Жизненный и творческий путь Калинникова В.С.




План

1.Жизненный и творческий путь Жуковского В.А.

2.Жизненный и творческий путь Калинникова В.С.

3.Анализ литературного текста хора

4.Музыкально – теоретический анализ

5.Вокально – хоровой анализ и определение вокально-хоровых трудностей

6.Исполнительский анализ и дирижерские трудности

7.Библиография

 

 

1. Жизненный и творческий путь Жуковского В.А.

Жуковский Василий Андреевич (29 января (9 февраля) 1783 – 12 (24) апреля 1852)Поэт, переводчик. Один из основоположников романтизма в русской литературе. Родился в селе Мишенском Тульской губернии. Является внебрачным сыном помещика Бунина Афанасия Ивановича и крепостной шестнадцатилетней турчанки Сальхи. Получил фамилию и отчество после усыновления крёстным – бедным белорусским дворянином Андреем Григорьевичем Жуковским. Однако воспитывался и получил первое образование в семье Буниных, вместе с законными детьми. Отец не дал Василию право на дворянство, и, чтобы обеспечить мальчику соответствующий статус, а также дать образование в частном пансионе, его фиктивно зачислили в гусарский полк, где ребенок получил чин прапорщика и личное дворянство.
Уже в Московском университетском благородном пансионе 14-летний Жуковский стал председателем юношеского литературного общества «Собрание». В 1802 году Василий Андреевич знакомится с Карамзиным и увлекается сентиментализмом. В подражание историческим повестям старшего кумира поэт пишет повесть «Вадим Новгородский» (1803 год), еще раньше выходит его «Сельское кладбище» (первая редакция элегии относится к 1802 году) — вольный перевод элегии английского поэта Томаса Грея.Произведения Жуковского публикуются в журнале «Вестник Европы», где поэт работал с 1805 года, а в 1808-м стал его редактором. В этом же году поэт впервые обращается к сюжету бюргеровской «Леноры». Именно появление вольного перевода этой немецкой баллады, озаглавленной «Людмила», считается моментом рождения русского романтизма. Позже к истории похищения девушки мертвым женихом Жуковский вернется дважды — в знаменитой «Светлане» и в более точном переводе баллады Готфрида Бюргера, опубликованном под авторским названием.
Еще одно каноническое произведение Жуковский написал в год взятия французами Москвы. Находясь в ополчении и ожидая битвы под Тарутиным, поэт создал «Певца во стане русских воинов...» — стихотворение, которое, по свидетельствам современников, все знали наизусть.
В 1815 году в русской литературной жизни появляется общество «Арзамас», объединившее сторонников нового, карамзинского направления и созданное в противовес литературным ретроградам — членам общества «Беседа любителей русского слова».Среди «Арзамасцев» были политические деятели (Блудов, Уваров), будущие декабристы (Орлов, Тургенев). Жуковский В.А. являлся его председателем.
В 1817 году в жизни Жуковского происходит еще один важный поворот. Поэт становится учителем русского языка и словесности великой княгини Александры Федоровны, будущей императрицы.В это время были опубликованы его баллады «Вадим», «Лесной царь», «Рыцарь Тогенбург» и многие другие.

В 1825 году Василий Жуковский назначен воспитателем будущего императора Александра II.Со своим воспитанником поэт объездил всю Россию, часть Сибири и Западную Европу. Биографы поэта считают, что именно он сыграл наибольшую роль в формировании взглядов царя-освободителя.

Один из ближайших друзей А.С. Пушкина, которого знал еще ребенком.Имея весомое влияние при дворе, Жуковский В.А. пытался помочь опальным поэтам своего времени. Именно он помог выкупить из крепостных Тараса Шевченко, не раз просил за Пушкина и пытался смягчить участь декабристов.

После того как наследник престола достиг совершеннолетия, поэт вышел в отставку и в том же году, в возрасте пятидесяти восьми лет, обвенчался с 19-летней Елизаветой Рейтерн, дочери живописца Евграфа Романовича Рейтерна. Имел сына Павла – живописца; и дочь Александру, фрейлину, замужем за Верманом.Последние 12 лет жизни Жуковский провел в Германии в кругу жены и детей.

Умер Василий Жуковский 24 апреля 1852 года в Баден-Бадене. Его тело было перевезено в Россию и погребено в Петербурге в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.

Поэтическое наследие Жуковского В.А., а так же его переводы много раз становились основой для вокальных произведений русских композиторов. "Боже царя храни. " (Молитва русского народа) Музыка Львова А.Ф. – официальный Гимн Российской Империи с 1833 по 1917 год.

М. И. Глинка - "Ночной смотр" - Романс (на стихи Жуковского)

М. И. Глинка, "Дубрава шумит" (на стихи В. А. Жуковского)

М. И. Глинка, "Победитель" ("Сто красавиц светлооких... "), на стихи В. А. Жуковского

М. И. Глинка, "Бедный певец" (на стихи В. А. Жуковского)

М. И. Глинка "Утешение". Слова В. Жуковского

А. Смирнов (на стихи В. А. Жуковского) - "Когда я был любим...Даргомыжский А.С. – романс «Счастлив, кто от хлада лет» (вольный перевод стихотворения И.В.Гете)
ЧайковскийП.И. включил в оперу "Пиковая дама" романс на слова Жуковского "Уж вечер" (Дуэт Лизы и Полины)

 

Кроме того, в России получилабольшую известность баллада Шуберта «Лесной царь» на стихи Гете в переводе Жуковского В.А.


Жизненный и творческий путь Калинникова В.С.

Калинников Виктор Сергеевич (1870-1927) – русский советский хоровой композитор, дирижер, общественный деятель. Профессор Московской консерватории, преподавал так же в Московском филармоническом училище, Синодальном училище (теория музыки, гобой, сольфеджио). Руководил хорами, преподавал пение в школах. Выдающийся деятель русской музыкальной культуры.
Родился В. Калинников в селе Воин Орловской губернии. Он был третьим сыном мелкого чиновника Сергея Федоровича Калинникова. Бедную семью Калиниковых характеризовало упорное стремление к образованию, высокой культуре, особенно к музыкальному искусству. Отец в прошлом хоровой организатор и дирижер. Большое влияние на музыкальное развитие Виктора Калинникова оказал его старший брат - Василий Калинников, тоже композитор. В 1887г. брат подготовил Виктора в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества. Блестящие способности, абсолютный слух, огромная работоспособность позволили Калинникову отлично, с серебряной медалью, закончить два отделения училища (гобой и теоретико-композиторское отделении) в 1896 году и успешно работать по обеим специальностям. Композитор остается в училище преподавателем по классу гобоя, контрапункта, фуги и энциклопедии (теории музыки). Параллельно, 1897-1923годах, он работает в Московском синодальном училище: ведет там теорию музыки и хоровое пение. Однако поле деятельности композитора не ограничивается преподаванием. С 1894- 1911 годов В. Калинников руководит хоровым пением в начальных училищах Москвы, с 1907-1909 годов управляет оркестром студентов Высшего технического училища, принимает активное участие в работе музыкально-этнографической комиссии при Московском университете, составляя и редактируя различные сборники народных песен и дирижируя хором в концертах, организуемых этой комиссией. С 1898 по 1903 год Виктор Сергеевич работает в Московском художественном театре. Последние пять лет жизни (1922-1927) КалинниковВ.С. – профессор теории музыки в Московской консерватории.

Сохранилась статья Калиникова «О хоровом пении», помещенная им в «Вестнике искусств» за 1922 год (№2). В статье автор агитирует за развитие хоровой самодеятельности в стране, указывая на облагораживающее влияние работы в ансамбле, а хоровое пение считает наиболее демократическим видом исполнительства, так как оно пользуется всенародной любовью («русский народ – народ-певец», - говорит композитор).

Обширная педагогическая и дирижерская деятельность отнимала у Виктора Сергеевича большую часть времени. Видимо, в связи с этим его композиторское наследие невелико. Это:
-15 смешанных хоров a’capella на стихи разных авторов;
-два сборника детских песен для голоса и фортепиано;
-переложения некоторых романсов русских авторов для хора:"Рыцарский романс" Глинки; "Море", "Спящая княжна", "Песня темного леса" Бородина; "Менестрель" Аренского; "Ты взойди, солнце красное" Мусоргского; а также революционных песен "Марсельеза" и "Интернационал";
-обработки русских народных песен для 2-х и 4-хголосных смешанных хоров a’capella, такие как «Ты взойди, солнце красное», «У ворот батюшкиных», «Заиграй моя волынка», «Эй, ухнем», «Вниз по матушке по Волге»;
-духовные произведения, включающие практически все песнопения Литургии и некоторые песнопения Всенощного Бдения.

В рамках своей аннотации более подробно хочу остановиться на обработках народных песен. Они по своему звучанию скромны, «этнографичны», т.к не видоизменяют фольклорный материал. Калинников В.С. широко использует в них «двухголосное четырехголосье» - дублирование партий сопрано и альта тенором и басом. В своих обработках он сознательно стремится к простоте музыкального языка, ориентируясь в основном на возможности любительских, а не профессиональных хоров.

Хоры В. Калинникова очень разнообразны. Но, в сущности, все они по своему содержанию являются «эмоционально окрашенными пейзажами». Таковы мягкие сумерки «Элегии», мрачный и дикий ландшафт «Кондора», приветливое летнее утро в хоре «Звезды меркнут», написанный в эпических тонах «Лес».Задушевность, глубокая реалистичность, элегичность, очень чуткое восприятие текста - основные черты творчества Калинникова В.С. В его хорах соблюдается тесная связь музыки и слова. В. Калинников тщательно выбирает тексты, использует лучшие образцы классиков. Список авторов, на стихи которых писал композитор очень разнообразный: ПушкинА.С, Бунин, Баратынский, Жуковский, Никитин, Скиталец, Кольцов, Соколов, Федоров А., Толстой А.
Хоры автора в основном не большие по объему. Исключения – «Лес», «Утром зорька» на стихи Кольцова. Иногда встречаются элементы звукоизобразительности, в таких хорах как «Осень», «Спесь», «Кондор» и других.

Мелодика близка городской, иногда крестьянской песне. В музыкальном стиле автора явно прослеживаются две основные тенденции. Одна из них идет от Чайковского П.И. «Поющая гармония» этих произведений и интенсивная мелодизация голосов делают фактуру близкой к полифонической. Это, например, andanteconmotoхора «Нам звезды кроткие сияли».
Другая традиция идет от композиторов «Могучей кучки». Мелодии этих хоров базируются на интонациях русской крестьянской песни. Образы представляют собой картины народного быта или эпические сюжеты. В мелодии можно встретить речевые интонации. В плане гармонии это ладовые модуляции, взаимопроникновение мажора и минора, обширные органные пункты на разных ступенях лада с характерными переливами на их фоне мажора и минора. Например, такие хоры, как «Лес», «Спесь», «Утром зорька», «Ой честь ли то смолоду».

 

3 Анализ литературного текста хора.
Стихотворение «Жаворонок», датируемое 1951 годом, относится к поздней лирике ЖуковскогоВ.А. Оно входит в цикл детских произведений, написанных для маленькой дочери поэта. В этом пласте творчества Василия Андреевича отразились элементы русского фольклора, но идея анализируемого стиха выглядит сложнее.

Тема произведения – приход весны. Автор показывает пробуждение природы, утверждает божественное происхождение мира. Тематическо-идейное звучание раскрывается посредством образа жаворонка.

В начале произведения автор создает лаконичный весенний пейзаж: лес, освещенный солнечными лучами и тонкий белый пар в долине. Небо также сменило цветовую гамму, стало лазурным. На этом прекрасном фоне появляется жаворонок, маленькая птичка, которая в русской культуре символизирует приход весны, пробуждение природы. Автор выделяет жаворонка на общей панораме природы, говоря, что тот «сверкает на солнце».

Жаворонок поет о приходе весны, о свободе и воздушности, которые ему дарит вышина. С высоты птичка может видеть «весь божий мир». Он прославляет Бога.Автор в этой птичьей песне предает и человеческое отношение к высшим силам. Всемогущая сила Творца вечная, она не зависит от человека, но дарует ему радость. Таким образом, в детском стихотворении поднимается «взрослая» проблема Бога и человека, мировой гармонии.

Последние строки передают восторг, переполняющий маленького певца, а вместе с ним и автора стихотворения. Завершающее четверостишиенаписан от первого лица, а именно от жаворонка. Но воспринимая стихотворение целостно, можно заметить, что речь в последних строках принадлежит и лирическому герою.


На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.

Здесь так легко мне, так радушно,
Так беспредельно, так воздушно;
Весь Божий мир здесь вижу я.
И славит Бога песнь моя.

 

Главное художественное средство стихотворения «Жаворонок» – метафора, с помощью которой птичка очеловечивается, символический образ усложняется. Так как произведение детское, оно простое, не отличается изобилием и сложностью художественных средств. Среди них традиционные метафоры («весна пришла», «славит бога песнь»), эпитеты («весна молодая», «божий мир»). Особую роль в тексте произведения играют лексемы обозначающие цвета и звуки, которые передают весеннее настроение.

Интонационный рисунок произведения плавный, спокойный, дополняет весеннюю атмосферу. Автор позволяет себе добавить восклицательное предложение, чтобы выразить восторг от радостных перемен в природе.

Произведение состоит из трех четверостиший с перекрестной рифмой. Композиция соответствует содержанию. Первая строфа отображает пейзаж, где автор «знакомит» с жаворонком, вторая и третья передают песню маленькой птички. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Особенности ритма помогают воспроизвести веселую весеннюю трель жаворонка. Незамысловатое строение характерно для детской поэзии.

Несмотря на то, что стихотворение «Жаворонок» – детское произведение, по глубине мысли и характеру идейного звучания его можно отнести к «взрослой» пейзажной лирике с элементами философской поэзии.

Композитор бережно отнесся к литературному первоисточнику, тем не менее, есть некоторые замены в тексте, произведенные, вполне возможно, не самим композитором Виктором Калинниковым, а редактором при издании нот в эпоху советской цензуры.
Кроме того, за счет полифонического склада хора, начало каждой строки звучит как бы дважды или трижды. (см сравнительную таблицу)

Литературный текст Текст хоровой миниатюры
На солнце темный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий. Он голосисто с вышины Поет, на солнышке сверкая: Весна пришла к нам молодая, Я здесь пою приход весны. Здесь так легко мне, так радушно, Так беспредельно, так воздушно; Весь Божий мир здесь вижу я. И славит Бога песнь моя.   На сол--На солнце темный лес зардел, На солнце темный лес зардел, В долине пар белеет тон-- В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел В лазури жаворонок звон-- В лазури жаворонок звонкий. Он голосисто с вышины Он голосисто с вышины Поет, на солнышке сверка-- Поет, на солнышке сверкая: Весна пришла к нам дорогая, Я здесь пою приход весны. Здесь так -- Здесь так легко-- Здесь так легко мне, так радуш--, так радушно, Так беспредель--, Так беспредельно так воздушно; Весь светлый мир здесь вижу я. И славит солнце песнь моя.  


Таким образом, в связи с изменением текста 3 четверостишия смысловой акцент с религиозно-философского смещен на созерцательно-пейзажный.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: