Структура каждого занятия включала




Программа

Развития эмоциональной устойчивости

У детей 6 – 8 лет.

 

 

Составитель: педагог-психолог

Варзанова И.В.

 

Г. Рыбинск

Пояснительная записка

Общение оказывает существенное влияние на результат деятельности человека. Ученые давно заметили, что степень проявления тех или иных свойств человека, особенности его поведения, эффективность деятельности во многом зависят от того, действует ли он один, в изолированных условиях, или в присутствии других людей, вместе с ними. Оказывается, что даже пассивное присутствие других людей изменяет результаты деятельности индивида. Особенно большие изменение происходят, когда другие люди выполняют рядом такую же задачу или когда они общаются в процессе ее выполнения

Популярность ребенка в группе сверстников связана с рядом его индивидуальных особенностей – общительность, способность устанавливать контакты, внешний вид, успешность в ведущей деятельности. Для несовершеннолетних важно приобретение навыков тех видов деятельности, которые популярны в группе, так же важны и навыки межличностного общения. Ребенок, который мало общался со сверстниками и отвержен ими, в связи с неумением организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, еще большей робости в контактах с окружающими, замкнутости. Важно помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Особенность психологии ребенка дошкольного и младшего школьного возраста заключается в том, что он еще мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На трудности в школе ребенок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями – гневом, страхом, обидой. Для детей, которые эмоционально не готовы к роли школьника - период адаптации может быть травмирующим. Поэтому основной целью данного комплекса занятий является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение уровня тревожности и страхов, повышение уверенности в себе.

Задачи данного комплекса занятий:

 

1. Формировать представления детей об эмоциональных состояниях, умение их различать и понимать.

2. Обогащать словарный запас детей, познакомить со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния.

3. Развивать умение вербально передавать собственное и чужое эмоциональное состояние через его называние.

4. Совершенствовать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, пантомимой) – средствами человеческого общения.

 

Основные направления:

 

1. От организующей роли психолога к самоорганизации.

2. От инициативы психолога к собственной инициативе.

3. От неустойчивости и тревожности во фрустрационных ситуациях к большей толерантности.

4. От неэффективных форм общения к более эффективным.

5. От замкнутости и зажатости к умению открыто выражать свои потребности и желания.

6. От негативно-печальных эмоций к радостно-удовлетворенным, основанным на принятии себя.

7. От совместного с психологом поиска способов разрешения конфликтных ситуаций к самостоятельному разрешению.

 

 

Структура каждого занятия включала

 

1. Приветствие, создание эмоционального настроя на занятие.

2. проговаривание своего эмоционального состояния в данный момент (с 4-го занятия).

3. Вживание в игровую ситуацию, подготовка к основным упражнениям – играм.

4. Сами тематические игры.

5. Обсуждение игр.

6. Релаксационное упражнение.

7. Домашнее задание.

8. Прощание друг с другом.

 

Каждое занятие включает в себя три этапа:

 

1. Ориентировочный (2 занятия)

2. Реконструктивный (6 занятий)

3. Закрепляющий (2 занятия)

 

Каждый этап предполагает работу по основным блокам:

 

1. Сплочение группы, выработка правил поведения на занятиях.

2. Развитие представлений о ценности другого человека и себя самого, развитие коммуникативных навыков, осознание проблем в отношениях с людьми, формирование положительных стратегий взаимодействия.

3. Приобретение навыков деятельности в конфликтной ситуации, усвоение способов разрешения собственных проблем, осознание мотивов межличностных отношений.

Занятия направлены также на развитие средств самопознания тревожных детей, на повышение представлений о собственной ценности, на развитие мотивов межличностных отношений, на развитие уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии. Дошкольный возраст является благоприятным периодом для такой работы, т.к. мотивационно-смысловая система еще не сформирована и открыта позитивным изменениям.

Данный курс занятий состоит из 10 занятий и рассчитан на срок 5 недель. Занятия проводятся в кабинете психолога, где можно свободно располагаться и передвигаться. Их продолжительность не превышала 25 – 30 мин. Занятия проводятся два раза в неделю. Группа состоит из 6 – 7 человек. Каждому ребенку обеспечивается возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.

Проведение занятий с детьми не требует специальных материалов: понадобится только тетради для рисования и записей (на время перерыва между занятиями храниться у педагога –психолога), наборы цветных карандашей, листки бумаги с булавками для именных табличек.

Работа осуществляется с помощью игровых методов, проективных методов и элементов психогимнастики.

 

Занятие 1.

Цель: Знакомство участников друг с другом. Формирование чувства единения с группой.

Наглядный материал: большая мягкая игрушка, большой лист бумаги, краски, карандаши.

Занятие проходит в игровой форме.

1. Знакомство ребят друг с другом и игрушечным героем.

Упражнение 1. «Путешествие на корабле».

Все ребята случайно попали на одно судно. Дети называют свое имя и рассказывают о себе.

Упражнение 2. «Рисование корабля» (на котором путешествуют дети).

Каждый ребенок рисует себя на корабле.

2. Снятие напряжения, внимание к партнеру.

Упражнение 3. «Пароходик». Дети двигаются друг за другом, похлопывают, поглаживают друг друга по спине, делают легкий массаж.

3. Прощание.

Дети, взявшись за руки, говорят: «До свидания».

Занятие 2.

Цель: Сближение детей в группе. Эмоциональное и моторное самовыражение. Развитие воображения. Актуализация умений вживаться в роли. Снятие напряжения. Стимуляция спонтанных поведенческих реакций.

Упражнение 1. «Волшебное слово».

Дети садятся в круг и по очереди, держа мягкую игрушку, говорят друг другу вежливые слова.

Упражнение 2. «Лучи солнца».

Ребята, каждый из вас умеет рисовать солнце. Когда у Вас радостное настроение, то от вас исходят радостные лучи, если грустное, грустные. Давайте нарисуем солнце, лучи которого грустят, удивляются, радуются, злятся.

Упражнение 3. (релаксационное).

Ребятам предлагается соревнование: кто сделает больше хлопков в воздухе. Каждому участнику дается 3 попытки.

Упражнение 4. «Чудесный мешочек».

Ведущий приносит мешок, в котором находятся различные предметы (орех, нитки, картошка, спичечный коробок, пуговица). Дети должны на ощупь определить предмет.

Упражнение 5. «Попрыгунчик».

На стену прикрепляется лист бумаги.

1.Дотянуться вверх поднятой рукой до листа и сделать один штрих.

2. Подпрыгнуть и сделать другой штрих.

Наибольшее расстояние между двумя штрихами выявляет победителя.

Упражнение 6. «Придумывание сказки (рассказа)».

Ребятами выбирается основная тема. Дети садятся в кружок и по очереди, держа в руках волшебную палочку, сочиняют историю.

Упражнение 7. (релаксационное).

Дети слушают тихую, спокойную музыку. Педагог - психолог говорит детям, что им снится один и тот же сон и рассказывают его содержание. Педагог – психолог сообщает, по какому сигналу дети проснутся. Содержание сна может быть самым разнообразным.

Домашнее задание.

Нарисовать главного героя придуманной ребятами истории в различных Я-состояниях (грустный, веселый, удивленный).

Прощание.

Дети прощаются, соприкасаясь друг с другом ладошками, и говорят: «До свидания».

Занятие 3.

Цель: изучение эмоций человека и особенностей внешнего проявления эмоциональных состояний (мимика, пантомимика). Тренировка умений точного понимания эмоционально-психологического состояния партнера.

Упражнение 1. «Паровозик».

Дети встают в круг. По очереди они выступают в роли ведущего, который пытается изобразить эмоционального состояние. Остальные дети должны повторить то, что показывает ведущий, и отгадать, что он изображает.

Упражнение 2. Беседа.

Дети садятся вокруг стола. Перед каждым лежит конверт, в котором находятся разрезные шаблоны – своеобразные пиктограммы. Пиктограмма – карточка, на которой с помощью простых знаков изображены различные эмоции. Предлагается вспомнить, какие эмоциональные состояния человека они знают?

Мы выделяем следующие эмоциональные состояния: радость, грусть, страх, гнев, удивление, печаль, стыд. Затем обсуждается каждое эмоциональное состояние:

1 – внешнее проявление;

2 – работа с шаблонами (найти пиктограмму, символизирующую выражение эмоции);

3 – выбор каждым ребенком цвета, ассоциирующегося с определенной эмоцией;

4 – каждый ребенок вспоминает ситуацию, в которой он находился в данном эмоциональном состоянии:

- какие ощущения испытывал?

- чем было вызвано это состояние?

Упражнение 3. (релаксационное). «Петрушка прыгает».

Прыжки на двух ногах, одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой.

Упражнение 4.

Сочинение сказки, герои которой находятся в эмоциональных различных состояниях. Затем дети разыграют эту сказку.

Упражнение 5. (релаксационное).

Дети слушают тихую музыку. Педагог – психолог рассказывает сказку.

Домашнее задание.

Нарисовать любое эмоциональное состояние.

Занятие 4.

Цель: см. 2-ое занятие.

Упражнение 1. «Нарисуй настроение».

Ребята, во время наших встреч мы будим говорить о ваших чувствах и настроениях. Сегодня – о грусти. С помощью пиктограмм дети находят грустного человечка, и затем рисуют мандалу (Грусть).

Упражнение 2. «Угадай-ка».

Дети выбирают водящего, который выходит за дверь. Дети, которые остались в комнате выбирают эмоциональное состояние и пытаются изобразить это при помощи пантомимики, мимики. Водящий должен отгадать эмоциональное состояние, задуманное детьми.

Упражнение 3. (релаксационное). «Путаница».

Ребята свободно двигаются по комнате под музыку. По команде они сцепляются и закручиваются в клубок. Водящий должен распутать этот «клубок».

Упражнение 4. «Магазин игрушек».

Детям предлагается поиграть в магазин игрушек: они будут и игрушками, которые продаются в магазине, и покупателями. Дети должны сами придумать, какую игрушку они хотят изображать, и как они это будут делать. Покупатели по очереди просят показать игрушки, они должны отгадать, что за игрушку выбрали. Если покупатель догадается, то забирает игрушку с собой. Когда все игрушки распроданы, дети меняются ролями.

Упражнение 5. «Листопад».

Осенний листопад часто наводит на грустные мысли, но сухие листья могут принести много радости. Давайте поиграем с ними! Педагог - психолог встает на стульчик и с высоты поднятой руки отпускает лист падать. Дети по очереди ловят хаотично разлетающиеся, кружащиеся листья.

Упражнение 6. (релаксационное).

Дети слушают тихую музыку, они принимают удобную позу и закрывают глаза. Ведущий рассказывает детям сказку.

Домашнее задание.

Каждому ребенку предлагается нарисовать группу, в которой он занимается на необитаемом острове.

Прощание.

Дети прощаются друг с другом, соприкасаясь коленками и говорят: «До свидания».

 

Занятие 5.

Цель: пробуждение воображения. Освобождение подавленной эмоциональной энергии (безопасный способ разрядки напряжения).

Усиление внимания к чувствам.

Осознание своего эмоционального состояния. Раскрытие внутренних переживаний.

Упражнение 1. «Настроение».

- В каком состоянии пришли на занятие?

Дети поочередно рассказывают о своем настроении и раскрывают возможные причины описанного эмоционального состояния.

Упражнение 2. «Радость».

Психолог предлагает детям найти на картинке человечка, у которого радостное настроение (работа с пиктограммами), затем рисование мандалы «Радость». (Можно ребенку предложить нарисовать клоуна).

Упражнение 3. «Страна кляксы».

а) Дети быстрыми движениями брызгают на листы бумаги жидкую краску, а затем проводят ладонью по сложенному пополам (кляксами вовнутрь) листу бумаги. Детей просят разглядеть в разноцветных пятнах какую-либо картину, придумать историю про увиденное.

б) Изготовление картин из клякс, поднимающих настроение в трудных ситуациях. Каждый ребенок рисует картину для себя.

Упражнение 4. «Зоопарк».

Лепка из пластилина любимых животных в таком настроении, которое преобладает у ребенка в данный момент. Дети рассказывают о своих любимых животных.

Упражнение 5. (релаксационное).

Занятие 6.

Цель: Закрепление умений охарактеризовать свое эмоциональное состояние, выделить основные черты характера. Овладение ребенком разнохарактерным ролевым поведением на примере сказочных персонажей. Самораскрытие ребенка через образы сказочных героев.

Упражнение 1.

1 – Осознание своего эмоционального состояния. Проговаривание. (В каком состоянии пришли на занятие).

2- а) Разыгрывание известной сказки (по выбору детей) в 2-х частях:

- привычные образы сказочных героев (волк – злой, Красная Шапочка – добрая);

- противоположные черты характера сказочных персонажей (волк – добрый).

Ребенок должен представить одного сказочного героя с противоположными чертами характера в 2-х вариантах сказки.

б) Обсуждение.

- Кого легче было играть, доброго или злого, хитрого или честного героя?

- Как в жизни относятся люди к добрым и злым?

- Трудно ли было переключаться с одного характера на другой? Бывают ли такие ситуации в вашей жизни?

Упражнение 2. «Упрямое зеркало».

Детям предлагается разделиться на пары. «Пусть один из нас будет человеком» (т.е. один ребенок показывает какое-нибудь движение, а другой повторяет его наоборот). Затем дети меняются ролями.

Упражнение 3. «Зебра».

- Какие черты характера помогают тебе в жизни, а кие мешают?

- Как можно изменить те черты, которые мешают в определенных ситуациях?

Упражнение 4. «Добрые слова».

Домашнее задание.

Нарисовать любимую сказку.

Занятие 7.

Цель: Самовыражение ребенка в условиях группы. Эмоциональное сближение детей. Поддержка в реализации индивидуальных замыслов. Невербальное выражение переживаний и мыслей. Снятие напряжения.

Упражнение 1.

Осознание своего эмоционального состояния. Проговаривание.

Упражнение 2. «Тишина».

Дети сидят с закрытыми глазами и слушают. Затем рассказывают о том, какие звуки были услышаны ими в тишине.

Упражнение 3. «Художественная галерея».

- На столе лежит большой лист бумаги и краски. Дети по очереди реализуют свои замыслы общей картины. Каждый «художник» рисует то, что он хочет. Дети дают общее название картине, которую рисовали 5 художников.

- затем происходит обсуждение того, что каждый ребенок хотел изобразить. Он показывает на рисунке свои образы. Сохранение индивидуального, в общем – раскрывается важность этого принципа в разговоре с детьми.

Упражнение 4. «Удивление».

Ребята, вы приглашаетесь в космическое путешествие в котором будете часто удивляться (находим пиктограмму удивление). Рисуем мандалу «Удивление». Теперь давайте нарисуем космический корабль, космическое небо, затем изобразим карту звездного неба. Мы готовы к путешествию. (По окончании рисования – разбор рисунков детей).

Упражнение 5. (релаксационное).

Медвежата сидят в берлоге. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки – греются. Стало жарко – медвежата развернулись. Повторить игру 2-3 раза.

Упражнение 5. «Маленький скульптор».

Ребенок изображает скульптора, остальные дети – глину. Скульптор задумывает вылепить из глины какой-либо сюжет. Он показывает детям, как нужно встать, какое нужно сделать лицо. В следующий раз выбирается другой скульптор.

Домашнее задание.

С помощью родителей составить два рассказа на темы:

1 – Я люблю, когда …

2 – (по выбору): «Что меня беспокоит …»; «Когда мне плохо …»; «Что я не могу …»; «Когда я злой …»; «Когда меня обижают …»; «Я боюсь …».

 

 

Занятие 8.

Цель: Осознание и отреагирование страхов, напряжений. Активизация жизненных сил детей. Перестройка отношений участников группы к проблемным ситуациям. Моделирование различных путей выхода из конфликтов.

Упражнение 1.

Проговаривание своего эмоционального состояния.

Знакомства с пиктограммой «Страх». Ребятам предлагается найти испуганного человечка (рассматривание и выбор пиктограмм, озвучивание схемы мимики). «Рисуем страшную маску». Давайте сами испугаем Страшилку. Нарисуем страшные маски, наденем их и прогоним Страшилку!

Упражнение 2. «Ритуал уничтожения страхов по Захарову».

Рисунок, на котором изображен страх дети рвут на мелкие кусочки. Ритуал уничтожение страхов увлекает детей. Они начинают рисовать страхи еще и еще, так как это помогает им преодолеть их.

Упражнение 4. «Мы можем победить страх» (релаксационное).

Домашнее задание.

Занятие 9.

Цель: Укрепление веры каждого ребенка в себя. Раскрытие неиспользованных возможностей развития ребенка. Предоставление каждому ребенку своей особой модели поведения, способствующей налаживанию коммуникации, снятию напряжения. Проговаривание своего эмоционального состояния.

Упражнение 1.

а) «Сказочные герои». Каждому ребенку подбирается сказочный герой с противоположными личностными особенностями. Этот подбор могут осуществить либо сами ребята, либо психолог. (Например, гиперактивному ребенку предлагается сыграть роль стеклянного человечка). б) Обсуждение.

- Опишите свои ощущения в новой роли.

- Что мешало сохранять определенный стиль поведения?

- Сможете ли вести себя так в реальной жизни?

- Какие сильные и слабые стороны у сыгранного вами сказочного героя?

Упражнение 2. «Волшебные очки».

Дети по очереди надевают волшебные очки и называют качества своих товарищей.

Домашнее задание.

Нарисовать сыгранного сегодня сказочного героя. Подумать над ситуациями, вызывающими в вашей жизни какие-либо затруднения.

Упражнение 3. (релаксационное).

Занятие 10.

Цель: закрепление положительных эмоций ребенка. Расширение ролевого диапазона. Побуждение открыто выражать свои чувства друг друга. Тренаж новых способов поведения в жизненных различных ситуациях. (Проговаривание своего эмоционального состояния).

Упражнение 1. «Сценки из жизни».

Дети рассказывают о фрустрирующих ситуациях. Им предлагается воссоздать данные ситуации с целью разрешения конфликта и совместного поиска адекватных поведенческих партнеров.

Упражнение 2.

Закончить предложения.

«Я умею …»

«Я хочу …»

«Я добьюсь …»

Прощание.

Дети придумывают каждому партнеру по группе одно пожелание на будущее и обмениваются рисунками, нарисованными специально для определенного человека.

 

 

Приложение

 

Анкета для родителей

1. Чувствуете ли Вы, что с Вашим ребенком произошли какие-либо изменения?

2. Улучшилось ли Ваши взаимоотношения с ребенком? Стало ли легче общаться с ним?

3. Стал ли Ваш ребенок проявлять большую самостоятельность в суждениях?

4. Изменилось ли общее настроение Вашего ребенка?

5. Изменилось ли отношения Вашего ребенка с окружающими (одноклассниками, учителем)? В чем это проявляется?

6. Стал ли Ваш ребенок более адаптивен в окружающей обстановке? (ребенок меньше смущается в сложных, непривычных ситуациях)

7. Стал ли Ваш ребенок более инициативным? (предлагает свои услуги в помощи по дому, самостоятельно берется выполнять домашние задания и т.д.)

8. С каким настроение ребенок посещал группу?

9. Отдали ли бы Вы ребенка в группу еще раз в следующем году?

 

Список литературы

 

1. Айхингер А., Холл В. Психодрама в детской групповой терапии. – М.: Генезис. 2003.

2. Алещенко М.З. О чем рассказал детский рисунок. Заметки психолога. // Начальная школа. 1992. № 4.

3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение. 1991.

4. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.: Просвещение. 1993.

5. Игры – обучение, тренинг, досуг. / Под ред. Петрусенского В.В. – М.: Новая школа. 1994.

6. Клюева Н.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга. – Ярославль: содействие. 1992.

7. Малкина – Пых И.Г. Справочник практического психолога. – М.: Эксмо. 2005.

8. Монахова А.Ю. Психолог и семья: Активные методы взаимодействия. – Ярославль: Академия Развития. 2004.

9. Рудестам К. групповая психотерапия. – М.: прогресс. 1993.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: