Общенаучное знание, общенаучные средства и метода познания как теоретико-методологическая основа процесса интеграции науки.
Связь возросшей роли науки в жизни общества с потребностью в синтезе естественнонаучного и гуманитарного знания, вовлечение в интегративное движение технических и прикладных наук. Развитие науки еще в ХIХ –ХХ вв. показало, что приращение нового знания наиболее интенсивно происходит в мести соприкосновения различных научных дисциплин в результате их взаимодействия. Но лишь во второй половине ХХ и начале ХХI века стало очевидным, что и что эта тенденция является общей для развития современной науки в целом.
Усиление взаимосвязи основных групп современной науки как выражение объективной тенденции в развитии человечества и повышения эффективности как естественнонаучного, так гуманитарного знания. Взаимодействие различных групп наук и проведение междисциплинарных исследований как решение комплексных задач науки, техники, производства. Демонстрация научной сферы деятельности, наряду с приращением новых знаний и внедрением их в производство, расширяющихся возможностей участия в решении важных социально-экономических задач. Укрепление связи между группами наук (в области социальной информации и управления, в развитии кибернетики и других наук). Опосредованность взаимосвязи гуманитарных и естественных наук техническими науками. Техническое знание как синтезом обществознания и естествознания. Возникновение таких наук, как техническая эстетика, эргономика и др.
Интегративные тенденции в познании и дифференциация стилей мышления (экологический, космический, кибернетический, вероятностный, социальный, политический, экономический, психологический и т.д.), формирование современного общенаучного стиля мышления. Специфика, стилей мышления естествоиспытателей, гуманитариев и представителей технических наук.
|
Необходимость и достаточность современного уровня в развитии интегративных процессов: возрастание взаимосвязи общественных, естественных и технических наук как основа, на которой формируются и приобретают общенаучный статус понятия и иные компоненты научного знания. Учение В.И. Вернадского о ноосфере и его последователи. Интеграция содержания естественнонаучного и гуманитарного образования как условие целостности образовательной среды в «школе будущего».
Литература
1. Берков В.Ф. Философия и методология науки. М., 2004.
2. Бессонов Б.Н История и философия науки. Учебное пособие. М., https://www.biblion.ru/producer/65148/ 2009.
3. Булдаков С.К. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М., Высшее образование, 2008.
4. Введение в историю и философию науки: Общая история науки; Взаимосвязь философии и науки; Структура и развитие научного знания и др.: Учебное пособие для вузов (под ред. Лебедева С.А.) Изд. 2-е, испр., доп.М., 2007.
5. Войтов А.Г. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов. М., 2008.
6. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. М., 2003.
7. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная философия. СПб., 2004.
8. Исаев И.А.Бучило Н.Ф.История и философия науки: Учебное пособие. М., 2010.
История и философия науки: Учебное пособие для вузов (под ред. Лебедева С.А.) М., 2007.
|
10. Ищенко Е.И. Современная эпистемология и гуманитарное познание. Воронеж, 2003.
11. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. М., 2004.
12. Кармин, А. С. Философия [Текст]: учебник для вузов / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 560 с.
Вопросы к экзамену
1. Наука как социокультурный феномен.
2. Возникновение науки. Наука и практика.
3. Классификация наук и проблема периодизации истории науки.
4. Понятие научной рациональности, научной картины мира, научной парадигмы
5. Исторические типы научной рациональности: общая характеристика.
6. Основные модели динамики научного знания (кумулятивизм и антикумулятивизм, интернализм и экстернализм).
7. Научное знание как система, его особенности и структура.
8. Проблема возникновения науки. Основные этапы развития науки.
9. Античная наука: социально-исторические условия и особенности.
10. Социально-исторические предпосылки и специфические черты средневековой науки.
11. Рождение экспериментального естествознания в Новое время. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре.
12. Сущностные черты классической науки.
13. Неклассическая наука и ее особенности.
14. Постнеклассическая наука. Основные тенденции формирования науки будущего.
15. Концепция науки в «первом» позитивизме
16. Неопозитивистские представления о научном знании: общая характеристика.
17. Концепция науки и ее развития в работах К. Поппера.
18. Модель науки в книге Т. Куна «Структура научных революций».
19. Концепция методологии научно-исследовательских программ И. Лакатоса.
|
20. Концепция «неявного знания» М. Полани.
21. «Методологический анархизм» П. Фейерабенда.
22. Современные проблемы теории научного познания.
23. Основные уровни научного знания.
24. Сущность и структура эмпирического уровня знания.
25. Сущность и структура теоретического уровня знания.
26. Метатеоретический уровень научного знания и его структура.
27. Философские основания науки и их виды.
28. Предмет и структура методологии науки.
29. Классификация методов.
30. Методы эмпирического познания.
31. Методы теоретического познания.
32. Научная теория и ее структура.
33. Научные законы и их классификация.
34. Гипотеза как форма развития научного знания.
35. Эксперимент, его виды и функции в научном познании.
36. Индукция как метод научного познания. Индукция и вероятность.
37. Дедукция как метод науки и его функции.
38. Моделирование как метод научного познания. Метод математической гипотезы.
39. Интерпретация как метод научного познания. Ее функции и виды.
40. Системный метод познания в науке. Требования системного метода.
41. Этические проблемы науки.
42. Свобода научных исследований и социальная ответственность ученого.
43. Преемственность в развитии научного знания.
44. Продуктивное воображение и когнитивное творчество в науке.
45. Научная картина мира и ее эволюция.
46. Современная научная картина мира.
47. Наука и глобальные проблемы современного человечества.
48. Наука как основа инновационной системы современного общества.