Консультация для родителей «игры с детьми по развитию основных видов движений; катания, бросания, метания»




Упражнения с мячом являются одними из наиболее древних видов физических упражнений, это подтверждают находки археологов по всему миру. В греческих играх уже применялись мячи различного вида и формы. Предполагается, что изначально мячи плели из травы, пальмовых листьев, изготавливали из плодов деревьев, шерсти животных, шили из шкур животных, плели из тростника, скручивали из тряпок, вырезали из дерева, шили из кожи, набивая травой, опилками и другим подобным материалом.

Мяч — первая игрушка малыша. Ф. Фребель полагает, мяч может дать ребенку то, в чем он нуждается для своего разностороннего развития.

Ученый отмечает, что ручки ребенка устроены таким образом, чтобы обнять, заключить в себе шар или мяч. «Поэтому давайте с ранних пор малютке мячик в его маленькую ручку сначала хотя бы просто для того, чтобы он его обхватил, схватил, как бы для того, чтобы положить на него свои маленькие пальчики, как обручи, с целью уразуметь его круглую форму и научиться таким образом владеть им, держать его, удерживать в своей руке.

Уже этим способом с ранних пор укрепляются у ребенка мускулы пальцев, кисти руки и всей руки, а также происходит надлежащее совершенствование руки и пальцев, прежде всего в целях самостоятельного обращения с самим мячом, а потом и в целях правильного и надлежащего обращения с другими вещами»1.

Действия с мячом занимают значительное место в работе по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Простейшие манипуляции с мячом подготавливают ребенка к овладению метанием. Бросание, ловля и метание укрепляют мышцы плечевого пояса и рук, туловища, мелкие мышцы кистей рук, способствуют развитию глазомера, меткости. Они требуют хорошей координации движений. Игры с мячом развивают ловкость, точность и ритмичность движений. Упражнения с мячами различного веса и объема развивают мелкие мышцы кистей рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для подготовки руки к овладению письмом и обучению в школе в целом.

Дети с удовольствием катают мячи, забрасывают их в корзину или ящик. Эти движения не требуют точно фиксированного способа выполнения, поэтому нравятся ребенку. Мяч может быть брошен с меньшим или большим усилием, в любом направлении. Его можно поймать сразу же или после отскока любым удобным способом. Бросать можно мячи разного диаметра, мешочки с песком, шишки.

Бросание в любом направлении выполняется относительно небольшими движениями рук, при этом туловище и ноги практически не участвуют в данном движении, поэтому бросание доступно и сидящему, и неуверенно стоящему ребенку.

Метание характеризуется широкими по размаху и активными движениями ног и туловища, сопровождающими движения руки, метающей предмет.

Катание — это упражнение, помогающее овладеть мячом, тренирующее мышцы пальцев и кисти, приучающее правильно оценивать направление движения мяча и необходимые при этом мышечные усилия.

Скатывание предполагает наличие наклонной плоскости (желоба, наклонной доски и др.). Малыши любят скатывать мяч с горки, для этого не требуется специальных усилий. Скатывать мяч с доски можно одной и двумя руками. Ребенок берет мяч снизу обеими руками (ладони вперед), подходит к доске и, став прямо перед ней, толкает мяч так, чтобы он катился до конца доски. При скатывании мяча сбоку надо подойти к доске справа, если мяч скатывают левой рукой, или слева, если правой, взять мяч снизу ладонью вперед и толкнуть его.

Метание — это ациклическое скоростно-силовое движение, которое способствует развитию всех мышечных групп, особенно плечевого пояса, а также воспитанию ловкости, быстроты, гибкости, развитию глазомера и равновесия. Различают метание на дальность и в цель. Цели могут быть вертикальные (мишень, большой мяч, дерево и др.) и горизонтальные (корзина, обруч, лежащий на полу, ящик и др.).

В метании важно следить за чередованием бросков правой и левой рукой — это важно для гармоничного развития ребенка, профилактики нарушений осанки, стимулирования работы обоих полушарий головного мозга. Малышам воспитатель помогает взять мяч указанной рукой, иногда даже вкладывает его в руку ребенка и затем направляет его движение. Старшие дошкольники должны точно выполнять указания воспитателя, какой рукой бросить мяч. Все упражнения с мячом сводятся главным образом к тому, чтобы научить ребенка бросать мяч в разных направлениях и ловить его различными способами. По мнению П.Ф. Лесгафта, давая ребенку мяч, необходимо сообщить некоторые правила, которые помогут достичь лучшего результата в обучении, например, при бросании максимально изолировать движения руки от движений всего тела. Помимо метания мяча всей рукой выделяют метание мяча, производимое только движением в локтевом суставе и кисти, а также метание мяча одной кистью, причем рука остается неподвижной. Важно учить ловить мяч двумя руками и одной рукой, приспосабливаясь к различным направлениям. Когда движение руки и кисти будут относительно изолированы, детей учат отбиванию мяча. Все упражнения в бросании, ловле и отбивании мяча группируются особым образом.

«Школа мяча» — это система упражнений в бросании, отбивании и ловле мяча. Каждое видоизменение в направлении бросаемого мяча называется классом.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЛОВИ – БРОСАЙ»

для детей 3-5 лет

 

Цель. Развивать координацию движений, ловкость, фиксацию взора.

Ход. Дети стоят в кругу, взрослый — в центре. Он перебрасывает мяч и ловит обратно, говоря: «Лови, бросай, упасть нeдавай!».

Текст произносит не спеша, чтобы успеть поймать и бросить мяч. Расстояние постепенно увеличивается: от 1 до 2 м и более.

Правила: ловить мяч, не прижимая его к груди; бросать точно взрослому двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов.

 

СРЕДНЯЯ ГРУППА 4-5 ЛЕТ

В средней группе необходимо продолжать развивать активность детей в играх с мячами. Развивать быстроту, силу, ловкость, пространственную ориентировку. Воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр. Приучать к выполнению действий по сигналу.

 

ИГРА "СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ"

«СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ» - веселая детская игра с мячом. Развивает скорость реакции, ловкость и быстроту мышления. Поскольку не слишком активна, то хорошо подойдет для игры в помещении и беседке на улице (например, в непогоду). Наиболее интересна будет детям 5-8 лет. В зависимости от количества участников играть можно по разным правилам.

Вариант 1. До восьми человек.

Считалкой или жребием выбирается водящий. Остальные игроки становятся в ряд или садятся на лавочку. Водящий по порядку кидает мяч игрокам и одновременно называет какой-либо предмет. Если названный предмет съедобный — игрок должен поймать мяч. Если несъедобный — оттолкнуть его. Игрок, который ошибся: съел несъедобное или, наоборот, оттолкнул съедобное становится водящим.

Вариант 2. Свыше восьми человек.

Все игроки становятся в круг и перекидывают мяч друг другу, одновременно называя предметы. Игра идет по тем же правилам: съедобное - ловим, несъедобное отталкиваем. При этом игроки, допустившие ошибку, выходят из игры. Игра ведется до последнего оставшегося победителя.

 

«ЛОВИ-БРОСАЙ»

 

Цель игры: развивать координацию движений, ловкость, фиксацию взора.

Ход игры: дети стоят в кругу, взрослый — в центре. Он перебрасывает мяч и ловит обратно, говоря: «Лови, бросай, упасть нe давай!».

Текст произносит не спеша, чтобы успеть поймать и бросить мяч. Расстояние постепенно увеличивается: от 1 до 2 м и более.

Правила игры: ловить мяч, не прижимая его к груди; бросать точно взрослому двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов.

Усложнение: дети стоят в парах и перебрасывают мяч друг другу.

«Собачка»

Цель игры: развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.

Ход игры: из группы детей выбирается «собачка». Остальные становятся в круг и быстро передают друг другу мяч. Задача «собачки» — перехватить мяч. Кто его проворонит, тот и становится очередной «собачкой». Чтобы войти в образ, «собачка» может говорить «гав-гав», рычать или подвывать в минуты неудач.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: