Промежуточная аттестация




ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

  1. Выполнение практических заданий

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Словари, фиксирующие сведения о происхождении слова

Этимологические словари.

Выпишитеследующие сведения о словаре:

1) структурные компоненты словаря;

2) особенности словника (какие слова включаются / не включаются в состав словника?);

3) принцип расположения материала;

4) информация о слове в словарной статье, ее расположение; какой информацией завершается словарная статья?

5) указывается ли в словарной статье прямое номинативное значение слова?

6) какие пометы используются в словаре (даются ли грамматические, стилистические пометы)?

 

Словари иностранных слов.

Выпишитеследующие сведения о словаре:

1) структурные компоненты словаря;

2) особенности словника;

3) информация, представленная в словарной статье, ее расположение;

4) пометы, используемые в словаре; значение пометы «соб.».

 

3. Как представлена информация о происхождении слов в толковых словарях русского языка?

ЗАДАНИЯ

 

1. Выпишите по разным словарям (укажите выходные данные словарей) сведения о слове этимология.

2. С помощью этимологических словарей установите, какие из перечисленных слов являются общеславянскими, какие – восточнославянскими, какие – собственно русскими: брусника, внук, вилка, глыба, земляника, лапоть, отец, парень, перила, скряга, сутки, штатский, яблоко, ягненок.

3. С помощью этимологических словарей установите происхождение названий двух месяцев года в русском языке.

 

4. Проверьте по толковым словарям и словарям иностранных слов правильность понимания вами следующих заимствованных слов:

1) Бизнес, брифинг, дизайн, импичмент, лоббизм, менталитет.

2) Аннотация, мониторинг, рейтинг, фиаско, эмбарго, юрисдикция.

 

5. Определите, из каких языков заимствованы приведенные слова, каковы причины их появления в русском языке, и, где это возможно, укажите время их появления:

Алгебра, биатлон, дискотека, хобби, сарай, шампунь, экология.

Словари, отражающие изменения в словарном составе языка

  1. Познакомьтесь со словарями неологизмовНовые слова и значения (за разные периоды).

- Назовите задачи словаря, объект описания; определите тип словаря по различным основаниям.

- Охарактеризуйте структуру словаря (выделите его структурные компоненты). Обратите внимание на особенности словника, источники словаря.

- Опишите структуру словарной статьи (какая информация о слове представлена, в какой последовательности?)

- Обратите внимание на примеры, данные со знаком звездочки.

 

2. Отражается ли в толковых словарях русского языка (в Словаре С.И. Ожегова, МАС и др.) лексика пассивного запаса? Приведите примеры, обратите внимание на специфику подачи этих слов в словарях (сравните с данными словарей неологизмов, словарей устаревших слов).

 

3. В чем заключается отличие словарей устаревшей лексики от этимологических словарей?

4. В Словаре языка Пушкина найдите по 2-3 примера историзмов и архаизмов.

Словари, описывающие лексику, ограниченную в употреблении

Задания

  1. Ориентируясь по помете обл., выберите из толкового словаря русского языка на буквы л, ю, я диалектные слова. Есть ли им лексическое соответствие в литературном языке?
  2. Подберите лексические соответствия в литературном языке к следующим диалектным словам: гута́рить/гуто́рить, бура́к, рога́ч, стега́.
  3. Найдите в толковом словаре русского языка несколько профессиональных слов (на буквы в и л). Какая помета указывает на то, что слово принадлежит к кругу профессионального употребления? Людьми каких профессий употребляются выявленные вами слова? Охарактеризуйте эти слова по происхождению.
  4. Определите по толковому словарю значения слов рей, такелаж, фокус1.
  5. Зафиксированы ли в толковом словаре русского литературного языка слова клёвый, кемарить, пара, хвост, ботан, табло, напрягать, хата, тусовка; предки, черепа, балдёж, халявщик, бобер (если нет, то почему; если да, то в каком значении; снабжены ли эти слова какими-н. пометами?).

Словари, фиксирующие нормы современного русского литературного языка

Задания

1. Познакомьтесь со словарями, фиксирующими орфографические, орфоэпические, грамматические нормы современного русского литературного языка; выпишите полные выходные данные этих словарей. Выделите структурные компоненты каждого словаря, охарактеризуйте структуру словарной статьи. В каком порядке (по какому принципу) расположены слова/единицы описания?

2. Какие словари отражают нормы словоупотребления?

3. Укажите задачи «Орфоэпического словаря русского языка», особенности словника; обратите внимание на систему нормативных помет. Используя словари, отражающие акцентологические нормы современного русского литературного языка, определите место ударения в следующих словах и словоформах.

 

 

Договор, баловать, банты, звонит, каталог, обеспечение, флюорография, красивее, щавель, жалюзи, менеджмент, маркетинг, сироты (И.п., мн.ч.), принудить, отдал, взята, нормировать, завидно, правы; шарфы, торты, шкафы, квартал, компас; атлас, бинта, редка, редки, вредны, тупы, спала, прибыла, прибыли, дожил, компас, волны, клубы, туфля, туфлей, столяр, оптовый, уведомить, завидно.

 

4. От каждого слова образуйте формы женского и среднего рода, а также форму множественного числа. Запишите слова, обозначая место ударения в них. Укажите случаи возможного варианта ударения[1].

Велик, широк; допил, облил; предан,включен.

5. Используя «Орфоэпический словарь русского языка», укажите, как произносятся следующие слова: а) ага, ого; б) декан, резюме, сессия, тенденция, термин, лексема, рейтинг; в) гололедица/гололёдица, опека/опёка; г) булочная, конечно.

 

6. От следующих существительных образуйте а) форму Им. п. мн. ч., обращая внимание на место ударения в этих словах: директор, инженер, профессор; б)форму Р.п. мн.ч.: яблоко, апельсин, помидор, килограмм, сапог, носок.

 

 

8. Используя словари, определите род следующих существительных:

Идальго, крупье, салями, кредо, каберне, бра, алиби, боа.

 

9. Как следует сказать (при выполнении данного задания используйте словари):

отзыв о диссертации/отзыв на диссертацию; контроль над производством /контроль за производством; способен на жертвы/способен к жертвам; памятник Пушкина/памятник Пушкину?

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

  1. Подготовка презентации/сообщения по теме на выбор

 


[1] При выполнении следующих заданий используйте толковые нормативные словари, словари иностранных слов, словари трудностей.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: