Но пусть меня кто-нибудь ждет.




Урок по теме «Неопределенные местоимения»

 

Задачи:

§ познакомиться с новым разрядом местоимений – неопределенными местоимениями

§ получить информацию об отличительных признаках неопределенных местоимений и их образовании;

§ отработать навык правильного употребления неопределенных местоимений в речи,

§ научиться определять синтаксическую функцию неопределенных местоимений.

 

 

Ход урока

 

1. Организационный момент

Ответьте на вопросы – шутки:

1. Какое местоимение можно записать одной буквой?

(я)

2. Какие два местоимения мешают транспорту?

(я-мы)

3. Какие три местоимения самые чистые?

(Те, что вы-мы-ты)

- Какие местоимения мы уже изучили? (дети называют)

(Личные: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они;

Возвратное: себя;

Притяжательные: мой, твой, свой, наш и т.д.;

Указательные: этот, тот, такой, таков, этакий, столько;

Определительные: сам, самый, весь, всякий, любой, каждый, иной;

Вопросительные: кто? что? какая? какое? чей? сколько? который?;

Относительные: кто, что, какая, какое, чей, сколько, который)

 

- Чем относительные местоимения отличаются от вопросительных?

(вопросительные служат для выражения вопроса);

- Для чего служат относительные местоимения?

(Для связи простых предложений в составе сложного);

- Какова синтаксическая функция относительных местоимений (каким членом предложения могут быть?)

(разными членами предложения).

- Поработайте редакторами: исправьте ошибки в употреблении местоимений.

 

1) Алексей напомнил другу заказать для себя книгу в библиотеке.

2) Как ты сегодня чувствуешь, мама?

3) Бабушка присела около печки: возле её было теплее.

4) Летом я предпринял путешествие на озеро, которое оставило неизгладимое впечатление.

5) Когда у ей получался фокус, Каштанка звонко лаяла.

6) Мы ходили на пруд, на нем росло много лилий, и плавали лебеди. Мы сплели из них красивый венок.

- Я надеюсь, ребята, будете следить за своей речью и грамотно употреблять местоимения в своей речи.

2. Изучение нового материала.

Сегодня мы познакомимся с еще одним разрядом местоимений – неопределенными местоимениями. Научимся употреблять неопределенные местоимения в речи, определять их синтаксическую роль.

 

Прочитайте стихотворение Ю. Коваля «На яхте».

 

Однажды куда-то на яхте

Откуда-то

Кто-то поплыл.

Летали какие-то чайки

О чем-то кричали ему

Какой - то дельфин остроносый

В зеленые волны нырял

И ветер, почти незаметный,

Чуть-чуть паруса надувал.

Наверно, какие – то люди

Глядели уплывшему вслед.

И кто-то, наверное, думал:

«Скорей возвращайся назад»,

И мне бы хотелось на яхте

В открытое море уйти.

Послушать, о чем кричат чайки,

Дельфина увидеть в волнах.

А вечером после заката

На берег вернуться домой.

Но пусть меня кто-нибудь встретит,

Но пусть меня кто-нибудь ждет.

 

- О чем это стихотворение?

(о путешествии, о верности, о дружбе, о мечтах).

- Обратите внимание на словосочетания и выделенные в их составе местоимения:

Кто-то поплыл

Кто-то думал

Кто-нибудь встретит

Какие-то чайки

Какие-то люди

Какой-то дельфин.

Эти местоимения указывают на неопределенные предметы и называются неопределенными.

 

- Эти местоимения указывают на предметы и признаки неопределенно и создают в данном тексте настроение неизвестности, мечтательности, неуловимости, загадочности.

 

- Ребята, вспомните, как обычно начинаются сказки.

 

(В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил,

И, на свет глядючи, радовался. (М. Салтыков – Щедрин)

 

В некоем царстве, в некоем государстве жил-был богатый купец, именитый человек. (С. Аксаков)

 

- Почему в сказках используется такое начало?

 

Как вы думаете, как могут изменяться неопределенные местоимения?

(по падежам)

И. п. кто-то

Р. п. кого-то

Д. п. кому-то

В. п. кого-то

Т.п. кем-то

П. п. о ком-то

 

-Но по падежам могут изменяться не все неопределенные местоимения. Местоимения НЕКТО, НЕЧТО не могут изменяться по падежам.

 

А некоторые неопределенные местоимения изменяются по родам и числам.

(Какой-то, какая-то, какое-то, какие-то)

 

- Ребята, как вы думаете, от каких местоимений образуются неопределенные местоимения?

(от вопросительных)

 

1) Работа с учебником стр.287 - 288.

 

3. Закрепление материала.

 

- Проанализируйте, как пишутся неопределенные местоимения, поставьте ударение.

1) Вечером к вам придет некто в черном.

2) Я при этом испытал некоторое удивление.

Вывод 1: Неопределенные местоимения с приставкой не пишутся слитно. В неопределенных местоимениях с приставкой НЕ, приставка всегда под ударением и пишется слитно.

Б) На берегу реки росла какая-то пышная зелень.

§ Расскажите что-нибудь о вашей поездке по стране.

§ Если вы заметите что-либо подозрительное, тут же сообщите мне.

§ Кое-где по стенам были развешаны картины.

§ Кое с кем случился истерический припадок.

Вывод 2:. В неопределенных местоимениях с суффиксом -то, -либо, -нибудь обязательно нужно ставить дефис. Также дефис нужно ставить, если перед неопределенным местоимением стоит приставка КОЕ-.

В) Определите правила написания следующих неопределённых местоимений.

(Не)кто, (кое)кто, (не)сколько, кто(то), что(то), (кое) (у) (кого), что(нибудь), что(либо), (кое)кем, (не)что, какой(либо), (кое) (с) (кем).

 

Г) Следующее задание «Цифровой диктант». Найдите в этих предложениях местоимения и зашифруйте его. На доске написан шифр.

 

1 – неопределенное

2 – возвратное

3 – относительное

4 – вопросительное

 

1) Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить.

2) Вишь, какая саранча!

3) Особенно поражала смесь какой-то врожденной, природной свирепости…

4) О себе дед рассказывать не любил.

5) Кому из литературных героев тебе хотелось бы подражать?

«Проверь себя»

Код: 13124

 

Д) Восстановите текст с помощью неопределённых местоимений.

… громадное ударило по вершинам леса и рухнуло на землю. Самолёт сломал … верхушек деревьев и развалился на части. Алексей пришёл в себя и услышал скрип наста под … шагами и … хриплое дыхание. «Это … из немцев», – подумал лётчик.

(По Б. Полевому)

Слова для справок: чьими - то, кто-нибудь, несколько, что-то, какое-то.

Рефлексия

Тест
1. Какое утверждение является верным?
Неопределенные местоимения
1) обозначают признак предмета по принадлежности
2) выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества
3) указывают на неопределенные предметы, признаки, количества
4) указывают на того, о ком говорят
2. Укажите предложение, в котором употреблено неопределенное местоимение
1) Чахлые, стелющиеся кустики карликовой березы сплошь покрывают возвышенности, спускаются в лощины, а кое-где растут даже под водой.
2) Кто посмеется над струной?
Где скрыта память о Бояне?
3) Ему же интересно поглядеть, кто это тут, вот он и выглядывает.
4) Владимир слушал его с презреньем и ничего не отвечал.
3. Какое местоимение пишется в одно слово:
1) (не)кий
2) кое(с) кем
3) (кое)какой
4) скольких(нибудь)
4. Какое местоимение пишется через дефис:
1) как(будто)
2) (не)сколькими
3) чей(либо)
4) (подо) мной
5. В состав какого фразеологизма входит неопределенное местоимение?
1) каким-то чудом
2) кто в лес, кто по дрова
3) взять себя в руки
4) только его и видели

«Проверь себя!»

1. - 3

2. - 1

3. - 1

4. - 3

5. - 1

5. Домашнее задание. Учебник, упр. 708 (задание 1,2,4) на стр.289



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: