К юридическим элементам состава административного правонарушения относятся: объект; субъект; объективная и субъективная стороны правонарушения.




Лекция № 12

По административному праву для студентов заочного отделения специальности 40.02.02. «Правоохранительная деятельность»

Административное правонарушение: юридический состав

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ (кодексом об административных правонарушениях) или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Из определения административного правонарушения вытекают следующие его признаки: 1) это, прежде всего, противоправное действие или бездействие физического лица или юридического лица, которое противоречит нормам административного права. Противоправным признается только то деяние, которое запрещено соответствующей нормой Особенной части КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях; 2) это виновное деяние. Вина имеет формы умысла и неосторожности; КоАП РФ с ст. 2.2. дает их юридические характеристики; 3) это наказуемое деяние. КоАП РФ устанавливает, что административной ответственности подлежит: а) лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет; б) должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей; в) юридическое лицо, которое признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Выделены три основания для освобождения от ответственности: при совершении административного правонарушения в состоянии крайней необходимости или в состоянии невменяемости, а также при малозначительности административного правонарушения (ст. 2.9). Однако законодателем не определены критерии его оценки, что затрудняет на практике применение этой нормы; 4 ) это общественно-опасное деяние. Данный признак не получил четко выраженной юридической определенности, как это сделано в отношении преступления в ст. 14 УК РФ. В статье 2.1. КоАП РФ нет упоминания об общественной опасности административного правонарушения. Однако его вредность лежит в основе общественной опасности, вынуждающей органы государственной власти применять меры административного наказания в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

 

Понятие состава административного правонарушения

Совокупность юридических элементов, составляющих внутреннюю структуру административного правонарушения, называется его составом.

К юридическим элементам состава административного правонарушения относятся: объект; субъект; объективная и субъективная стороны правонарушения.

Объектом правонарушения являются те общественные отношения, на которые посягает нарушитель. В особенной части КоАП РФ выделяются родовые объекты административных правонарушений, представляющие собой однородные общественные отношения, на которые посягает нарушитель (права граждан, собственность). Далее выделяются видовые объекты правонарушения. Объективная сторона правонарушения характеризует само противоправное деяние. Это прежде всего характер (действие либо бездействие) и условия, в которых оно совершается. Действия являются наиболее распространенным вариантом правонарушения (нарушение тех или иных правил). А бездействие выражается в уклонении от совершения предписанных действий (например, неполучение лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов).

Субъективная сторона правонарушения выражает отношение лица к совершенному деянию, то есть вину в форме умысла и неосторожности. Определение формы вины дано в ст. 2.2 КоАП РФ.

Административное правонарушение признается совершеннымумышленно, если лицо его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но не без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Неосторожная вина проявляется в двух формах: легкомыслие и небрежность. Легкомыслие заключается в ом, что лицо предвидит возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных к тому оснований самонадеянно надеется их предотвратить. А небрежность состоит в предвидении возможности противоправных последствий, которые лицо должно и могло предвидеть. Умышленное причинение вреда является основанием для наложения на виновного более строгого наказания. По сравнению с правонарушением, совершенным умышленно, административное правонарушение совершенное по неосторожности, является менее опасным. Субъект правонарушения – это тот, кто может его совершить и понести административную ответственность. К субъектам административных правонарушений относятся физические и юридические лица. К физическим лицам относятся граждане Российской Федерации, должностные лица, которые за совершение административных правонарушений, несут административную ответственность в основном в соответствии с дисциплинарными уставами, специальными положениями о дисциплине, правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения государственной службы в определенных органах, в случаях, установленных КоАП РФ, - на общих основаниях (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел). К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

Установлено, что административной ответственности подлежит вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

КоАП РФ устанавливает, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

КоАП РФ относит к должностному лицу любого государственного и негосударственного служащего, индивидуального предпринимателя.

КоАП РФ содержит большое количество статей, которыми предусматривается ответственность должностных лиц в случае совершения ими административного правонарушения. Они несут ответственность только за виновные действия – за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей. КоАП РФ предусматривает более суровые наказания для должностных лиц по сравнению с гражданами, не наделенными таким статусом (ст. 3.5, 3.11).

Существенными отличиями правового регулирования административной ответственности должностных лиц от административной ответственности граждан является то, что она возникает в сфере трудовых, служебных обязанностей. К административным правонарушениям юридических лиц относятся в основном правонарушения, совершаемые в процессе их экономической или управленческой деятельности. Это административные правонарушения: в области охраны собственности; охраны окружающей природной среды и природопользования; в промышленности, строительстве и энергетике; посягающие на общественный порядок.

Виды административных правонарушений установлены в КоАП РФ (гл.5-21). В зависимости от сферы совершения они делятся на административные правонарушения, совершенные: 1) в экономической сфере; 2) социально-культурной сфере; 3) административно-политической сфере. В зависимости от родового объекта посягательства они делятся: на административные правонарушения, посягающие: на государственный порядок; общественный порядок; права граждан и здоровье населения, собственность. В зависимости от характера деяния они делятся на административные правонарушения, совершаемые в форме действия или бездействия. В зависимости от субъекта правонарушения они делятся на административные правонарушения, совершаемые: индивидуальными лицами (гражданами или должностными лицами); юридическими лицами; как индивидуальными субъектами, так и юридическими лицами.

В зависимости от формы вины они делятся на административные правонарушения, совершенные умышленно или по неосторожности.

Задания

Тест № 1

Способ совершения административного правонарушения отражает:

А) его объективная сторона;

Б) субъективная сторона;

В) субъект;

Г) объект:

Д) содержание;

Тест № 2

Психологическое отношение правонарушителя к противоправному деянию и его последствиям- это:

А) объективная сторона;

Б) субъективная сторона;

В) субъект;

Г) объект;

Д) позитивная сторона;

Тест № 3

Элементом состава административного проступка, представляющим собой охраняемые административным законодательством общественные отношения, которым причинен вред административным правонарушением, является:

А) объективная сторона;

Б) субъективная сторона;

В) субъект;

Г) объект;

Д) вредоносность правонарушения;

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: