Образовательная программа. Кукольного театра




Образовательная программа

Кукольного театра

Пояснительная записка

Искусство кукольного театра, являясь одним из синтетических видов искусства, включает в себя основы различных видов искусств: музыкального и театрального, декоративно-прикладного и художественного творчества, элементы сценического мастерства и владение пластикой куклы. Занятия кукольного театра способствуют не только внешних данных ребёнка, но и формированию его внутреннего мира.

Программа «Кукольный театр» является программой начального обучения, посвящена развитию интереса к кукле и к кукольному театру, как к совершенно особой форме художественно-образного мышления, эстетического восприятия детей, создание атмосферы радости детского творчества, воображения, фантазии, самостоятельности и составляет главную цель занятий и сверхзадачу руководителя кружка кукольного театра.

Программа кружка театра кукол строится как план работы над той или иной постановкой и предусматривает приобщение детей с самого начала к комплексу тесно, сплетающихся элементов спектакля. Включает в себя следующие виды деятельности: технологическую - изготовление кукол, оформительскую - оформление декораций, сценическую - постановка спектакля.

Программа рассчитана на 1 год (1 кл.). Занятия проводятся 1 час в неделю.

Итого 34 часа.

В группу кружка принимаются все желающие с 1 классы без специального отбора.

Данная программа является образовательной и долговременной, комплексной, так как направлена на разнообразные виды деятельности ребёнка, на развитие его художественного вкуса, индивидуальности и служит для дальнейшей работы.

Особенность программы «Кукольный театр»

1) участники кружка занимаются следующими видами деятельности:
технологической, оформительской и сценической;

2) сначала проводятся технологические занятия, затем

оформительские, затем репетиции и выступления;

3)на технологических занятиях кружка дети

работают в подгруппах по 3-4 ученика (2 -3 подгруппы);

4)а также включает в себя занятия-беседы, экскурсы в прошлое куклы и кукольных театров.

Программа адаптирована к условиям с. Нижнеполевское и Нижнеполевской школы:

-календарно-тематический план кружка составлен согласно плану учебно-воспитательной работы школы и

- кукольный кружок предоставляет художественные номера для сельских и школьных праздников, утренников, классных часов, торжественных линеек, дней здоровья;

- так же кружковцы выступают в детском саду,

 

- материальная база кружка зависит от материальной базы Нижнеполевского с/с и Нижнеполевской школы.

Таким образом происходит преемственность поколений и взаимосвязь между местными учреждениями.

 

Цель программы. Развитие художественно-образного мышления, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества, развитие креативности, воображения, фантазии, самостоятельности детей.

Задачи: 1.Знакомство с историей кукольного театра, с разнообразием видов кукол.

2.Обучение детей способам изготовления перчаточных

кукол, кукол-марионеток.

3.Развитие творческих способностей.

Принципы:

1. Принцип целостности педагогического процесса.

2. Принцип перехода от простого к сложному.

3. Принцип последовательности и постепенности.

4. Сочетание уважения к ребёнку и разумной требовательности к нему.

5. Принцип ценностно-смыслового равенства.

6. Принцип креативности - создание условий для формирования основных черт творческой деятельности.

7. Принцип культуросообразности - воспитание и обучение детей на основе фольклора, учёт культурного наследия, национальных особенностей.

8.Принцип индивидуально-личностной ориентации.

 

Формы и методы организации учебного процесса

Основной формой организации учебной работы является занятия:

- по технологии изготовления кукол (технологические);

- по художественному оформлению спектаклей (художественно-оформительские);

- репетиция;

- спектакль.

На занятии педагог сочетает индивидуальную, групповую и фронтальную работу обучающихся,

применяет разнообразные методы ипроёмы:

- словесные, наглядные, практические;

- проблемно-поисковые;

- творческие (эвристические);

- игровые;

- диалогические;

- рефлексивные;

- метод проектов.

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы кукольному коллективу необходимо 2 помещения: мастерская (5 кабинет) и репетиционное (рекреация 1 этажа).

Помещение отвечает санитарно-гигиеническим нормам: и нормам противопожарной безопасности. В кабинете имеется шкаф для хранения инструментов, материалов, театральных кукол, необходимых для работы педагога и детей.

Для проведения занятий имеются наглядные пособия, раздаточный материал и методическая литература.

Для эффективной деятельности по программе необходимы (имеются):

- переносная ширма;

- драпировки для ширмы;

- рамы для декораций;

- стойки для крепления декораций;

- комплект кукол-варежек;

- различные материалы: ткани, пряжа, набивочный материал, нитки, краски, гуашь, ватман, клей, цветная бумага;

- инструменты: вязальные спицы, крючок, ножницы, кисти;

- аппаратура: компьютер, магнитофон, фотоаппарат, диски.

 

Учебно-тематический план обучения (7-8 лет)

 

    общее В том числе
Тема кол-во    
               
    часов теория практика
  Вводное занятие (сообщение плана и темы занятий)      
  Как возникли куклы артисты      
           
  Народный кукольный герой Петрушка      
  Изготовление пальчиковых кукол      
  Изготовление перчаточных кукол      
  Вождение кукол. Сценическая речь      
  Изготовление декораций      
  Выбор репертуара, чтение пьесы, распределение ролей      
  Репетиции      
  Показ спектакля      
  Итого:      
             

 

Содержание занятий

Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Знакомство с участниками кукольного театра. Правила техники безопасности и поведения во время занятий.

Как возникли куклы артисты. Беседа: История играющих кукол. Знакомство и изучение театральных кукол марионеток, перчаточных, тростевых, теневых, пальчиковых и других.

Народный кукольный герой Петрушка. Беседа: Характер кукольного героя Петрушки. История кукловодов петрушечников. Ярмарочные представления.

Изготовление пальчиковых кукол по средствам вязания спицами и крючком. Развитие навыков вязания спицами и крючком. Последовательность вязания пальчиковых кукол.

Изготовление перчаточных кукол по средствам вязания спицами и крючком. Закрепление навыков вязания спицами и крючком. Последовательность выполнения деталей перчаточной куклы.

Вождение кукол. Сценическая речь. Обучение пластике вождения куклы
и сценической речи усваивается одновременно, так как происходит рождение
образа по средствам игры куклой.

Изготовление декораций. Оформление декорации и ширмы к спектаклю приёмами рисования по бумаге по ткани и способом аппликации.

Выбор репертуара, чтение пьесы, распределение ролей. Выбираем сказку к определённому мероприятию в школе, в ДК, в детском саду. Педагог читает текст сказки с выражением, передавая характер героев. Слушающие, выбирают себе по характеру роли, если есть несколько претендентов на роль, проводится кастинг. Затем участники выписывают слова своих ролей.

Репетиции. Разучивание ролей в соединении пластики вождения куклы с речью, тем самым созданием образы героев и выстраиваем сюжет данного спектакля.

Спектакли. Выступления участников кукольного театра являются, итогом проведённой работы. Они показывают, на сколько качественно поставлена работа кукольного театра, нравится выступление зрителям или нет, а так же позволяет выявить тематику будущих спектаклей.

 

 

Литература

 

Под редакцией Л.Г.Шпета методическое пособие. Кружок театра куколи Мосйва «Просвещение» 1969 год

 

Л.А.Сиверцева Школьный театр кукол. Минск «Народная Асвета» 1988 год |

 

Под редакцией В.И.Лейбсона. Программа для вне школьных учреждений общеобразовательных художественных школ. Художественные кружки. Москва «Просвещение» 1981 год

 

Р.Дантворд, Р.Гибсон Домашний кукольный театр. Москва Росмен, 1988 год

 

Ф.З.Файнштейн Программа детского самодеятельного театра кукол. КургаН; 1993 год

И.Трифонова Кукольный театр своими руками. Москва 2001 год ОбразцовС.В. Энциклопедия для детей. Искусство 2000 год


Календарно-тематический план детского объединения кукольный театр

Тема занятия Дата проведения  
1. Вводное занятие (сообщение плана и темы занятий, правила поведения, ТБ на занятиях кукольного кружка)      
2. Как возникли куклы артисты      
3. Народный кукольный герой - Петрушка      
4. Изготовление пальчиковых кукол (куклы - девочки, мальчики, цыплята, котята, щенки)    
5. Изготовление пальчиковых кукол (куклы - девочки, мальчики, цыплята, котята, щенки)      
6. Изготовление пальчиковых кукол (куклы - девочки, мальчики, цыплята, котята, щенки)      
7. Сценка «Стихи для мамы», чтение пьесы, распределение ролей  
8. Вождение кукол, сценическая речь.  
9. Изготовление декораций и атрибутов. Репетиция  
10. Репетиция  
11. Выступление (показ сценки «Стихи для мамы»)        
12. Сценка «Новогодняя сказка», чтение пьесы, распределение ролей      
13. Вождение кукол, сценическая речь      
14. Изготовление декораций. Репетиция.  
15. Репетиция.      
16. Выступление (показ сценки «Новогодняя сказка»)      
17. Русская народная сказка «Заюшкина избушка», чтение сценария, распределение ролей      
18. Вождение кукол. Сценическая речь.      
19. Изготовление декораций. Репетиция.      
20. Репетиция      
21. Выступление (показ сказки «Заюшкина избушка»)      
22. Изготовление перчаточных кукол (куклы - папа, мама, дети)    
23. Изготовление перчаточных кукол (куклы - папа, мама, дети)    
24. Изготовление перчаточных кукол (куклы - папа, мама, дети)    
25. Сценка «Праздник для мамы» чтение сценария, распределение ролей  
26. Вождение кукол. Сценическая речь.  
27. Изготовление декораций. Репетиция.    
28. Репетиция.    
29. Выступление (показ сценки «Праздник для мамы»)    
30. Сказка «У страха глаза велики» чтение сценария, распределение ролей    
31. Вождение кукол. Сценическая речь. Репетиция.    
32. Изготовление декораций. Репетиция.    
33. Выступление (показ сказки «У страха глаза велики»)    
34. Итоговое выступление.    

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: