Основные этапы развития английской послевоенной литературы




После войны распалась колониальная империя - в 1947 г. освобождена Индия. Мощные антико-лониальные движения, даже войны, драматичные переживания самих англичан. Они осознали новый статус маленькой страны, поиск себя в себе. Усиление консервативных тенденций. Правление Маргарет Тетчер (71-й премьер-министр Великобритании (Консервативная партия Великобритании) в 1979—1990 го-дах, баронесса с 1992 года. Первая женщина, занявшая этот пост, а также первая женщина, ставшая премьер-министром европейского государства. Премьерство Тэтчер стало самым продолжительным в XX веке. Получив прозвище «железная леди» за резкую критику советского руководства, она воплотила в жизнь ряд консервативных мер, ставших частью политики так называемого «тэтчеризма»). Преобладают либеральные тенденции в послевоенное время.

Джордж Оруэл и «1984» (опубликован в 1949), писал еще до войны, служил офицером полиции, ушел со службы в знак протеста против колониализма. Сражался в Испании, познакомился с коммуни-стами и разочаровался в любых радикальных проектах. Позиция просвещенного либералиста. В литературном отношении – наследник Свифта. Герой книги, усомнившись в справедливости тоталитаризма, хочет любить свободно, но его пытают, он предает любимую и обожает своих мучителей. Принадлежал к числу достаточно старых писателей.

Следующий этап - яркий представитель Бредбери - пишет о необходимости социальной колони-зации. Англия должна обратиться к тем сферам жизни, которые раньше литература обходила.

После Второй мировой войны выдвинулась группа писателей, получившая название «сердитые молодые люди». В нее входили Алан Силлитоу (поэт и прозаик) и ДайерУэйн. В своих проникнутых духом социализма романах они обрушивались на английскую классовую систему и находящуюся в упадке культуру. Силлитоу (р. 1928), как показывают его роман Субботний вечер и воскресное утро (1958) и заглавная повесть сборника Одинокий бегун (1961), не имеет равных в раскрытии образа мыш-ления и характеров представителей рабочего класса.

«Сердитые молодые люди» писали о неприглядной реальности (Осборн, Уэйн). Общих заявле-ний не делали, но основания есть: главный герой – трагикомический молодой человек, обличающий общество, желает защитится, в этом самом обществе и получше в нем устроиться. Герой и смешон и симпатичен автору. Идея социальной колонизации выступает как социальный фон: бедные комнаты, плохая обстановка. Литература антивикторианская (у героя ни шарма, ни элегантности), часто нарочи-тый отказ от внешних признаков литературности, от сложности, от интриги, пародируют банальные сюжеты. О сердитых в СССР говорили много, но печатали мало.

У.Голдинг (1911–1993) в книгах Повелитель мух (1954), Наследники (1955), Зримая тьма (1979) и Ритуалы дальнего плавания (1980) создал вымышленную вселенную, которая своей необычностью напоминает мир средневековых аллегорий. Источник его пессимизма – убежденность в звериной при-роде человека и недоверие к знанию, особенно научному.

Мы говорили также на лекциях и о Айрис Мёрдок (1919-1999). Писательница показывает в своих романах, как умение объективно воспринимать окружающих питает любовь и нравственность, тогда как слепой эгоцентризм приводит к патологии.

Самые значительный современный романист Дорис Лессинг (р. 1919) - писательница-фантаст и Д.Фаулз (р. 1926). В центре книг Дорис Лессинг – политическое зло, отравляющее людям жизнь. Со временем она обратилась от описания расистского общества в Африке (ранние рассказы, роман Трава поет, 1950) к исследованию предназначения женщины в своем шедевре Золотой дневник (1962) и алле-гории на тему грехопадения и коллективного искупления вины в цикле фантастических романов Кано-пус в Аргосе. Исключительный повествовательный дар Фаулза очевиден в его экзистенциальных ино-сказаниях о свободе воли и необходимости превращения человека в существо «естественно» нравственное, или «Аристо», – романы Коллекционер (1963), Волхв (1966), Женщина французского лейтенанта (1969), Дэниел Мартин (1977), Червь (1985).

Историческим рубежом в жизни Великобритании и в развитии английской литературы стала II мировая война. Одна за другой получают независимость колонии: Индия, Бирма, Цейлон, страны Ближнего Востока и Африки. Неудачей закончилась интервенция в Корею, в Египет, стремление удер-жать контроль над Суэцким каналом в 1956 г. Британская империя перестала существовать.

Литература живо откликалась на происходящие события, что сказалось в новой волне интереса к колониальной проблематике (романы Десмонда Стюарта, Джеймса Олдриджа, Бэзила Девидсона, Нор-мана Льюиса), переосмыслении и переоценке британцами своего положения на мировой арене, в стремлении определить свою «английскую сущность».

Писатели по-разному откликались на драматизм реальности. Экзистенциалистские идеи звучат в ранних романах Уильяма Голдинга, Айрис Мёрдок, в рассказах и романах Мюриэл Спарк.

Глубоко гуманистическое мировосприятие определяет тональности и содержание романов Грэма Грина, откликающегося на животрепещущие проблемы современности. Тревога перед наступлением уничтожающего индивидуальность человека обществом будущего выражена в мрачных сатирах послевоенных лет Ивлина Во («Незабвенная», «Любовь среди развалин»).

Глубина социального пессимизма и сила сатирического мастерства характеризуют послевоенные романы Джорджа Оруэлла «Скотный двор» и «1984». В первом из них, созданном в духе свифтовской сатиры, Оруэлл создает откровенный пасквиль на социализм, не лишенный, вместе с тем, верных наблюдений и ряда точных характеристик. В антиутопии «1984» Оруэлл обращается к будущему, создавая картину в высшей степени устрашающе-пессимистическую.

Одно из самых значительных явлений современной английской литературы - творчество Джона Фаулза. Главная проблема его произведений - обретение самосознания как необходимого условия для достижения свободы. Все его герои заняты поиском своей «подлинности», аутентичности. Фаулз видит главное назначение литературы в том, чтобы способствовать духовному совершенствованию человека; он считает, что литература должна быть гуманной и серьезной, иметь высокие нравственные цели. И сколь ни различны темы и стилистика романов Фаулза, их стержневые проблемы едины. Герои его произведений претерпевают сложный процесс духовной эволюции, избавляясь от мнимых истин, от ложных представлений, от эгоцентризма и прагматизма. Они обретают себя и постигают жизнь в ее многоаспектности, красоте и сложности.

Успех к Фаулзу пришел с выходом его первого романа «Коллекционер» (1963), он был закреплен его последующими романами «Волхв» (1965), «Женщина французского лейтенанта» (1969), «Башня из черного дерева» (1974) и другими книгами (рассказы, эссе, повести). Ориентируясь на классические традиции в своем творчестве, Фаулз называет себя сторонником «английского социализма»; он выступает за сохранение природы и поддерживает движение «зеленых».

Билет № 6



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2025 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: