Интерактивное упражнение




Дисциплина «Менеджмент (по отраслям)»

ЛЕКЦИЯ

Тема. Коммуникации в организации

План лекции

1. Общее понятие коммуникации

2. Процесс коммуникации

3. Связи с общественностью как часть управления

Задание: Изучить лекцию и выполнить опорный конспект, ответить на контрольные вопросы лекции, выполнить интерактивное упражнение.

Срок выполнения: 23.04.2020г.

 

Содержание лекции

1. Общее понятие коммуникации

Коммуникация –это процесс обмена информацией.Используя ипередавая эту информацию, а, также получая обратные сигналы, менеджер организует, руководит и мотивирует подчиненных.

В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта другому. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и организации в целом. В первом случае коммуникация носит межличностный характер и осуществляется путем передачи идей, фактов, мнений, ощущений или восприятий, чувств и отношений от одного лица другому в устной или какой-либо другой форме (письменно, жесты, поза, тон голоса, время передачи, недосказанность и т. п.) с целью получения в ответ желаемой реакции.

Коммуникативная составляющая предполагает:

· наличие, как минимум, двух участников обмена сведениями и знаниями;

· взаимное или одностороннее доминирующее психическое воздействие партнера;

· обладание партнерами единой системой кодирования информации.

Отсюда следует, что коммуникация включает в себяинформацию ( то, что передается ) и процесс передачи информации ( то, как это передается ).

Управление организацией не может происходить в изолированной среде. Тем или иным образом менеджер в процессе своей деятельности зависит от многих факторов. В первую очередь основой его деятельности выступает персонал. Для того чтобы направить его деятельность для осуществления определенных целей и задач, менеджеру необходимо объяснить то, что необходимо предпринять, и то, как это можно сделать.

В современном менеджменте и психологии управления предметом всех типов коммуникаций является человек, процесс его взаимодействия с другими индивидами. Отсюда коммуникации представляют собой любой обмен информацией независимо от того, приводит он к взаимопониманию или нет.

Поэтому в теории управления выделяют три аспекта понятия «коммуникация»:

1. коммуникации как специфическая функция управления, элемент управленческой деятельности;

2. коммуникации как общий процесс, который охватывает все уровни организации;

3. коммуникации как непосредственное взаимодействие руководителя с подчиненными.

2. Процесс коммуникации

В настоящее время в процессе обмена информацией выделяют четыре базовых элемента:

- отправитель — лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее;

- сообщение — собственно информация, закодированная с помощью символов;

- канал, как средство передачи информации;

- получатель — лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача — составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Этот процесс является наиболее сложным, так как каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен.

Указанные взаимосвязанные этапы таковы:

1) зарождение идеи;

2) кодирование и выбор канала;

3) передача;

4) декодирование.

 

Зарожде   Кодирова   Переда   Декодирова   Обрат
ние идеи   ние и выбор   ча   ние   ная связь
    канала            

Рис. 1. Модель процесса обмена информацией

 

Зарождение идеи.

Обмен информацией начинается с формирования идеи или отбора информации. Отправитель информации принимает решение о том, какую идею следует сделать предметом обмена. Необходимо отметить, что идея еще не преобразована в слова или не приобрела другой такой формы, в которой она послужит обмену информацией. Отправитель решил только какую идею сделать предметом обмена информацией.

Кодирование и выбор канала.

До того как передать идею, отправитель должен с помощью символов произвести процесс ее кодирования. Именно в процессе кодирования идея приобретает форму сообщения.

После того как сообщение закодировано, необходимо выбрать канал, совместимый с типом символов, использованных для кодирования. На сегодняшний день наибольшее распространение получили такие каналы, как передача информации с помощью речи, письменных материалов, а также электронных средств связи, включая компьютерные сети, электронную почту, видеоленты и видеоконференции.

При выборе канала необязательно ограничиваться только одним коммуникационным каналом, зачастую максимальный эффект достигается при использовании двух или большего числа средств коммуникаций в сочетании.

Передача.

На третьем этапе отправитель использует канал для доставки сообщения (закодированной идеи или совокупности идей) получателю. Речь идет о физической передаче сообщения, которую многие люди по ошибке и принимают за сам процесс коммуникаций. В то же время

передача является лишь одним из важнейших этапов, через которые необходимо пройти, чтобы донести идею до другого лица.

Декодирование.

После передачи сообщения отправителем получатель декодирует его. Декодирование — это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея.

На этом этапе можно проследить результативность процесса кодирования.

Коммуникация представляет собой замкнутый процесс, в котором можно при наличии определенных навыков отследить степень его эффективности.

 

3. Связи с общественностью как часть управления

Структуры паблик рилейшенз (PR) можно рассматривать как часть управления коммуникациями между организацией и обществом. В настоящее время PR охватывает всю совокупность задач организации, которые оказывают воздействие на формирование позитивного общественного мнения о ее деятельности и на взаимоотношения организации с общественностью. В системе менеджмента PR выступает как субъект общественных отношений, продуцирующий, перерабатывающий, тиражирующий и распространяющий информацию (знания, нормы, ценности), которая необходима для достижения целей управления. В общем понимании PR можно определить как управление коммуникациями между организацией и общественностью.

Согласно американскому подходу в рамках деятельности организации сложились четыре модели PR, в которых поэтапно просматривается его эволюция от информирования до эффективного управления информацией:

- пресс-агенство;

- информация общественности;

- двусторонняя ассиметричная модель;

- симметричная модель.

Необходимо отметить, что все рассмотренные модели PR представляют собой этапы развития практики PR, применяемые в каждой организации. Основное их различие состоит в разнонаправленности коммуникативных потоков (от организации к общественности и наоборот) и сбалансированности учитываемых интересов. Поэтому представляется необходимым изучение всех четырех моделей PR.

Итак, рассмотрим более подробно эти модели:

1) в деятельности пресс-агентства коммуникации направлены от организации к общественности, целью которых является общее информирование, пропаганда деятельности организации. Особенностью является стремление иметь свободное пространство в средствах массовой информации для своих клиентов и воспользоваться им всеми средствами. Специалисты, работающие по такой модели, нацелены на получение немедленного результата и в меньшей степени на создание устойчивой во времени репутации. В настоящее время большинство отечественных и зарубежных служб PR в таких сферах, как спорт, шоу-бизнес, производство и продвижение товаров (услуг), функционируют по этой модели;

2) ключевыми понятиями в модели «информация общественности» являются «взаимопонимание», «доверие», «доброжелательность». Демонстрация открытости путем представления полной и достоверной информации — философия специалистов и служб PR, функционирующих по этой модели. Специалисты этой информационной модели действуют по двум направлениям: раскрытия всех положительных сфер деятельности организации и позиционирование этого имиджа в сознании общественности.

Недостаток модели состоит в том, что до настоящего времени не разработаны механизмы и рекомендации менеджменту организации по проблеме формирования положительного общественного мнения об организации, а также научно обоснованные показатели измерения (или оценки) этого мнения. Эффективность PR определяется количеством позитивных отзывов в прессе, однако появление информации в СМИ не означает ее прочтение целевой аудиторией (не обязательно оказывает на нее влияние). В данной модели коммуникаций субъектом является организация, интересы которой наиболее значимы, чем предпочтения общества, — объект воздействия. Следствие этого — нарушение адаптации организации к своей социальной среде, которая воспринимается неадекватно сложившейся ситуации. Несмотря на то что такая схема может привести только к кратковременному эффекту, сегодня это наиболее распространенная модель в правительственных структурах, общественных и политических организациях;

3) в ассиметричной модели интересы организации превалируют над интересами общественности, которые служба PR всеми методами и способами видоизменяет. Характерной чертой модели является односторонность, отсутствие обратной связи, т. е. диалога между организацией и обществом. Однако применение социальных и психологических теорий к исследованию целевых групп общественности, способных повлиять на деятельность организации и отбор, воздействующий на разных уровнях информации, делают модель двусторонней. Этой моделью пользуются до 20 % существующих в мире организаций, причем наибольший эффект модели проявляется в коммерческих организациях с высоким уровнем конкуренции;

4) симметричная модель основывается на полученной в результате коммуникации точке зрения общественности деятельности организации. Это модель, в основу которой заложены следующие принципы: взаимопонимания, взаимоизменения, взаимоприспособления. Специалисты PR на практике изучают не установки и изменение поведения общественности, а степень понимания ею информации о субъекте (организации) и его действия. Степень достижения понимания — это показатель эффективности PR-программ, ориентированных на долгосрочный эффект. Эффективное взаимодействие становится результатом понимания организацией интересов и потребностей общественности.

Практиками в области менеджмента и связей с общественностью доказывается приоритетность четвертой модели PR, так как из четырех существующих только она отражает сущность, социальный статус и общественную значимость PR в современном мире. Двусторонняя симметричная модель дает основания для того, чтобы совместить в практической деятельности PR этичность и эффективность на основе принципов диалога.

Контрольные вопросы:

1. В чем состоит сущность коммуникаций в менеджменте?

2. Какие стороны проявления имеет общение?

3. Почему неформальные коммуникации столь важны для руководителей и организаций?

4. Какие преграды существуют в организационных коммуникациях?

 

Интерактивное упражнение

Задание 1. Каждому из приведенных ниже терминов и понятий, отмеченных цифрами, найдите соответствующее положение, обозначенное буквой.

№ п/п Термин Обозначение Определение
  Общение А Коммуникация, способствующая достижению целей участников общения
  Канал Б Процесс обмена информацией в организации
  Коммуникация В Средства, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю
  Эффективная коммуникация Г Система общих ценностей и правил этики, соблюдение которых организация требует от своих сотрудников
  Коммуникационный процесс Д Процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий обмен информацией
  Коммуникационная сеть Е Обмен информацией между двумя и более людьми
  Этические нормы Ж Соединение определенным образом участников процесса с помощью информационных потоков
  Обратная связь   З Источник, сообщение, канал, получатель, обратная связь
  Элементы коммуникации И Реакция получателя на сообщение источника

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: