Взаимодействия педагога и ученика




Указанное противоречие лишает процесс обучения главного - смысла деятельности ученика, его личной ориентированности на цель, что только и может позволить ему ответить себе на вопрос “зачем учить?” Ведь личностный смысл есть “отношение мотива к цели” (А.Н. Леонтьев). Но если цель задается кем-то извне, а мотива по разным причинам не возникает, то нет и смысла. В таких условиях вместо ученика-субъекта учебной деятельности появляется ученик-объект, который “подвергается обучению”. Производительность подобного рабского труда известна.

Воспитательный аспект (педагогическое содержание) иноязычной культуры: Будучи связанным с культурой, основанный на ней, воспитательный аспект перестает быть чем-то дополнительным, довеском обучения, вытекая из сущности самой технологии, в нашем случае - коммуникативной технологии. Воспитание - не вне метода, оно - его душа. Чтобы увидеть воспитательный потенциал коммуникативной технологии овладения иноязычной культурой, необходимо, во- первых понять, что она основана на системе функционально взаимо­обусловленных принципов, объединенных единой стратегической идеей: принципов речемыслительной активности, личностной индивидуали­зации, ситуативности, функциональности и новизны. Все эти принципы “нагружены” в атмосфере иноязычной культуры воспитательным зарядом и поэтому вовлекают учителя и учащихся в глубинное и духовное общение, которое, в сущности, и является воспитательным процессом.

Во-вторых, воспитательный потенциал зависит от культуро­логического содержания используемых материалов, от их потенциальных возможностей. Но любые возможности могут остаться нереализованными, если задачам воспитания не будет соответствовать учитель. Именно учитель “несет в себе некое содержание образования и именно это культурное, духовное содержание становится одним из главных компонентов образовательного процесса”.

Учитывая это, данная Концепция предусматривает выдвижение и соблюдение “принципа этики”, призванного служить учителю тем же, чем для врача является клятва Гиппократа. Согласно этому принципу, учитель как интерпретатор чужой культуры и носитель родной должен делать все от него зависящее, чтобы сформировать у учащихся ту систему ценностей, которая присуща идеалу образования - человеку духовному (homo moralis).

Итак, триада “материалы - технология - учитель” составляет залог успешной реализации воспитательного аспекта.

Когда учитель спрашивает, ука­зывая на книгу: «Это книга?», а ученик отвечает: «Да, это кни­га», то эти реплики не есть общение. Чтобы произошло общение, должна иметь место интерпретация информации а чтобы состоялась интерпретация, нужно иметь что интерпретировать. Реплика же «Это книга?» неинформативна, равно как и ответ «Да, это книга», так как для обоих собеседников все это само собой разумеется. Стоит изменить интонацию обычного вопроса на интонацию возмущения, недоумения и т.п. (в смысле «И это книга?»), как сразу реплика становится информативной для партнера, она сообщает ему об отношении к данной книге (о возмущении ее содержанием, оформлением и т.п.). Тогда и ответ может прозвучать как решительное, убежденное утверждение — «Да, это хорошая книга!». В этом случае (и только в этом, только в подобных случаях) информация «сталкивается» с информацией и происходит ее интерпретация в сознании общающихся. Именно это и есть истинный продукт общения.

Именно такие «беспродуктные», «безрезультатные диалоги» чаще всего и звучат на уроках иностранного языка. Почему это происходит?

Отсутствуют (чаще всего полностью) какие-либовзаимоотношения между учителем и учащимися, кроме официальных, учебных. Их общение (преимущественно ролевое) - это общение учителя и ученика. Поскольку нет взаимоотношений между учителем и учащимися как между индивидуальностями (личностями), то нет и целиобщения - изменить эти взаимоотношения.

 

 

Гуманизм автора

Гуманизация не в том, чтобы увеличить объем гуманитарных дисциплин и гуманизировать методы. Главное, - надо видеть, насколько и как представлена в образовании культура. Нельзя забывать, что культура - это индивидуально (личностно) освоенные духовные ценности. И чтобы каждый человек мог и хотел индивидуально осваивать их, необходимо коренное изменение в сторону гуманизации и содержания образования, и технологии обучения. Ведь любые знания имеют ценностное, культурное наполнение, когда они присваиваются человеком в деятельности. Следовательно, любое образование должно преследовать цель - развивать себя с точки зрения субъекта культуры.

Учитель-коммуникативист это - личность, ибо вести ученика к духовности способна только личность. Она - главный ориентир нравственности, главный источник мотивации. Личность никогда не станет штамповать себе подобных, она постарается терпеливо и бережно выращивать индивидуальности. Учителю невозможно работать в русле данной Концепции без таких слагаемых, как педагогический долг, педагогическая справед­ливость; любовь к детям, которая предполагает понимание, терпение, такт, доброту, отзывчивость. Кроме того, необходимы также общитель­ность, открытость, доброжелательный тон, чувство юмора. Учитель-коммуникативист это - учитель иноязычной культуры. Поэтому он постарается стать носителем иноязычной культуры: совершенствовать свои познания в культуре страны изучаемого языка, свой уровень владения языком, воспитать в себе уважение к этой культуре и языку. Постоянно развивая себя, приобретая все новые знания, используя их в учебном процессе, учитель может и должен сформировать в себе и в своих учениках отношение к знаниям иноязычной культуры как к духовным и культурным ценностям. А это очень важно для воспитания общечеловеческих качеств, нравственности, гуманности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: