Как подготовиться к игре.




Маджонг для чайников.

Андрей «DRDR» Тимошин.

 

 

 

Или как правильно НАЧИНАТЬ учиться играть в Маджонг на четверых

(гонконгсий, китайский спортивный, американский, риичи и далее)


Часть первая, необязательная.

Краткий экскурс в историю, а также вглубь веков и вширь сущностей.

Если тебе не терпится сесть и уже начать играть – открывай следующий раздел. Здесь я буду жевать сопли предыстории, это раздел для зануд.

Ты еще здесь? Занууууда!

Первое и главное. Маджонг как игра – это не тот пасьянс для детей, изобретенный Локардом, к которому привыкло 99% любителей компьютерных игрулек и приложений на телефон. Хотя, там и используются те же самые кости. Мы же не называем карточные пасьянсы покером или таро только потому, что используем там ту же колоду?!

Маджонг – это азартная игра на 4 игроков. Есть вариации для 3 и 2 игроков, но канонический Маджонг играется вчетвером. Игра не столь древна, как гласят некоторые легенды. Никакой Конфуций в неё не играл. История не знает следов ничего похожего на Маджонг до 19го века. Лишь в 20м веке игра распространилась по другим странам.

Хоть изначально Маджонг и был создан в Китае, на сегодняшний день в России и вообще в мире огромную популярность набирает Риичи-Маджонг, или Рити-Маджонг (или Японский Современный Маджонг). Потому что японцы сильно переработали и дополнили правила. Игра стала более сложной, т.к. произошёл перевес от везения в сторону расчёта и стратегии. Японцы – они за идею. За что их и люблю.

Обратная ерунда произошла в Америке. Там всё за бабки, вы знаете. Даже фамилия у виновника торжества – Джозеф Бабкок. Хаха, ну и фамилия! Он ввёз игру в Америку, выпустил свод правил на английском, зарегистрировал игру на себя под названием Маджонг с целью монополии и давай продавать направо и налево. Другим американским дельцам стало завидно, и они начали выпускать похожие игры с похожими правилами, но под другими названиями. Сначала волна накрыла страну на правах нового национального помешательства. Потом появилось слишком много противоречащих друг другу правил и вариаций выигрышных рук. Чтобы как-то удержать этот хаос был даже создан Свод Правил Американского Маджонга. Но в итоге Америка захлебнулась в разнообразии и нестыковках, и популярность игры поползла вниз. Сейчас есть пара ответвлений чисто американского маджонга, где выигрыш основан на нестандартных руках и неканонических правилах. Но повального распространения в мире они не получили.

В России сейчас ситуацию можно условно поделить на два лагеря. Крупные клубы и организации продвигают Риичи-Маджонг, потому что он умнее. А самоучки и любительские кружки чаще играют по китайским правилам, потому что это проще. Трудно сказать, кого больше. Думаю, что «китайских» игроков больше, но «риичи» лучше организованы и структурированы. Многие, кто начинал с самых простых китайских вариантов, часто в процессе развития приходит к Риичи.

Лично я вообще не делю маджонг на «такой» и «сякой». Садясь играть с друзьями, мы оговариваем правила, условия, комбинации и прочие нюансы. Выбираем «как мы хотим сыграть сегодня» - и играем.

 


Часть вторая, базовая.

Сели и поехали.

Врубиться в Риичи-Маджонг самому, с нуля, только читая правила - дело для гениев, вундеркиндов и полиглотов. И с китайским-то начинают потеть подмышки, когда открываешь свод правил, а тебе в течение первых нескольких страниц объясняют, как скинуться на кубиках, как правильно сесть за стол, как распределить ветры, как строить стену… Мама дорогая!

Да у меня за 10 минут объяснений и одну пробную партию «в-открытую» начинают играть любые взрослые и дети в возрасте от 6 лет. Почему? Потому что начинать надо проще. 90% процесса игры в Маджонг описывает 10% текста правил. Все остальные разделы и главы – это описания нюансов, мелочей, схем подсчёта очков, перечня нетривиальных комбинаций и прочей ерунды, которая, к тому же, еще и разная в разных вариантах Маджонга. Мы вернёмся к этому потом. А пока будем постигать всё по этапам.

И первым этапом будет база.

Что надо знать о Маджонге, чтобы сесть и начать играть? Всего четыре вещи:

- какие есть кости

- как подготовиться к игре

- как ходить и какие собирать комбинации

- когда заканчивается партия (условия победы или ничьей)

 

Кости.

В подавляющем большинстве Маджонгов мира их 136. Это:

- кости номиналом от 1 до 9 трёх мастей: бамбук, камни, символы (иероглифы).

- кости драконов трёх видов: зеленый, красный, белый.

- кости ветров: север, юг, запад, восток.

Каждой кости по 4 штуки. Проблемы вначале возникают только с тем, что очень часто единичку бамбука обозначают птичкой, люди путаются. И с тем, как запомнить номинал костей символов. Но тут всё решается очень просто. Пишешь шпаргалку, и через несколько партий уже помнишь все символы наизусть. Для самых нетерпеливых есть наборы, где иероглифы дублируются арабскими цифрами и латинскими буквами.

Как подготовиться к игре.

Я про упрощённый вариант «чтобы врубиться».

Сваливаете все кости в кучу рубашкой вверх, перемешиваете, садитесь вокруг вчетвером и раздаёте каждому по 13 костей. Можно втроём, вдвоём уже скучно, но на этапе «понять азы» тоже сойдёт. Решаете, кто первый ходит, и в какую сторону сменяться. В Маджонге традиционно играют против часовой стрелки, но, в сущности, КАКАЯ РАЗНИЦА??!!

Ход и комбинации.

Вот тут почитать надо будет немножко и кое-что запомнить, но ты справишься, я в тебя верю!

В свой ход игрок добирает одну кость (14ю) и в некоторых случаях объявляет, что собрал какую-то комбинацию. Потом сбрасывает одну кость, чтобы на руке снова осталось 13. Сброс лицом кверху – все должны видеть, что сброшено. Потом ходит следующий. Если в свой ход удалось собрать полную выигрышную руку, то игра останавливается.

Добрать руку чаще всего можно из лежащих в куче нетронутых костей. Которые рубашкой кверху. Если ты всё-таки заморочился и сложил их в стену – то из стены. Далее я буду использовать термин «из стены», даже если это просто куча. Просто «из кучи» звучит так себе.

В ряде случаев можно претендовать на последнюю сброшенную кость, но об этом чуть ниже.

Одна комбинация – это либо 3 одинаковых кости, либо 3 кости одной масти с последовательным номиналом. 3 одинаковых кости называются Пон или Понг (китайцы и японцы произносят чуть по-разному). 3 последовательных кости, например, 5-6-7 камней, называются Чи или Чоу.

Понг можно собрать из вообще любых костей. Ветров, драконов, троек бамбука и так далее. Если у тебя на руке для Понга не хватает одной кости (т.е. есть две одинаковые) и тут кто-то из игроков в свой ход сбрасывает именно её, ты вправе объявить Понг вне очереди и забрать эту кость. Но тогда собранный Понг ты обязан выложить перед собой так, чтобы все его видели: он называется Открытым Понгом. Его ты уже не вправе менять. С одной стороны, это приблизило тебя к победе. С другой – дало соперникам какую-то информацию о тебе. После этого ты традиционно сбрасываешь одну лишнюю кость, и ходит следующий игрок. То есть если ты объявил открытый Понг вне очереди, то кто-то вполне может из-за этого пропустить свой ход. Мир жесток, справедливость – миф.

Если Понг образовался у тебя сразу в начале игры или из вытянутой со стены закрытой кости (не из сброса), то объявлять его не нужно. Ты тихо и молча хранишь его в руке и собираешь себе другие комбинашки. К тому же, может оказаться, что тебе будет выгодно перераспределить эти кости для других комбинаций. А с открытым так поступать уже нельзя.

Чоу тоже бывает открытый и закрытый. Закрытый – если он образовался в руке сразу или после добора закрытой кости со стены. Открытый – если ты собрал последнюю третью кость из сброса. Всё как с Понгом, но есть два нюанса:

- для открытого Чоу можно брать сброс только от предыдущего игрока. Вне очереди нельзя!

- при спорной ситуации, если сброшенная кость нужна одному игроку для Чоу, а другому для Понга, приоритет имеет Понг.

Эй, умники скажут «а как же комбинация из 4 костей?». Но я отвечу «имейте терпение». Мы ж с чайниками работаем. С нуля. Поэтому пока про них ни слова. Тссс!!!

Конец игры.

Игра заканчивается либо при чьей-то победе, либо при ничьей.

Победа наступает тогда, когда один из игроков собрал «выигрышную руку», которая как раз и называется Маджонг. Выигрышная рука состоит из 4 комбинаций (Чоу или Понг) + пары (двух любых одинаковых костей). Итого как раз 14 костей, т.к. победу мы объявляем, когда уже добрали одну кость, но еще не сбросили другую.

Пара костей, которая закрывает руку при выигрыше, сама по себе не является комбинацией, дающей право что-то взять из сброса. Но если тебе не хватает до выигрыша одной кости, которая образует недостающую пару или недостающую тройку, и вдруг кто-то скидывает эту кость в сброс, то тогда ты имеешь право вне очереди объявить Маджонг и забрать её себе.

Важно знать два нюанса:

- если на сброшенную кость претендуют несколько игроков, то Маджонг по приоритету стоит выше Понга (котрый, как мы помним, стоит выше Чоу).

- если на одну кость претендует несколько игроков, и каждому она нужна для Маджонга, то побеждает тот, чья очередь хода ближе к сбросившему.

Ничья наступает тогда, когда все закрытые кости кончились, а Маджонга никто так и не собрал.

Всё.

Ты не понял? Беги ищи собуты… ээ.. напарников и единомышленников, и можешь садиться играть. Что не стало понятно в процессе чтения, то прояснится в процессе игры, клянусь своим квадратным войлочным ковриком.

Это был раздел с самым упрощённым упрощением, но сейчас тебе надо погонять несколько раз именно такую игру, и когда в мозгу закрепится, что «шестёрка символов похожа на человечка, а девятка – на букву Пи», тогда можешь читать дальше. Или, если ты планируешь играть с маленькими детьми, остановись пока на этом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: