I. Тестовые задания (каждый правильный ответ оценивается 1 балл)
1. О процессе зарождения государства у славян свидетельствует
- складывание всероссийского рынка
- появление родовой общины
- появление земледелия и скотоводства
- образование племенных союзов
- появление сословно-представительных органов власти
2. Нашествию монголо-татар на русские земли предшествовало
- сражение на реке Калке
- Ледовое побоище
- Невское сражение
- вторжение Батыя в Польшу и Венгрию
- сражение на Куликовом поле
3. В период средневековой Руси дворяне, в отличие от вотчинников
- являлись противниками централизации государства
- были наследственными владельцами земли
- получали землю во временное пользование
- использовали труд зависимых крестьян
4. Приказами в VI веке называли
- органы центрального государственного управления
- письменные распоряжения главы государства
- документы, подтверждающие право перехода крестьянина в Юрьев день
- собрание представителей сословий
- налоговые органы, существующие при казне
5. По какому принципу приведены эти даты:
1487 г., 1552 г., 1556 г., 1581 г.
6. С каким процессом связаны эти даты?
1497 г., 1550 г., 1581 г., 1592/93 г.г., 1597 г.
7. Соотнесите событие с датой:
1856 г. | 1.Создание Священного Союза |
1821 г. | 2.Польское восстание |
Ноябрь 1812 г. | 3.Создание Южного общества декабристов |
1830-1831 г. | 4.Сражение на р. Березине |
1864 г. | 5.Подписание Парижского мирного договора |
1815 г. | 6.Судебная реформа |
1807 г. | 7.Указ о вольных хлебопашцах |
1803 г. | 8.Отмена крепостного права |
Август 1812 г. | 9.Кавказская война |
1817-1864 г. | 10.Тильзитский мирный договор |
1801-1803 г. | 11.Работа Негласного комитета |
1861 г. | 12.Бородинское сражение |
8.Военная история России. Соотнесите имя полководца, войну, в которой он принимал участие, и годы этой войны:
Война | Годы | Полководец |
1904-1905 | ||
1914-1918 | ||
1918-1920 | ||
1939-1940 | ||
1941-1945 | ||
1979-1989 |
Русско-японская, Первая мировая, Гражданская, советско-финляндская, Великая Отечественная, афганская.
А.А.Брусилов, А.М. Василевский, А.Н.Куропаткин, М.Ф. Фрунзе, В.С.Папутин, К.А.Мерецков.
9. Что было главным последствием Московской битвы в ходе Великой Отечественной войны?
- срыв плана «молниеносной войны» Германии против СССР
- открытие Второго фронта в Европе
- завершение коренного перелома в войне
- переход инициативы в руки советского командования
10. Установите соответствие между именами и событиями?
А.П.Волынский | Участие в дворцовом перевороте 1762 г. |
Князь В.В.Голицын | Создал новую военную тактику колонн и рассыпного строя |
Е.Р.Дашкова | В его доме собираются противники Анны Ивановны |
П.А.Румянцев | Среди прочих изменений он планировал отмену крепостного права |
II. Задания оцениваются в 2 балла
1.Что объединяет эти имена?
Аристотель Фиорованти, Алевиз Новый, Антонио Солари, Марко Руффо?
2. Какое произведение считается первым откликом на Куликовскую битву?
3.Определите значение слов и выражений:
Ассамблеи, губернии, «Табель о рангах», уложенная комиссия, фаворит.
4.Вычеркните лишнее имя:
В.И.Истомин, В.А.Корнилов, Н.Н.Раевский, Э.И.Тотлебен
5.Из приведённых имён составьте пары «противников».
Объясните свой выбор:
А.А.Аракчеев, А.И.Желябов, М.Т.Лорис - Меликов, Н.Муравьёв.
III. Задания оцениваются в 4 балла в зависимости от полноты ответа
- Проанализируйте исторический источник и ответьте на вопросы:
«Зачем царь, воевод, дарованных тебе Богом для борьбы с врагами, различным казням предал и на доброхотов твоих, душу свою за тебя положивших, не слыханное от начала мира муки…. Измыслил, обвиняя невинных православных в изменах и чародействе?... В чем же провинились перед тобой и чем прогневили тебя христиане-соратники твои? Не они ли разгромили прегордые царства? Не сдались ли Тебе крепости немецкие, по мудрости их, и от Бога дарованной?»
Как звали автора? В чем суть его мнения? Как автор аргументирует свою точку зрения?
- Определите о ком идет речь?
«В одном очень знаменитом историческом романе первой половиныXIX века он предстает рыцарем без страха и упрека, настоящим романтическим героем. Однако реальный образ весьма далек от совершенства. Начинал службу он еще при Петре I, который ценил его за храбрость и ум. Впрочем, это не помешало императору собственноручно высечь вельможу за злоупотребление и взятки. Позднее, при одной из императриц, он стал губернатором Казани и опять попал под суд за взятки.
При другой императрице был обвинен в антиправительственном заговоре: в ходе следствия выяснилось, что он был противником самодержавия, сторонником шведской системы управления, критиковал императрицу и ее фаворита. Во время следствия держался достойно и никого из друзей не выдал. За подобные мысли он и его единомышленники были казнены.»
- Заполните пропуски в тексте соответствующими фамилиями. Как называется период, описанный в данном отрывке?
«Вельможи делились на 2 партии: 1) ссылающих и 2) ссылаемых в Сибирь. Очень часто в одну ночь ссылающие переходили в партию ссылаемых и наоборот.
________________ ссылал, ссылал пока нечаянно не был сослан в Сибирь Долгорукими. Долгоруких сослал в страну, куда Макар телят не гонял и ___________, Миниха сослал перешедший из партии ссылаемых в партию ссылающих Бестужев-Рюмин.»
- Литература истории.
Это стихотворение А.С.Пушкина посвящается одному из героев войны 1812 года. Назовите его имя и объясните свой выбор.
О вождь несчастливый! Суров был жребий твой: Все в жертву ты принес земле чужой. Непроницаемый для взгляда черни дикой, В молчаньи шел ты с мыслью великой, И, в имени твоем звук чуждый невзлюбя Своими криками преследуют тебя, Народ, таинственно спасаемый тобою, Ругался над твоей священной сединою. |
- Проанализируйте данные статистики. О каких процессах в экономике и социальной жизни говорят эти факты?
В середине 19 в.:
3,5% дворян (а это около 3,6 тыс. человек) не имели поместье вообще.
3,9% (более 41 тыс. дворян) имели в своем распоряжении имения менее 20 душ.
7 мин. Крепостных мужского пола (66%) были заложены помещиками в банке.
В 1861 году в Европейской части России было 123,6 тыс. дворянских имений, а в 1892 году- 101,9 тыс.
- Какие события получили названия, перечисленные ниже?
«дело врачей», «зимняя война», «кровавое воскресенье», «оттепель», «парад суверенитетов»?
- Прочтите частушки и напишите правильные ответы на вопросы:
Мы в колхоз пошли, товарка,- Были юбки складками. А теперь мы щеголяем На заду заплатками. Хорошо тому живется, Кто записан в бедноту,- Хлеб на печку подается, Как ленивому коту. Мы с миленком расставались В это воскресенице: Меня приняли в колхоз, Его - на выселеньице |
1. Когда могли появиться частушки с подобным содержанием?
2. Какие события нашли в них отражение?
- Проанализируйте исторические документы и ответьте на вопросы.
А Окиньте взглядом все пережитые нами века…Вы не найдете ни одного приковывающего к себе воспоминания. Мы живем лишь в самом ограниченном, настоящем, без прошедшего и без будущего, среди плоского застоя…Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли… Сначала дикое варварство, затем -грубое суеверие, далее – иноземное владычество, жесткое, унизительное, дух которого национальная власть потом унаследовала,- вот печальная история нашей юности…Когда затем, освободившись от чужеземного ига, мы могли воспользоваться идеями, расцветшими в это время среди наших братьев на Западе…мы подпали рабству еще более тяжелому. До нас же, замкнутых в своей схизме, ничего из происходившего в Европе не доходило. Нам не было дело до всемирной работы. Нам незачем бежать за другими; нам следует откровенно оценивать себя; понять, что мы такое, выйти из лжи и утвердиться в истине.
1.Какая общая проблема?
- Проблемные вопросы:
- Во времена опричнины «народ безмолвствовал», несмотря на страшные публичные казни и поражения в войне. А в XVII в. Поднял восстание, стоило только повысить налог на соль. Почему?
-Есть свидетельство, что Наполеон собирался отменить крепостное право в России так, как он делал это в других странах. Такой шаг обеспечивал ему на время поддержку.
Почему же Наполеон не решился освободить русских крестьян?