Курс «Филология в системе современного гуманитарного знания»
Практическое занятие № 1.
Тема. Понятие «научная парадигма». Причины и следствия парадигмальных изменений.
Вопросы для обсуждения:
1. Содержание понятия «научная парадигма».
2. Основные научные парадигмы в лингвистике: сравнительно-историческая, системно-структурная и антропоцентрическая.
3. Принцип дополнительности в парадигмальном движении научного знания.
4. Парадигма как накопительная система знаний.
Литература:
Кун Т. Структура научных революций. – М.: Прогресс, 1977 (1981). См. материалы в интернете – «Понятие парадигмы и логика научных революций в концепции Т. Куна», а также информацию о концепции Т. Куна в словарях и энциклопедиях, размещённых в Сети.
Дементьев В. З. Парадигма в лингвистике и теории языка. Электронная версия статьи – www.infolex.ru.
Практическое задание: найти текстовые примеры, в которых зафиксированы исследовательские действия, выполненные в русле определённой парадигмы – сравнительно-исторической, системно-структурной и антропоцентрической.
Практическое занятие № 2
Тема. Текст как структурно-содержательная целостность. Коммуникативная направленность текста.
Вопросы для обсуждения:
1. Определения текста (разноаспектный набор признаков).
2. Алгоритмы анализа текста с учётом определённого аспекта рассмотрения.
Литература:
1. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2009.
2. Тураева З.Я. Лингвистика текста / З.Я. Тураева. – М.: URSS, 2009. – 136 с.
3. Чернявская В.Е. Лингвистика текста: поликодовость, интертектуальность, интердискурсивность / В.Е. Чернявская. – М.: Либроком, 2009. – 284 с.
|
4. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. − М.: URSS, 2009. – 127 с.
5. Левицкий Ю.А. Структура связного текста: учеб. Пособие / Ю.А. Левицкий. – М.: Высшая школа, 2006. – 207 с.
6. Валгина Н.С. Теория текста / Н.С. Валгина. – М.: Логос, 2004. – 278 с.
7. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ текста: учебник: практикум: Для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов / Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин.− М.: Флинта, 2009. − 495 с.
8. Используйте интернет-ресурсы:
- https://www.philology.ru – филологические поисковики
- https://slovari/yandex.ru - поиск словарей
- https://www.philology.ru – труды по языкознанию и литературоведению
- https://gramota.ru – справочно-информационный портал о русском языке
Практическое задание: составить алгоритм анализа самостоятельно подобранного текста с учётом его жанра, стиля, авторства, времени написания и других конкретизирующих параметров (с опорой на прочитанную литературу).
Алгоритм анализа текста:
- Гипотетически определяется тема текста. Устанавливаться она может по-разному: на основе содержания сильных позиций текста (заголовка, начального и конечного абзацев) или на основе общего, суммированного содержательного объема текста.
- Выявляется композиция текста (для целостного, завершенного текста) или структура (построение) для фрагмента текста.
- Определяется фактологическая информация текста.
- Текст разделяется на смысловые части, устанавливаются отношения между ними, исходя из композиции (структуры) текста.
- Выделяются ключевые слова (смысловые доминанты), определяется их семантический объем и функциональная роль.
- Определяется оценочная информация текста, описываются риторические приемы (тропы и фигуры), их функциональная роль в тексте.
- Анализируется образ автора (когда это возможно), тип авторского повествования (ведется ли оно от 1-го, 2-го или 3-го лица).
- Определяется характер речи (монолог, диалог, полилог) и характер связи между предложениями в тексте (текст с цепными, параллельными, присоединительными связями).
- Устанавливается функция текста (описание, повествование, рассуждение и др.).
- Определяется принадлежность текста к тому или иному функциональному стилю (функционально-стилевая типология). Называются основные приметы стиля. Учитывается стилевая однородность или неоднородность.
- Описываются, когда это возможно, интертекстуальные связи текста.
- Выявляется концептуальная информация текста. Учитывается наличие контекста и подтекста.
- Дается оценка полученной из текста информации. Корректируется на основе проведенного анализа тема, идея, все виды информации текста.
14. Ключевые слова раздела «Текст»: лингвистика текста, текстообразующие категории, актуализация в тексте, актуальное членение текста, гипертекст, образные (риторические) средства текста, интертекстуальность (прецедентность) текста, структура текста, сильные позиции текста, контекст, внутренняя и внешняя структура текста.
|
«Филология в системе современного гуманитарного знания»
Практическое занятие № 3.