СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА




 

В настоящее время возрастает важность изучения инвестиционного климата с позиций социологической науки, так как на принятие решений об инвестировании оказывают большое влияние социально-политические факторы (политическая стабильность, социальная напряженность, этноконфессиональное согласие и др.). Актуальность проведения социологического анализа инвестиционного климата региона обусловлена тем, что в научной среде наблюдается доминирование экономических исследований инвестиционной политики, а категория «инвестиционный климат» рассматривается сугубо как экономическая.

Социологический подход связан с рассмотрением общества как структуры, состоящей из разнообразных групп, обладающих собственными интересами и потребностями, главным рычагом реализации которых является власть. Инвестиционная политика в таком случае расценивается как отношения, направления и способы взаимодействия государства и разных социальных групп в отстаивании своих интересов и удовлетворении своих потребностей посредством инвестиционных решений. Эти взаимодействия определяются инвестиционными интересами участников, которые представляют собой непосредственную побудительную причину инвестиционной активности. Они формируются из осознания экономических, социальных, религиозных, этнических интересов, своего положения на основе сравнения с положением других групп и предполагают ориентацию на участие в инвестиционной деятельности как условие закрепления или изменения этого положения.

Таким образом, инвестиционная политика отражает взаимоотношения и взаимодействие государства и социальных групп в целях создания оптимальных условий для активизации инвестиционного потенциала, которые предусматривают обеспечение правовой защищенности интересов граждан и хозяйствующих субъектов, развитие деловой среды, формирование социального партнерства, придание стабильности общественным отношениям, учет объективных интересов сторон по поводу выработки и принятия политических решений, обращенных в инвестиционную сферу.

В широком смысле с позиции социологической науки инвестиционная политика рассматривается не как система мер и мероприятий, а как система взаимоотношений и взаимодействий между государством и гражданским обществом, главной целью которых выступает благосостояние, социальная защита и социальное развития населения страны. Повышение устойчивости и темпов инвестиционного роста, улучшение структуры привлекаемых инвестиций требует активной государственной инвестиционной политики не только на федеральном, но и на региональном уровне.

Регион представляет собой сложную территориальную, юридически оформленную социальную систему, в которой воспроизводятся экономические, социальные, политические, идеологические, демографические, этнические, экологические и другие отношения. Как и любая сложная система, регион обладает своими особенностями формирования и развития, которые зависят от состава элементов и характера связей между ними и многообразными связями с внешней средой. К основным элементам региона как социальной системы чаще всего относят социальную общность людей, население территории, объединенное многочисленными связями (производственными, культурными, дружескими, семейными), едиными целями и задачами.

Основная работа по привлечению инвестиций должна проводиться в соответствии с региональными приоритетами, так как реализация инвестиционных проектов выступает значимым фактором повышения благосостояния и уровня жизни населения. Следовательно, технология реализации инвестиционной политики в регионе должна быть построена с учетом объективных интересов всех заинтересованных групп лиц в инвестиционной деятельности, включая гражданское общество. С этих позиций решение проблемы формирования положительного инвестиционного климата на уровне региона представляет собой теоретическую и практическую значимость. Вышесказанное обусловливает необходимость более глубокого рассмотрения понятия «гражданское общество». Понимание данной категории со временем неоднократно менялось, и до сих пор ученые не пришли к единому определению.

Американский политолог О. Энкарнасьон считает, что гражданское общество охватывает обширный и разнородный мир организаций, созданных частными индивидами для отстаивания своих интересов и ценностей. Этот мир включает в себя свободно созданные низовые организации граждан, такие, например, как ассоциации людей, проживающих по соседству, так же как и иерархически организованные группы типа общенациональных союзов и этнических ассоциаций. Наиболее часто под гражданским обществом понимается сфера жизнедеятельности людей, свободная от непосредственного влияния со стороны государства и его должностных лиц, но вместе с тем организованная, внутренне упорядоченная сфера, где люди реализуют свои частные интересы, объединяясь в группы и организации3. Зарубежные ученые Д. Битэм и К. Бойл выделяют следующие условия функционирования гражданского общества:

- рыночная экономика;

- независимые средства массовой информации и связи;

- негосударственные оценки всех аспектов политики правительства;

- множество добровольных организаций во всех сферах общественной жизни.

Важным условием функционирования гражданского общества выступает социальный капитал, который представляет собой основу социально-экономического развития региона и, следовательно, привлечения инвестиций. Изучением концепции социального капитала занимались многие ученые: П. Бурдье, Мальберг, Р. Путнам, Дж. Коулман, Дж. Л. Твигг, А. Подберезкин и др. Понятие «социальный капитал», введенное П. Бурдье, обозначает социальные связи, которые могут выступать ресурсом получения выгод.

Согласно мнению Бурдье, социальный капитал является продуктом общественного производства, материальных и тем самым классовых практик, средством достижения групповой солидарности. Социальный капитал является групповым ресурсом, который выступает проявлением социально-экономических условий и обстоятельств, опосредованного политическим строем, религиозными традициями, доминирующими ценностями.

Р. Путнам тесно связывает понятие «социальный капитал» с гражданским обществом, под которым подразумевает общество с эффективным правительством, где уважают правила, сформулированные правительством; которому присущи беспристрастные отношения между его гражданами, что, в свою очередь, делает граждан удовлетворенными личной жизнью и вселяет в них чувство персонального счастья. Так, высокий уровень демократического развития и производительность регионов Италии он обусловливает активным гражданским участием, провозглашением солидарности и честности, развитием кооперации. Среди основных подходов к пониманию сущности социального капитала можно выделить:

- определение социального капитала как условия формирования и функционирования гражданского общества;

- отождествление гражданского общества и социального капитала;

- понимание социального капитала как составляющей гражданского общества;

- рассмотрение социального капитала как инфраструктуры и содержания автономных социальных отношений.

Формой накопления социального капитала является создание некоммерческих организаций разного рода (союзов, ассоциаций) и развитие сетей взаимодействующих организаций (предпринимательских, образовательных и др.) с устойчивыми связями, позволяющими вырабатывать единые нормы поведения, объединять усилия по достижению общих целей. В них происходит формирование кооперативных институтов, в которых реализуется общественная активность, развивается самоуправление.

Следует особо подчеркнуть, что гражданское общество – это не только наличие независимых ассоциаций граждан, но и существование таких социальных отношений в обществе, при которых эти ассоциации способны играть роль обоюдополезного посредника в отношениях между индивидом и государством и в случае необходимости, обладая необходимым авторитетом и влиянием, в состоянии защитить индивида от незаконных действий государственных структур и бюрократического аппарата.

Автор считает, что социальный капитал представляет собой потенциал формирования и развития гражданского общества и эффективной реализации его интересов, который состоит из следующих элементов: демографический, духовно-ценностный, этнический, кадрово-профессиональный, культурный потенциалы населения региона. Комплексный подход к исследованию требует изучения теоретических и прикладных аспектов интеграции гражданского общества в региональное управление, что также обусловлено очевидным ростом роли граждан и их добровольных ассоциаций в различных сферах жизнедеятельности, в том числе и в инвестиционной сфере. Изучению проблемы взаимоотношений и взаимодействия государства и общества посвящены труды В. Ф. Уколова, И. К. Быстрякова, Д. В. Гончарова, Н. А. Баранова и других. По нашему мнению, в контексте инвестиционной политики актуальным является рассмотрение такого инструмента взаимодействия государственных органов и структур гражданского общества, как политические сети, объединенные общим интересом, взаимозависимостью, сотрудничеством и равноправием. Значительный вклад в изучение политический сетей сделал отечественный исследователь Л. В. Сморгунов. По его мнению, политическая сеть есть система государственных и негосударственных образований в определенной сфере политики, которые взаимодействуют между собой на базе ресурсной зависимости в целях достижения согласия по интересующему всех политическому вопросу, используя при этом формальные и неформальные нормы9. Л. В. Сморгуновым выделены следующие характеристики данного вида взаимодействия:

политические сети представляют собой такую структуру управления публичными делами, которая связывает государство и гражданское общество и состоит из множества разнообразных государственных, частных, общественных организаций и учреждений, имеющих некий совместный интерес;

политическая сеть складывается для выработки соглашений в процессе обмена ресурсами, имеющимися у ее авторов, что предполагает их заинтересованность друг в друге;

- важным элементом политической сети выступает общий кооперативный интерес, отличающий ее от рынка, где каждый участник преследует прежде всего собственные интересы;

- между участниками сети складываются горизонтальные связи, так как с точки зрения возможностей формирования совместного решения все они равны;

- сеть – это договорная структура, основанная на согласованных формальных и неформальных правилах коммуникации, в которой действует особая культура консенсуса.

Профессор В. И. Малый в своей монографии, посвященной проблемам формирования бизнес-партнерства, отмечает, что важным элементом экономических коммуникаций является феномен доверия.

Таким образом, посредством политических сетей легче наладить взаимодействие государства и гражданского общества, так как используются механизмы доверия, возникающие при формировании сети. Государственное управление инвестиционной деятельностью тесно соприкасается с управлением развитием региона, ибо, помимо объективного интереса инвесторов, обязательно должен учитываться объективный интерес общества. Следовательно, соответствие интересов гражданского общества и интересов инвесторов становится особо приоритетным. Эффективно решить задачу привлечения инвестиций можно только путем повышения инвестиционной привлекательности конкретного региона для потенциальных инвесторов. Несмотря на то что риск инвестиционных решений лежит на предпринимательском сообществе, инвестиционный климат в значительной степени формируется воздействием гражданских объединений, которые в настоящее время активно привлекаются к участию в выработке социально-политических решений, осуществляют гражданский контроль над текущей деятельностью властных структур и гражданскую экспертизу законодательных и административных актов.

Так, инвестиционный климат в регионе формируется под воздействием политических, социальных, экономических, юридических и других факторов, определяющих государственную инвестиционную политику и предопределяющих степень риска инвестиций. Государственная инвестиционная политика реализуется в двух основных формах: создании благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности и прямом участии государства в инвестиционной деятельности. При этом инвестиционный климат, формируясь под влиянием государственной инвестиционной политики и субъектов инвестиций, в свою очередь, влияет на взаимоотношения государства и заинтересованных групп лиц, выступая условием их взаимодействия.

В соответствии с Законом РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488–1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (в ред. от 30 декабря 2008 г. № 309‑ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 39‑ФЗ) инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.

Так, традиционно в рыночных условиях инвестиции в решение социальных проблем рассматриваются с позиции выплаченных государству налоговых средств. Однако в современных зарубежных публикациях часто упоминается термин «социально ответственное инвестирование» («socially responsible investing», «social investing», «socially aware investing», «missionbased investing»), который обозначает процесс принятия инвестиционных решений, учитывающий в рамках традиционного финансового анализа социальные и экологические последствия инвестиций.

С этих позиций оценка эффективности при обосновании инвестиционных проектов должна учитывать понятие социальной эффективности инвестиций, которое измеряется конкретными показателями:

- социальный эффект, характеризующий степень удовлетворенности населения качеством жизни;

- социальная эффективность – показатель, определяющий повышение уровня жизни людей;

- эффективность, связанная с ценностью человеческой жизни;

- эффект длительного воздействия на состояние людей (совершенствование здравоохранения, образования, культуры, борьба с загрязнением окружающей среды);

- эффект длительного воздействия на уровень жизни (совершенствование жилищных условий, увеличение уровня доходов населения, улучшение экономической обстановки);

- экономия времени, связанная с совершенствованием инфраструктуры.

Таким образом, полноценное функционирование и развитие инвестиционной системы отдельной семьи может служить критерием эффективности не только региональной инвестиционной политики, но и социально-экономической политики региона в целом. Эффективно решить задачу привлечения инвестиций, подразумевающих высокую социальную отдачу, можно только путем повышения инвестиционной привлекательности конкретного региона для потенциальных инвесторов. По нашему мнению, круг показателей, используемый в настоящее время для оценки инвестиционного климата региона, недостаточно детален для адекватного отражения всего комплекса условий, обычно принимаемых во внимание инвесторами.

Основным недостатком вышеописанного подхода к измерению инвестиционной привлекательности регионов является то, что он не учитывает трансформационных процессов региона: масштабы институциональных преобразований, состояние и перспективы проводимых реформ, качество трудовых ресурсов. Ни одна из существующих оценок инвестиционного климата не учитывает социальный капитал как инвестиционную возможность, принимая во внимание лишь количественные характеристики, такие как численность рабочей силы, экономически активного населения, уровень образования. Тщательное изучение подсистем, составляющих инвестиционного климата региона позволило сформулировать собственное видение данного понятия. Как социологическая категория «инвестиционный климат» представляет собой совокупность субъективных и объективных условий осуществления инвестиционной деятельности, которая формируется под воздействием многообразия взаимосвязанных социальных процессов и влияет на принятие инвестиционного решения. Данный методологический подход позволяет рассматривать региональный инвестиционный климат как систему социальных условий функционирования регионального инвестиционного рынка, включающую в себя такие составляющие, как социальный капитал региона, социальные риски и социальная активность.

На региональном уровне инвестиционный климат проявляет себя через взаимодействие органов региональной власти, местного самоуправления, предпринимательских структур, кредитных учреждений, профсоюзов, общественных объединений и других субъектов инвестиционных отношений. Инвестиционный климат является элементом инвестиционной системы (инфраструктуры) региона, которая, в свою очередь, отражает сбалансированность экономических и социальных условий регионального развития. Преимущество такого подхода к изучению категории «инвестиционный климат» заключается в том, что он позволяет учитывать взаимные интересы участников инвестиционного процесса, связь инвестиционного климата с инвестициями в социальную сферу, а также достижение положительного социального эффекта от инвестиционных проектов. Данное рассмотрение инвестиционного климата достаточно субъективно, однако позволяет определить инвестиционную среду, в которой осуществляется инвестиционный процесс. Инвестиционный климат региона рассматривается как комплексная характеристика, состоящая из трех ключевых подсистем: инвестиционный потенциал; инвестиционный риск; законодательные условия.

Инвестиционный потенциал региона складывается из следующих основных частных потенциалов, каждый из которых, в свою очередь, характеризуется целой группой показателей: ресурсно-сырьевого, трудового, производственного, инновационного, институционального, инфраструктурного, финансового, потребительского.

По нашему мнению, при оценке инвестиционного потенциала региона необходимо использовать интегрированный подход, который позволяет наиболее точно определить его совокупный потенциал и выражается в количественной и качественной оценке, учитывающей не только макроэкономические показатели, но и социально-политические факторы. Автором статьи представлено собственное видение совокупного инвестиционного потенциала региона, который следует дополнить такой составляющей, как «социальный потенциал», отражающей социальный капитал региона: демографический, этнический, духовно-ценностный, социокультурный, гражданский потенциалы населения.

Исходя из темы исследования, остановимся на более детальном рассмотрении социального потенциала как элемента инвестиционного климата, определяющего развитие инвестиционного процесса. Категорию «социальный потенциал» мы соотносим с рассмотренным выше понятием «социальный капитал». Этнический потенциал как одна из ведущих составляющих социального капитала региона выделяется в связи с тем, что в настоящее время повышается интерес к анализу этничности региона, обусловленный такими мировыми тенденциями, как глобализация и интеграция. Теоретические и прикладные вопросы этносоциальных процессов тщательно проработаны в трудах зарубежных исследователей К. Каутского, Э. Шилза, К. Гритца, Дж. Ротшильда, Д. Белла, Б. Андерсона, Э. Геллнера, отечественных исследователей С. М. Широкогорова, Л. Н. Гумилева, Ю. В. Бромлея, З. В. Сикевича, В. С. Малахова, В. А. Тишкова, Ю. В. Арутюняна, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколова.

Безусловно, этническая структура имеет важнейшее значение в формировании и функционировании региона. Она играет важную роль в определении состава и соотношения групп, способов расселения, демографических показателей, а также влияет на отраслевую структуру региона. Гражданский потенциал представлен уровнем развития гражданского общества и общественных институтов в регионе. Таким образом, социальный капитал, выступая важным условием функционирования гражданского общества, представляет собой основу социально-экономического развития региона и, следовательно, привлечения инвестиций. Конкретизация оценки инвестиционного климата, как правило, происходит уже в ходе реальных контактов инвесторов с региональной средой. Современное общество переживает важный исторический этап перехода от индустриальной эпохи к новому постиндустриальному обществу, которое принято называть информационным.

В политической и социальной сфере новые формы коммуникации создают предпосылки развития институтов и организаций гражданского общества. Влияние информационных технологий на социальную организацию выражается в следующем: использование новых средств коммуникации принципиально снижает издержки передачи информации, упрощается и стремительно ускоряется процесс создания географически распределенных социальных групп (сетей), характеризующихся преобладанием неиерархических «горизонтальных» коммуникаций, возможностью общения «всех со всеми». Мы полагаем, что в целях повышения инвестиционной привлекательности региона необходимо формирование системы интегрированных коммуникаций. Такая система должна объединить всех субъектов инвестиционной деятельности региона: государственные и муниципальные власти, потенциальных и реальных инвесторов, институты гражданского общества и других заинтересованных лиц. Система интегрированных коммуникаций в инвестиционной сфере представляет собой единый комплекс, объединяющий участников инвестиционной деятельности, каналы и методы коммуникации на уровне региона. Интегрированные коммуникации будут способствовать достижению коммуникационных целей, направленных на установление и поддержание определенных взаимоотношений самого государства, субъектов инвестиционной деятельности и институтов гражданского общества и других заинтересованных лиц в рамках инвестиционного процесса. Институты гражданского общества, в данной коммуникационной системе выступая трансляторами общественного мнения широких слоев населения, должны отстаивать и защищать инвестиционные интересы общества, привлекать внимание к социальным проблемам, требующим инвестиционных вложений, поддерживать реализацию социально эффективных инвестиционных проектов.

Мы полагаем, что наиболее важную роль в формировании инвестиционной привлекательности региона играют следующие общественные организации: Общественная палата РФ, экологические движения, ассоциации и союзы предпринимателей, национальные объединения. Таким образом, автором статьи актуализировано рассмотрение инвестиционного климата как социального явления с применением комплексного подхода к его изучению. Положительная инвестиционная политика на уровне региона будет способствовать формированию инвестиционного климата, создавать предпосылки для привлечения социально ответственных инвестиций и обеспечения устойчивого социального развития региона.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: