Сущность социальной политики.




Основными принципами проведения социальной политики являются:

1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

2) обеспечение помощи самым бедным семьям;

3) выдача помощи на случай безработицы;

4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы;

5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

6) проведение активной политики, направленной н обеспечение квалификации.

Следуя статье 25 Декларации прав человека, современное правовое государство должно гарантировать право на такой ур вень жизни, который учитывает обеспечение людей едой, одеждой, жилищем, медицинским обслуживанием, которое необходимо для поддержания здоровья, и права на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости или других способов к существованию при независимых от человека обстоятельствах.

 

2. Экономическая функция социального обеспечения.

 

Ее сущность заключается в том, что государство использует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределения части валового внутреннего продукта, тем самым оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ (пенсий, пособий, компенсации, социальных услуг и др.) вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков. Реализация экономической функции конкретно воплощается в перераспределении валового внутреннего продукта путем аккумуляции финансовых средств в целевых источниках (во внебюджетных фондах социального страхования, в федеральном бюд­жете, в бюджетах субъектов Федерации, фондах социальной поддер­жки населения).

Социальное обеспечение связано с общественным производством, влияет на него. Это влияние составляет его производственную функцию. Выражается оно в том, что право на многие виды социального обес­печения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд. По мере все большего воплощения в жизнь принципов социального страхования это влияние будет возрастать, поскольку усилится сти­мулирующее значение социального обеспечения для повышения про­изводительности труда и профессионального мастерства работающих. Социальное обеспечение способствует также своевременному выводу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться. Его влияние на общественное производство далеко не исчерпывается рассмотренным выше.

Социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков (болезни, инвалид­ности, старости, смерти кормильца, безработицы, бедности) путем предоставления различных видов материального обеспечения, соци­альных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. С помощью социальной функции осуще­ствляется и реабилитационное направление социального обеспечения, целью которого является восстановление (полностью либо частично) полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучать­ся, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать и т. д.

Политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направ­ления социальной политики. Конституция РФ (ст. 7) закрепляет положение о том, что Россия — социальное государство, политика ко­торого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охра­няются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная под­держка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожи­лых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Социальная политика как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных поло­жений осуществляется главным образом через систему социального обеспечения. Так, в 1999 г. Федеральным законом введено новое ос­нование для предоставления социального обеспечения в виде государ­ственной социальной помощи — бедность. Появился, следовательно, новый субъект социального обеспечения — граждане, имеющие ду­шевой доход ниже прожиточного минимума.

От того, насколько эффективно социальное обеспечение выпол­няет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Социальная напряженность в обществе на современ­ном этапе свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения не отвечает потребностям населения.

Демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические про­цессы — на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости и др. Так, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, приведший к резкому сокращению потребления пенсионеров, стал причиной высокой смертности лиц пожилого возраста. Отсутствие эффективной системы социальной помощи семье с детьми безусловно повлечет существенное снижение рождаемости в стране и т.д.

Наряду с рассмотренными выше функциями социального обеспе­чения некоторые специалисты указывают и на другие. В. Ш. Шайхатдинов обосновывает еще и духовно-идеологическую функцию социаль­ного обеспечения, в составе которой он выделяет: идеологическую, моральную и социально-психологическую подфункции.

Государственная система социального обеспечения, как уже гово­рилось, явление многоаспектное. Это не только комплекс социально-экономических мер, гарантирующих гражданам социальную поддер­жку, но и комплексное правовое образование, объединяющее группы норм, которые относятся по видам регулируемых общественных от­ношений к различным отраслям права (финансовому, государствен­ному, административному, праву социального обеспечения). Единая государственная система социального обеспечения, закрепленная в Конституции РСФСР 1978 г. (ст. 24), с распадом Советского Союза пе­рестала функционировать. Россия, обретя государственный суверени­тет, встала перед необходимостью заново создавать общефедеральную государственную систему социального обеспечения.

Комплекс социально-экономических мер как системное образова­ние состоит из относительно самостоятельных элементов — подсис­тем, закрепляющих виды, основания и условия пенсионного обеспе­чения, обеспечения граждан денежными выплатами в форме пособий и компенсаций, а также в виде социальных услуг, предоставляемых бесплатно или со скидкой за счет средств государства либо страховых фондов. Другими словами, в структуре государственной системы со­циального обеспечения выделяются: пенсионная система, система пособий и компенсаций, система социального обслуживания пожи­лых граждан, инвалидов, семей с детьми, безработных. Каждая из этих подсистем должна была создаваться заново.

 

3. Социальная политика в переходной экономике - это комплекс социально-экономических мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д., в то же время проведение этих мер затруднено ограниченными ресурсами, сложившимися чрезвычайными ситуациями и т.п.

Основные черты переходной экономики как особенного ее состояния по сравнению с состоянием той или другой, но определенной ступени обусловлены в целом характером из­менений в этот период. Важнейшая для социальной сферы черта - характерная неустойчивость пере­ходной экономики. Дело в том, что во всякой системе в про­цессе ее функционирования постоянно происходят различные изменения. Но они выступают как своеобразное средство ре­ализации цели, свойственной данной экономике, средство при­ведения ее именно в устойчивое, равновесное состояние.

Реальные условия и задачи переходной экономики тре­буют более конкретного анализа и ответа на вопросы: необ­ходима ли такая ориентация, что она собой представляет, каковы «слагаемые» социально-ориентированной переходной экономики, какими методами может достигаться «настройка» процессов саморегулирования на подобную ориентацию эко­номики. Одна из первых задач социальной ориентации экономики — достижение благосостоя­ния человека. Под благосостоянием, как отмечалось, понимается такой уровень удовлетворения ути­литарных потребностей, который создает необходимые пред­посылки для ощущения большинством общества себя как общества, живущего в состоянии «блага». Более конкретными характеристиками благосостояния является, прежде всего, уровень реального потребления, рас­сматриваемый как по своему минимальному значению, так и по средним величинам, а также уровню разрыва между наиболее высокодоходными и наименее бо­гатыми, или (что точнее для переходной экономики) наибо­лее бедными слоями населения.

Целью социальной политики в России в переходный период являлось разумная политика налогообложения, осуществление активной политики на рынке труда, стимулирования предпринимательской активности, обеспечение социальной защищенности от безработицы и инфляции.

Приоритетным направление социальной политики являлось решение проблемы стабилизации финансирования социальной сферы, в том числе, за счет населения. Именно здесь были наибольшие сложности, поскольку сбор налогов для пополнения бюджета представлял собой трудно разрешимую задачу, так как социально - экономические механизмы и технологии сбора, аккумуляции и перераспределение средств были далеки от оптимальных.

Важное значение в социальной политике приобрел переход от социального иждивенства к социальным гарантиям со стороны государства. Эти гарантии подразумевают: защиту права на труд, обеспечение пособий для уже и еще нетрудоспособного населения, обеспечение личной безопасности граждан, обеспечение нормального уровня жизни за счет доходов от трудовой деятельности и пособий. Ключевое средство в решении этой задачи - развитие отношений самозащиты граждан при помощи государства в различных общественных и экономических формах, среди которых профсоюзы, страховые общества, местные и центральные органы власти, осуществление функции социальной защиты трудящихся.

Эти социальные гарантии подкрепляют систему социального страхования, которая имеет свои собственные задачи: формирование экономической основы обеспечения возмещения страховых рисков; структуризация страховых фондов; расширение гарантий обеспечения страховых выплат; развитие системы добровольного страхования.

Существует четыре внебюджетных фонда в сфере социального страхования: пенсионный, занятости, медицинского и социального страхования.

Но кроме внебюджетных фондов социального страхования, существуют внебюджетные социальные фонды, также подкрепленные гарантиями государства, которые:

· представляют собой элемент рыночного механизма политики доходов и заработной платы, государство косвенно регулирует их деятельность через законодательные процедуры;

· в своей перспективе они должны стать основными организаторами социальных выплат и накопителями средств для них;

· с переходом к рыночной экономике возрастает роль отдельных граждан как плательщиков страховых взносов и расширится круг видов страхования.

Важнейшей задачей социальной политики является предназначенная для конкретных групп населения (адресная) социальная поддержка со стороны государства слабо защищенных слоев населения. Эта задача предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов.

Чем тяжелее экономическая ситуация в той или иной стране, тем больше и громче звучат в ней призывы к социальной защите населения. О такой защите настоятельно просят, ее требуют от правительства. Сложность положения при таких условиях заключена в том, что, если в стране наблюдается экономический спад, снижается производство, уменьшается создаваемый, национальный продукт, то возможности правительства выделять дополнительные средства для социальной защиты населения, крайне ограничены. Нагрузка на государственный бюджет возрастает, правительство вынуждено прибегать к увеличению налогов, в связи с чем снижаются доходы работающих. А это порождает новое социальное напряжение.

В этой ситуации необходимо понимать, что поголовная социальная защита населения от снижения уровня жизни в условиях экономического спада невозможно. Правильнее, обоснованнее говорить о социальной поддержке отдельных слоев, групп населения, наиболее в ней нуждающихся. Это социально уязвимые слои населения, доходы которых ниже прожиточного минимума.

Способом смягчения экономического неравенства служит передача части доходов, изъятых у богатейших граждан, беднейшим группам населения через программы социальной помощи.

· Реформы и развернувшийся экономический кризис обострил проблему бедности, привлекли к ней внимание общественности. Но к сожалению, в России это было неизбежно, из-за реформ экономики после “застоя” на протяжении 60-80 годов.

Никакое государство не в силах само, с помощью законов, выделения средств, оказания государственной социальной помощи, справиться с проблемами социальной экономики. Всегда за чертой, границей официальной, узаконенной, обязательной государственной помощи будут находиться тысячи людей, которым способен эффективно помочь только ближний, непосредственно видящий чужую беду, проявляющий сострадания к бедствующим, нуждающимся, способный глубже всего понять, что же им нужно.


Список литературы:

 

1. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. – 2-е изд., испр. и перераб. – М.: Издательство БЕК, 2002. – 560 с.

2. В. Роик. Социальная защита: содержание понятия // Человек и труд, 11/2000. С. 42-44.

3. Сакс Дж. Рыночная экономика в России: исторические и теоретические предпосылки -М.: «Мосгорархив»,1995 г

4. Социально – трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы / Под ред. Акимова А.К., Волгина Н.А. и др. М.: Молодая гвардия, 1996. – 835 с.

5. Е. Шестакова. Реформирование системы социальной защиты населения в странах Восточной Европы // Мировая экономика и международные отношения, 1/1997. С. 45-53.

6. Экономика. Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. М.: Проспект, 1998. – 792 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: