ТЕМА 6: ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫПРЕДПРИЯТИЯ
Кадровая политика на предприятии
Основная роль принадлежит кадровому потенциалу на предприятии. Именно кадры играют первую скрипку в производственном процессе, именно от них зависит, насколько эффективно используются на предприятии средства производства и насколько успешно работает предприятие в целом. Поэтому на каждом предприятии должна разрабатываться и осуществляться кадровая политика, которая должна быть направлена на достижение следующих целей:
• создание здорового и работоспособного коллектива:
• повышение уровня квалификации работников предприятия;
• создание трудового коллектива, оптимального по половой и возрастной структуре, а также по уровню квалификации;
• создание высокопрофессионального руководящего звена, способного гибко реагировать на изменяющиеся обстоятельства, чувствовать и внедрять все новое и передовое и умеющего смотреть далеко вперед.
Кадровая политика на предприятии включает в себя:
• отбор и продвижение кадров;
• подготовку кадров и их непрерывное обучение;
• найм работников в условиях неполной занятости;
• расстановку работников в соответствии со сложившейся системой производства;
• стимулирование труда;
• совершенствование организации труда;
• создание благоприятных условий труда для работников предприятия и др.
Необходимо отметить, что управление персоналом является составной частью управления предприятием в целом.
Процесс управления предприятием можно разбить на следующие составляющие: управление техникой, экономикой, кадрами.
Если первые две составляющие процесса управления для специалиста не представляют особой трудности, то наиболее сложным является управление кадрами. Это связано с тем, что каждый член трудового коллектива имеет свои потенциальные трудовые возможности, свои черты характера, в своем плане он неповторим. Поэтому руководители различного уровня обязаны знать психологию каждого подчиненного им работника и на этой основе так воздействовать на него, чтобы по полностью раскрылись и реализовались его потенциальные возможности на работе.
|
Качественные и количественные характеристики персонала предприятия
Для качественной характеристики кадров используют следующие параметры:
- характер участия в производственном процессе;
- особенности трудовой деятельности;
- отраслевая принадлежность;
- личностные характеристики и т.д.
В зависимости от участия в производственном процессе весь персонал предприятия делится на две категории: промышленно-производственный персонал (ППП) и непромышленный.
К промышленно-производственному персоналу относятся:
- занятые изготовлением основных операций по изготовлению продукции;
- занятые обслуживающими и вспомогательными операциями;
- аппарат заводоуправления и функциональных служб предприятия (бухгалтерия, плановый отдел, производственно-технологический отдел и т.д.)
- заводские лаборатории;
- подсобное и побочное производство по переработке отходов основного производства;
К непромышленному персоналу относятся работники, которые непосредственно не связаны с производством и его обслуживанием. В основном это работники жилищно-коммунального хозяйства, детских и врачебно-санитарных учреждений, принадлежащих предприятию.
|
В свою очередь, промышленно-производственный персонал в зависимости от выполняемых им функций классифицируется на следующие категории: рабочие и служащие.
К рабочим относятся работники предприятия, непосредственно занятые созданием материальных ценностей или оказанием производственных и транспортных услуг. Рабочие, в свою очередь, подразделяются на основных и вспомогательных. К основным относятся рабочие, которые непосредственно связаны с производством продукции, к вспомогательным — обслуживанием производства.
К служащим относятся;
- руководители (директор, начальники цехов, главные специалисты – гл. механик, гл. энергетик, гл. инженер, гл. экономист)
- специалисты (бухгалтера, экономисты, инженеры, техники, технологи, механики);
- собственно служащие (кассиры, делопроизводители, агенты по снабжению, экпедиторы, учетчики, табельщики, секретари и т.д.)
Кроме общепринятой классификации ППП по категориям существуют классификации и внутри каждой категории. Например, руководителей на производстве в зависимости от возглавляемых ими коллективов принято подразделять на линейных и функциональных. К линейным относятся руководители, возглавляющие коллективы производственных подразделений, предприятий, объединений, отраслей, и их заместители; к функциональным — руководители, возглавляющие коллективы функциональных служб (отделов, управлений), и их заместители.
Количественная характеристика персонала предприятия определяется следующими показателями: общая, списочная, явочная и среднесписочная численность работников.
|
Общая численность – это сумма ППП и НПП
Списочная численность включает общее число всех работников предприятия (постоянных, сезонных и временных), в т.ч. работников находящихся в отпусках, в командировках, не вышедших на работу в связи с выполнением государственных обязанностей, по болезни, с разрешения администрации и совершивших прогулы.
Явочная численность – количество работников списочного состава, явившиеся на работу.
Среднесписочная численность за месяц определяется как сумма списочного числа персонала за все календарные дни месяца. Эта сумма делится на количество календарных дней месяца.
Планирование численности персонала
Расчет общей среднесписочной численности работников в плановом периоде производится по формуле:
Чобщ. = (Чб * Vп)/100% + ∆Ч
Чб – среднесписоч. числ. В базовом периоде (чел.)
Vп – плановый рост объема производства (%)
∆Ч – изменение численности работающих. чел.
Этот метод расчета численности применяется для действующих предприятий.
Для новых предприятий применяется следующий метод:
Чр = (∑Nи * В) / t
Чр – численность рабочих
Nи – норма на одно изделие
В – количество изделий по производственной программе на год.
t – фонд полезного времени одного рабочего в год (час.).
На ненормируемых работах, численность рабочих определяется по следующей формуле:
Чнр = (m*n) / (No * R)
Где Чнр – численность рабочих на неромируемых работах
M – число обслуживаемых мест (станков)
n – число смен в сутки
No- норма обслуживания
R – коэффициент приведения явочной численности к списочной