Тема: Комедия «Вишневый сад». Пьеса о прошлом, настоящем и будущем России.




Тема: Художественное совершенство рассказов Чехова. Чехов –мастер детали.

Цель: показать какие художественные детали использовал автор в своих произведениях.

Антон Павлович Чехов – величайший юморист. Нам известно множество его рассказов, хоть и маленьких, но удивительно интересных. Каким же образом Чехов добивается такого результата? Попробуем разобраться в этом на примере рассказа “Толстый и тонкий”.

Заголовок, как всегда, очень точный. Уже из него мы узнаем о главных действующих лицах. Но сразу интересная особенность. Автор не Дает героям конкретных имен: данная характеристика (толстый и тонкий) позволяет нам узнать намного больше. В названии заложен смысл произведения. Мы сразу можем представить, что толстый – важный человек, может быть, занимающий высокую должность, а тонкий является мелким чиновником. Тут мы уже видим свойственную Чехову лаконичность. Он сам писал: “Умею коротко говорить о длинных вещах”. Действительно, все коротко, но емко. Добивается он этого с помощью целой системы выразительных средств.

Любое юмористическое произведение Чехова настроено на сиюминутность, на всем известные ситуации, вещи. Но эта сиюминутность выражается не просто в упоминании такой вещи, а в особой точности упоминания, демонстрирующей совершенное ее знание автором и приглашающей читателя это знание разделить. Да, автор уделяет огромную роль читателю. Но вернемся к выразительным средствам.

Действие начинается внезапно: “На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля; один толстый, другой тонкий”. Мы сразу узнаем кто, где и что. Мы видим, что встретились старые знакомые, а по их речи можно понять, что герои были в хороших отношениях. Тонкий запинается от волнения, они дружески приветствуют друг друга. Читаешь и чувствуешь благоприятную атмосферу их встречи. Для показа настроения автор использует восклицательные. предложения. “Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены”, – замечает автор.

Мы не перестаем удивляться мастерству Чехова в умении характеризовать героев. Чехов не описывает внешность, он обращает внимание на главное: “Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни… Тонкий же… был навьючен чемоданами, узлами и картонками”. Чехов использует метафоры (например, лоснились губы), сравнения (например, как спелые вишни), эпитеты и другие художественные средства, а главное, он использует их изящно, с мастерством. Каждое слово, каждая деталь раскрывает образ героев произведения. Но есть вещи, которые описываются Чеховым как бы мимоходом. Их присутствие оправдывается тем, что явление рисуется во всей его целостности. Так, например, читателю не очень важно знать про сына, про жену тонкого, но это необходимо для создания общей картины.

Чехов – один из немногих, кто может так ярко нарисовать литературную картину. Для него слово – орудие, которым он умеет мастерски пользоваться. Какое емкое выражение – “почтительная кислота”! Наверное, невозможно точнее охарактеризовать выражение лица тонкого. Действительно, этого почтения так много, что даже кисло становится, тем более, что оно неискреннее.

Картина смешна до абсурда. Когда “приятели” прощались, тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем. Она смешна, но и печальна. Так в форму рассказа Чехов смог вместить огромное социально-философское и психологическое содержание. Даже то, что у героев рассказа нет имен, говорит о типичности таких людей. Рассказ А. П. Чехова “Толстый и тонкий” актуален и сейчас, ведь чинопочитание, преклонение перед должностью (за которой порой личность человека остается незамеченной) часто встречаются и в наши дни. Но талант Чехова заключается не только в том, что он видит и поднимает в своих произведениях социальные проблемы, но и в том, какими средствами он этого достигает. Читая А. П. Чехова, мы не перестаем восхищаться даром великого мастера слова.

Чехов-мастер детали.

Наверное, всем известно, что Чехов по праву считается мастером короткого рассказа, новеллы-миниатюры. Чехов отточил мастерство рассказчика за долгие годы работы в юмористических журналах, научился в небольшой объем втискивать максимум содержания. Именно на детали делается упор в рассказах Чехова, именно они несут огромную смысловую нагрузку. На нескольких примерах можно рассмотреть, как буквально одна фраза может сказать все о человеке. Достаточно вспомнить маленький юмористический рассказ "Смерть чиновника", главный герой которого многими своими чертами напоминает нам Акакия Акакиевича Башмачкина. Сюжет рассказа в следующем: будучи в театре чиновник Червяков случайно чихнул и обрызгал лысину генерала Бризжалова. Это обстоятельство так поразило Червякова, что он постоянно ходит извиняется перед Бризжаловым. Генерал Бризжалов, человек не злой, сначала благосклонно принимает извинения Червякова, но в конце, доведенный до исступления его назойливостью, выгоняет его вон. Червяков не видит своей назойливости и не понимает, почему Бризжалов так раздражен. Испытывая страх перед генералом, он думает, что его карьере конец, приходит домой и умирает. Последняя фраза дает объяснение всему: "Прийдя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и... помер". В одном предложении дается полная характеристика человека: герой умирает, не сняв вицмундира, эта чиновничья униформа как будто приросла к нему. Страх перед вышестоящим чином убил человека.

После смерти Чехова Л. Н. Толстой сказал: "Достоинство его творчества то, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное". Действительно, предметом исследования Чехова (так же как и Толстого и Достоевского) стал внутренний мир человека. Несмотря на то, что прошло столько времени после смерти классика, его произведения живут до сих пор, представляя интерес для всех нас и предоставляя нам возможность заглянуть в душу человека и увидеть его таким, какой он есть. Поэтому Чехов остается для нас одним из самых бесспорных художественных и моральных авторитетов.

Тема: Комедия «Вишневый сад». Пьеса о прошлом, настоящем и будущем России.

Цель: помочь учащимся понять основные проблемы, поднятые в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад», рассмотреть систему образов; совершенствовать навыки характеристики литературных героев.

помочь обучающимся понять основные проблемы, поднятые в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад».

Пьеса «Вишневый сад» занимает особое место в творчестве А.П. Чехова. До нее мысль о необходимости изменения действительности он пробуждал, показывая враждебность человеку жизненных условий, выделяя те черты своих персонажей, которые обрекли их на положение жертвы.
В «Вишневом саде» действительность выражается в ее историческом развитии. Широко разрабатывается тема смены социальных укладов. Уходят в прошлое дворянские усадьбы с их парками и вишневыми садами. Им на смену идут люди деловые и практичные, они — настоящее России, но не ее будущее. Только молодым поколениям принадлежит право очистить, изменить эту «нескладную, несчастливую жизнь». Отсюда основная идея пьесы: утверждение новой общественной силы, противостоящей не только дворянству, но и буржуазии, призванной перестроить жизнь на началах подлинной человечности и справедливости.
Эта идея раскрывается в ясной группировке основных образов пьесы. Прошлое России представляют поместное дворянство — неразумные владельцы вишневого сада — Гаев и Раневская. Русскую буржуазию представляет купец Лопахин. Аня, дочь Раневской, и студент Трофимов — будущее России.
Вера в будущее России, в неограниченные возможности родного народа, который создаст «новые роскошные сады», — вот авторское отношение к жизни, идейная основа глубокого лиризма пьесы. Заброшенная часовенка, около которой могильные плиты, а за ней «далеко на горизонте неясно обозначается большой город», напоминают об умирании прошлого и рождении будущего, нового.
Ощущение близкой катастрофы владельцев вишневого сада, их унылое, подавленное настроение передает двукратное повторение отдаленного звука лопнувшей струны, «замирающего и печального».
Мечте о будущем противостоит уродливая жизнь людей-«не- дотеп». Причем Чехов сознательно обнажает столкновение мечты и действительности.
Создавая характеры людей, которым присущи типические черты той или иной общественной группы, Чехов избрал наиболее трудный путь. Неизбежность крушения старого становится совершенно очевидной, когда мы видим не худших, а лучших его представителей. По своим личным качествам и Раневская, и Семионов- Пищик, и Гаев — люди скорее хорошие, чем плохие. И все-таки все они «существуют неизвестно для чего», так как их общие, наиболее характерные черты присущи отживающей паразитической жизни. «Хороший она человек. Легкий, простой человек», — говорит о Раневской Лопахин. И действительно, внешне она добра, обаятельна, непосредственна. Когда слышишь ее трогательное обращение к детству, чистоте, саду, то веришь в искренность ее слов. Облик Раневской как-то особенно гармонирует с заколоченным и опустошенным ее домом-усадьбой. Речь Раневской изобилует эмоциональными выражениями, эпитетами и сравнениями. Но эмоциональность часто переходит уже в излишнюю манерность и чувствительность. Эта особенность ее речи не оставляет сомнения в том, что Раневская не способна на действительно глубокое чувство.
На Раневскую похож ее брат Гаев. Перед лицом жизни он слаб и беспомощен. Он не понимает происходящих изменений, умеет говорить только юбилейные речи и этим пустым фразерством создает иллюзию яркой и полезной жизни. И брат, и сестра непрактичные, неспособные к делу, очень любят слова высокие, хорошие и в то же время чувствительные и манерные.
Итак, все органически присущие представителям дворянского мира качества оказываются той причиной, благодаря которой становится естественным процесс его отмирания как класса.
Новую силу, которая пришла на смену дворянству, представляет Лопахин — делец, коммерсант, практик. И опять Чехов сознательно Изображает лучшего, наиболее симпатичного представителя русской буржуазии. Лопахин выгодно отличается от Раневской и Гаева своей энергией, активностью, деловыми качествами. Ему присущи облагораживающие черты раздумья, он чувствует красоту вишневого сада.
Параллельно с этим автор обнажает хищническую антинародную сущность «хитрых зверей» лопахиных, необходимых России на определенном этапе развития.
«Вечный студент», разночинец, сын лекаря, Трофимов представляет демократические силы страны, которые противостоят и паразитизму барства, и разрушительной деятельности новых хозяев жизни. Трофимова отличает горячая вера в торжество справедливой социальной жизни в недалеком будущем. Вот почему этот человек исключительно честен, не скован традициями и предрассудками, лишен меркантильных интересов. В нем отражаются революционные настроения демократического студенчества. Своей критикой несправедливой жизни, защитой человеческого достоинства, призывами к свободной жизни он содействует пробуждению сознания юной Ани, зарождает в ней жажду разумного, духовного богатого, светлого мира.
Идеи Трофимова в яркой образной форме падают на благодатную почву. Аня доверчиво впитывает их в себя. Но путь Ани к новой жизни труден. По складу характера она во многом близка к матери: она питает любовь к красивому слову, к чувствительным интонациям. В начале пьесы она беспечна, быстро переходит от озабоченности к размышлению. Практически она беспомощна, привыкла жить беззаботно, не думая о насущном хлебе, о завтрашнем дне. Но все это не мешает Ане порвать со старым жизненным укладом. Ее эволюция происходит на наших глазах. Новые взгляды Ани еще наивны, но она навсегда прощается со старым домом и со старым миром. Уходя вместе из старого дома, Петя и Аня говорят: «Прощай, старая жизнь. Здравствуй, новая жизнь!» И им хочется верить...
В пьесе «Вишневый сад» показаны поколения, которые противоборствуют друг с другом. В этой сложной борьбе побеждает молодое поколение — будущее России. В «Вишневом саде» Чехов выразил свою уверенность в близости событий, которые превратят Россию в новый цветущий сад.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: