Общественно-политические ток-шоу на российском телевидении: специфика возникновения и функциональная сфера.




О.В. Митрохова

Аннотация В данной статье показаны функциональные особенности российских ток-шоу. При этом основополагающим вопросом является то, как может измениться подача «разговорного представления» в трансформирующихся идеологических условиях современного общества.

Ключевые слова: журналистика, общественно-политическое телевидение, аналитическая публицистика, ток-шоу, общество, политика, идеология.

 

Ток-шоу как жанр появился в 60-х гг. в США. Родоначальником жанра считается Ф. Донахью. На советском телевидении первым проектом из этого жанра стало «Шоу Фила Донахью» Телемост с Владимиром Познером [1, с.363]. Для телевидения того времени это было инновационно: в прямом эфире происходило общение на самые различные темы между людьми из СССР и США. Общество созрело к подобному явлению: перестройка, гласность, свобода слова требовали новых форм, жанров и решений. Так жанр ток-шоу интегрировался на российское телевидение.

Первые телепрограммы, ставшие первопроходцами в жанре аналитической публицистики на российском телевидении («Взгляд» с Владиславом Листьевым, «Музыкальный ринг» с Тамарой Максимовой, «600 секунд» с Александром Невзоровым, «Пятое колесо» под редакцией Беллы Курковой), носили информационно-аналитический и ориентирующий характер [2]. Люди желали научиться разбираться в меняющейся действительности. Телевидение взяло на себя эту функцию.

В конце 80-х – начале 90-х «Тема», «Мы», «Человек в маске», затем «Итоги», «Сегодня» предшествовали современным общественно-политическим ток-шоу, в том виде, в котором мы их сегодня знаем.

Время становления пришлось на период децентрализации телевидения и деления его на частные каналы. Каждый канал имел своих крупных специалистов в области журналистики: на Общественном Российском Телевидении (ОРТ) Александр Любимов, Сергей Доренко, Владислав Листьев; на НТВ это были Евгений Киселев, Светлана Сорокина, Виктор Шендерович.

Теледискуссии становились сегментом общественно-политического телевещания. Однако, при наличии явления, до данного момента в российской теории журналистики отсутствует определение «общественно-политическое телевещание». Как пишет Долгова Ю.И., «… нам не удалось найти определения понятия «общественно-политическое вещание». Словосочетание «общественно-политическое» связано, как правило, с существительными «мнение», «движение», «жизнь», «журнал», «партия» и др.

Единственный найденный российский источник, в котором встретилась данная дефиниция, «Энциклопедический словарь» 2009 г., объясняет термин «общественно-политический» через основные понятия, с ним связанные: «Общественно-политический – затрагивающий общественные и политические интересы» [3].

Далее она делает вывод, что «данный концепт… целесообразно сохранить для названия некоторых видов передач, например, общественно-политическое ток-шоу, где общество становится необходимым участником разговора» [3].

Актуально назрел вопрос о терминологии и классификации. В ближайшее время определение общественно-политического телевещания должно быть чётко зафиксировано, так как политика является неотъемлемой составляющей реалий современного общества и процессов в нём.

С середины 90-х – начала 2000-х годов общая ситуация изменилась. Как пишет Вартанов А.С., наступила пора невиданной прежде свободы печатного слова… Однако … наступило время презренной прозы: всем органам прессы надо было … расплачиваться с теми организациями, которые обеспечивают доставку журналистского сообщения … к потребителю и т. д. и т. п.[4, с.41]. Естественно, ситуация коснулась не только печатных СМИ, но и радиовещания и телевидения. В погоне за популярностью рейтинговое время заняли развлекательные ток-шоу. В общественно-политических программах развлекательная составляющая стала превалировать над аналитикой. Этап становления жанра, которому была свойственна национальная колоритность с желанием разобраться в жизненно важных вопросах, сменился этапом появления и распространения на телевидении передач, калькирующих западные образцы.

Для общественно-политических ток-шоу в первое десятилетие 2000-х становится характерна резкая критика. Иногда она носит деструктивный или дезориентирующий и агитационный характер. Так Вартанов А.С. пишет:

Задача жанра ток-шоу - активизировать восприятие содержания, заключенного в передаче с помощью формы диспута, острых вопросов, высказывания различных точек зрения. Хитрость же современного российского ток-шоу заключена в том, что при внешней форме свободной дискуссии, на самом деле зрителям втолковывается какая-нибудь одна-единственная, строго ограниченная в своих параметрах позиция [5, с. 26].

В настоящее время эта черта особенно сильно проявлена. Политики выдают подчас искажённую их политическими идеями информацию, нуждающуюся в дальнейшей трактовке аналитиков. Вот почему так важна грамотность в вопросах подачи информации и способах воздействия с её помощью на восприятие людьми действительности.

В данный момент российское общество находится в процессе поиска нового пути, нового видения и идеологии. В таком состоянии телеаудитория, возможно, как никогда восприимчива и уязвима. Поэтому на ведущих современных общественно-политических ток-шоу возложена особая миссия: теперь они не только проводники между студией и телезрителями, но и носители и защитники определённых мнений. Они не просто распоряжаются эфирным временем, они транслируют идеи.

Подрыв доверия общества к телевидению ведёт к тому, что далеко не вся полезная информация находит своего адресата. Более того, усиливается влияние вредоносных идей (результат ток-шоу начала 2000-х, когда шёл упор на развлекательную функцию, внедряющую идеи потребительства).

Итак, подводя итоги, можно сделать вывод: на протяжении становления общественно-политического ток-шоу как жанра на российском телевидении на каждом историческом этапе проявлялись различные функции этого жанра. Особо можно отметить следующие: 1. интегрирующая, информационно-аналитическая, ориентирующая (середина 80-х – начало 90-х); 2. развлекательная, отвлекающая (конец 90-х – начало 2000-х); 3. критическая, дезориентирующая, коммуникативная (настоящее время).

Мы находимся на пороге следующего этапа, на котором становление национального самосознания должно приобрести всеохватывающий характер. С новыми требованиями придёт и новый вид общественно-политического ток-шоу, в котором просветительская составляющая займёт ведущую роль. Такое развитие событий вполне возможно.

 

Список литературы:

1. Познер В.В. Прощание с иллюзиями. -М., «Астрель», 2012 г., -363 с.

2. Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А.Я. Юровский, Телевизионная журналистика, 4-е издание, под ред. Издательство Московского Университета «Высшая школа» 2002, Глава 8 Жанры телевизионной журналистики.

3. Долгова Ю.И.Специфика и сущность понятия «общественно-политическое телевещание» // Медиаскоп. 2016. Вып. 3. [Электронный ресурс]:// https://www.mediascope.ru/?q=node/2161 Дата доступа: 27 марта 2017 года.

4. Вартанов А. С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: На телевизионных подмостках. — М.: КДУ; Высшая школа, 2003, - 41 с.

5. Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества на телевизионных подмостках. - М., 2003, - 26 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: