Наглядная агитация, используемая в профилактических целях, является средством привлечения внимания общественности к вопросам обеспечения безопасности дорожного движения. Первичной задача наглядной агитации состоит не столько в том, чтобы оказать помощь в изучении тех или иных положений ПДД, сколько в привлечении внимания к вопросам безопасности дорожного движения, постоянном напоминании о необходимости соблюдения мер предосторожности в процессе дорожного движения. Наглядная агитация используется в качестве дополнения основных форм и методов профилактики.
Ведение профилактической работы с помощью средств наглядной агитации осуществляется с помощью следующих форм и методов:
- оборудование и установка баннеров, фотовитрин, панно, щитов, световых плакатов и реклам, окон безопасности дорожного движения на улицах (дорогах с интенсивным движением транспорта и пешеходов, а также и местах массового скопления людей. При этом с учетом места обстановки тематическая направленность должна соответствовать той аудитории, к которой будет обращена наглядная агитация (к водителям, к пешеходам и пассажирам, несовершеннолетним или другим категориям участников дорожного движения).
Стоит подчеркнуть, что плакаты, направленные на предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, могут быть выполнены по мотивам мультипликационных фильмов, сказок. Плакатная агитация должна отвечать требованиям актуальности. Например, в зимний период целесообразна пропаганда приемов правильной и безопасной езды в сложных погодных условиях (гололед, снежный накат). Информация, доводимая до населения с помощью средств наглядной агитации, особенно на улицах и дорогах, должна быть краткой и запоминающейся, с учетом того, что у участников дорожного движения, в первую очередь у водителей, ограничено время для прочтения надписей. При проведении на территории обслуживания операций ГИБДД с помощью наглядной агитации население должно информироваться об их целях и задачах;
|
- установка на аварийно-опасных участках дорог щитов с информацией о количестве погибших и травмированных, причинах аварийности на данном участке. Причем информационные щиты устанавливаются не в самих местах концентрации ДТП или на аварийно-опасных участках дорог (так как это может отвлечь внимание водителя от управления транспортным средством), а заблаговременно, перед ними, чтобы обеспечить усиление концентрации внимания[18];
- оказание помощи в оборудовании уголков безопасности дорожного движения в автотранспортных и других предприятиях, жилищно-эксплуатационных учреждениях, учебных организациях;
- проведение издательской деятельности: брошюры, плакаты, листовки, памятки, обращения к населению по вопросам безопасности движения; памятки, брошюры для использования в служебной деятельности работников ГИБДД. Пропаганда ПДД с использованием вкладышей в дневники, школьные учебники, конвертов и т. д.;
- выпуск товаров народного потребления с рекомендациями по обеспечению безопасности дорожного движения и символикой ГИБДД (пакеты, ручки, карандаши, часы, вазы и т. д.);
- большой эффект на определенный промежуток времени оказывает проведение среди нарушителей ПДД так называемой «шоковой терапии»: демонстрация фотографий, видеоматериалов последствий ДТП. Распространен один из видов такой профилактики – установка возле дорог транспортных средств, деформированных в результате аварий. Как показывает статистика, вероятность нарушения ПДД у водителей после проведения «шоковой терапии» на некоторое время снижается во много раз. Однако, несмотря на это, при осуществлении подобных мероприятий необходимо учитывать и морально-этическую сторону вопроса;
|
- проведение агитационных автомотовелопробегов;
- организация и проведение конкурсов, смотров, соревнований по тематике безопасности дорожного движения, использование ее в выступлениях художественной самодеятельности;
- привлечение работников ГИБДД к консультациям и рецензированию изданий по вопросам безопасности дорожного движения[19].
Так, школьники из Пятигорска совместно с Госавтоинспекторами изготовили проект баннера с призывом к водителям быть более внимательными на пешеходных переходах. Пока учащиеся ждут установки баннера возле своего учебного учреждения, они проводят превентивную работу с местными жителями, которым вручают брелоки и листовки с макетом будущего баннера[20].
Стоит более детально следует остановиться на правилах разработки и установки наглядной агитации вблизи проезжей части, так как при их нарушениях наглядная агитация (как и рекламные носители) в некоторых случаях может даже представлять опасность для участников дорожного движения.
Наглядная агитация вблизи проезжей части не должна:
- ограничивать видимость дорожных знаков и светофоров, находиться с ними в одной плоскости;
|
- вызывать ослепление участников дорожного движения прямым отраженным светом;
- создавать иллюзию нахождения на проезжей части пешеходов, транспортных средств, посторонних предметов;
- устанавливаться в местах с ограниченной обзорностью, на мостах, эстакадах, путепроводах, в тоннелях, железнодорожных переездах, вблизи остановок транспортных средств общего пользования, перед пешеходными переходами, перекрестками;
- содержать элементы оформления, схожие по внешнему виду, световым и звуковым эффектам с техническими средствами организации дорожного движения.
Обязательным условием при проведении профилактических мероприятий с использованием наглядной агитации является оборудование информационными стендами подразделений Госавтоинспекции и создание так называемых «Уголков безопасности» в социальных учреждениях. Примерный перечень информации, отражаемой на информационных стендах:
1. Анализ дорожно-транспортных происшествий, зарегистрированных на обслуживаемой территории. Фотоматериалы с описанием происшествий.
2. Статистические данные, касающиеся показателей детского дорожно-транспортного травматизма.
3. Тематические материалы для детей, с простейшими иллюстрациями из учебно-методической литературы и плакатов с изображением дорожных ситуаций.
4.. Угоны и кражи АМТ. Анализ и статистика.
5. Контактные телефоны руководителей УГИБДД.
6.. Телефон доверия и прямой связи с населением (ОГИБДД и УГИБДД).
7. Информация «для родителей», касающаяся правил перевозки детей.
8. Информация о проводимых операциях по линии ГИБДД[21].
При реализации функций пропаганды безопасности дорожного движения наиболее распространенным методом влияния на участников дорожного движения является устная разъяснительная работа, которая позволяет непосредственно проводить профилактическую работу с конкретным человеком. С помощью устной разъяснительной работы Госавтоинспекция побуждает граждан к соблюдению установленного порядка поведения на улицах и дорогах. Устная разъяснительная работа осуществляется всеми работниками ГИБДД, начиная с инспектора ДПС, который ежедневно проводит профилактические беседы с нарушителями при надзоре за дорожным движением, и, заканчивая начальником ГИБДД, который осуществляет прием граждан.
Основная функция инспектора по пропаганде безопасности дорожного движения Госавтоинспекции при проведении устной разъяснительной работы – планирование данной работы, разработка типовых лекций, обучение личного состава формам и методам устной разъяснительной работы, осуществление учета и контроля проводимых мероприятий устной пропаганды. Выделяют следующие формы и методы устной разъяснительной работы являются:
- организация и проведение тематических вечеров, встреч сотрудников Госавтоинспекции, сборов молодых водителей, водителей, допускающих нарушения ПДД;
- проведение лекций, докладов, бесед, консультаций с индивидуальными владельцами транспортных средств и другими участниками дорожного движения, в том числе с использованием громкоговорящих установок, магнитофонов, кино, видеоаппаратуры, диапроекторов;
- организация и проведение совместно с государственными и общественными организациями, религиозными объединениями циклов бесед по безопасности дорожного движения;
- проведение методических семинаров, консультаций для групп лекторов, которые выступают по вопросам безопасности движения;
- проведение смотров на лучшую организацию лекционной пропаганды безопасности дорожного движения;
- оказание помощи в проведении научно-практических конференций по проблемам безопасности дорожного движения с привлечением ведущих специалистов и ученых;
- подготовка типовых лекций по безопасности дорожного движения;
- организация выездных приемов граждан руководством подразделения ГИБДД[22].
Самой распространенной формой устной разъяснительной работы является профилактическая беседа (выступление). В процессе подготовки к проведению беседы важно правильно выбрать ее тему, определить цели и задачи ее проведения, собрать теоретический и фактический материал, подготовить тезисы выступления и т. д.
Структурно в беседе целесообразно предусмотреть вступление, основную часть и заключение. Вступление имеет целью привлечь внимание слушателей, объяснить причины выбора данной темы. Основная часть беседы есть смысловой стержень, который подчиняет все мысли единой цели. В заключительной части следует подвести итоги выступления, наметить мероприятия в целях решения обсуждаемых вопросов, высказать пожелания, советы, ответить на вопросы.
При подготовке разъяснительных мероприятий сотрудники подразделений пропаганды БДД должны составить соответствующий план и тезисы выступления. В них анализируется аварийность, причины совершения ДТП, их последствия, состояние оперативной обстановки. Помимо этого, надо быть готовым к разъяснению гражданам наиболее распространенных вопросов: сроки, условия проведения технического осмотра, порядок регистрации ТС, виды, размеры и порядок наложения административных наказаний на нарушителей ПДД, особенности организации дорожного движения и эксплуатации отдельных видов транспорта и т.д. Инспекторам так же необходимо быть готовым в доступной для понимания слушателей форме разъяснить юридическую терминологию, для иллюстрации привести примеры.
С целью повышения авторитета Госавтоинспекции необходимо рассказать о положительных результатах деятельности подразделения, примерах героизма при выполнении служебных обязанностей. Особо следует разъяснить причины пристального внимания при надзоре за дорожным движением к определенным категориям участников дорожного движения и выявлению определенных видов нарушений; увязать эти мероприятия с анализом аварийности.
При выборе тематики выступления учитывается аудитория, перед которой оно будет проводиться. Тема беседы должна быть не только актуальной, интересной, но и понятной для ее участников. В целом, тематическая направленность устной разъяснительной работы должна охватывать все основные проблемы, решаемые Госавтоинспекцией, с большим уклоном в сторону наиболее актуальных на данный момент задач.
Учет мероприятий устной разъяснительной работы отражается в рапортах или путевках (при выступлении на предприятиях, учреждениях, организациях).
В рапортах и путевках указывается:
- время и место проведения мероприятия;
- должность, звание, фамилия выступающего;
- основная тематическая направленность выступления;
- количество присутствующих и состав аудитории;
- поступившие предложения.
Путевки подписываются руководителем предприятия, учреждения, организации или лицами, его заменяющими, и скрепляются печатью. Критические замечания и предложения по улучшению деятельности службы, подразделения, высказанные во время встречи, фиксируются в путевке (рапорте) для дальнейшего их изучения и соответствующего реагирования.
Указанные путевки и рапорта сдаются инспектору подразделения пропаганды БДД, который делает соответствующие отметки в журнале учета мероприятий устной разъяснительной работы. По результатам таких встреч может быть подготовлен материал в средства массовой информации.
Подготовка публикаций в электронных и печатных средствах массовой информации
Таким образом, сотрудниками подразделений пропаганды БДД важно использовать такую форму как устная разъяснительная работа, которая побуждает граждан к соблюдению установленного порядка поведения на улицах и дорогах, носит дифференцированный характер, охватывает все категории участников дорожного движения и позволяет лично разъяснять целесообразность соблюдения правил дорожного движения.
Таким образом, в деятельности сотрудников подразделений пропаганды безопасности дорожного движения необходимым условием является наглядность ее использования с целью привлечения внимания к вопросам безопасности дорожного движения: это подготовка и установка баннеров, рекламных щитов, стендов с исчерпывающей информацией, уголков безопасности дорожного движения.
Заключение
Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях гибнут десятки тысяч людей, причиняется вред здоровью, наносится существенный материальный и моральный ущерб гражданам. Вместе с тем, можно с уверенностью сказать, что за последние годы изменилось отношение общества к проблеме гибели людей на дорогах, произошел коренной поворот государственной политики в сторону сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения.
Действенным механизмом обеспечения надлежащего уровня дорожной безопасности в современном обществе является деятельность по пропаганде безопасности дорожного движения, поскольку эта деятельность входит в единый комплекс мер, направленных на снижение аварийности, выступают вопросы межведомственного взаимодействия, например инициативные совещания по принятию мер по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма[23].
[1]Дингес, Э.В. Методы планирования и оценки эффективности мероприятий по повышению безопасности дорожного движения: монография/Э.В. Дингес. - М.: МАДИ, 2016.
[2]Сидорова М.В. Пропаганда безопасности дорожного движения как инструмент обеспечения безопасности дорожного движения: проблемы и пути совершенствования.: В сборнике: управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения (состояние, проблемы, пути совершенствования). 2017. С 333-337.
[3]URL: https://stat.gibdd.ru
[4] Зейналов Ф.Н. Профилактическая работа в области дорожного движения.
// Наука и практика. 2015. № 3 (64). С. 51-53.
[5] Кузнецова Н.М., Казанова Л.А. Роль пропаганды в обеспечении безопасности дорожного движения // В сборнике: Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения (состояние, проблемы, пути совершенствования) 2017. С. 198-201.
[6] Приказ МВД России от 02.12.2003 N 930 (ред. от 29.12.2012) «Об организации работы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения» (вместе с «Наставлением по организации деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения»)// Консультант Плюс
[7] Сахарова С.В. Организация деятельности пропаганды в области дорожного движения // В сборнике: Соблюдение прав человека и гражданина в деятельности сотрудников Органов внутренних дел Материалы Всероссийской заочной конференции с международным участием. Краснодарский университет МВД России. 2014. С. 150-154.
[8] Административная деятельность полиции. Часть Особенная [Электронный ресурс]: учебное пособие / О.И. Бекетов [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Омск: Омская академия МВД России, 2016. — 356 c.
[9] Приказ МВД России от 02.12.2003 N 930 (ред. от 29.12.2012) «Об организации работы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения» (вместе с «Наставлением по организации деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения»)// Консультант Плюс.
[10]Зейналов Ф.Н. Профилактическая работа в области дорожного движения.
// Наука и практика. 2015. № 3 (64). С. 51-53.
[11] Капустина Е.Г., Лимарева Е.С. Профилактика безопасности дорожного движения как важнейшее условие формирования правовой культуры современного общества // Транспортное право. 2017. N 1. С. 25 - 28.
[12]Для профилактики ДТП в ГАИ открыта бесплатная линия связи [Электронный ресурс]. URL: https://www.regnum.ru.
[13] Литва проводит профилактику ДТП [Электронный ресурс]. URL: https://www.regnum.ru.
[14] Сладкая профилактика рецидивов ДТП [Электронный ресурс]. URL: https://www.regnum.ru.
[15] Сотрудник ГАИ: лучшее средство профилактики ДТП – беседа [Электронный ресурс]. URL: https://www.regnum.ru.
[16] URL: https://гибдд.рф/r/32
[17] Профилактическая работа в области дорожного движения: учебное пособие / Е. Н. Ноговицина [и др.]. – Орёл: ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2015. – 87 с.
[18] Евенко Станислав Алексеевич Актуальные вопросы использования инновационных форм пропаганды безопасности дорожного движения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2015. №3 (163).
[19] Профилактическая работа в области дорожного движения: учебное пособие / Е. Н. Ноговицина [и др.]. – Орёл: ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2015. – 87 с.
[20] URL: https://мвд.рф/news/item/12566928/
[21]URL:https://michdou26.68edu.ru/wpcontent/uploads/2016/03/rekomendacii_po_oformleniiu_ugolka_bezopasnosti.pdf
[22] Профилактическая работа в области дорожного движения: учебное пособие / Е. Н. Ноговицина [и др.]. – Орёл: ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2015. – 87 с.
[23] Капустина Е.Г., Лимарева Е.С. Профилактика безопасности дорожного движения как важнейшее условие формирования правовой культуры современного общества // Транспортное право. 2017. N 1. С. 25 - 28.