Урок по теме «Неопределенные местоимения»
Задачи:
§ познакомиться с новым разрядом местоимений – неопределенными местоимениями
§ получить информацию об отличительных признаках неопределенных местоимений и их образовании;
§ отработать навык правильного употребления неопределенных местоимений в речи,
§ научиться определять синтаксическую функцию неопределенных местоимений.
Ход урока
1. Организационный момент
Ответьте на вопросы – шутки:
1. Какое местоимение можно записать одной буквой?
(я)
2. Какие два местоимения мешают транспорту?
(я-мы)
3. Какие три местоимения самые чистые?
(Те, что вы-мы-ты)
- Какие местоимения мы уже изучили? (дети называют)
(Личные: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они;
Возвратное: себя;
Притяжательные: мой, твой, свой, наш и т.д.;
Указательные: этот, тот, такой, таков, этакий, столько;
Определительные: сам, самый, весь, всякий, любой, каждый, иной;
Вопросительные: кто? что? какая? какое? чей? сколько? который?;
Относительные: кто, что, какая, какое, чей, сколько, который)
- Чем относительные местоимения отличаются от вопросительных?
(вопросительные служат для выражения вопроса);
- Для чего служат относительные местоимения?
(Для связи простых предложений в составе сложного);
- Какова синтаксическая функция относительных местоимений (каким членом предложения могут быть?)
(разными членами предложения).
- Поработайте редакторами: исправьте ошибки в употреблении местоимений.
1) Алексей напомнил другу заказать для себя книгу в библиотеке.
2) Как ты сегодня чувствуешь, мама?
3) Бабушка присела около печки: возле её было теплее.
4) Летом я предпринял путешествие на озеро, которое оставило неизгладимое впечатление.
|
5) Когда у ей получался фокус, Каштанка звонко лаяла.
6) Мы ходили на пруд, на нем росло много лилий, и плавали лебеди. Мы сплели из них красивый венок.
- Я надеюсь, ребята, будете следить за своей речью и грамотно употреблять местоимения в своей речи.
2. Изучение нового материала.
Сегодня мы познакомимся с еще одним разрядом местоимений – неопределенными местоимениями. Научимся употреблять неопределенные местоимения в речи, определять их синтаксическую роль.
Прочитайте стихотворение Ю. Коваля «На яхте».
Однажды куда-то на яхте
Откуда-то
Кто-то поплыл.
Летали какие-то чайки
О чем-то кричали ему
Какой - то дельфин остроносый
В зеленые волны нырял
И ветер, почти незаметный,
Чуть-чуть паруса надувал.
Наверно, какие – то люди
Глядели уплывшему вслед.
И кто-то, наверное, думал:
«Скорей возвращайся назад»,
И мне бы хотелось на яхте
В открытое море уйти.
Послушать, о чем кричат чайки,
Дельфина увидеть в волнах.
А вечером после заката
На берег вернуться домой.
Но пусть меня кто-нибудь встретит,
Но пусть меня кто-нибудь ждет.
- О чем это стихотворение?
(о путешествии, о верности, о дружбе, о мечтах).
- Обратите внимание на словосочетания и выделенные в их составе местоимения:
Кто-то поплыл
Кто-то думал
Кто-нибудь встретит
Какие-то чайки
Какие-то люди
Какой-то дельфин.
Эти местоимения указывают на неопределенные предметы и называются неопределенными.
|
- Эти местоимения указывают на предметы и признаки неопределенно и создают в данном тексте настроение неизвестности, мечтательности, неуловимости, загадочности.
- Ребята, вспомните, как обычно начинаются сказки.
(В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил,
И, на свет глядючи, радовался. (М. Салтыков – Щедрин)
В некоем царстве, в некоем государстве жил-был богатый купец, именитый человек. (С. Аксаков)
- Почему в сказках используется такое начало?
Как вы думаете, как могут изменяться неопределенные местоимения?
(по падежам)
И. п. кто-то
Р. п. кого-то
Д. п. кому-то
В. п. кого-то
Т.п. кем-то
П. п. о ком-то
-Но по падежам могут изменяться не все неопределенные местоимения. Местоимения НЕКТО, НЕЧТО не могут изменяться по падежам.
А некоторые неопределенные местоимения изменяются по родам и числам.
(Какой-то, какая-то, какое-то, какие-то)
- Ребята, как вы думаете, от каких местоимений образуются неопределенные местоимения?
(от вопросительных)
1) Работа с учебником стр.287 - 288.
3. Закрепление материала.
- Проанализируйте, как пишутся неопределенные местоимения, поставьте ударение.
1) Вечером к вам придет некто в черном.
2) Я при этом испытал некоторое удивление.
Вывод 1: Неопределенные местоимения с приставкой не пишутся слитно. В неопределенных местоимениях с приставкой НЕ, приставка всегда под ударением и пишется слитно.
Б) На берегу реки росла какая-то пышная зелень.
§ Расскажите что-нибудь о вашей поездке по стране.
|
§ Если вы заметите что-либо подозрительное, тут же сообщите мне.
§ Кое-где по стенам были развешаны картины.
§ Кое с кем случился истерический припадок.
Вывод 2:. В неопределенных местоимениях с суффиксом -то, -либо, -нибудь обязательно нужно ставить дефис. Также дефис нужно ставить, если перед неопределенным местоимением стоит приставка КОЕ-.
В) Определите правила написания следующих неопределённых местоимений.
(Не)кто, (кое)кто, (не)сколько, кто(то), что(то), (кое) (у) (кого), что(нибудь), что(либо), (кое)кем, (не)что, какой(либо), (кое) (с) (кем).
Г) Следующее задание «Цифровой диктант». Найдите в этих предложениях местоимения и зашифруйте его. На доске написан шифр.
1 – неопределенное
2 – возвратное
3 – относительное
4 – вопросительное
1) Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить.
2) Вишь, какая саранча!
3) Особенно поражала смесь какой-то врожденной, природной свирепости…
4) О себе дед рассказывать не любил.
5) Кому из литературных героев тебе хотелось бы подражать?
«Проверь себя»
Код: 13124
Д) Восстановите текст с помощью неопределённых местоимений.
… громадное ударило по вершинам леса и рухнуло на землю. Самолёт сломал … верхушек деревьев и развалился на части. Алексей пришёл в себя и услышал скрип наста под … шагами и … хриплое дыхание. «Это … из немцев», – подумал лётчик.
(По Б. Полевому)
Слова для справок: чьими - то, кто-нибудь, несколько, что-то, какое-то.
Рефлексия
Тест
1. Какое утверждение является верным?
Неопределенные местоимения
1) обозначают признак предмета по принадлежности
2) выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества
3) указывают на неопределенные предметы, признаки, количества
4) указывают на того, о ком говорят
2. Укажите предложение, в котором употреблено неопределенное местоимение
1) Чахлые, стелющиеся кустики карликовой березы сплошь покрывают возвышенности, спускаются в лощины, а кое-где растут даже под водой.
2) Кто посмеется над струной?
Где скрыта память о Бояне?
3) Ему же интересно поглядеть, кто это тут, вот он и выглядывает.
4) Владимир слушал его с презреньем и ничего не отвечал.
3. Какое местоимение пишется в одно слово:
1) (не)кий
2) кое(с) кем
3) (кое)какой
4) скольких(нибудь)
4. Какое местоимение пишется через дефис:
1) как(будто)
2) (не)сколькими
3) чей(либо)
4) (подо) мной
5. В состав какого фразеологизма входит неопределенное местоимение?
1) каким-то чудом
2) кто в лес, кто по дрова
3) взять себя в руки
4) только его и видели
«Проверь себя!»
1. - 3
2. - 1
3. - 1
4. - 3
5. - 1
5. Домашнее задание. Учебник, упр. 708 (задание 1,2,4) на стр.289