Практическое занятие № 3.




Курс «Филология в системе современного гуманитарного знания»

Практическое занятие № 1.

 

Тема. Понятие «научная парадигма». Причины и следствия парадигмальных изменений.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Содержание понятия «научная парадигма».

2. Основные научные парадигмы в лингвистике: сравнительно-историческая, системно-структурная и антропоцентрическая.

3. Принцип дополнительности в парадигмальном движении научного знания.

4. Парадигма как накопительная система знаний.

 

Литература:

Кун Т. Структура научных революций. – М.: Прогресс, 1977 (1981). См. материалы в интернете – «Понятие парадигмы и логика научных революций в концепции Т. Куна», а также информацию о концепции Т. Куна в словарях и энциклопедиях, размещённых в Сети.

Дементьев В. З. Парадигма в лингвистике и теории языка. Электронная версия статьи – www.infolex.ru.

 

Практическое задание: найти текстовые примеры, в которых зафиксированы исследовательские действия, выполненные в русле определённой парадигмы – сравнительно-исторической, системно-структурной и антропоцентрической.

 

Практическое занятие № 2

Тема. Текст как структурно-содержательная целостность. Коммуникативная направленность текста.

Вопросы для обсуждения:

1. Определения текста (разноаспектный набор признаков).

2. Алгоритмы анализа текста с учётом определённого аспекта рассмотрения.

Литература:

1. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2009.

2. Тураева З.Я. Лингвистика текста / З.Я. Тураева. – М.: URSS, 2009. – 136 с.

3. Чернявская В.Е. Лингвистика текста: поликодовость, интертектуальность, интердискурсивность / В.Е. Чернявская. – М.: Либроком, 2009. – 284 с.

4. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. − М.: URSS, 2009. – 127 с.

5. Левицкий Ю.А. Структура связного текста: учеб. Пособие / Ю.А. Левицкий. – М.: Высшая школа, 2006. – 207 с.

6. Валгина Н.С. Теория текста / Н.С. Валгина. – М.: Логос, 2004. – 278 с.

7. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ текста: учебник: практикум: Для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов / Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин.− М.: Флинта, 2009. − 495 с.

 

8. Используйте интернет-ресурсы:

- https://www.philology.ru – филологические поисковики

- https://slovari/yandex.ru - поиск словарей

- https://www.philology.ru – труды по языкознанию и литературоведению

- https://gramota.ru – справочно-информационный портал о русском языке

 

Практическое задание: составить алгоритм анализа самостоятельно подобранного текста с учётом его жанра, стиля, авторства, времени написания и других конкретизирующих параметров (с опорой на прочитанную литературу).

Алгоритм анализа текста:

  1. Гипотетически определяется тема текста. Устанавливаться она может по-разному: на основе содержания сильных позиций текста (заголовка, начального и конечного абзацев) или на основе общего, суммированного содержательного объема текста.
  2. Выявляется композиция текста (для целостного, завершенного текста) или структура (построение) для фрагмента текста.
  3. Определяется фактологическая информация текста.
  4. Текст разделяется на смысловые части, устанавливаются отношения между ними, исходя из композиции (структуры) текста.
  5. Выделяются ключевые слова (смысловые доминанты), определяется их семантический объем и функциональная роль.
  6. Определяется оценочная информация текста, описываются риторические приемы (тропы и фигуры), их функциональная роль в тексте.
  7. Анализируется образ автора (когда это возможно), тип авторского повествования (ведется ли оно от 1-го, 2-го или 3-го лица).
  8. Определяется характер речи (монолог, диалог, полилог) и характер связи между предложениями в тексте (текст с цепными, параллельными, присоединительными связями).
  9. Устанавливается функция текста (описание, повествование, рассуждение и др.).
  10. Определяется принадлежность текста к тому или иному функциональному стилю (функционально-стилевая типология). Называются основные приметы стиля. Учитывается стилевая однородность или неоднородность.
  11. Описываются, когда это возможно, интертекстуальные связи текста.
  12. Выявляется концептуальная информация текста. Учитывается наличие контекста и подтекста.
  13. Дается оценка полученной из текста информации. Корректируется на основе проведенного анализа тема, идея, все виды информации текста.

14. Ключевые слова раздела «Текст»: лингвистика текста, текстообразующие категории, актуализация в тексте, актуальное членение текста, гипертекст, образные (риторические) средства текста, интертекстуальность (прецедентность) текста, структура текста, сильные позиции текста, контекст, внутренняя и внешняя структура текста.

 

«Филология в системе современного гуманитарного знания»

 

Практическое занятие № 3.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: