений, первоначальных знаний о природе и мире человека, о Вселенной и месте человека в ней.

Личностные результаты:

1. Воспринимать весь мир как источник знаний.

2. Проявить интерес к изучению природы.

3. Иметь элементарные представления о Вселенной и месте человека в ней.

4. Иметь элементарные представления о планете Земля.

5. Представлять многообразие форм живой природы на планете Земля.

6. Проявлять желание самостоятельно читать книги о природе.

7. Проявлять желание участвовать на доступном уровне в проектной деятельности.

Метапредметные результаты:

Обучающийся научится Обучающийся получит возможность научиться
Регулятивные
1. Определять цель деятельности с помощью педагога. 2. Определять план деятельности под руководством педагога. 3. Оценивать свою деятельность. 1. Удерживать цель проектной деятельности. 2. Действовать согласно составленному плану. 3. С помощью педагога определять критерии оценки деятельности.
Познавательные
1. Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации в материалах, предоставленных педагогом. 2. Ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах. 3. Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы. 1. Определять, какая информация необходима для решения проектных, практических, творческих задач. 2. Заполнять схему, таблицу по тексту. 3. Проводить под руководством педагога простые опыты.
Коммуникативные
1. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проектной задачи. 1. Представлять результаты проектной деятельности перед знакомой аудиторией.

Предметные результаты:

1. Получить элементарные представления о Вселенной: галактики, звёзды. Понимать бесконечность вселенной. Знать название галактики, где расположена земля. Называть несколько созвездий.

2. Рассказывать о строении Солнечной системы. Перечислять планеты Солнечной системы. Знать, что луна – естественный спутник земли.

3. Познакомиться с Землёй: строение, континенты, моря и океаны, атмосфера. Знать название континентов и океанов, показывать 1-2 на карте или глобусе. Рассказывать о природных стихиях. Понимать важность атмосферы для существования жизни на планете.

4. Рассказать о биосфере Земли. Перечислять формы жизни на нашей планете. Приводить примеры.

3 класс

Программа для 3 классов нацелена на достижение результатов внеурочной деятельности: приобретение навыков наблюдений, первоначальных знаний о природе и мире человека.

Личностные результаты:

1. Воспринимать весь мир как источник знаний.

2. Проявлять познавательный интерес к наблюдениям за природой, к знакомству с научно-познавательной информацией.

3. Понимать важность эволюции для всего живого.

4. Познакомиться с народами и странами. Проявлять толерантность по отношению к другим людям.

5. Рассказывать о своей стране, городе, крае. Гордиться своей страной.

6. Проявить желание читать книги о путешествиях.

7. Проявлять желание участвовать в проектах (коллективных, групповых, индивидуальных).

Метапредметные результаты:

Обучающийся научится Обучающийся получит возможность научиться
Регулятивные
1. Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. 2. Составлять план деятельности под руководством учителя. 3. Оценивать работу на основе критериев. 4. Оценивать успешность в деятельности. 1. Осознавать способы и приёмы действий при решении проектных задач. 2. Корректировать деятельность в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. 3. Осуществлять выбор под определённую задачу литературы, инструментов, средств ИКТ.
Познавательные
1. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для решения проектной задачи. 2. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.). 3. Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ. 4. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). 1. Отбирать необходимые источники информации среди словарей, энциклопедий, справочников в рамках проектной деятельности. 2. Самостоятельно использовать модели при решении проектных задач. 3. Активно участвовать в обсуждении проектной задачи, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия. 4. Использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот.
Коммуникативные
1. Читать тексты художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое. 2. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения. 3. Представлять результаты проектной деятельности перед знакомой аудиторией. 1. Участвовать в работе группы в ходе проектной деятельности, распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе. 2. Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого. 3. Представлять результаты проектной деятельности перед незнакомой аудиторией.

Предметные результаты:

1. Понимать значение эволюции. Понимать, что мир все время претерпевает изменения. Приводить несколько примеров.

2. Получить первоначальные сведения о истории человечества. Рассказывать о древнем человеке и о современном. Находить сходства и различия.

3. Узнать о расах и странах. Познакомиться с политической картой мира. Знать названия 10 стран включая Россию.

4. Рассказывать о путешествиях в другие страны. Отвечать на вопрос: зачем человеку путешествовать?

5. Рассказывать о своей стране: природе, климате, особенностях. Отвечать на вопрос: что можно увидеть в России?

6. Знать фамилии 1-2 путешественника и в чем заключается их открытие.

4 класс

Программа для 4 классов нацелена на достижение результатов внеурочной деятельности: приобретение навыков наблюдений, первоначальных знаний о природе и мире человека, мотивацией к обучению.

Личностные результаты:

1. Воспринимать весь мир как источник знаний.

2. Проявлять познавательный интерес к наблюдениям за природой, к знакомству с научно-познавательной информацией.

3. Научиться работать с текстом. Пересказывать. Представлять информацию в виде интеллектуальной карты.

4. Решать согласно возрасту логические задачи.

5. Приобрести первоначальный опыт участия в проектной и исследовательской деятельности.

6. Оценивать адекватно свои способности, способ восприятия информации. Выбирать оптимальный для себя вариант запоминания информации.

7. Проявить желание читать книги.

8. Проявить желание учиться.

Метапредметные результаты:

Обучающийся научится Обучающийся получит возможность научиться
Регулятивные
1. Ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках проектной деятельности) и удерживать ее. 2. Планировать собственную внеучебную деятельность (в рамках проектной деятельности). 3. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов. 4. Оценивать результаты собственной деятельности, объяснять по каким критериям проводилась оценка. 1. Самостоятельно формулировать тему проектной деятельности: определять цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения. 2. Выбирать для выполнения задачи различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
Познавательные
1. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна. 2. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; устанавливать закономерности. 3. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы, способы. 4. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, таблиц, гистограмм, сообщений. 5. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций. 1. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). 2. Самостоятельно использовать модели при решении проектных задач. 3. Формулировать (на доступном уровне) гипотезу исследования. 4. Планировать ход исследования, проводить наблюдения, опыты для проверки гипотезы.  
Коммуникативные
1. Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. 2. Адекватно использовать речевые средства (в том числе при общении в контролируемом Интернете) для решения коммуникативных и познавательных задач. 3. Представлять результаты проектной деятельности перед знакомой аудиторией. 1. Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять само-, взаимоконтроль и взаимопомощь. 2. Представлять результаты проектной и исследовательской деятельности перед незнакомой аудиторией.

 

Предметные результаты:

1. Понимать, что такое информации. Отделять понятие информация и знание. Понимать, когда появляются знания.

2. Рассказывать о видах представления информации. Приводить примеры.

3. Знать, что такое кодирование и шифрование. Где и зачем применяется.

4. Научиться представлять текст в виде интеллектуальной карты. Пересказывать текст.

5. Решать логические задачи.

6. Знать, какие предметы естественнонаучного цикла изучаются в школе. Перечислять их. Представлять область изучения этих предметов, практическое применение.

 

Формы учета результатов освоения программы

 

Достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов внеурочной деятельности не подлежит балльному оцениванию.

Результативность изучения программы определяется на основе участия обучающегося в конкурсных мероприятиях и выполнения им практических работ.

 

Формы и режим занятий

 

На начальном этапе образования младших школьников в роли главного метода изучения природы выступают наблюдения за окружающим миром. Свойства объектов, которого изучаются с помощью проведения опытов. Таким образом, постепенно главенствующим способом приобретения знаний становится эксперимент. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, её проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы.

Представления, полученные детьми, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. Ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации, что также является неотъемлемой частью экологического поведения.

Принимая во внимание возрастные особенности учащихся, на занятиях часто используются игры (дидактические и ролевые). По мере формирования у обучающихся познавательных интересов и основных компонентов учебной деятельности, первое место выходит практико-ориентированная деятельность и работа с художественными и научно-познавательными текстами с использованием технологии критического мышления

В процессе изучения курса используются такие формы организации занятий, как экскурсии, практические занятия, занятия с демонстрацией объектов или их изображений. Особое место в образовании младших занимает социально значимая практическая деятельность с использованием метода проектов.

Занятия проводятся 1 раз в неделю:

· 1 класс - по 35 минут в 1 полугодии и по 40 минут во 2 полугодии;

· 2-4 классы – по 45 минут.

 

Содержание программы

 

Программа «Путешествие в мир науки: юный исследователь» дополняет и расширяет содержание предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)». Данный курс является пропедевтикой к изучению предметов средней школы: физики, географии, химии и астрономии.

1 класс

 

Мир вокруг нас. Живая природа, неживая природа. Рукотворный мир. Экскурсия, правила поведения на экскурсии. Наблюдения за небом, солнцем, звёздами. Почему небо голубое? Почему солнце такое яркое? Что мы видим в темноте? Какого цвета свет? Свет и тень. Изучение посредством наблюдения за объектами неживой и живой природы. Осенние изменения в природе. Что скрывается в семенах? Изучение рукотворных объектов. Какие дороги бывают? Безопасная дорога в школу. Наблюдения за погодой. Измерение температуры. Как сохранить тепло в доме? Звук. Почему мы слышим? Водоемы нашего города. Река. Пруды. Залив. Наблюдения за пробуждением природы весной. Знакомства с пятью основными органами чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Творческие работы. Экскурсии, наблюдения, проекты.

 

2 класс

 

Астрономия – наука о небесных телах. Простые беседы о сложном мире. Понятие бесконечности. Галактики. Звёзды и созвездия. Работа со звездным атласом. Солнце – наша звезда. Солнечная система. Космические братья и сестры земли. Земля – уникальная планета. Луна спутник земли. Глобус Земли и Луны. Дискуссионный клуб, творческие и практические работы, проекты. Игра «Что? Где? Когда?»

Наша планета Земля. Путешествие к центру земли. Материки и океаны. Гейзеры, вулканы. Работа с глобусом Земли. Что такое землетрясение? Атмосфера земли. Где образуется ветер? Сила ветра: бури, смерчи, ураганы. Биосфера Земли. Круговорот воды в природе. Творческие задание, проекты. Земля – удивительная планета. Зарождение жизни. Эволюция жизни: от простого к сложному. Живая клетка. Растительный и животный мир планеты. Творческие задания, проекты и игры.

 

3 класс

 

Человек на планете Земля. Место человека в живой природе. Происхождение человека. Развитие человека и человечества. Сравнение первобытного и современного человека. Проект. Образ жизни современного человека. Игра дебаты.

Знакомства с частями света и их особенностями. Расположением, географией, климатическими особенностями, растительным и животным миром. Необычными памятниками живой и неживой природы. Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида. Арктика. Знакомства с самыми известными книгами о путешествиях и путешественниках. Книжный клуб.

Народы и страны. Расы. Люди вокруг нас. Сходство и различие. Уважение и принятие других людей. Толерантность. Жизнь в мире. Зачем путешествовать? Что можно увидеть в других странах? Чему можно научиться у других народов?

Россия – крупнейшая страна мира! Гостеприимство. Когда посещают нашу страну? Почему мы гордимся своей страной? Удивительные природные зоны, памятники природы, растительный и животный мир. Самое-самое, что есть в России. Рукотворная Россия. Особенности культуры. Проект.

Исследование планеты. Как человек изучал планету. Открытие новых материалов. Покорение горных вершин. Исследование океана и непроходимых джунглей. Открытие северного и южного полюса. Покорение космоса. История исследований и открытий. Имена первооткрывателей. Книги, открывающие нам мир путешествий. Познавательные беседы. Работа с текстами. Игры.

 

4 класс

 

Познание. Зачем человеку познавать мир? Наблюдения, рассуждения, понимание. Опыт. Осознанное наблюдение. Дневник наблюдений. Рассуждения и логическое обоснование наблюдаемых явлений. Кто такие философы? Философы древности. Игра дебаты. Что такое наука? Предметы естественнонаучного цикла. Математика – основа всех наук.

Информация - сведения независимо от формы их представления. Знание — результат процесса познавательной деятельности. Зачем нужны человеку знания? Различные типы передачи и сохранения знаний. Зарождение письменности. Древнее и современное письмо. Книга – друг человека. «Я люблю читать» - система осознанного чтения Г.Н. Степановой. Шифрование. Кодирование информации в современном мире.

Школа – источник знаний о мире. Зачем детям учиться? История создания и развития школы. Современная школа. Детские проекты. Что можно узнать за школьной партой? Знакомство с науками естественнонаучного цикла: астрономия, физика, география, биология и химия.

Учимся думать. Как можно получить информацию? Различные типы восприятия. Тестирование на тип восприятия: аудиал, визуал, кинестет. Как сохранить полученную информацию? Методики быстрого запоминания. Мозг – вселенная внутри нас. Как развивать свои умственные способности? Что такое IQ? Варианты заданий теста на интеллект. Логические задачи и игры. Игра «Что? Где? Когда?»

 

 

Тематическое планирование

 

Раздел программы Количество часов Итого
Теоретические занятия с элементами игровой деятельности Практика: практические работы экскурсии, проекты
1 класс
Раздел 1: Искусство наблюдений      
Итого за учебный год 20 13 33
2 класс
Раздел 1: Вселенная и наше место в ней (первоначальные сведения по астрономии)      
Раздел 2. Наша планета Земля      
Итого за учебный год 24 10 34
3 класс
Раздел 1: Человек на планете Земля      
Раздел 2. Знакомства с частями света      
Раздел 3. Народы и страны      
Раздел 4. Моя страна      
Раздел 5. Как человек изучал планету.      
Итого за учебный год 29 5 34
4 класс
Раздел 1: Наблюдения и рассуждения      
Раздел 2. Как сохранить информацию      
Раздел 3. Школа – источник знаний о мире      
Раздел 4. Учимся думать      
Итого за учебный год 30 4 34
Итого за 4 года обучения      

 

____________________________________________

 


 

Примерное поурочно-тематическое планирование
с определением основных видов деятельности обучающихся

1 класс

Часа

№ п/п Дата Тема занятия Характеристика учебной деятельности учащихся, в том числе освоение ИКТ в ходе использования Творческие задания и игры
  по плану факт
1 четверть – 9 ч
1.     Мир вокруг нас. Как можно его изучать? Что такое наблюдение? Стартовая диагностика. Интересоваться изучением природы. Участвовать в беседе. Внимательно слушать товарища. Рассказывать о своих наблюдениях за природой, составляя предложения. Называть объекты окружающего мира. Классифицировать объекты окружающего мира по признакам: природа – рукотворные объекты, живая природа – неживая природа. Познакомиться с правилами безопасного поведения во время прогулки. Игра: наши правила. Творческое задание: придумать «кричалку».  
2.     Что у нас нас над головой? Экскурсия на школьную игровую площадку. Понимать и сохранять познавательную задачу экскурсии. Соблюдать правила безопасного поведения во время экскурсии. Наблюдать за небом, солнцем, облаками. Рассказывать о наблюдениях, составляя предложения. Фиксировать наблюдения в виде схематических рисунков. Внимательно слушать товарища. Формулировать и задавать вопросы. Выделить совместно с учителем первый познавательный орган чувств – зрение. Подводить с помощью учителя итог экскурсии. Игры: 1. Мой глазомер. Оценка расстояний в относительных единицах. 2. Допрыгни до неба. Активная разминка.  
3.     Свет и цвет. Что такое свет? Можем ли мы увидеть свет? Почему мир вокруг нас цветной? Вспомнить наблюдения за небом, солнцем и облаками. Рассказывать своими словами. Формулировать и задавать вопросы. Участвовать в беседе. Внимательно слушать товарища. Наблюдать за смешением различных красок и образованием новых цветов. Описывать свои наблюдения. Участвовать в экспериментах: разложение белого света через призму, получение радуги, работа со светофильтрами. Подводить с помощью учителя итог занятия. Творческое задание: зарисовка неба, облаков, солнца акварелью. Выбор определенных красок. Фантазия: какие бывают облака, какого цвета не может быть небо.
4.     Что у нас под ногами? Экскурсия на школьную игровую площадку. Понимать и сохранять познавательную задачу экскурсии. Соблюдать правила безопасного поведения во время экскурсии. Называть объекты окружающего мира, распределяя их по группам: неживая природа, живая природа, рукотворные объекты. Рассматривать объекты неживой природы: камни, песок, глину, почву. Фиксировать результаты наблюдений в виде схематических рисунков. Рассказывать о наблюдениях с опорой на свои рисунки. Формулировать и задавать вопросы. Выделить совместно с учителем второй познавательный орган чувств – осязание. Подводить с помощью учителя итог экскурсии. Игры: 1. Мой глазомер. Оценка расстояний в относительных единицах. 2. Юный геолог. Собираем коллекцию камней. Сортируем по определенным признакам.
5.     В мире камня. Что такое коллекция? Объкт наблюдения. Свойства объктов наблюдения. Вспомнить наблюдения за объектами неживой природы. Рассказывать своими словами. Формулировать и задавать вопросы. Участвовать в беседе. Внимательно слушать товарища. Познакомиться с коллекцией минералов и полудрагоценных камней. Познакомиться с понятием физический объект наблюдения. На примере собранной коллекции, уметь различать объекты и формировать группы по определенным признакам. Подводить с помощью учителя итог занятия. Творческое задание: история, рассказанная камнем. Сочинение мини рассказа с зарисовкой.
6.     В мире камня. Физические характеристики неживого объекта (размер, масса). Что такое измерительный прибор? Вспомнить наблюдения за объектами неживой природы. Рассказывать своими словами. Формулировать и задавать вопросы. Участвовать в беседе. Внимательно слушать товарища. Познакомиться с понятиями линейный размер, площадь, объем и масса. Познакомиться с измерительными приборами: линейкой и весами. Под руководством учителя выполнять изменения: линейного размера и массы. Подводить с помощью учителя итог занятия. Творческое задание: создание игры своими руками.
7.     Что вокруг нас? Наблюдение за живой природой. Экскурсия на пришкольный участок. Понимать и сохранять познавательную задачу экскурсии. Соблюдать правила безопасного поведения во время экскурсии. Называть объекты окружающего мира, распределяя их по группам: неживая природа, живая природа, рукотворные объекты. Называть осенние изменения в природе. Понимать и принимать цикличность жизни и конечность всего живого. Собирать природные материалы. Формулировать и задавать вопросы. Подводить с помощью учителя итог экскурсии. Игры: 1. Как долго? Оценка времени в относительных единицах. 2. Светофор. Активная разминка.
8.     Живая природа осенью. Свойства живого объекта. Физические характеристики живого объекта (размер, масса, возраст). Вспомнить наблюдения за объектами живой природы. Рассказывать своими словами. Формулировать и задавать вопросы. Участвовать в беседе. Внимательно слушать товарища. Называть осенние изменения в природе. Понимать и принимать цикличность жизни и конечность всего живого. Познакомиться с физическим понятием: время. Подводить с помощью учителя итог занятия. Литературная гостиная: совместное чтение отрывков из произведений. Творческое задание: зарисовки листьев.
9.     Физические характеристики живого объекта. Понятие площадь. Вспомнить наблюдения за объектами живой природы. Рассказывать своими словами. Формулировать и задавать вопросы. Участвовать в беседе. Внимательно слушать товарища. Проводить сравнение листьев по площади. Познакомиться с физическим понятием: площадь. Познакомиться с измерительным прибором: палетка. Научиться с помощью учителя самому выполнять измерение площади в относительных единицах площади. Подводить с помощью учителя итог занятия. Творческое задание: изготовление простейшей палетки.
2 четверть – 7 ч
10.     Можно ли спрятать дерево в ладошке? Где начинает


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: