“ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫАВТОПАРКА”
(4 часа)
Через плановые расчеты по автопарку формируются следующие разделы:
1.1. Расчет перевозочных возможностей и потребности в автомобилях;
1.2. Определение плановых затрат по автопарку;
1.3. Калькуляция производственной себестоимости единицы автоуслуг.
1.1. Расчет перевозочных возможностей и потребности в автомобилях
Объем транспортных работ зависит от весового объема грузов и расстояния грузоперевозок.
Весовой объем грузов включает в себя все их виды, перевозимые на предприятии. В зависимости от специфики и класса, расстояния перевозок грузы распределяются по группам одномарочных машин, имеющихся в автопарке. Это и будет плановый объем грузоперевозок на группу автомобилей одной марки. В дальнейшем необходимо определить количество автомобилей каждой марки.
Последовательность расчета отражена в нижеприведенной таблице, в которую и введены необходимые исходные данные:
Таблица 4.1. – Расчет перевозочных возможностей автомобилей
№ п/п | Показатели | Един. изм. | Марка автомобилей | |||
ГАЗ | ЗИЛ | Камаз | Тойота | |||
Техническая грузоподъемность | тонн | 4,0 | 6,0 | 8,0 | 1,0 | |
Количество машинодней | дн. | |||||
Среднесуточный пробег | км | |||||
Общий пробег за год (2х3) | км | |||||
Коэффициент использования пробега | - | 0,5 | 0,45 | 0,45 | 0,5 | |
Полезный пробег с грузом (4х5) | км | |||||
Грузооборот (6х1) | т-км | |||||
Среднее расстояние | км | |||||
Объем грузоперевозок на 1 автомобиль (7/8) | тонн | |||||
Плановый объем грузоперевозок | тонн | |||||
Требуется автомобилей (10/9) | шт. |
1.2. Определение плановых затрат по автопарку
|
1.2.1. Затраты на оплату труда водителей
Включают в себя: тарифный фонд, доплаты к тарифному фонду, начисления на общий фонд оплаты труда.
а) годовой тарифный фонд оплаты труда определяется путем умножения тарифной ставки водителей 3 класса на годовой фонд времени использования автомобилей. При этом тарифные ставки водителей 3 класса зависят от грузоподъемности автомобиля. Таким образом, тарифный фонд определяется по схеме:
Таблица 4.2. - Определение годового тарифного фонда по автопарку
Группы одномарочных машин | Количество | Количество машинодней | Сменная тарифная ставка, руб. | Годовой тарифный фонд, руб. | |
на одну машину | всего | ||||
6=5х4 | |||||
ГАЗ | |||||
ЗИЛ | |||||
Камаз | |||||
Тойота |
б) с учетом доплат и начислений формируются затраты на оплату труда по автопарку по схеме:
Таблица 4.3. – Расчет затрат на оплату труда по автопарку
Группы одномар. машин | Годов. тариф. фонд, руб. | Доплата за классность | Прочие доплаты (10% ко 2) | Итого основной оплаты, руб. | Уральские (15% к 6), руб. | Всего,руб. | Начисле-ния, руб. | Всего затрат на опла-ту труда | ||
в % ко 2 | руб. | на от-пуск, (7% к 8) | на соц. страх (32% к 8) | |||||||
6 =2+4+5 | 8=6+7 | 11=8+9+10 | ||||||||
ГАЗ | 11,5 | |||||||||
ЗИЛ | 17,5 | |||||||||
Камаз | 10,0 | |||||||||
Тойота | 25,0 |
|
1.2.2. Затраты на амортизацию автомобилей
Сумма ежегодных отчислений на амортизацию автомобилей определяется по формуле:
где: Ам – сумма амортизационных отчислений по группам одномарочных машин;
К – норма отчислений от балансовой стоимости автомобилей на 1000 км пробега, %;
П – общий пробег по данной группе автомобилей, км;
Б – балансовая стоимость автомобилей, руб.
Расчет производится по нижеприведенной последовательности:
Таблица 4.4. – Расчет амортизационных отчислений на автомобили
Группы одномарочных машин | Количество, шт. | Балансовая стоимость, руб. | Общий пробег, тыс.км (т.1; 4х11) | Амортизация | ||
един. | всех | % | руб. | |||
ГАЗ | 0,3 | |||||
ЗИЛ | 0,2 | |||||
Камаз | 0,2 | |||||
Тойота | 0,1 |
1.2.3. Затраты на горючее и смазочные материалы
Нормативную базу расчета составляют нормы расхода ГСМ и стоимость их единицы. Последовательность расчета отражена ниже:
Таблица 4.5. – Расчет затрат на горючее и смазочные материалы по автопарку
№ п/п | Показатели | Автомобили | |||
ГАЗ | ЗИЛ | Камаз | Тойота | ||
Общий пробег (сотни км) | |||||
Норма расхода топлива на 100 км, кг | |||||
Требуется на общий пробег (1х2), ц | |||||
Грузооборот, сотни ткм (т1 7х11) | |||||
Норма расхода топлива на 100 т-км, кг | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | |
Требуется на общий грузооборот (4х5), ц | |||||
Общая потребность в топливе (3+6), ц | |||||
Стоимость 1 ц, руб. | |||||
Затраты на топливо (7х8), руб. | |||||
Затраты на смазочные материалы (5% от затрат на топливо), руб. | |||||
Всего затрат на ГСМ (9+10), руб. |
|
1.2.4. Затраты на текущий ремонт и техобслуживание автомобилей
Определяются по нормам денежных отчислений на 1000 км пробега по каждой марочной группе автомобилей по схеме:
Таблица 4.6. – Расчет затрат на текущий ремонт и техобслуживание
Группы одномарочных машин | Общий пробег, тыс. км | Нормы отчислений на 1000 км пробега, руб. | Затраты, руб. | Всего затрат на ТР и ТО, руб. | ||
текущ. рем. | ТО | текущ. рем. | ТО | |||
5=2*3 | 6=2*4 | 7=5+6 | ||||
ГАЗ | ||||||
ЗИЛ | ||||||
Камаз | ||||||
Тойота |
1.2.5. Затраты на ремонт и восстановление автомобильных шин
Определяются по нормам денежных отчислений на 1000 км пробега в расчете на одно колесо:
Таблица 4.7. - Расчет затрат на восстановление автомобильных шин
№ п/п | Показатели | Автомобили | |||
ГАЗ | ЗИЛ | Камаз | Тойота | ||
Общий пробег, тыс. км | |||||
Норма отчислений на 1000 км пробега (на одно колесо), руб. | |||||
Отчисления на общий пробег, (1х2), руб. | |||||
Количество колес на одном автомобиле, шт. | |||||
Количество автомобилей | |||||
Общее количество колес (4х5) | |||||
Затраты на восстановление и ремонт резины, руб. (3х6) |
1.2.6. Общепроизводственные (гаражные) расходы
Это затраты на содержание и эксплуатацию гаража. При этом общая сумма гаражных расходов распределяется по группам одномарочных машин пропорционально количеству машинодней их использования.
Расчет производится по приведенной ниже схеме:
Таблица 4.8. – Расчет производственных затрат по автопарку
Показатели | Стоимость, руб. | Затраты | |
норматив | сумма, руб. | ||
Амортизация: гаража оборудования | 5% 14% | ||
Текущий ремонт: гаража оборудования | 8% 7% | ||
Тепловодоснабжение | - | - | |
Электроэнергия | - | - | |
Оплата труда работников гаража с начислением | - | - | |
Всего затрат | - | - | |
Плановое количество машинодней | |||
Приходится затрат на 1 машинодней | |||
Распределение затрат по группам одномарочных машин: ГАЗ ЗИЛ Камаз Тойота |
1.3. Калькуляция производственной себестоимости единицы автоуслуг
Расчет производится раздельно по каждой группе одномарочных автомобилей, исходя из производных:
- производственные затраты по группам одномарочных машин;
- плановый объем услуг по автопарку.
- В качестве единиц измерения автоуслуг могут служить: тонно-километры, тонны перевезенного груза (объем грузоперевозок), километры (пробег), время использования автомобилей.
Таблица 4.9. – Калькуляция производственной себестоимости единицы автоуслуг
№ п/п | Виды затрат | Автомобили | |||
ГАЗ | ЗИЛ | Камаз | Тойота | ||
Оплата труда водителей | |||||
Амортизация автомобилей | |||||
ГСМ | |||||
Текущий ремонт и техобслуживание | |||||
Ремонт и восстановление автомобильных шин | |||||
Гаражные расходы | |||||
Всего затрат, руб. | |||||
Грузооборот, т-км | |||||
Количество машинодней | |||||
Себестоимость, руб.: - 1 т-км - 1 машинодня - одного часа |
V. Практическое занятие
“ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫРЕМОНТНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ”
(4 часа)
Планирование ремонтно-технического производства включает в себя следующие расчеты по определению:
1. Количества ремонтов и технических обслуживаний;
2. Затрат на проведение ремонтно-технических работ;
3. Сметы по ремонтно-техническому предприятию (подразделению).
Объекты планирования – ремонтно-техническое подразделение сельскохозяйственного или перерабатывающего предприятия, ремонтно-техническое предприятие.
Все плановые расчеты производятся раздельно по видам техники и группам одномарочных машин.
2.1. Расчет количества ремонтов и технических обслуживаний
Исходные данные:
2.1.1. Выработка техники после последнего капитального ремонта (усл.эт.га.):
Исходными данными для расчета является общая выработка машин (по видам и группам) после последнего капитального ремонта, включающая в себя фактическую за предыдущие и планируемую выработку на предстоящий год.
Таблица 5.1. – Определение выработки после последнего капитального ремонта, усл.эт.га
Наименование машин | Коли- чество, шт. | Фактическая выработка после ремонта | Планируемая выработка на предстоящий год на 1 маши- всего ну | Общая выработка после ремонта |
Тракторы: ДТ-75 ВТ-100 К-700 МТЗ-82 | 6000,0 4000,0 4600,0 6000,0 | |||
Зерноуборочные комбайны | 2000,0 | |||
Кормоуборочные комбайны | 1500,0 | |||
Прочие сельхоз- машины | - | - | - 4800 |
2.1.2. Межремонтные сроки работы техники (усл.эт.га).
Нормативную базу планирования количества ремонтов и техобслуживаний составляют межремонтные сроки, измеряемые нормативной выработкой машин между двумя ремонтами и техническими обслуживаниями, и означающие, что каждая машина должна “заработать” себе на ремонт и техобслуживание.
Таблица 5.2. – Межремонтные сроки работы техники, усл.эт.га
Наименование машин | Капитальный ремонт | Текущий ремонт | Техническое обслуживание |
Тракторы: ДТ-75 ВТ-100 К-700 МТЗ-82 | |||
Комбайны: зерноуборочные кормоуборочные |
2.1.3. Используя показатели общей выработки после последнего капитального ремонта (п.2.1.1.) и межремонтных сроков (п.2.1.2.), определяется количество и Т.О. по формулам:
Количество капитальных ремонтов по каждой группе машин определяется по формуле:
, где
Кк – количество капитальных ремонтов;
О – объем механизированных работ по каждой группе машин;
Мк – межремонтные сроки работы техники.
Количество текущих ремонтов определяется по следующей формуле:
, где
КТ – количество текущих ремонтов;
МТ – межремонтные сроки работы техники.
Количество технических обслуживаний определяется по формуле:
, где
КТ.О – количество технических обслуживаний;
МТ.О – выработка от одного техобслуживания до следующего.
Место для определения количества ремонтов и ТО:
2.1.4. Результаты расчета сводятся в таблицу (плановое количество ремонтов и техобслуживаний):
Таблица 5.3. – Расчет количества ремонтов и техобслуживаний
Наименование машин | Количество ремонтов капитальных текущих | Количество техобслуживании |
Тракторы: ДТ-75 ВТ-100 К-700 МТЗ-82 | ||
Комбайны: зерноуборочный кормоуборочный |
2.2.Расчет затрат на проведение ремонтов и технических обслуживаний
2.2.1. Расчет затрат на проведение ремонтов и техобслуживаний.
Исходные данные:
1. Количество ремонтов и техобслуживании по группам машин (п. 2.1.4).
2. Норма отчислений на 1 ремонт и Т.О. в расчете на 1 усл.эт.га межремонтной выработки: руб./усл.эт.га.
Таблица 5.4. – Нормы отчислений на 1 усл.эт.га межремонтной выработки, руб./усл.эт.га
Наименование машин | Капитальный ремонт | Текущий ремонт | Техническое обслуживание |
Тракторы: ДТ-75 ВТ-100 К-700 МТЗ-82 | |||
Комбайны: зерноуборочные кормоуборочные | |||
Прочие сельхозмашины | х | х |
3. Путем умножения норм отчислений на 1 усл.эт.га. (п. 2) на межремонтные сроки (п. 2.1.2.) определяются затраты на один ремонт; которые, затем, умножают на количество ремонтов (2.1.4.) и определяют общие затраты на ремонтно-техническое обслуживание:
Таблица 5.5. – Расчет затрат на проведение ремонтов
Наименование машин | Коли- чество ремонтов | Межремон-тные сроки, усл.эт.га. | Нормы отчислений на 1 усл.эт.га, руб. | Стоимость, руб. | |
одного ремонта | всего | ||||
Капитальный ремонт | |||||
Тракторы: ДТ-75 ВТ-100 К-700 МТЗ-82 Комбайны: зерноуборочные кормоуборочные | |||||
Текущий ремонт | |||||
Тракторы: ДТ-75 ВТ-100 К-700 МТЗ-82 Комбайны: зерноуборочные кормоуборочные Прочие с/х маш. | |||||
Техническое обслуживание | |||||
Тракторы: ДТ-75 ВТ-100 К-700 МТЗ-82 Комбайны: зерноуборочные кормоуборочные | |||||
Итого | х | х | х | х |
4. В свою очередь, общие затраты (п.3) по каждому виду ремонтных работ складываются из следующих элементов по их доле в общих затратах (%):
Таблица 5.6. – Структура затрат на проведение ремонтов, %
Виды ремонтов | Оплата труда | Запасные части | Ремонтные материалы | Общепроиз-водственные |
Капитальный | ||||
Текущий | ||||
Техобслуживание | ||||
Реставрация запчастей (10%) | - |
5. Затраты на замену (ремонт) резины и гусениц определяются по нормам отчислений на 1 га. планируемой выработки (руб./га.).
Таблица 5.7. – Расчет затрат на замену резины и гусениц
Наименование машин | Планируемая выработка, усл.эт.га. | Затраты, руб. | Распределение затрат по видам ремонтов: | ||
на 1 усл. эт.га. | Всего | капит. (1/3) | текущ. (2/3) | ||
Тракторы: ДТ-75 ВТ-100 К-700 МТЗ-82 | 6,0 6,5 18,0 9,0 | ||||
Комбайны: зерноуборочные кормоуборочные | 30,0 7,5 | ||||
Прочие с/х машины | 3,0 |
6. Для планирования затрат на ГСМ для обкатки отремонтированной техники необходимо:
а) определить потребность в ГСМ по ниже приведенным нормам расхода
(кг/на 1 ремонт):
Таблица 5.8. – Нормы расхода горюче смазочных материалов на обкатку отремонтированной техники, кг/ ремонт
Наименование машин | Вид ремонта | Дизтоп- ливо | Бензин | Моторное масло | Трансм. масло | Консист. смазка. |
Тракторы: ДТ-75 ВТ-100 К-700 МТЗ-82 | капит. капит. капит. капит. | 200,0 200,0 300,0 160,0 | 3,0 5,0 8,0 3,0 | 40,0 40,0 80,0 25,0 | 15,0 14,0 30,0 16,0 | 1,0 1,0 3,0 2,0 |
Комбайны: зерноуборочные кормоуборочные | капит. текущ. | 60,0 - | 3,0 - | 22,0 - | 10,0 5,0 | 17,0 10,0 |
б) Путем умножения потребности в ГСМ на стоимость единицы определяются затраты по ним на обкатку; ниже приводятся цены за 1 л (кг) ГСМ (руб.)*:
- дизтопливо –
- бензин –
- моторное масло -
- трансмиссионное масло -
- консистентная смазка-
Таблица 5.9. - Расчет затрат на горючее и смазочные материалы для обкатки отремонтированной техники
Наименование машин | Дизтопливо (р/кг) | Бензин (р/л) | Моторное масло (р/кг) | Трансмиссионное масло (р/кг) | Консистентная смазка (р/кг) | Всего затрат на ГСМ, руб. | |||||
кол-во, кг** | на сумму, руб. * | кол-во, кг | на сумму, руб. | кол-во, кг | на сумму, руб. | кол-во, кг | на сумму, руб. | кол-во, кг | на сумму, руб. | ||
Трактора: ДТ-75 ВТ-100 К-700 МТЗ-82 | |||||||||||
Комбайны: зерноуборочные кормоуборочные | |||||||||||
ИТОГО |
Примечание:
* сумма ГСМ = количество ГСМ х цену ГСМ
** количество ГСМ = кол-во ремонтов (т.12) * нормы расхода ГСМ на обкатку (т.17)
2.3. Результаты проведенных расчетов по каждому виду затрат сводятся в общую таблицу, отражающую смету ремонтного предприятия.
Таблица 5.10. – Затраты на ремонты и техническое обслуживание техники, руб.
Наименование машин | Кол-во ремонтов (т.12) | Оплата труда | Зап. части | Ремонт. материалы | Общепроизв. расходы | Резина и гусеницы (т.16) | ГСМ (т.18) | Всего затрат | То же на 1 ремонт | |||
(т.15) | ||||||||||||
Капитальный ремонт | ||||||||||||
Трактора: ДТ-75 ВТ-100 К-700 МТЗ-82 | ||||||||||||
Комбайны: зерноуборочные кормоуборочные | ||||||||||||
Текущий ремонт | ||||||||||||
Тракторы: ДТ-75 ВТ-100 К-700 МТЗ-82 | ||||||||||||
Комбайны: зерноуборочные кормоуборочные | ||||||||||||
Прочие с/х маш. | ||||||||||||
Продолжение таблицы 5.10 | |||||||||
Техническое обслуживание | |||||||||
Тракторы: ДТ-75 ВТ-100 К-700 МТЗ-82 | |||||||||
Комбайны: зерноуборочные кормоуборочные | |||||||||
Реставрация запчастей (т.15) | |||||||||
ВСЕГО |
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине – Планирование на предприятии // Сост. И.А. Норин, Ю.С. Печенкина. – Екатеринбург: УрГСХА, 2007-56 с.
ЛР № 020769 от 19.04.98.
Подписано в печать Формат 60х84 1/16
Тираж – 100 экз. Уч.-изд.л. – 0,7 п.л. Заказ №
Уральская государственная сельскохозяйственная академия
620219, Екатеринбург, ул. К.Либкнехта, 42