Прочитать материал. Законспектировать хронологическую таблицу.
Ответить на вопросы. Выполнить домашнее задание. Конспект и ответы на вопросы присылаются до 16:00. Домашнее задание за день до следующей пары.
Тема: Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя. «Севастопольские рассказы».
Цель: вызвать интерес к жизни и личности Л.Н. Толстого.
Жизненный и творческий Л.Н. Толстого.
1828 год, 28 августа – Родился Л. Н. Толстой в имении Ясная Поляна Крапивинского уезда Тульской губернии в дворянской семье.
1837, январь – отъезд семейства Толстых в Москву.
1841–Переезд к последней сестре отца Пелагее Ильиничне в Казань.
1844 – восточный факультет Казанского университета.
1845 – перевод на юридический факультет Казанского университета.
1850 – служба в канцелярии Тульского губернского правления.
1851 – вместе с братом Николаем отправляется на Кавказ, где шла война с горцами.
1852 – повесть “Детство”.
1852-1863 – повесть “Казаки”.
1854 – перевод в Дунайскую армию. Произведен в прапорщики.
1854 – повесть “Отрочество”.
1854-1855 – участие в обороне Севастополя;
“Севастопольские рассказы” опубликованы в “Современнике”.
1856 – повесть “Утро помещика”.
1857 – повесть “Юность”.
1857 – заграничное путешествие по Франции, Швейцарии, Италии, Германии;
Рассказы “Альберт”, “Люцерн”, “Три смерти”.
1859-1862 – увлечение педагогической деятельностью;
Открытие в Ясной Поляне и ее окрестностях школ для крестьянских детей.
1862 – женитьба на Софье Андреевне Берс.
1863-1869 – роман-эпопея “Война и мир”.
1870-1877 – роман “Анна Каренина”.
1879-1882 – “Исповедь”;
Перелом в мировоззрении Л. Н. Толстого;
Переход на позиции патриархального крестьянства.
|
1880-1881 – религиозно-философские сочинения, подвергающие критике принципы учения официальной церкви: “В чем моя вера?”, “Царство Божие внутри нас”, “Соединение и перевод четырех Евангелий”.
1884-1886 – повесть “Смерть Ивана Ильича”.
1886 – драма “Власть тьмы”.
1887-1889 – повесть “Крейцерова соната”.
1889-1899 – роман “Воскресение”.
1896-1905 – повесть “Хаджи – Мурат”.
1900 – комедия “Плоды просвещения”;
Драма “Живой труп”.
1900-1910 – публицистические статьи Толстого.
1903 – рассказ “После бала”.
1910 – уход из Ясной Поляны.
1910, 7 ноября – смерть Л. Н Толстого. Похоронен в Ясной Поляне.
1. Духовные искания Толстого.
Своими художественными и публицистическими произведениями Лев Толстой известен по всему миру. Одной из сторон его творческого наследия было богоискательство. Писатель много размышлял и осмысливал темы религии. Итогом стала публикация некоторых его работ, в которых рассматривались вопросы веры. На протяжении всей жизни отношение его к религии оставалось сложным. Противоречивые философско-религиозные искания нередко были для него трудными и мучительными. В результате он отошел от православия, выступив в публицистических трудах с критикой догматического учения церкви. Официальная Церковь не признала правильность суждений писателя и наказала его отлучением.
Новое учение писателя – «толстовство». В последующие годы размышления о богоискательстве приводят Л. Толстого к основанию им совершенно новой религии, практической, в которой не должно быть разных таинств и догматов и которая должна быть, по его мнению, наиболее полно приближена к потребностям людей в земной жизни, будет давать «блаженство на земле», а не после смерти.
От христианства писатель постепенно уходил; его раздражала внешняя обрядовость, уводившая, по его мнению, от главного – поиска смысла жизни. Л. Толстой считал, что верующим людям не нужны церковные службы, что человек может иметь прямое общение с Богом. Лев Николаевич перестал соблюдать пост и высказывался о духовенстве всё более недоброжелательно.
|
Конец 1880- х и 1890 е годы ознаменовали выход в свет работ Льва Толстого, в которых нашли свое воплощение мысли писателя: «В чем моя вера», «Исповедь», «Царство божие внутри вас». Лев Николаевич постепенно превращался в духовного учителя. Его новое учение получило название – «толстовство» и начало повсюду распространяться.
Община толстовцев-духоборов, под влиянием призывов писателя не прибегать к насилию – отказалась выполнять воинский долг. Получив гонорар за роман «Воскресение», Толстой на эти средства оказывал духоборам помощь с переселением их в Канаду.
Официальная Церковь не могла простить «заблудшему» графу то, как он в романе саркастически изобразил сцену главного таинства христианства — причастия. Поэтому в феврале 1901 года Святейший Синод выпустил Определение, что:
«Церковь не считает графа своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею».
Севастопольские рассказы»
«Севастопольские рассказы» Льва Николаевича Толстого — это цикл из трех частей, в которых автор повествует об обороне Севастополя. Автор лично несколько раз заезжал в осажденный город, а потому использует повествование от первого лица. Кроме того, что Толстой использовал документальные источники, также он опирался на личные воспоминания и ощущения, что придало произведению особую атмосферу правдоподобности.
|
Рассказы разделяются на три части:
- "Севастополь в августе 1855г."
- "Севастополь в декабре месяце"
- “Севастополь в мае"
В первой части многие события обороны Севастополя видятся глазами поручика Козельцова и его младшего брата Володи, оба в конце первой части погибают.
Во второй части манеры изложения меняется. Рассказчик, alter ego автора, выдвигается на первый план и становится деятельным участником описываемых событий.
Тщательно выписывается реально-бытовая деталь (традиция очерковой прозы 40-х гг.)
В третьей части действует вымыленное лицо - штабс-капитан Михайлов. Как и в первой части, автор переходит от документально-очерковой манеры повествования и инсценировкам, диалогам и иным приемам сюжетной художественной прозы.
Ответить на вопросы:
1. Какие произведения Л.Н. Толстого вам запомнились больше всего и почему?
2. Рассказать об учении Толстого.
3. Каким образом оно (учение) получило свое распространение?
Домашнее задание:
Прочитать «Севастопольские рассказы», письменно проанализировать один из рассказов.