Эрнест Миллер Хемингуэй (21 июля 1899, Оук-Парк, Иллинойс, США — 2 июля 1961, Кетчум, Айдахо, США) — американский писатель, журналист, лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года.
Выдвинутый Хемингуэем «принцип айсберга» (особый творческий прием, когда писатель, работая над текстом романа, сокращает первоначальный вариант в 3-5 раз, считая, что выброшенные куски не пропадают бесследно, а насыщают текст повествования дополнительным скрытым смыслом) сочетается с так называемым «боковым взглядом» - умением увидеть тысячи мельчайших деталей, которые будто бы не имеют непосредственного отношения к событиям, но на самом деле играют огромную роль в тексте, воссоздавая колорит времени и места.
Творчество Э. Хемингуэя 40-50-х годов можно выделить в особый период. Этого мнения придерживаются многие американские (К. Бейкер, Э. Баргесс, С. Дональдсон) и отечественные (А. И. Кашкин, А. И. Старцев, М. О. Мендельсон, Б. А. Гиленсон, А. С. Мулярчик) исследователи творчества писателя.
Выделение 40-50-х годов в творчестве Э. Хемингуэя как определенного этапа в его творческой биографии основано на нескольких причинах: кризис ценностной системы США того времени, что, по справедливому замечанию А.С. Мулярчика, в значительной степени объясняет творческие неудачи Хемингуэя: «Хемингуэй был особенно чуток к резким сдвигам в психологическом климате США, за которыми, случалось, не всегда поспевала мысль художника. Мир лучших произведений Хемингуэя был величав и прост, а в Америке 40-х годов преобладала обыденность, сочетавшаяся с нарастающей фрагментацией форм человеческого бытия, включая политику, идеологию, нравы, искусство».
40-50-е годы в США - время формирования общества равных возможностей и массовой культуры, воплощения в жизнь американской мечты с ее положительными и негативными сторонами. Можно сказать, что именно в это время «мифологема американской истории окончательно состоялась». На смену экономическому кризису 40-50-го годов приходит эпоха «тучных 50-х», духовного кризиса, в обществе преобладают «склонность к апологетике и конформизму».
Хемингуэй, переживший творческий и душевный подъем во второй половине 30-х - первой половине 40-х годов, связанный с приобщением к антифашистской борьбе, разочаровывается в послевоенном американском обществе, забывшем об уроках недавней войны.
Трагизм, свойственный в той или иной степени большинству произведений Хемингуэя 40-50-х гг., является также следствием и личного мировоззренческого и духовного кризиса писателя. Во второй половине 40-х годов Хемингуэй переживает творческий спад. Тяжелое физическое и психическое состояние после пережитого на фронте, развод с Мартой Геллхорн, многочисленные травмы, полученные им во второй половине 40-х годов, сказываются на состоянии здоровья писателя и приводят к ослаблению его творческого потенциала. В первой половине 50-х годов жизненные невзгоды, преследующие писателя, продолжаются. Уходят из жизни Чарльз Скрибнер, издатель и друг Хемингуэя; его вторая жена Полин Пфайфер; Грейс Холл - Хемингуэй, мать писателя; отец Мэри Уэлш, его последней жены. Хемингуэя продолжают преследовать авто- и авиакатастрофы.
Таким образом, вышеперечисленные обстоятельства, как объективные, так и субъективные, привели к кризису мировоззрения писателя, что определило предпочтение им особого типа героя, особого типа конфликта, что, в свою очередь, определяет особенности поэтики книг Хемингуэя исследуемого периода
«Старик и море»
«Стари́к и мо́ре» (англ. TheOldManandtheSea) — повесть американского писателя Эрнеста Хемингуэя, написанная в Бимини (Багамские острова) и вышедшая в 1952 году.
Изначально повесть планировалась как часть романа, который уже после смерти писателя был опубликован как "Острова в океане". Как утверждал сам Эрнест Хемингуэй "Старика и море" он был вынужден опубликовать, поскольку, влез в большие долги и находился на тот момент на грани банкротства.
Хемингуэй говорил, что книга могла бы содержать более 1000 страниц, и в ней он мог бы описать каждого жителя деревни, всё чем они живут и как зарабатывают, как рождаются и умирают, учатся и растят детей. Но задача была другой. Он постарался опустить все лишнее, чтобы передать свой опыт читателям, чтобы каждый человек прочитавший книгу почувствовал это частью своего опыта, и пережил это как бы на самом деле.
Главным героем повести является старый рыбак Сантьяго, который ежедневным тяжелым трудом должен зарабатывать себе на хлеб. Он беден и одинок, но, несмотря ни на что, на старости лет продолжает грезить об Африке, увиденной в юности и о львах выходящих к морю. Сантьяго в течение 84 дней выходит в море и возвращается без улова, в деревне его начинают называть невезучим. Только мальчик Маноло, тепло относящийся к старику продолжает верить в него и бескорыстно, бесплатно помогает ему. Сам старый рыбак также не утрачивает мужества, чувствуя, что его главная битва впереди. На 85-й день ему наконец улыбается удача, и ему удается поймать на крючок гигантского марлина. Марлин гораздо больше лодки старика и уносит ее в открытый океан. Чтобы победить марлина требуются все мужество и силы Сантьяго. Но мало поймать, рыбу, ее еще нужно доставить до берега, через море, кишащее акулами.
Основная идея в книге Хемингуэя Старик и море в том, что несмотря на поражение можно остаться непобежденным, сохранив силу духа и достоинство.
Читая Старик и море мы чувствуем — это не просто правдивый рассказ о том, как рыбачил однажды некий старик. Это повествование о человеческой гордости, о силе души простого рыбака, который в единоборстве с природой способен преодолеть свою физическую немощь, проявить необычайную, почти сверхчеловеческую выдержку и выносливость.
"Старик и море" Хемингуэя — реалистическое повествование о том, что пережил старый рыбак Сантьяго за несколько нелегких дней, проведенных в открытом море и переживания эти переданы как бы онлайн. И в то же время это романтическая поэма в прозе, отчасти похожая на притчу, содержащая элементы иносказания.