Если мы обратимся к определению слова семья, то узнаем, что это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми; малая группа, члены которой связаны между собой брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Исходя из этого целевой смысл родительства – рождение и воспитание детей. Потому что только с рождением ребенка рождается собственно семья.
В дословном переводе термин «перинатальный» - означает околородовый. Значит занимающий период беременности, родов и раннего послеродового периода. Действительно молодая семья проходит схожие этапы. И каждый этап, как ступенька лестницы, очень важен. На сегодняшний день подрастающему поколению дают много знаний, вне зависимости пригодятся ли они им в дальнейшей жизни или нет. Не учат только самому главному: умению строить отношения друг с другом.
Но, далеко не каждый станет великим ученым или руководителем. А вот семью стремится иметь каждый, ибо человек существо общественное и одиночество его тяготит.
Но представление о родительстве формируется в юности, на основе имеющегося у человека опыта. Либо на основе положительного примера своих родителей, либо в контрасте с воспоминаниями о своем «тяжелом детстве». И на данный момент для многих это единственное знание. С теми, кто вырос в дружной, любящей семье проблем нет. А вот те, кто имеет отрицательный опыт семьи родителей, долго не решается создать свою.
Да еще и в социуме престиж семьи незначителен. Важным считается делать карьеру, зарабатывать много денег. А потом, якобы, можно и семью заводить. Но, если для мужчины это закономерно. Он должен обеспечивать семью. То борьба женщины за равноправие породила много проблем. Страдают и те, и другие.
|
В одной старой притче сказано, что бог создал бесполого человека, с огромным количеством разнообразных качеств. Посмотрел на свое творение и понял, что все качества не укладываются в одной личности. Взял да и разделил ее на две половинки, наделив их взаимодополняющими качествами. А чтобы половинки стремились к соединению, сделал их разнополыми и наделил половым влечением. Но так как это половинки единого целого, то изменение качеств одной половинки, влечет за собой изменение и другой. Поэтому маскулинизация женщин и привела к феминизации мужчин. И имеем мы на сегодняшний день много «унисексиков», которые искренне недовольны противоположным полом и мечтают его изменить, не желая понимать, что менять надо в первую очередь себя. Из «унисексика» надо стать мужчиной и женщиной. И перестать играть чужую роль. Вот тогда-то и появится рядом недостающая половинка.
Много лет назад, когда я заканчивала школу, шла речь о том, что скоро появится новый предмет: «Этика и психология семейной жизни». Прошли годы, предмет так и не появился. Зато количество разводов возросло значительно. А дети из неполных семей чаще становятся одинокими родителями. Продолжая тем самым эстафету несчастий своей матери. Потому что в нашей стране при разводе в большинстве случаев ребенок остается с матерью. По данным Госкомстата РФ, каждая шестая российская семья неполная. Но психологические исследования показывают, что при сравнении детей, выросших с отцами и без них, обнаружено, что первые часто имеют пониженный уровень притязаний, повышенный уровень тревожности. У них чаще встречаются невротические симптомы. Позитивные отношения с отцом связаны с такими качествами у детей, как неторопливость, сдержанность, эмоциональная уравновешенность, безмятежность, спокойствие. Отцовская любовь обеспечивает пример родительского поведения детей в будущем, формирование жизненной позиции вообще и поролевых позиций в частности. Любовь отца учит сына и дочь тому, как может проявлять любовь мужчина к детям, к жене и к окружающим. Любовь отца дает ребенку ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщина-мать. Но счастливое общество состоит из счастливых личностей. А опыт родительской любви приобретается человеком в процессе взаимодействия с собственными родителями. И душа малыша идет в пространство любви его родителей. Так почему же мы удивляемся, что возникли проблемы с зачатием? Там, где есть проблемы с пространством любви, не может не быть проблем с зачатием.
|
Да, спасибо медицине с ее новейшими технологиями ЭКО, многим помогает. А вы знаете, что приживается только 30% эмбрионов? Мало сделать тело, надо, чтобы душа захотела в этом теле жить. А для этого необходимо пространство любви.
Также как писать и читать, надо учить юношей и девушек умению общаться друг с другом. Умению любить и с любовью вить свое гнездышко. Быть настоящей женщиной и настоящим мужчиной. Мы очень разные: мужчины и женщины, юноши и девушки. Психолог Игорь Калинаускас нашел более 100 различий между нами. Но именно различиями мы и интересны друг другу. Надо только научиться слушать и слышать. Научиться грамотно строить свою личную жизнь. Мой дом – моя крепость, но только тогда, когда в нем живут единомышленники.
|
Я часто общаюсь с молодыми. В большинстве своем это чистые, честные, открытые люди. Им просто не хватает знаний. Знаний как строить отношения с противоположным полом, чтобы всем было хорошо. Все были счастливы.
К сожалению, в своем стремлении разрушать мы потеряли очень много. У наших предков славян были замечательные обычаи и обряды, помогающие юношам и девушкам выстраивать свое пространство. Тогда у молодых не было вопросов о роли мужчины и женщины в семье. Сейчас у юношей и девушек даже из полных семей не все гладко с распределением ролей, что же говорить про детей из неполных семей.
Также как законы общества, существуют вселенские законы. И незнание этих законов также не освобождает от ответственности. По незнанию их часто нарушают. Что ведет к ухудшению качества жизни. Знаете вы теорию Перинатальных Матриц Станислава Грофа или не знаете, она все равно работает. И малыш как рождается, так и живет.
Вот поэтому и необходимо помогать молодой паре строить семью. Задолго до рождения малыша. Сначала они должны стать двумя половинками единого целого и создать пространство любви. Научиться жить в отношениях «брать-давать». Ведь до этого, они находились в ипостаси ребенка, и брали от родителей, ничего не давая взамен. Теперь в новом для себя качестве взрослого человека они учатся строить взрослые отношения, основанные на доверии и любви. Ибо, где нет веры, там нет любви. И только потом, став парой, можно задумываться о родительстве, как о следующей ступени развития.
Тогда в это пространство можно «звать» душу малыша. Ведь от мотивации к беременности зависит, какая душа придет. Если женщина беременеет из меркантильных побуждений, то придет меркантильная душа. Что ж тут удивляться? А таких мотиваций 24%. А вот беременность ради ребенка сохраняется всего в 6% случаев. Но, любая другая мотивация к сохранению беременности притягивает сложные, проблемные души. Ведь душа малыша выбирает себе пару родителей, которая позволит ей познать тот опыт, ради познания которого она пришла в этот мир. А проблемные души трудно приходят в этот мир. Это часть их задачи, полученной от господа. Такие души всю жизнь несут в себе травму рождения, страдают сами и обрекают на страдания родителей. Потому что родители не могут быть счастливы, если страдает их ребенок.
Хотите иметь здорового, жизнерадостного, успешного ребенка? Будьте чисты в своих помыслах. Рожать ребенка стоит только тогда, когда именно вы хотите его иметь. Когда вы готовы стать проводником души в этот мир. Ведь родители дают только тело. Высшая ступень развития личности – это родительство. Это отношения «давать, ничего не прося взамен». Ребенок ничего не должен своим родителям. Потому что он не просил себя рожать. Это вы решили стать родителями, поэтому ответственность за это несете вы. А вот помочь паре осознать все это задача специалистов, которые обязательно должны быть рядом. Тогда и количество разводов уменьшится, и семьи будут гармоничнее, и дети счастливее.
Самый большой процент разводов приходится на первый самый трудный год жизни малыша. С рождением ребенка мужчина приобретает много неприятностей (дополнительные материальные заботы, бытовые обязанности, уменьшение внимания со стороны жены, нарушение сна и т.п.) и практически никаких удовольствий. Однако экспериментально доказано, что психологически подготовленные отцы охотно любуются новорожденными, испытывают физическое удовольствие от прикосновения к ним и практически не уступают женщинам в искусстве ухода за ребенком. Правда, чаще это происходит в отсутствие матери, так как мужчины боятся проявить неуклюжесть и стесняются собственной нежности.
На сегодняшний день растет запрос на квалифицированную помощь в подготовке к беременности, родам и освоении своих родительских функций. Осознанное родительство становится неотъемлемым качеством современных семей и это радует. Осталось объединить усилия медиков и психологов, чтобы получить хорошие результаты. Родители могут дать своему малышу то здоровье, какое у них есть, и физическое, и психическое. А гармоничная личность невозможна без этих двух составляющих.
Одной из важных задач в работе с семьей является формирование и развитие перинатальной культуры, или культуры родительской (в самом широком смысле этого слова), которая поможет вырастить поколение духовно содержательное, относящееся к рождению ребенка как к естественному и радостному событию в своей жизни, а не как к процессу, требующему медицинского вмешательства.
В нашей стране начиная с 1950-х годов репрессивный стиль пре- и перинатальных отношений воспроизводили и поддерживали школы будущей матери, которые открылись в это время при каждой консультации. Эти школы ставили своей целью передачу знаний о внутриутробном развитии. Действительным результатом взаимоотношений женщины с врачом являлись передача ответственности медицине, страх перед родами, утрата интуиции. Ребенок виделся как объект манипуляций. Поведение и чувства матери, направленные на будущего ребенка, складывались в соответствии со стереотипами общественного сознания, которые практиковали раннюю разлуку с малышом и ранний переход к общественному воспитанию в яслях и детских садах. Интимные, индивидуализированные связи между матерью и ребенком не возникали, так как несли в себе угрозу тоталитарному обществу.
На сегодняшний день большинство беременных охвачена «системой», где отсутствует единая методика. А подготовка сводится к ответам врача или акушерки на вопросы, возникающие у беременной. Результатом такой «подготовки» являются эмоциональные и психологические срывы женщин во время родов, высокий процент аномалий родовой деятельности, приводящий к повышению частоты операции кесарева сечения и перинатальных потерь. «Чем больше беременная подвергается факторам, вызывающим тревогу, тем труднее пройдут роды.». - Мишель Оден «Кесарево сечение». Отсутствие установки на грудное вскармливание приводит к резкому укорочению периода лактации, следствием чего является повышенная заболеваемость детей первого года жизни.
Да, система устарела и требует изменения. Врачи женских консультаций загружены таким количеством бумажной работы, что физически не успевают уделять беременной хоть капельку внимания. А мы сетуем на их жестокосердность. Но возьмите учебник акушерства и прочитайте определение родов. «Роды – физиологический процесс изгнания плода из матки…» и ничего о душе. Их так учили, они не виноваты. В Советском Союзе существовал запрет на преподавание психологии в медицинских институтах. В учебнике акушерства статья «Дородовое наблюдение» Дж. Лемье начинается так: «Дородовое наблюдение направлено на профилактику, раннее выявление и лечение болезней матери и плода». Они искренне пытаются отыскать патологию. Потому что процент осложнений в родах растет с каждым годом. А здоровье деток ухудшается. «Сегодня мы получаем все больше данных, что стандартное медицинское ведение беременности – малополезная трата огромного количества времени и денег.» - из книги М.Одена «Кесарево сечение». Мишель Оден так и не услышан. А ведь в его клинике в Питивье самые лучшие показатели по всем акушерским параметрам.
Поэтому занятия в клубах беременных необходимы, они позволяют обеспечить устойчивое психоэмоциональное состояние женщин.
А когда занятия проводят медики, которые могут грамотно объяснить беременной непонятный термин, пугающий диагноз, то эффективность подготовки возрастает. Акушерство всегда было и должно оставаться искусством, заключающимся не только в рождении ребенка без травм, но и – что не менее важно – психически здорового.
Наша программа состоит из оздоровительной, образовательной и воспитательной частей. Оздоровительная часть включает в себя гимнастику с элементами массажа, йоги для беременных, занятий в бассейне с выполнением специальных дыхательных и релаксирующих упражнений.
Образовательная часть ставит своей задачей интересно и позитивно подать информацию о физиологии родов и послеродового периода, о психологических изменениях, происходящих в это время. «Тысячелетиями культурная среда диктовала, как надо рожать». И женщины ждут, что мы будем учить их этому. А мы учим их слушать свое тело и отключать неокортекс, как говорит Оден. В последнее время понятие «естественные роды» часто путают с понятием «роды через естественные родовые пути». Разницу этих понятий мы и объясняем. «Ребенок в чреве матери подобен плоду на дереве. Не все плоды на одном и том же дереве созревают одновременно. Плоды, собранные до наступления зрелости, никогда не будут достаточно хороши, а кроме того они скоро портятся».
Воспитательная часть программы предусматривает формирование духовной связи между родителями и нерожденным ребенком, создавая тем самым внешние и внутренние условия для гармоничного формирования перинатальных матриц плода. Предварительные результаты свидетельствуют о том, что физическое и психическое развитие детей от родителей, прошедших дородовую подготовку имеет тенденцию к опережению.
Дети, которые воспитываются внутриутробно, отличаются более крепким здоровьем, общительностью и творческими способностями, быстрее схватывают новую информацию и лучше переносят школьные нагрузки. Среди них меньше невротиков и аллергиков. Пары, которые налаживают контакт с ребенком до рождения, позитивнее воспринимают приобретение новых социальных ролей.
А еще мы даем психологическую поддержку нашим беременным в самые трудные последние дни беременности и первые дни после выписки из роддома. В древности повитуха первый месяц жила в доме родильницы (особенно первородящей), беря на себя все работы по дому и хозяйству. Сейчас на первый план выходят не физические заботы (спасибо техническому прогрессу), а психологический климат. Слишком еще сильны традиции репрессивного воспитания тоталитарного общества.
По статистике полностью готовыми к материнству оказываются 27% женщин, низкий уровень готовности у 23 %, а у 50% средний. И если у женщин, готовых к материнству присутствует образ матери принимающей, отзывчивой, способствующей развитию и обучению ребенка, разделяющей его самостоятельную ценность. То у неготовых к материнству женщин ярко прослеживается сверхценность ребенка и невыраженность таких качеств, как принятие, отзывчивость и стремление к развитию малыша. Младенцы матерей с высоким уровнем психологической готовности в последующем отличаются яркой эмоциональностью, открытым и доброжелательным отношением к людям, высокой любознательностью. Дети же мам, с низким уровнем готовности с большим трудом вступают в контакт с посторонними, слабо владеют речью, плохо умеют играть.
Потребность в родительской любви – одна из наиболее сильных и длительных потребностей человека. В родительской любви нуждается ребенок любого возраста, так как она обеспечивает наличие у него чувства безопасности, психологическую защищенность, учит любви, нравственному поведению, выступает как источник жизненного опыта. Недостаток любви в ранние годы жизни влечет за собой эмоциональное недоразвитие человека. Такие люди личностно незрелы. Таким образом, родительская любовь выступает как часть воспитания, способствующая развитию человека как личности, полноценного члена общества, способного создать счастливую семью. Родительские чувства отличаются большой пластичностью. Они гораздо сильнее зависят от воспитания, чем от истинного предрасположения. Понятие «родительская любовь» эволюционирует, наполняясь в каждый исторический период в различных обществах и культурах качественно различным содержанием. Отсюда и перекосы.
Любовь матери безусловна, она любит ребенка таким, каков он есть. Любовь отца более условна и взыскательна, он гордится реальными достоинствами и успехами ребенка. Ребенку же необходимы обе стороны родительской любви. Ему важно, чтобы его объективно оценивали за реальные жизненные достижения и не менее важно, чтобы его безусловно принимали.
Семья становится по-настоящему ячейкой с рождением малыша, который видимо для окружающих, объединил этого мужчину и эту женщину. Но став родителями, они должны правильно расставить приоритеты, чтобы родительство строилось не в ущерб партнерству. Основным в семье все равно остаются партнерские отношения. Важно, чтобы любовь отца к ребенку проходила через мать, а любовь матери делала такой же крюк через отца. Тогда энергия распределяется правильно и ребенку комфортно. И отец не чувствует себя третьим-лишним. Материнская и отцовская любовь не должна препятствовать взрослению ребенка, не должна извлекать выгоду из его беспомощности. Одной из основных задач родителей должно быть стремление к тому, чтобы их ребенок стал самостоятельным и в последствии отделился от них.
Мы в нашем центре накопили определенный опыт работы с беременными и пришли к выводу, что надо найти компромисс между медициной и психологией. Учитывая, что в обществе до сих пор сильны стереотипы и психологов путают с психиатрами, которых на всякий случай боятся. Мы медики получили психологическое образование, соединив тем самым в своем лице знания о теле и знания о душе. Эти знания обогатили нас и дали нам возможность еще более грамотно помогать людям. Уравновесить медицинские и психологические аспекты.
К нам приходят очень разные беременные и очень разные пары. И к каждой из них мы находим индивидуальный подход и даем то, что именно нужно данной конкретной беременной или паре с ее точки зрения. У нас есть возможность индивидуально подобрать расписание занятий, нагрузку, объем лекционного материала. Группы небольшие и каждая на виду. Мы опекаем пару до тех пор, пока мы ей нужны. Наша задача, чтобы психоэмоциональное состояние беременной было позитивным. Ведь на химическом уровне гормон тревожности – адреналин является антагонистом гормона родов – окситоцина. Напуганные женщины трудно и долго вступают в роды. И самая главная наша задача это недопустить. Нейтрализовать пагубное влияние окружающих. Как важно знать, что в любое время суток, с любым (даже самым нелепым) вопросом можно обратиться к своей акушерке и получить грамотный, аргументированный ответ. Для многих важно услышать на том конце: - «Вы молодцы и все делаете правильно. А трудности – они временны». Такая поддержка дорогого стоит.