Тема 6. Методология ценообразования на предприятиях в условиях рыночной экономики




Л.: [3] с.261-293, [5] с.91-98, [7] с.16-69,234-249, [10] с.61-73, [17] с.31-58, [19] с.27-80, [20] с.130-196, [22] с.167-194, [23] с.134-162, [26]с.39-100.

 

Ценообразование – правила, способ установления и формирования новых цен и изменение действующих. Можно выделить две основные модели ценообразования: рыночное ценообразование, которое функционирует на основе взаимодействия между спросом покупателей и предложением продавцов на рынке того или иного товара; централизованное государственное ценообразование – определение цен государственными органами, при котором в рамках затратного ценообразования в основу цены закладываются издержки производства и обращения.

Одной из основных проблем в деятельности предприятий является установление ими цен на свои товары и услуги. Установление цен предполагает определенную последовательность действий, которые включают в себя: постановку задач ценообразования; анализ спроса; оценку издержек; анализ цен и товаров конкурентов; выбор метода ценообразования; установление окончательной цены.

Методология ценообразования – это совокупность принципов и методов формирования структуры и динамики цен. Важнейшими принципами ценообразования являются: научность обоснования цен; целевая направленность цен, непрерывность процесса ценообразования; единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен. Принципы ценообразования могут быть реализованы только на основе разработки и применения соответствующих методов. Системаценовых методов состоит из двух подсистем: расчетные методы и методы стимулирования сбыта продукции.

К расчетным методам относятся: затратные методы – метод полных издержек, метод прямых затрат, метод безубыточности предприятия, метод рентабельности инвестиций, метод скользящей цены; параметрические методы – метод удельной цены, метод регрессии, балловый метод, агрегатный метод.

Методы стимулирования сбыта продукции включают: методы максимизации продаж с учетом эластичности спроса; методы максимизации продаж с использованием ценовых скидок; методы “ психологического” ценообразования.

 

Тема 7. Международное ценообразование

 

Л.: [10] с.191-211, [17] с.66-77, [19] с.129-140, [23] с.210-228, [26] с.129-136.

 

Международное ценообразование – это формирование цен за пределами страны, где находится данное предприятие.

Мировая цена – цена, отражающая наиболее представительные сделки по данному товару на международном рынке. Представительными считаются наиболее регулярные сделки, проходящие в свободном торгово-политическом режиме и свободно конвертируемой валюте.

Международное ценообразование, ориентированное на сбыт продукции через торговых представителей, имеет следующие специфические особенности: в качестве отправной точки при проведении переговоров с торговым представителем о цене стороны используют базисные цены, публикуемые в различных информационных источниках. Ими могут быть справочные цены, цены прейскурантов, каталогов, проспектов, цены предложений, международных товарных аукционов, торгов, фактических сделок. Базисные цены “уторговываются”, т.е. снижаются. В процессе уторговывания цены стороны устанавливают размеры скидок, общее количество наименований которых по разным оценкам составляет от 20 до 50. Наиболее распространенными являются следующие: дилерская, скидка сконто, количественные скидки, бонусные скидки и др.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ВАРИАНТ №1

Задача 1. Определить. 1) Свободную розничную цену изделия при условии, что товар поступает в розничную торговую сеть через оптовую базу. 2) Прибыль промышленного предприятия от реализации изделия по свободным отпускным ценам. Составить структуру свободной розничной цены, если известны следующие данные: себестоимость изделия – 7,1 руб., ставка акциза – 45%, ставка НДС – 20%, свободная отпускная цена (с НДС) – 21,4 руб., оптовая надбавка- 8%, торговая надбавка 32 %.

Задача 2. Не снижая технико-экономических показателей, одна из фирм значительно улучшила экономические свойства изделия, которые по 10-ти бальной шкале определены экспертами в следующих размерах:

Виды экономических свойств Количество баллов  
старый образец новый образец
1. привлекательность окраски    
2. удобство пользования    
3. снижение уровня шума    
4. привлекательность упаковки    

 

Цена старого образца при рентабельности 26% равнялась 15 тыс. руб., включая НДС. Используя балловый метод, обоснуйте верхний предел цены. Рассчитайте нижний предел цены, если рентабельность снизилась на 2 %, а себестоимость выросла на 7 %.

 

Задача 3. Себестоимость единицы продукции предприятия, которое попало под антимонопольное законодательство, составила 760 руб. Установленный для него фиксированный уровень рентабельности равен 25 %, однако предприятие установило рентабельность в размере 28 %, нарушив дисциплину цен. Определите размер потерь, которое понесло предприятие, если объем выпуска данного вида продукции за месяц составляет 2000 шт. Акциз на данную продукцию составляет 15%, налог с продаж по территории – 4%. На виновника был наложен штраф в размере 20 минимальных ставок.

 

ВАРИАНТ №2

Задача 1. Определить прибыль в свободной отпускной цене изделия, свободную скидку в регулируемой розничной цене. Составить структуру регулируемой розничной цены. Исходные данные следующие: стоимость сырья и материалов – 1100 руб., затраты на обработку изделия – 600 руб., внепроизводственные расходы – 2.% к производственной себестоимости, НДС – 16,67% к регулируемой розничной цене, свободная отпускная цена – 3200 руб., регулируемая розничная цена – 4750 руб.

 

Задача 2. Определите повышение цены (в %) за время, прошедшее с момента подписания контракта о поставке станка до его фактической поставки, при условии, что за этот период заработная плата рабочих, обслуживающих этот станок, повысилась от 1200 до 1500 руб., а стоимость стали, из которой изготовляется станок – с 1500 до 1600 руб. Следует иметь в виду, что цена в размере 1500 руб. за 1 т стали установлена в зависимости от содержания в ней углерода (4%). Продавец поставляет сталь, содержащую 4,8 углерода. Базисная продажная цена станка на день подписания контракта составляет 150000 руб.

Необходимо учесть, что при определении цены наиболее существенными факторами, влияющими на величину затрат, являются заработная плата рабочих (40% цены) и определенный сорт стали (25% цены).

 

Задача 3. Определите, выгодно ли производителю снизить цену на 100 руб, если текущая цена товара – 2600 руб., планируемый объем продаж – 1 млн. шт. Известно, что конкуренты вслед за фирмой также снизят свои цены. Показатель эластичности спроса по цене – 1,6.

 

ВАРИАНТ №3

Задача 1. Определить прибыль и рентабельность реализации импортного товара, при следующих исходных данных: свободная розничная цена, сложившаяся на рынке с учетом спроса и предложения – 200 руб, таможенная стоимость, включая расходы по доставке товара до границы России, - 10 долл. (курс рубля к доллару принимается на момент решения задачи), ставка акциза – 30%, таможенная пошлина – 15% от таможенной стоимости, сборы за таможенное оформление – 0,15% таможенной стоимости, НДС – 20%, снабженческо-сбытовые расходы – 11 руб., торговые издержки 40 руб.

 

Задача 2. Цена одного из сплавов за 1 кв. м. рассчитывалась по следующему уравнению регрессии: P = 189 + 0.5X1 + 28X2 + 71X3, где Х1 (г) – присадка металла А, Х2 (г) – присадка металла В, Х3 (г) – присадка металла С. В отчетном году на предприятии был разработан новый сплав, в котором объем металла А составил 30 г, металла В – 15 г, металла С – 6г. Кроме того цены на данный металл на рынке выросли за год на 21 %. По этим данным определите верхний и нижний предел цены нового сплава, выделите факторы, которые на них повлияли.

 

Задача 3. Объем месячного выпуска продукции мебельного комбината составил 400 шт. Прямые затраты на производство 1 гарнитура составили 5,2 тыс. руб. Коэффициент накладных расходов составил 1,4. Рентабельность комбината составляет 17%. Акциз – 20%. Налог с продаж установлен по региону в 5%. У 12% месячного выпуска была обнаружена комплектность по сравнению с той, которая была задекларирована в органах ценообразования, и было предложено снизить цену на 8%. На предприятие были наложены санкции, а на начальника отдела контроля – административный штраф в размере 25 минимальных ставок. Рассчитайте потери, которые понесло предприятие и конкретное лицо.

ВАРИАНТ №4

Задача 1. Определить свободную розничную цену изделия, цену, по которой предприятие розничной торговли будет рассчитываться с оптовой базой, прибыль промышленного предприятия от реализации данного изделия и рентабельность производства изделия. Составить структуру свободной розничной цены. При условии, что себестоимость составляет 25120 руб, НДС – 20%, отпускная цена с НДС – 45380 руб., оптовая надбавка – 8 %, торговая надбавка – 25 %.

 

Задача 2. Одна из фирм решила выйти на внешний рынок со своим изделием. Для обоснования цены было проведено обследование качества такого же наиболее массового изделия, продающегося в стране, куда фирма решила экспортировать свое изделие. Результаты его оказались следующими.

Свойства свойства Коэффиц. значимости
продающегося экспортируемого
Жирность, % 2,5 3,1  
Доля наполнителя,%      
Удобство расфасовки,баллы      
Внешний вид упаковки, балл      
Срок хранения, дни      
Аромат, баллы      

 

Используя метод сводных балловых оценок, ответьте на вопрос, стоит ли фирме выходить на внешний рынок. Цена продающегося в стране товара составляет 40 центов, а себестоимость данного товара в нашей стране 5 руб., рентабельность фирмы – 24 %. Таможенная пошлина составляет 12 %. Курс доллара примите 30 руб.

 

Задача 4. Цена модельной женской стрижки в парикмахерской составляет 30 руб, из них затраты – 20 руб, прибыль – 10 руб. и коэффициент прибыльности оказания услуги (прибыль/ цена) – 33 %. Ожидается рост затрат на 15% в связи с повышением тарифов на электроэнергию и уровня арендной платы. Рассчитайте цену, необходимую для сохранения уровня прибыли и коэффициента прибыльности реализации услуги. На сколько сократится спрос покупателей, если коэффициент эластичности спроса по цене составляет 1,959. Проанализируйте полученные результаты.

 

ВАРИАНТ № 5

Задача 1. Определить структуру свободной отпускной и розничной цен платья женского, реализуемого частным магазином. Известно, что полная себестоимость платья составляет 2680 руб., свободная отпускная цена с НДС – 3860 руб., свободная розничная цена – 5095 руб., ставка НДС – 20%, оптовая надбавка – 11%.

 

Задача 2. Фирма выпускает пять видов продукции. Объем выпуска, цены и переменные затраты по видам продукции А – Д приведены в таблице. Сумма постоянных расходов фирмы составляет 41400 руб.

Дайте заключение о целесообразности (прибыльности) выпускаемого ассортимента продукции и рекомендации по его изменению, если это необходимо. Анализ должен быть приведен по методу полной себестоимости и по методу прямых затрат.

Показатели Виды продукции
А Б В Г Д всего
1. объем выпуска, шт.            
2. цена реализации, руб.            
3. переменные расходы на весь выпуск, руб.            
                 

 

Задача 3. Известно, что на рынке по цене 40 долл. было предложено 6 ед. определенного товара, по 30 долл. – 6 ед., по 22,5 долл. – 4 ед., по 17,5 долл. – 2 ед. С другой стороны, по цене 50 долл. пользовались спросом 2 ед. товара, по цене 30 долл. – 4 ед., по цене 20 долл. – 7 ед., по 15 долл. – 11 ед.

Построить графики спроса и предложения, определите эластичен ли спрос. Найдите равновесную цену.

ВАРИАНТ №6

Задача 1.. Определите состав и структуру розничной цены хрустальной вазы (в абсолютных показателях и в %) исходя из следующих данных: себестоимость составляет 140 руб., рентабельность производства – 30 %, ставка акциза – 10 %, ставка НДС – 20%, оптовая надбавка оптовых торговых организаций – 15%, торговая надбавка – 27%.

 

Задача 2. Предприятие смонтировало конвейерную линию, которая состояла из 7 электромоторов, стоимость каждого составила 43 тыс. руб., 4 гибких автоматических производств, стоимость каждого из которых составила 245 тыс. руб., 3 агрегатов по 22 тыс. каждый. Стоимость пусковых и наладочных работ составила 68 тыс. руб. Рентабельность предприятия 17 %. Производительность смонтированной линии по сравнению с прежней организацией труда выросла на 72 %. Какие бы вы предложили установить нижний и верхний пределы цены. Для ее обоснования используйте агрегатный метод.

 

Задача 3. Индивидуальное частное предприятие намеревается выпускать новый художественно оформленный вид кофемолок. Предполагаемая цена единицы продукции может колебаться в зависимости от конъюнктуры рынка в следующих пределах:

Исходные данные     Вариант
     
Цена руб.        
Ожидаемый объем продаж в год шт.      
Прямые переменные затраты на ед. продукции руб.      
Годовые постоянные затраты тыс. руб.      
Капитальные вложения тыс. руб      
         

Срок окупаемости капитальных вложений- 8 лет, налоги от ожидаемой прибыли составят 30 %.

Определите цену наиболее приемлемую с точки зрения получения наибольшей прибыли (без учета инфляции) и рентабельность производства.

ВАРИАНТ №7

Задача 1. Определить прибыль в свободной отпускной цене изделия, свободную розничную цену изделия, цену закупки, по которой розничная торговля будет рассчитываться с посредником. Составить структуру свободной отпускной и свободной розничной цен. Исходные данные: себестоимость изделия – 22500 руб., свободная отпускная цена с НДС – 500400 руб., НДС – 20%, акциз – 30%, снабженческо-сбытовая надбавка 20%, торговая надбавка – 25%.

 

Задача 2. Предположим, что фирма на условиях скользящих цен получила заказ на поставку какого-либо оборудования. Дата получения заказа 1999 г., срок поставки – 2001 г. Предложенные поставщиком условия скольжения определяют следующую раскладку цены на составляющие: стоимость материалов – 50 %, стоимость рабочей силы – 35%, неизменная часть – 15 %. За 1999 – 2001 гг. цены на материалы могут вырасти на 16,9 %, а ставки номинальной заработной платы в машиностроении повыситься на 24,5 %. Приняв базисную цену за 100 условных единиц, определить по формуле скольжения процент повышения цены.

 

Задача 3. Имеются данные по фирме:

Показатель Варианты выпуска
         
Объем выпуска продукции, шт.          
Цена за единицу, тыс. руб.   23,5 23,0 22,0 21,5
Переменные затраты в цене, тыс. руб. 14,6 15,0 15,3 15,6 16,0
Постоянные затраты на весь выпуск, млн. руб.          
               

Исходя из максимальной прибыли найдите наиболее выгодный вариант объема выпуска продукции. Рассчитайте рентабельность каждого из вариантов и определите наиболее благоприятный по уровню рентабельности.

 

ВАРИАНТ №8

Задача 1. Розничная цена единицы товара без налога с продаж составляет 10 тыс. руб., торговая надбавка – 20%, ставка акциза – 30 %, НДС – 20%. Определить сумму акциза, подлежащего уплате в бюджет и его долю в розничной цене.

 

Задача 2. Определите отпускную цену на новый автомобиль балловым методом при условии:

Автомобили параметры
комфортабельность Безопасность экологичность
баллы Коэффиц. весомости баллы Коэффиц. весомости баллы Коэффиц. весомости
Базовый   0,3   0,5   0,2
новый   0,3   0,5   0,2
                 

 

Цена базовой модели – 56700 руб.

 

Задача 3. В таблице представлены данные работы транспортной фирмы:

показатели  
  Себестоимость, 10 т/км, руб  
  Прибыль от продажи, 10 т/км, руб  
  Доля переменных затрат в полной себестоимости при существующем объеме перевозок 0,7
  Объем производства, тыс. т/км  

Рост цен на бензин увеличивает долю переменных затрат в полной себестоимости до 0,8. Если значение коэффициента эластичности 0,5, как изменится объем производства и удастся ли транспортной фирме сохранить прибыль.

 

ВАРИАНТ №9

Задача 2. Торговый посредник рассматривает предложение о поставке 10 тыс. изделий по свободной отпускной цене – 7,4 тыс. руб. за единицу. Издержки обращения посредника составляют 7 млн. руб., приемлемая рентабельность для посредника – 30 %. Рассчитать для посредника размер торговой надбавки в рублях и %. Какова минимальная розничная цена.

 

Задача 3. В таблице представлены данные о ценах и значение основного параметра изделия.

цена Величина основного параметра
  500,0  
  450,0  
  400,0  
  332,0  
   

Используя метод удельных показателей, рассчитать цену нового аналогичного изделия, пополняющего параметрический ряд. Основной качественный параметр изделия равен 105.

 

Задача 4. В таблице представлены данные фирмы по производству товара А.

Показатели  
  Себестоимость единицы, руб.  
  Прибыль от продажи единицы товара, руб.  
  Доля переменных затрат в полной себестоимости при существующем объеме производства 0,6
  Объем производства, тыс. шт.  

Фирма решает снизить цену на 100 рублей. При каком значении коэффициента эластичности предложения по цене возможно сохранение прибыли фирмы на прежнем уровне.

 

ВАРИАНТ № 10

Задача 1. Работник завода обратился с просьбой продать ему со склада предприятия краску. Стоимость краски по цене приобретения, включая НДС, год назад составляла 14 руб. за банку в 1,5 кг. По какой цене продать краску, если коэффициент накладных расходов на предприятии равен 1,22. Рентабельность основной продукции – 14 %. Цена аналогичной краски в розничной торговле – 17 руб. за кг.

 

Задача 2. На момент заключения договора цена единицы продукции составляла 180 руб., 60 % в цене составляла стоимость материальных ресурсов, используемых в производстве, 20% - заработная плата и 20% - прочие элементы цены. По истечении квартала стоимость материальных ресурсов, потребляемых в производстве, увеличилась на 10%, средняя заработная плата на предприятии возросла на 12%. Определить скользящую цену единицы продукции на момент поставки.

 

Задача 3. Объем выполнения за год земляных работ специализированным управлением составил 900 тыс. куб. метров. Прямые затраты на 100 куб. м. составили 195 руб. Предприятие взяло в банке кредит в размере 1 млн. руб. сроком на 4 месяца при 60 % годовых, накладные расходы составили 63 рубля на 100 куб. м. Предприятие истратило на рекламу за год 90 тыс. руб., а на представительские расходы 28 тыс руб. Рентабельность предприятия составляет 16 %. Рассчитайте суммы в себестоимости продукции затрат, связанных с уплатой процентов за кредит, расходов на рекламу и представительских расходов. Определите цену 100 куб. м работ.

Примечание:

Нормы представительских расходов:

До 2 млн. руб. в год – 0,5%

От 2 млн.руб. до 50 млн. руб.- 10 тыс. + 0,1% от объема, превышающего 2 млн. руб.

Свыше 50 млн. руб. – 58 тыс. + 0,02 с объема, превышающего 50 млн. руб.

Нормы расходов на рекламу:

До 2 млн. руб реализации – 2 % от объема.

От 2 млн. руб до 50 млн. руб. – 40 тыс. руб + 1% от объема, превышающего 2 млн. руб.

От 50 млн.руб. и выше – 528 тыс руб. + 0,5 % с объема, превышающего 50 млн.руб

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: