ПОСЛЕВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ФРГ (7 сентября 1949 г.)
Это литература «нулевого года»: рухнула идеология нацизма, у многих возникло ощущение, что рухнули и Гетте, и Бетховен, и Ницше. Прошла кампания по искоренению идеологического наследия нацизма. В Германии стали издавать авторов, которые были раньше запрещены: Фолкнер, Кафка, Джойс, Хемингуэй и т.д.
После Второй мировой войны центр внимания переместился с ужасов войны к проблеме вины. Страдания евреев и уничтожение народа при гитлеризме.
В первые годы после войны на востоке Германии в театральном репертуаре, включавшем, например, пьесы Ж.Ануя, Ж.-П.Сартра, Т.С.Элиота, Т.Уайлдера, Т.Уильямса, трудно было найти существенные отличия от репертуара в западных зонах оккупации. Но по мере нарастания «холодной войны» оккупационные державы стали постепенно перестраивать и свою культурную политику. В Восточной Германии терпимость в области литературной политики быстро сменилась диктатом социалистического реализма. Водораздел между эпохами – 2-ая Мировая война. Две Германии, две литературы.
В ГДР был взят курс на соцреализм. Литературную элиту составляли писатели-коммунисты. Писатель в Восточной Германии имел меньше свободы. Литература принимает форму притчеобразности. Главной темой стала тема социалистического строительства.
В ФРГ сложились две литературные группы: «писатели внешней эмиграции» – писатели, которые вернулись в Германию из эмиграции, и считавшие себя непричастными к истории 3-го Рейха, и писатели «внутренней эмиграции», оставшиеся жить в Германии. Первые считали, что нужно забыть все ужасы фашизма, отказаться от прошлого. Их творчество ярче всего выражалось в «магическом реализме», временами перераставшем в экзистенциализм. Вторая половина писателей требовали памяти погибших и конкретики исторической правды, покаяния. В 1947 году они создали «Группу 47». В нее вошли большинство крупнейших немецких прозаиков и критиков: Г. Бёлль, Г. Грасс, М. Вальзер, Г. Айх, З. Ленц. Всех этих писателей объединяла ненависть к фашизму и жажда демократического обновлении страны. А в эстетическом плане – стремление противопоставить всяким «сконструированным» философским системам реальную правду жизни, как бы жестока она ни была. В творчестве этих писателей отразился опыт поколения «вернувшихся», их попытки извлечь конкретные уроки из краха нацистской Германии и послевоенной действительности. К Грассу мировая известность пришла после выхода в свет романа «Жестяной барабан» (1959). Среди других значительных прозаиков – Г. Бёлль и А.Шмидт (1914–1979). Интересы Бёлля сосредоточились на нравственных проблемах войны и проблеме выбора. Его романы «Глазами Клоуна» и «Бильярд в половине десятого» гимн не смирению, а ненависти к силам зла.
Отчаяние истерзанного войной молодого поколения, давшего т.н. «литературу на руинах», отчетливо сквозит в пьесе В.Борхерта «Снаружи за дверьми». Военная тема нашла свое отражение и в сюрреалистическом кошмаре романа «Город за рекой» Г.Казака, где фашизм изображался как совершенно конкретное зло.
Вольфганг Борхерт (1921-1947). За свою короткую жизнь Борхерту довелось пережить ужасы фронта, штрафного батальона и фашистских застенков. По окончании войны это был уже надломленный, смертельно больной человек, и за оставшиеся ему два года он успел написать лишь немного. Тема обманутого поколения, погубленной молодости – главная тема творчества Борхерта. Но помимо «вопля отчаяния» в его творчестве присутствует и другой голос, идет страстный спор двух взглядов на жизнь: пессимистического, отрицающего - и утверждающего, влюбленного в жизнь. Его драма «Снаружи за дверьми» символизирует трагическую разорванность борхетовского сознания. Тема ее - неприкаянность «возвращенца» солдата Бекмана, чудом уцелевшего на войне и теперь тщетно ищущего пристанища. Здесь тема «поколения вернувшихся» перекликается с темой «потерянного поколения»: необретения себя после ада войны, мотив безвыходности. Но в то же время у героя есть «двойник» («Другой»), его второе «я», упорно сопротивляющееся отчаянию. Борхерт упорно стремится разобраться в причинах трагедии своего поколения. Бекман в своих скитаниях обнаруживает, что истинные его противники уже успели благополучно устроиться в жизни. Борхерт одним из первых показал послевоенную Западную Германию как мир неизлечимого эгоизма, мир, пораженный анемией совести и памяти. Еще острее вопрос о виновниках войны ставится в публицистических статьях Борхерта «Вот наш манифест», «Тогда остается одно», где писатель прямо указывает не только на военных, но и на политических и закулисных пособников фашизма.
Возникновение "Группы 47" связано с историей литературно-общественного журнала "Дер Руф". Его издание было начато в конце войны в виде журнала военнопленных, содержавшихся в американских лагерях. Вокруг журнала сгруппировалась горстка молодых писателей, полных желания принять участие в создании новой немецкой литературы. Среди них были Вальтер Кольбенхоф, Альфред Андерш и некоторые другие. Томас Манн был своего рода духовным отцом этих начинающих литераторов. к работе в журнале присоединился Ганс Вернер Рихтер. Журнал, само заглавие которого имело явно программное значение, стал центром притяжения всех тех, кто искал выхода из хаоса, кто сделал из уроков фашизма и войны вывод: "Это не должно повториться". Активное участие в работе редакции принимали Вальтер Кольбенхоф, Вальтер Мария Гуггенхаймер, ВольфдитрихШнурре, Хорст Ланге и другие молодые литераторы.
Попытки вновь вернуться к литературному труду были сопряжены для всех этих писателей с трудностью преодоления "ситуации нуля", преодоления разрыва, образовавшегося благодаря двенадцатилетнему систематическому фашистскому отравлению немецкого народа, пропасти между погрязшей в маразме фашизированной "культурой" и оборвавшейся в 1933 году гуманистическо-демократической традицией.
Но политика западных оккупационных властей к весне 1947 года уже далеко разошлась с антифашистскими декларациями времен войны, поэтому слишком радикальная антифашистская позиция журнала привела к конфликту с американской военной администрацией. В результате А. Андерш и Г. В. Рихтер в апреле 1947 года оказались отстраненными от руководства журналом.
Так организовалась "Группа 47", которая впоследствии приобрела важное значение для послевоенной западногерманской литературы. Кроме названных членов первой редакции журнала "Дер Руф", в ядро "Группы 47" вошли Вольфганг Бехлер, Вальтер Иене, Гюнтер Айх, Ганс Георг Бреннер, Эрнст Шнабель, Юргев фон Голлаидер. руководителем стал Ганс Вернер Рихтер.
Западногерманская «Группа 47» («Gruppe 47») объединяла большинство крупнейших немецких прозаиков и критиков. Двое самых знаменитых, У.Йонзон (1934–1984) и Грасс, переехали на Запад из Восточной Германии. Романы Йонзона Догадки о Якобе (1959) и Третья книга об Ахиме (1961) раскрывают тягостный психологический и житейский разлад в расколотой стране. В трилогии Годовщины (1970, 1971, 1973) за подробными историями жизни встает сама История. К Грассу мировая известность пришла после выхода в свет романа Жестяной барабан (1959). Среди других значительных прозаиков – Бёлль и А.Шмидт (1914–1979). Обесчеловечению на войне посвящены ранние рассказы и романы Бёлля. Вершиной творчества Шмидта, отмеченного художественным поиском, считается монументальный Сон Цеттеля (1970).
Начиная с 1970-х в ФРГ наметился отход от политизированной литературы. Произведения австрийца П.Хандке (р. 1942) исследовали психологические и общественные структуры, лежавшие в основе эстетических и языковых условностей. В его Страхе вратаря перед одиннадцатиметровым (1970) воссоздана параноидная реальность, а в Коротком письме к долгому прощанию (1972) – постепенное излечение от подобной картины мира. Утраченная честь Катарины Блум (1975) Бёлля и Рождение сенсации (1977) Вальрафа разоблачали губительное могущество шпрингеровской газетной империи. Под конвоем заботы (1979) Бёлля исследует воздействие терроризма на жизнь и общественные институты Германии. Эстетика сопротивления (1975, 1978, 1979) и «народные пьесы» Ф.К.Крёца (р. 1946) критически осмысливали «пролетарский» период истории и, соответственно, современную жизнь. Однако на первый план выходила исповедальная открытость. От Монтока (1975) Фриша до Ленца (1973) П.Шнайдера (р. 1940) и Юности (1977) В.Кёппена (1906–1996) авторы постепенно переходили от политической проблематики к личному опыту.
"группа " продолжила традиции литературы Веймарской республики и внесла ощутимый вклад в дело восстановления нарушенных в годы фашизма связей с зарубежными литературами, творчески переосмыслив достижения прошлого с учетом специфики западногерманской послевоенной действительности; неустанные эксперименты в области формы обуславливались по большей части поисками оригинальных художественных средств и способов отражения (соответственна и оценки) социально-политической ситуации, складывавшейся после 1945 года в Западной Германии;
общественно-политическая значимость деятельности "группы 47" определяется прежде всего критическим отношением ее членов к реваншистским, милитаристским и реставрационным тенденциям в политике правительства К.Аденауэра; авторы "группы 47" способствовали своими изменению политического климата в ФРГ, отказу от конфронтации с Советским Союзом;
мнимая аполитичность на деле оборачивалось конкретной политической позицией ибо язык произведения как правило определялись идеологическими принципами группы, остававшимися, несмотря на некоторые изменения, постоянными: антифашизм, ангимилитаризм, антитоталитаризм;
истинная история с учетом неизменности изначальных политических и эстетических принципов группы завершилась в 1962 г. К началу 60-х гг. "группа 47" просто физически не могла удерживать в своих рамках огромный поток новой литературы, как не могла принять и ее новые установки.