Падежи.
Именительный (кто? что?) – есть.
Родительный (кого? чего?) – родить.
Дательный (кому? чему?) – дать.
Винительный (кого? чего?) – винить.
Творительный (кем? чем?) – творить.
Предложный (о ком? о чём?) – думать.
склонение | род | В и.п;ед.ч. |
1-е | мужской, женский | -а,-я |
2-е | мужской, средний | согласный с –о,-е |
3-е | женский | согласный с ь |
Относиться к существительным.
Восклицательные
Предложения.
Восклицательный знак нужен, чтобы…
Выделить волненье, тревогу, восхищенье, победу, торжество.
Наречие
- это неизменяемая часть речи, у него нет и не может быть окончания.
Все наречия с корнями… пишутся слитно:
верх | Вверх, сверху, доверху. |
низ | Вниз, донизу, снизу. |
зад | Назад, сзади. |
перёд | Вперёд, впереди. |
высь | Ввысь. |
даль | Вдаль, вдалеке, вдали. |
ширь | Вширь. |
глубь | Вглубь. |
начало | С начало, вначале. |
конец | Наконец, вконец. |
век | Навек. |
прав, лев | («окно + приставка» справа, налево, влево, вправо. |
Исключения: с начало, до конца, во веки веков, на века.
Наречия отвечают на вопросы… и всегда в предложениях являются обстоятельством.
Где? | Как? | Как? | В какой степени? | Когда? | Почему? | Зачем? |
Куда? | Каким образом? | Насколь-ко? | ||||
Откуда? | В какой мере? |
Вдруг,
Вскоре,
Вместе.
(Всегда
никогда)
наречия!
Глагол.
Что делает? – настоящее время, - несовершенный вид.
Что сделать? – будущее время, - совершенный вид.
Время:
прошедшее
по родам
по числам
л | настоящие и будущие по числам по лицам |
нет времени числа лица есть вид спряжения | Неопределённая инфинитив. Что делать? - Что сделать?- | форма глагола – петь, идти, стереч. Спеть, идти, стереч. |
Спряжение.
|
II спряжение – ить – 7 гл – еть – 4 гл на – ать.
I спряжение 2 исключение: брить, стелить и все остальные.
Виды предложений по цели высказывания.
Сообщить спросить приказ или
расказать просьба
повествовательное вопросительное
побудительное
Речевая ситуа.
Кому? (адресату)
О ком? о чём? (тема)
Кто? где? (место)
(адресат)
когда (время)
Почем? (причина)
Зачем? (цель)
Жи, ши.Ча, ща. Чу, щу.
(Ж. Ш.)-и!
(Щ.Ч.)-а!
(Ч. Щ.)-у!
Художественные приёмы (трофы).
Трофы – это употребления слов и словосочетаний в переносных значениях с целью достижения с особой изобразительности.
1. Олицетворение – это перенос качеств и свойств одушевлённых объектов на неодушевлённые или абстрактные понятия. («Свет наш солнышко! Ты ходишь круглый год по небу…»)
Пришла любовь, воет ветер.
2. Метафора – перенос названия одного предмета на другой по сходству признаков. («Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!»)
А) форма (золотые свечи) о ёлках).
Б) цвет (золотая рожь).
В) действие (барабанил дождь по крыше).
3. Эпитет – это художественное определение обладающее переносным смыслом, направленный на изобразительный приём на показ его существенных признаков (главных)
Не эпитет – цвет, размер, время, место положения и т.д.
|
Чёрные мысли, добрые слова.
Постоянные эпитеты такие какие всегда используются с одним и тем же словом чаще в фольклоре.
Красная девица, добрый молодец, лютый зверь, буйная головушка.
4.Непонимания – перенос значений названий предмета на другой по сложности.
а) По материалу (янтарь в устах его дымилась трубка)
Б) по свойству (человек – радость моя, любовь моя)
в) производитель действия (читая Пушкина, слушая Рыбака)
г) содержание предмета, содержащего его (выпил чайник, съел тарелочку)
д) время (учиться до седых волос (до старости) (привет, век!);
е) человек и одежда (на улице шли блузы, гимнастерки и платья);
ж) с населенного пункта на жителей (село спало, город вышел на демонстрацию);
з) с организацией мероприятия на его сотрудников, участников (завод принял решение);
5. Синекдоха – обозначение целого через его часть (пункт), употребления единственного числа вместо множественного: "И слышно было до рассвет, как ликовал француз" (М. Ю. Лермонтов).
6. Аллегория – иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. (Говорить аллегориями (неясно, с малопонятными намеками на что-нибудь). («Аль товар не по купцам?»)
7. Перифра́з — косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания (например, «ночное светило» = «луна»).
8. Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
9. Гипербола - чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Вводится в ткань произведения для большей выразительности, характерна для фольклора и жанра сатиры.
|
10. Литота — это образное выражение, стилистическая фигура, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого предмета или явления. Литота в этом смысле противоположна гиперболе, поэтому по-другому её называют обратной гиперболой.
11. Иро́ния — Выражение насмешки.
Ирония - употребление слов в отрицательном смысле, прямо противоположном буквальному. Пример: "Ну ты - храбрец", "Умён-умен". здесь положительные высказывания имеют отрицательный подтекст.