Положениеоб учебно-исследовательской и проектной работекак форме экзамена
Общая часть
1.1. Учебно-исследовательская работа (далее – УИР) — это продукт деятельности, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением.
Главной целью УИР является образовательный результат, направленный на обучение учащихся и развитие у них исследовательского типа мышления. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение.
Ониявляется завершающим этапом в длительном изучении избранной темы и может быть формой переводной аттестации.
1.2. Экзамен, проводимый в форме защиты УИР или проекта, представляет собой проверку знаний и умений обучающихся, которая показывает уровень овладения ими теоретическим материалом и его практическим применением, включая исследовательские умения, умения отбирать информацию в соответствии с темой исследования, способность анализировать различные источники и делать самостоятельные выводы. Анализ источников по теме УИР и проектной деятельностидолжен продемонстрировать умения обучающегося выделять существенное из массива информации по заявленной проблеме, четко излагать ее суть и формулировать собственную точку зрения на явления, события, факты, изложенные в тексте.
Руководство работой
2.1.Руководителями и консультантами по избранной теме являются школьные учителя соответствующих учебных предметов (возможно привлечение других специалистов).
2.2.В обязанности учителя по подготовке обучающегося к написанию и защите УИР/ Проектоввходят:
- ознакомление ученика с содержанием настоящего локального акта;
-проведение консультаций с обучающимися по подготовке УИР/ Проектав форме индивидуальной или групповой работы;
-проверка чернового варианта,комментарии и рекомендаций по работе;
-проверка окончательного варианта УИР/ Проектадля рецензирования;
- контроль подготовки к процедуре защиты УИР/ Проекта.
2.3. Руководитель несёт личную ответственность за качество представляемых УИР/ проектов.
Рецензирование УИР/ Проектов
3.1. Рецензирование УИР/ Проектов осуществляется учителями школы или привлечёнными специалистами, назначенными ответственным администратором.
3.2. В обязанности рецензента входит:
- дать объективную оценку УИР/ Проекта учащегося в соответствии с критериями Листа оценки УИР/ Проекта (Приложение №1; Приложение №3);
- дать письменное заключение, содержащее замечания/ рекомендации по УИР/ Проекту;
- провести рецензирование работы в соответствии со сроками, установленными графиком промежуточной аттестации.
Защита УИР/ Проекта
4.1. Защита УИР/ Проекта оценивается экзаменационной комиссией в соответствии с критериями Приложения №2 и Приложения №4;
4.2. Состав экзаменационной комиссии утверждается ежегодно приказом директора школы.
ОценкаУИР
5.1.Оценка ставится на основании принятых критериев с учетом суммы баллов, полученных за рецензирование УИР/ Проектов и процедуру защиты.
5.2.Оценка за УИР/ Проект является оценкой за переводной экзамен в 10 классе и учитывается при выставлении годовой отметки по предмету.
Работа над УИР/ Проектом
Требования к теме и ее формулировке
-Тема УИР/ Проектадолжна быть актуальной, интересной для учащегося и выходить за рамки школьной программы;
-Формулировка темы должна быть лаконичной и четко выражающей основную проблему;
-Ученик имеет право в процессе работы над темой корректировать ее формулировку;
-Обучающийся должен хорошо осознавать суть проблемы, чтобы ход поиска ее решения не был бессмысленным;
-Работа должна содержать как теоритическую, так и практическую составляющую;
-В работе могут присутствовать интегративные инадпредметные составляющие.
Требования к структуре УИР.
- Титульный лист
- Оглавление
В него должны быть включены основные заголовки работы (введение, названия глав, заключение, названия приложений) и соответствующие им номера страниц. (см. Приложение № 5)
- Введение (актуальность темы, определение цели и задач, используемые источники, методы, структура УИР/ Проекта)
- Основная часть, которая может быть разделена на несколько глав, посвященных разным аспектам выбранной темы.
- Заключение (подведение итогов исследования/ проекта, обобщение и формулировка выводов, соответствие результатов работы поставленной цели).
- Список источников и литературы
- Приложения (схемы, графики, таблицы, иллюстрации, справки).