Прогностический уровень проектирования системы воспитательной работы с учащимися




Опыт работы учебных заведений показывает, что возможности для организации жизнедеятельности учащихся, которая удовлетворяла бы их потребностям, способствовала свободному выбору того вида деятельности, который необходим только в рамках школы, ограничены. Многие коллективы пришли к необходимости создания центра развития личности как образовательного учреждения непрерывного образования и воспитания.

Главной целью его является развитие духовно нравственных начал личности, социального творца путем самореализации человека через свободный выбор тех видов деятельности, которые соответствуют его интересам, потребностям, склонностям.

Подобный вариант можно наблюдать во многих ОУ, что позволяет говорить о тенденции и прогнозировать расширение воспитательной работы, выход ее из стен школы в социум города, что не может не способствовать стимулированию учащихся к включению в реальную самостоятельную деятельность.

Описанные выше четыре уровня проектирования системы воспитательной работы с учащимися могут служить ориентирами для проведения опытно-экспериментальной работы в области воспитания, создания собственных педагогических технологий.

Таким образом, индивидуализация – важнейший принцип воспитания. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование её методов и форм с учётом общего и особенного в личности каждого учащегося для обеспечения гармоничного, целостного её развития (социально - типичного, индивидуально-своеобразного). Эффективность индивидуализации ВП зависит от знания научных основ, от конкретизации задач обучения и воспитания учащихся в данном коллективе, от установления уровня воспитанности каждого ребёнка, от гибкости методики, компетентности, профессионализма и мастерства учителя.

Под руководством известного учёного О.С. Газмана разработана концепция педагогической поддержки, в основе которой лежат следующие нормы педагогического взаимодействия:

а) любовь к ребёнку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;

б) приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканий и панибратства), умение слушать, слышать и услышать;

в) уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребёнка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;

г) ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;

д) признание права ребёнка на свободу поступка, выбора, самовыражения, признание воли ребёнка и его права на собственное волеизъявление;

е) поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа, признание равноправия ребёнка в диалоге и решении собственной проблемы;

ж) собственный самоанализ, собственный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку

Анализ индивидуализации воспитательного процесса в работе классных руководителей показал, что наблюдается:

* разнообразие тематики классных часов, составляемой с учётом предложений и интересов детей,

* создание для учеников ситуации выбора и успеха,

* использование приёмов групповой и индивидуальной рефлексии,

* доброжелательная атмосфера при общении с детьми;

* постановка задач в соответствии с выявленными проблемами в ходе изучения воспитанности обучающихся,

* использование в работе портфеля личных достижений – Портфолио,

* система диагностических исследований личности.

Однако, в деятельности учителей по обеспечению процесса развития индивидуальности ребёнка существуют нерешённые проблемы:

* не всегда процесс воспитания связан с реализацией базовых потребностей детей,

* наблюдается однообразие приёмов и методов педагогической поддержки ребёнка и процесса его развития,

* при проведении урочных и внеурочных занятий педагоги недостаточно умело опираются на субъектный опыт детей,

* не все классные руководители владеют технологией эффективной помощи ребёнку в решении личностно значимой проблемы,

* на достаточно низком уровне составлены планы индивидуальной работы с детьми,

* не составляются индивидуальные программы роста учащихся, индивидуальные траектории развития одарённых учащихся

П.П. Блонский говорил: «Хороший учитель отличается от плохого тем, что он умеет видеть индивидуальные особенности детей; для хорошего учителя все ученики разные, а для плохого – одинаковые».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: