Когнитивные индикаторы суицидального риска.




Суицидальные намерения – насколько это реально.

Взросление современного подростка происходит в условиях экономической нестабильности, социальной незащищенности, в условиях кризиса семьи. Несмотря на разницу социального положения в обществе, почти все подростки могут быть агрессивными, неуравновешенными, особо чувствительными, иметь трудности в общении с родителями и учителями. Зачастую у них имеются тяжелые переживания, связанные с поиском и признанием себя как личности и индивидуальности, признаки депрессии – все эти особенности поведения могут привести к возникновению суицидальных намерений.

Подростковый возраст относится к факторам повышенного суицидального риска. Суицидальное поведение в подростковом возрасте чаще всего имеет демонстративный характер, в том числе - шантажа. Лишь для 10% подростков характерно истинное желание покончить с собой, в 90% - это крик о помощи. Наблюдая за поведение подростков, беседуя с ними, стоит обратить внимание на определенные индикаторы, которые могут говорить о наличии суицидального риска.

Это особенности сложившейся ситуации, настроения, высказывания детей и подростков, которые также увеличивают степень риска суицидального поведения.

Ситуационные индикаторы суицидального риска, связанные со сложившимися обстоятельствами: 1) смерть любимого или близкого человека; 2) развод родителей; 3) потеря значимого статуса в коллективе;

4) вынужденная смена места жительства или учёбы; 5) вынужденная социальная изоляция, особенно от семьи или друзей (эмиграция, вынужденное переселение, тюремное заключение); 6) сексуальное насилие;

7) нежелательная беременность; 8) «потеря лица» — у подростков (позор, унижение).

Вопросы для беседы с подростком: Какие события недавнего прошлого или происходящие в настоящее время в жизни способствуют формированию суицидального намеренния? Как давно произошли эти события? Что он пред­принимал, чтобы справиться с ситуацией? Для специалиста ведущего беседу крайне важно не оценивать текущие события в жизни клиента с точки зрения своей системы ценностей. Необходимо понять, что они значат для него.

Поведение подростка, связанное с риском суицида: 1) злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем; 2) уход из дома и т.п. 3) самоизоляция от других людей и жизни; 4) резкое снижение повседневной активности; 5) изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью; 6) предпочтение тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами; 7) частое прослушивание траурной или печальной музыки; 8) «приведение дел в порядок» (оформление завещания, урегулирование конфликтов, письма к родственникам и друзьям, раздаривание личных вещей).

Вопросы для прояснения ситуации: Как изменилось поведение ребенка в последнее время (временной диапазон достаточно широк: от года до нескольких дней)?

Информацию о поведенческих индикаторах чаще можно получить от близких людей подростка, нежели от него самого.

К коммуникативным сигналам суицидального риска относят прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» — прямое сообщение, «Скоро все это закончится» — косвенное). Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни также относятся к косвенным сообщениям. Должны насторожить словесные заявления подростка: «ненавижу жизнь», «всем будет лучше без меня», «мне нечего ждать от жизни», «они пожалеют о том, что они мне сделали», «не могу этого вынести», «я стал обузой для всех», «я покончу с собой», «никому я не нужен», «это выше моих сил».

Когнитивные индикаторы суицидального риска.

1. Разрешающие установки к суицидальному поведению.

2. Так называемая негативная триада, характерная при депрессивных состояниях: негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего. Собственная личность предстает как ничтожная, не имеющая права жить, расценивается как место потерь и разочарований; будущее мыслится как бесперспективное, безнадежное.

3. «Туннельное видение» — неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида.

4. Наличие суицидальных мыслей, намерений, планов. Степень суицидального риска прямо связана с тем, имеются ли у человека только неопределенные редкие мысли о самоубийстве («хорошо бы заснуть и не проснуться») или они постоянны, когда оформилось намерение совершить самоубийство («я сделаю это, другого выхода нет»), появился конкретный план, который включает в себя решение о методе самоубийства, средствах, времени и месте. Чем более обстоятельно разработан суицидальный план, тем выше вероятность его реализации!

Вопросы к подростку: Может ли ситуация измениться к лучшему? Есть ли какой-нибудь выход из сложившегося положения? Думает ли собеседник о самоубийстве? Как часто ему приходят в голову такие мысли? Как он оценивает подобные поступки? У него есть конкретный план? Решил ли он, когда это сделает? Каким образом собирается уйти из жизни? Есть ли у него средства самоубийства — таблетки, оружие и т. п.; знает ли он, где это приобрести? Что могло бы изменить его намерения? Что можно сделать (что должно произойти), чтобы его намерения изменились?

Импульсивность как характерологическая черта играет важную роль в суицидальном поведении, особенно у подростков. Ранее мы уже касались этого признака, говоря о чертах личности деликвентных подростков. Импульсивный подросток может в течение нескольких минут перейти от мысли о самоубийстве к суицидальным действиям. Поэтому, когда мы имеем дело с подростком, важно помнить, что отсутствие суицидального плана в настоящее время ничего не говорит о степени суицидального риска. Подросток с любыми признаками суицидальной активности должен находиться под постоянным наблюдением взрослых, разумеется, это наблю­дение должно быть неназойливым и тактичным. Другими словами, его нельзя предоставлять самому себе.

Существенное значение имеет доступность средств суицида (фармакологические препараты всегда под рукой или их еще нужно приобрести и т. п.). Степень летальности средств суицида не имеет определяющего значения в оценке степени риска суицидального поведения. Если суицидент воспользовался неэффективными средствами, попытка все же совершена, при этом вероятность суицидального поведения в будущем возрастает.

Подростки, в отличие от здоровых взрослых, чаше используют жестокие средства суицида, такие, как прыжки с высоты — в данном случае нет необходимости специально готовиться к суицидальному акту.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: