КАРТОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ




НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙСЕМИНАР,

ЧАСТЬ 1

 

Научный руководитель:

Н.В. Горошко, канд. геогр. наук, доцент кафедры географии, регионоведения и туризма ИЕСЭН

_______________________________

«____» _____________ 201__ г.

 

 

Выполнил магистрант:

М.В.Фадеева___________________

«____» _____________ 201__ г.

Направление подготовки:

44.04.01 Педагогическое образование

Магистерская программа

«Географическое образование»

1курс, заочная форма обучения

 

Новосибирск 2018

 

 

Список литературы:

1. Андриянов, А.П. Работа с картой на уроках географии/А.П. Андриянов// География и экология в школе XXI века. 2005 - №2.

2. Амонашвили, Ш.А. Обучение, оценка, отметка / Ш.А. Амонашвили. М.: Знание, 1980.-96 с.

3. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование / Ш.А. Амонашвили. М.: Педагогика, 1984. - 296 с.

4. Амбарцумова Э. М. ОГЭ 2018. География. 25 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ / Э. М. Амбарцумова, В. В. Барабанов, С. Е. Дюкова. – М.: Издательство «Экзамен», 2018.

5. Барабанов В. В. География. ОГЭ 2018. Типовые тестовые задания / Барабанов В. В. – М., 2018

6. Берлянт А. М. Картографическая грамотность и географическое образование: проблемы переориентации // География в школе. – 1990. – № 2. – С. 28–31.

7. Берлянт А.М. Карта - второй язык географии. - М.: Просвещение, 1985.

8. Берлянт А.М. Картографические презентации как учебные пособия // География в школе. - № 6, 2003. - С. 3 -10.

9. Берлянт А.М. Образ пространства: карта и информация. - М.: Мысль, 1986.

10. Берлянт А.М. Программа по курсу "Картография" // География в школе. - № 6, 1993. - С.37 - 40.

11. Берлянт A.M. Картография на пороге XXI века: научное и образовательное направления/ A.M. Берлянт // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 5. География. -1998. № 4. - С.55-59.

12. Беловолова. Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии: 6-9 класс: методическое пособие / М.: Вентана - Граф, 2010.

Василенко Т.В.

13. Буданов В.П. Карта в преподавании географии. М.: Учпедгиз, 1938. 78 с.

14. Буланов С.В. Проблемы совершенствования системы картографических знаний и умений в школьной географии: дисс.... к. пед. н. М., 2003. 151 с.

15. Буланов C.B. Исторический аспект проблемы формирования картографической грамотности в средней школе // Географическое краеведение в школе и вузе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Владимир: ВГПУ, 2000.

16. Грюнберг Г.Ю. Анализ системы картографических понятий в школьных учебниках по географии и географических атласах/ Г.Ю. Грюнберг // Вопросы географии. 1977. -№ 103. - С.193-215.

17. Грюнберг Г.Ю. О системе картографических знаний в курсе географии средней школы / Г.Ю. Грюнберг // Вопросы географии. 1971. - № 86.

18. Душина И.В., Таможняя Е.А., Беловолова Е.А. О картографической грамотности школьников/………// География в школе. 2014.-№7.-37-43

19. Дронов В.П. Размышления о стратегических задачах школьной географии / В.П. Дронов // География и экология в школе XXI века. 2005. - №6.

20. Государственная программа Российской федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы.

21. География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин и др.]. – М.: Вентана - Граф, 2015.

22. Заславский И.И. Карта на уроках географии. – М., 1954.

23. Зотова А. М. География. Подготовка к ОГЭ в 2018 году. Диагностические работы. / А. М. Зотова – МЦНМО, 2018. – 66 с.

24. Комиссарова Т. C. Теоретические основы картографической подготовки учителя географии: дис.... д-ра пед. наук (13.00.02). – СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. Герцена, 2000. – 70 с.

25. Комиссарова Т.С. Географическая картография (авторская программа) // География в школе. - № 6, 1995. - С.38 - 40.

26. Куприн А. М. Слово о карте. -М.: Недра, 2001.

27. Лютый, A.A. Язык карты: сущность, система, функции / A.A. Лютый. М.: ИГ АН СССР, 1988.-292 с

28. Максаковский, В.П. Географическая культура/ В.П. Максаковский. М.: Владос, 1998.-415 с.

29. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях / под ред. И.В. Душиной. М.: Дрофа, 2007. - 509 с.

30. Oбразцов П. И. Психолого-педагогическое исследование: методология, методы, методика. – Орел, 2003. – 295 с

31. Проверка знаний и умений учащихся по географии. Пособие для учителей / под ред. Л.М. Панчешниковой. М.: Просвещение, 1978. - 143 с.

32. Педастсаар Т.А. Формирование картографических умений учащихся общеобразовательных средних школ. Автореф. дис. на соискание ученой степени к.п.н. - Тарту, 1983.

33. Петрова H.H. Новый образовательный стандарт. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии: 9 класс / H.H. Петрова М.: Издательство «Экзамен», 2006.

34. Пятунин В.Б. Формирование картографических умений с помощью компьютера. //География в школе. - № 1, 1992.

35. Салищев К.А. Идеи и теоретические проблемы картографии 80-х годов // Итоги науки и техники. Картография. -М.: ВИНИТИ, 1992. Т.

36. Салищев К.А. Картоведение: -3-е изд.- М.: Изд-во МГУ, 1990.

37. Салищев А.К. Картография / А.К. Салищев. М., 1982. - 272 с.

38. Салищев К.А. Пути развития картографии. -М.: Наука, 1975. -254 с.

39. Сергеева К.В. Методика использования учебного атласа в школьном курсе «География России»: Дис. канд. пед. наук. 13.00.02 / К.В. Сергеева.- Н.Новгород, 2008. 194 с.

40. Соловьева Ю.В. Использование картографических произведений учебника в процессе обучения географии (на примере курса географии материков и океанов): Автореф. дисс.. канд. пед. наук / Ю.В. Соловьева. М., 1995.

41. Сухоруков В.Д. Приоритеты современного школьного географического образования / В.Д. Сухоруков // География в школе. 2011. - №3.

42. Сборник нормативных документов. География / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

43. Стандарт географического образования в средней школе // География в школе. 1993. - №4.

44. Студеникин М.В. Основные вопросы работой с картой в школьном курсе географии / М.В. Студеникин // Ученые записки. Вып. 64 (часть II). -Волго-Вятское изд-во, 1967.

45. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. - 352 с.

46. Федоров В.А. Проверка знаний с помощью карты/ В.А. Федоров // География в школе. 2002. - №4 - С. 63-67.

47. Фельдман Е.С., Кривцун, Б.М. Система картографической подготовки в цикле географических дисциплин /Е.С.Фельдман, Б.М. Кривцун // Межпредметные связи в цикле географических дисциплин. Тирасполь, 1979.

48. ФГОС второго поколения. Словарь терминов. – М.: «Грамотей», 2013.

49. Чекмарева Т.К. Мониторинг качества образования / Т.К. Чекмарева. Ч.З. - География. Воспитание. - М.: МИОО, 2008. - 448 с.

50. Чичерина О.В., Соловьева Ю.А. География: сборник заданий. 9 кл. / О.В. Чичерина Ю.А. Соловьева. -М.: Эксмо-Пресс, 2010. 416с.

51. Болотов В.А., Вальдман И.А., Ковалёва Г.С., Пинская М.А. Российская система оценки качества образования: главные уроки (аналитический обзор) [Электронный ресурс].- URL:: https://rtc edu.ru/resources/publications

52. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // А.Г. Бермус [Электронный ресурс].- URL:: https://eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.

53. Вишникина Л. Географическое образование: предметная географическая компетентность. [Электронный ресурс]. − URL: https://geoproblems.eu/wpcontent/uploads/2017/10/2017-12/10-vishinkina.pdf.

54. Дамрин А.Г. Картография учебно-методическое пособие/ Дамрин А.Г., Боженов С.Н.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2012.— 132 c [Электронный ресурс].- URL: https://www.iprbookshop.ru/21599.html.— ЭБС «IPRbooks»

55. Концепция развития географического образования в Российской Федерации – [Электронный ресурс]. URL:: https:// www.rgo.ru

56. Официальный информационный портал Государственной Итоговой Аттестации - [Электронный ресурс]. URL: https://gia.edu.ru

57. Решу ОГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам.

58. Санкова Е.А. Формирование картографической компетентности студентов вуза средствами профессионально-ориентированной технологии обучения (на примере подготовки географов, экологов- природопользователей): автореферат дисертации кандидата педагогических наук: 13.00.08 /Санкова Е.А.: [Место защиты: Орловском государственном университете]. – Орёл, 2011, с. 7. [Электронный ресурс].- URL: https://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/490797.html#introduction

59. Сдам ГИА. Образовательный портал для подготовки к экзаменам [Электронный ресурс].- URL: https://geo.sdamgia.ru/

60. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений» [Электронный ресурс].- URL: https://fipi.ru/ (https://www.fipi.ru/view/sections/92/docs/)

61. Шейкин A.JI. Чтение и анализ карт как средство решения основных задач географии / А.Л. Шейкин [Электронный ресурс].- URL: https://pedsovet.su /load/101-1-0-7237.

 

СПИСОК

опубликованных научных и учебно-методических работ

Фамилия, имя, отчество

 

N п/п Наименование работы, ее вид Форма работы Выходные данные Объем в п.л. или с. Соавторы
1 2 3 4 5 6
а) научные работы
  Статья «Картографическая грамотность как важнейшая предметная компетенция по географии» статья Горошко Н.В., Фадеева М.В.. // Электронный научно-методический журнал «Географическая наука, туризм и образование: современные проблемы и перспективы развития», 2018 г.   7 с. Горошко Н.В., Фадеева М.В.

 

Соискатель ____________________________________ подпись

 

Список верен:

Заведующий кафедрой географии, регионоведения и туризма __________Н. В. Ионова «___» ____________ 20___ г.  

 

План магистерской диссертации

 

КАРТОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫК ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫМЕТОДИКИ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ГЕОГРАФИИ

1.1. Роль и место картографии в современной системе образования

1.2. Структура и содержание современной картографической подготовки учащихся

1.3. Определение сущности понятия «картографическая грамотность школьника»

II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ КАРТОГРАФИИ КАК ИНСТРУМЕНТА КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ

2.1 Разработка заданий для работы с картами для КИМ ОГЭ и оценка образовательных достижений учащихся

2.2 Работы с картами для работы с КИМ ОГЭ для внутренней оценки образовательных достижений учащихся

2.2.1. Корректирующие задания с картами как составная часть подготовки к внешней оценке образовательных достижений учащихся

2.2.2. Результаты внешней оценки образовательных достижений учащихся при работе с картами для КИМ ОГЭ по географии

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Всфере образования роль географии как школьной дисциплины очень велика. География является исключительной учебной дисциплиной, в пределах которой вырабатываются основы работы с географической картой. Таким образом, от учащихся требуется усвоения комплекса картографических компетенций. Отличное знание карты означает ее понимание и умение ее читать. Учащихся важно научить понимать, читать и знать карту. Понимать - означает, запомнить и усвоить важные свойства географических карт. Читать - означает уметь анализировать, извлекать сведения с карты. Знать – означает помнить, четко представлять по памяти расположения основных географических объектов. Из этого следует, что выпускники должны научиться навыкам чтению карт различного содержания. Следовательно, карта выступает в первую очередь, объектом изучения, а затем источником знаний.

В наше время наблюдается тенденция возрастания роли картографии, а значит можно определить цель географического образования - формирование картографической грамотности современного школьника. Экзаменационные материалы ГИА включают множество вопросов на знание картографической грамотности, т.е. карты, а так же много заданий с применением картографических изображений. На экзамене по географии при выполнении заданий разрешается пользоваться атласами 7,8 и 9 классов. Таким образом, проверяется сформированность умения извлекать и анализировать данные из географических карт, а следовательно выбрать адекватный источник информации для её решения. Также вызывает значительные затруднения выбор карт при выполнении задания, не умение анализировать и читать их, характеризовать по ним различные явления, устанавливать причинно-следственные связи. Многие ученики на экзамене при ответе вообще не используют карты - главные «подсказки». В экзаменационных работах ГИА нет прямого указания на использование карт атласа. Выпускники сами должны решить, какие карты атласа и для выполнения каких заданий стоить использовать. Именно поэтому работа с картами и атласами сегодня должна стать важнейшей составляющей географического образования. На уроках географии, к сожалению, на работу с картой специального отведенного времени практически нет. Необходимо продумывать задания, которые бы позволили учащимся чаще работать с атласами. Педагогам в своей работе следует сделать упор на формирование у учащихся умений работать с картой.

Повышение качества картографической подготовки учащихся 9 класса будет способствовать успешной сдаче ОГЭ. Совокупность изложенных противоречий определила проблему нашего исследования, ее актуальность и выбор темы «Картографическая грамотность как инструмент качественной подготовки учащихся основной школы к государственной итоговой аттестации».

Проблема исследования: в процессе работы была сформулировананаучная проблема,адекватная теме диссертационного исследования:определение целей, структуры и содержания картографической подготовки учащихся в общеобразовательных учреждениях.

Объект: процесс формирования картографической грамотности как инструмента качественной подготовки к итоговой аттестации по географии.

Предмет: картографическая грамотность как инструмент подготовки учащихся к итоговой аттестации по географии.

Цель: теоретически обосновать возможность качественной подготовки к итоговому контролю по географии при помощи картографических заданий и экспериментально проверить в работе с заданиями контрольно- измерительных материалов Государственной итоговой аттестации в форме Основного государственного экзамена

Гипотеза исследования состоит в том, что подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации средствами картографии будет эффективной, если будут выполнены следующие условия:

- будет осуществлен отбор содержания картографических знаний и умений учащихся для подготовки к государственной итоговой аттестации;

- разработаны задания для работы с картами для подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации;

- системно использовать на уроках географии, с учетом мониторинга ответов и анализа;

- улучшить картографическую грамотность для успешной сдачи выпускников государственной итоговой аттестации.

Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы картографической грамотности учащихся в итоговом контроле.

2. Провести обоснование концепта работы с картами как инструмента качественной подготовки к итоговому контролю.

3. Провести опытно-экспериментальную апробацию методики в учебном процессе общеобразовательных учреждений.

Теоретической и практической основой вопроса картографической грамотности послужили труды:основы оценки общеучебных и картографических знаний и умений И.И. Баринова, И.В. Гладкая, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.В. Николина, Л.М. Панчешникова, методические подходы к определению критериев оценки картографических знаний, умений и разработка диагностических материалов H.H.Баранский, И.И. Баринова, С.В. Буланов, В.П. Голов, М.А. Картавых, Л.Е. Перлов, Е.М. Поспелов, К.В. Сергеева, комплекс заданий для ОГЭ по географии.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:

-теоретические: изучение теоретических подходов к особенностям использования картографических материалов для оценки образовательных достижений, анализ образовательных стандартов, авторских программ по курсам географии;

- эмпирические методы: педагогический эксперимент, в ходе которого проводилось диагностическое изучение результатов опытно-экспериментальной работы;

-статистические: математическая обработка данных, графическое представление результатов.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в период с 2017 – 2020гг. и включало следующие этапы:

Первый этап (2017 – 2018 учебный год) – изучение теоретической стороны вопроса использования заданий с картами как инструмента качественной подготовки к итоговому контролю по географии литературе; формирование цели, объекта, предмета, задач исследования, гипотезы.

Второй этап (2018 -2019 учебный год) – выявление возможности картографической грамотности как инструмента качественной подготовки к итоговому контролю по географии на примере заданий контрольно – измерительных материалов ГИА в форме ОГЭ.

Третий этап (2019-2020 учебный год) – опытно – экспериментальная работа по разработке заданий для работы с картами.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, в работе теоретически обосновано, что картографическая грамотность эффективна в целях подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации.

Практическая значимость состоит в разработке педагогических способов внутренней оценки образовательных достижений учащихся в работе с картографическими заданиями, работы с картографическими заданиями как составной частью подготовки к внешней оценке образовательных достижений учащихся; внешней оценке образовательных достижений учащихся в работе с картографическими заданиями, как инструмента итогового контроля по географии.

Новизна работы заключается в том, что:

- разработаны задания для работы с картами, как инструмента качественной подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации, определено содержание понятия «картографическая грамотность школьников»; уточнены цели картографической подготовки школьников на современном этапе модернизации общего среднего географического образования.

Рекомендации по использованию научных результатов. Разработанный пакет заданий позволит повысить эффективность работы с заданиями КИМ ГИА в форме ОГЭ как к одной из видов итогового контроля по географии выпускников основной школы.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечивается согласованностью его результатов с тенденциями развития системы образования, опытно - экспериментальная работа анализа эффективности результатов целям и задачам исследования; апробацией основных положений исследования в практике общеобразовательных учреждениях, что обеспечило проверку ее эффективности; личным участием автора в экспериментальной практике.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях, на кафедре географии, регионоведения и туризма Института естественных и социально-экономических наук Новосибирского государственного педагогического университета. Также исследование разрабатывалось и экспериментально апробировалось на базе образовательного учреждения МКОУ Устюжанинская СОШ Ордынского района Новосибирской области.

Структура диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Список использованных источников включает 61 наименование.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: