Педагог, ученый А. И. Щербаков называет восемь функций:
Педагогические - информационную, развивающую, мобилизационную, ориентационную.
Общетрудовые - конструктивную, организаторскую, коммуникативную, исследовательскую.
Чтобы успешно выполнять ИНФОРМАЦИОННУЮ функцию, педагог должен иметь глубокие знания своего предмета, уметь преподнести их детям, обладать культурой речи.
Содержание этой функции специфично. Музыкальную информацию педагог передает, прежде всего исполняя музыкальные произведения. Слушатель воспринимает музыку, созданную композитором, только через исполнителя. Поэтому исполнение музыкальных произведений для детей — основное умение педагога — должно быть профессиональным, ярким.
Эти творческие умения предполагают высокий уровень исполнительской и общеймузыкальной культуры.
РАЗВИВАЮЩАЯ функция.
В деятельности музыкального руководителя эта функция предполагает обогащение детей музыкальными впечатлениями, развитие их музыкальных способностей, творчества. Для ее выполнения необходимо знать диагностику музыкальных способностей детей, проблемные методы обучения, уметь применять их с учетом возраста детей, индивидуальных качеств личности.
Создание проблемных ситуаций, побуждающих детей к активному проявлению (сравнивать, обобщать, придумывать варианты), стимулирует их творческую самостоятельную деятельность.
Музыкальный руководитель должен творчески относиться к построению музыкальных занятий, заранее продумывая различные варианты, а также перестраивать структуру занятия на ходу в зависимости от самочувствия детей, проявления или угасания интереса, предусматривать смену нагрузок и т. д.
|
МОБИЛИЗАЦИОННАЯ функция педагога предполагает умение воздействовать на эмоционально-волевую сферу личности ребенка наиболее рациональным путем. Мобилизовать внимание можно и с помощью строгих указаний, но обучение будет носить развивающий характер только тогда, когда педагог заинтересует детей, увлечет их.
Важно, чтобы музыкальный руководитель умел выразительно, ярко исполнять произведения, образно пояснять их, использовать игровые методические приемы, творческие задания, разнообразные увлекательные формы организации музыкальной деятельности — варианты построения занятий и разные их виды, досуги, развлечения. Педагог должен уметь гибко переключать внимание детей (смена музыкальной деятельности, применение игрового приема, увлекательные сведения о музыке и т. д.), учитывая их реакции.
Для выполнения мобилизационной функции музыкальному руководителю необходимы такие качества личности, как артистизм, изобретательность, находчивость, способность к творчеству.
ОРИЕНТАЦИОННАЯ функция педагогической деятельности предполагает формирование устойчивой системы ценностных ориентации личности.
Одна из главных задач — сформировать у детей отношение к музыкальному искусству как к культурной ценности (духовной и интеллектуальной), заинтересовать их музыкой, разбудить и развить эстетические чувства, ощущение и понимание красоты музыки.
Музыкальный руководитель должен обладать высокой культурой, эрудицией, уметь передать воспитанникам свою увлеченность музыкой, сформировать в них начала музыкального вкуса и музыкальной культуры. Дети под руководством педагога накапливают разнообразные музыкальные впечатления, воспитываются на высокохудожественных образцах музыкального искусства, воспринимают «интонационный словарь» разных эпох и стилей, слушают музыку в профессиональном исполнении (на фортепиано или в грамзаписи).
|
Рассмотрим общетрудовые функции применительно к деятельности музыкального
руководителя конструктивную, организаторскую, коммуникативную и исследовательскую.
В КОНСТРУКТИВНОЙ функции (умение планировать свою деятельность) педагога выделяются три компонента: конструктивно-содержательный (отбор и композиция учебно-воспитательного материала), конструктивно-оперативный (планирование структуры собственных действий и действий детей) и конструктивно-материальный (планирование учебно-материальной базы для проведения работы).
Конструктивно-содержательный компонент предполагает знание разнообразного музыкального репертуара, умение его отбирать и выстраивать с учетом поставленных задач, применяемых методов, приемов, форм организации музыкальной деятельности детей, а также умение планировать содержание музыкальных занятий, досугов, развлечений, праздников — увлекательное, оригинальное — с учетом индивидуального подхода к детям, развивающего эффекта обучения.
Конструктивно-оперативный компонент — это умение привлекать различные способы реализации поставленных задач, применять вариативные методы, приемы, формы организации музыкальной деятельности детей.
|
Конструктивно-материальный компонент подразумевает умелое использование наглядности, ТСО, оформления, атрибутики при проведении занятий, развлечений, праздников.
Для выполнения ОРГАНИЗАТОРСКОЙ функции музыкальный руководитель должен быть организованным, инициативным, ответственным, способным к творческому поиску.
· знать теорию и методику музыкального воспитания на современном уровне их развития,
· внедрять новые достижения науки и практики в педагогический процесс,
· продумывать различные формы включения музыки в деятельность дошкольников,
· музыкальный руководитель проводит индивидуальные и коллективные консультации для воспитателей по отбору репертуара, использованию эффективных методов и приемов работы с детьми,
· ведет кружковую работу,
· участвует в педсоветах, организовывает открытые занятия для воспитателей по изучению лучшего опыта работы и т. д.,
· работает с родителями — проводит собрания, индивидуальные консультации, беседы.
КОММУНИКАТИВНАЯ функция подразумевает:
· умение общаться, устанавливать доброжелательные отношения с детьми, коллективом педагогов, родителями.
· большое значение имеют личностные качества музыкального руководителя (воспитателя): любовь к детям, терпение, справедливость, доброжелательность, уравновешенность,
· владение коммуникативными умениями — находить подход к каждому воспитаннику, учитывая его склонности, интересы, оказывать внимание каждому ребенку; сохранять чувство юмора; уметь переключать внимание детей, когда возникают конфликты.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ функция предполагает:
* творческое отношение музыкального руководителя и воспитателя к своей работе,
*стремление к самосовершенствованию, постоянное пополнение профессиональных знаний и умений.
* музыкальный руководитель должен следить за специальной литературой, изучать ее,
* знакомиться с передовым педагогическим опытом, внедряя в практику новейшие методы и приемы обучения, вести
* собственный творческий поиск новаторских форм и методов работы с детьми.
* для повышения своей профессиональной квалификации музыкальный руководитель должен регулярно посещать методические объединения в городе, районе, курсы повышения квалификации, проблемные семинары, кружки, педагогические чтения и т. д.