Кодекс деловой этики как средство регулирования отношений в деловом мире




В последние десятилетия этическая сторона деловых отношений как сфера научно-практического знания во многих странах, в том числе и в России, переживает значительный подъем. Ежегодно в мире проходят сотни семинаров и конференций по проблемам этики деловых отношений, регулярно собираются международные съезды и конгрессы, выходят десятки книг и учебников, издаются специальные журналы. В школьные программы, в систему специального вузовского и послевузовского образования вводятся курсы изучения основ общей этики поведения, а также этики деловых отношений. Наблюдается тенденция увеличения количества часов, отводимых на их изучение. Руководители предприятий при отборе персонала и его приеме на работу, а также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли, уделяют все большее внимание вопросам этики деловых и личностных взаимоотношений, учитывая, что понятие "профессиональная роль" включает в себя не только способности к выполнению должностных обязанностей, но и навыки взаимоотношений с внешним окружением. Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма, как отдельного сотрудника, так и организации в целом.

И хотя до сих пор не утихают споры среди ученых и бизнесменов по поводу взаимосвязи этики и бизнеса (соотношение целей и средств их достижения, соотношение личных и общественных интересов, соотношение материальных и духовных ценностей при принятии решений, выбор между краткосрочной выгодой и долгосрочным результатом), о чем свидетельствует целый ряд статей за последние десять лет в периодической печати 1, все же следует признать, что деловое сообщество не только осознает этические проблемы, но и придает им большое значение. Для их решения необходима выработка определенных подходов, установление "правил игры", содействующих успешному выполнению профессиональных задач участниками деловых отношений и согласованию интересов деловой сферы и общества.

Понятие "этика бизнеса" как науки, определяющей эталоны нравственности, позволяющей оценить моральные устои деловых людей и дать установки на их этическое поведение в бизнесе, имеет короткую историю. Известно, что возникло оно в Америке в начале 20-х годов прошлого века, а как самостоятельная часть науки сложилась лишь 20 лет тому назад. И, несмотря на некоторые разногласия, основные этические принципы, основанные на общечеловеческих ценностях, в той или иной степени присутствуют и признаются сегодня справедливыми в различных деловых культурах. Попытка объединить основы восточной и западной деловых культур, выработать общие правила ведения бизнеса, была предпринята руководителями крупнейших национальных и транснациональных корпораций США, Западной Европы и Японии. В 1994 году в швейцарском городке Ко (Caux) была принята Декларацию Ко - "Принципы международного бизнеса". В сжатом виде они сводятся к социальной ответственности бизнеса (создание общественных благ, рабочих мест, повышение уровня жизни клиентов, служащих и акционеров, а также населения в целом); модернизация технологий, методов производства, маркетинга и коммуникаций; повышению доверия к бизнесу; уважению правовых норм и обеспечению равных возможностей в конкуренции; признанию верховенства этических норм (некоторые сделки, разрешенные законом, могут быть неприемлемы с точки зрения морали); содействию свободе многосторонней торговли; уважительному отношению к окружающей среде; отказу от противозаконных действий (взяточничества, отмывания денег, продажи оружия террористам, наркоторговли). Особо выделяются моральные обязательства компаний и предпринимателей по отношению у покупателям, работникам, владельцам и инвесторам, поставщикам, конкурентам и местному населению.

В преамбуле "Принципов бизнеса", в частности, говорится: "Законы и движущие силы рынка являются необходимым, но не достаточным руководством к действию. Фундаментальными принципами являются: ответственность за проводимую политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и интересов тех, кто участвует в бизнесе. Разделяемые всеми ценности, включая обязательство о содействии всеобщему процветанию, так же важны для мирового сообщества, как и для общин меньшего масштаба"2.

Формирование этических норм в деловой сфере затронули туристский и гостиничный бизнес. На Всемирном совещании руководителей сферы туризма по социальным воздействиям туризма (Манила, Филиппины, 23 мая 1997 г.) госпожа Ж.де Рей, президент УФТАА, отметила, что туризм является наилучшим примером глобализации, и выразила мнение, что туристские организации должны попытаться разработать "Глобальный этический кодекс", которому надо будет следовать в коммерческой деятельности и продвижении приемлемого развития туризма. В октябре 1999 года Генеральная ассамблея Всемирной туристской организации на сессии в Сантьяго (Чили) приняла Всемирный Кодекс этики туризма.

Зарубежные фирмы, ставящие во главу угла создание и бережное сохранение своего имиджа, стараются следовать этическим нормам, что выражается, как правило, в соблюдении обязательства этих фирм перед клиентами - покупателями и поставщиками, сотрудниками и даже общиной, где та или иная фирма расположена. Широко известно, например, что во имя того, чтобы предупредить своих более 60 млн. клиентов о дефектах в креплении двигателей автомобилей, купленных у "Дженерал моторс", последняя истратила 3,5 млн. долларов только на почтовые расходы. Японские фирмы гарантируют своим сотрудникам пожизненную занятость и продвижение по службе как по вертикали, так и по горизонтали 3. Становление рыночной экономики в России происходит по схеме периода первичного накопления капитала, характерного для любой страны. Именно в этот период преобладает нарушение этических норм, невыполнение требований важнейших законов экономики. Оно не идёт ни в какое сравнение с опытом зарубежных фирм. На состояние этики бизнеса в России накладывают свой отпечаток многообразные, порой противоречивые, изменения в самых различных сферах жизни страны.

Более точно суть проблемы, на наш взгляд, высветил Патриарх всея Руси Алексий II на одном из собраний молодежи в Москве: "... Общество, в которое вы вступаете (или куда вас приведут события), будет совершенно новым в истории. Я говорю это не ради того, чтобы восхвалять его, а для того, чтобы предостеречь вас. Дело в том, что первый раз в истории создается общество конкурентных экономических отношений в условиях духовного краха" 4. Это в значительной степени определяет природу нашего российского бизнеса.

Сегодня ситуация в России начинает пусть медленно, но меняться. Российские бизнесмены все активнее приобретают новые черты. Постепенно возникает и расширяет свои границы обновленная деловая культура. Происходят кардинальные изменения в этических оценках и подходах наших предпринимателей, многие предприниматели начинают понимать и принимать необходимость отказа от методов недобросовестной конкуренции и иных недостойных форм ведения бизнеса. Это свидетельствует о том, что процесс приобщения деловых людей России к требованиям и условиям современного рынка форсируется, появляется новая основа для выкристаллизации совершенно иной этики бизнеса. Уместно вспомнить слова Генри Форда, который писал: "Вполне естественно работать в сознании, что счастье и благополучие добываются только честной работой. Человеческие несчастья являются в значительной мере следствием попытки свернуть с этого естественного пути". Важным условием быстрого развития бизнеса в России становятся усвоение и соблюдение принятых в мировой практике этических норм, а также приемов их использования.

Первые попытки были предприняты еще в 1990-1991 гг., когда прозвучали предложения разработать Кодекс чести предпринимателя, не получившие особенного резонанса. Зато в последнее время наблюдается настоящий всплеск активности. Только в 1995 г. приняты такие документы, как "Кодекс чести банкира", "Кодекс профессиональной этики российского общества оценщиков", "Кодекс члена Российской гильдии риэлтеров", "Правила добросовестной деятельности членов профессиональной ассоциации участников фондового рынка", "Кодекс рекламной деятельности". Крупное объединение "Круглый стол бизнеса России" предложило "Хартию бизнеса", основной идеей которой является призыв к отказу от применения силы в деловых отношениях. На втором конгрессе российских предпринимателей, состоявшемся в 1995 году, была принята "Хартия бизнеса России".

"Деловые люди России, подписавшие Хартию, - говорилось в ней, -... добровольно принимают на себя следующие бессрочные обязательства, касающиеся этических основ делового поведения и взаимодействия участников Хартии: отказываются от применения или угрозы применения насилия как способа ведения бизнеса; обязуются не прибегать к недобросовестным формам ведения бизнеса, обману и умышленному нанесению ущерба своему контрагенту, фальсификации качества товара или предоставляемой услуги, а также сообщению ложных сведений о себе, своей организации или своих партнерах; считают должным не участвовать в легализации доходов, имеющих незаконное или сомнительное, с точки зрения этики бизнеса, происхождение".

Почти одновременно Торгово-промышленная палата России начала осуществление новой программы "Деловая культура". В 2001 году Национальный фонд "Российская деловая культура" разработал российский кодекс предпринимательской этики "Двенадцать принципов ведения дела в России", в котором изложены принципы личности, профессионала, принципы гражданина России и гражданина Земли. Эти общие этические принципы, по мнению членов фонда, должны быть использованы для выработки организациями собственных этических систем.

В течение двух лет были разработаны и приняты на самом высоком уровне "Моральный кодекс строителя государства" (кодекс поведения для государственных чиновников), "Кодекс корпоративного поведения" и ряд других документов. В Петербурге юристы корпорации "Соверейн венчурз", возглавляемой американским гражданином Мэттью Мюррем, разработали два основополагающих документа об этике ведения бизнеса: декларацию и примерный кодекс. "Декларацию ведения добросовестной деловой практики в Санкт-Петербурге" подписали 97 петербургских компаний.

Однако следует отметить, что этика предпринимательства в России не является чем-то, доселе неизвестным, она имеет свои глубокие исторические корни. Можно сослаться на известные принципы ведения дела в России, выработанные еще в 1912 году и неуклонно ранее соблюдаемые большинством российских предпринимателей. Самые важные среди них такие принципы, как: "Уважай власть; будь честен и правдив; уважай право частной собственности; люби и уважай человека; будь верен слову; живи по средства; будь целеустремленным; будь профессионалом; береги секреты фирмы и честь бизнесмена; предупреждай этические конфликты"5.

Для того чтобы этические принципы, нормы, правила и стандарты, принятые на высоком, в том числе и международном, уровне превратились в реалии деловой жизни, они должны быть включены в процесс принятия решений на всех уровнях управления, а также в практику работы всех сотрудников. В мировой экономике существует семь основных механизмов, посредством которых можно внедрить в практику этические нормы. К ним относятся: этические кодексы, комитеты по этике, тренинг, социальные аудиты, юридические комитеты, службы, рассматривающие претензии граждан по этическим вопросам, изменения в корпоративной структуре. Наиболее часто применяемым механизмом является этический кодекс. Около 90% зарубежных компаний, стремясь поддержать свой имидж в глазах широкой публики и найти линию своего поведения, внедряют этические принципы посредством этических кодексов, которые определяют этическую основу взаимоотношений между сотрудниками организации, а также между её сотрудниками и внешней средой.

На Западе выработке профессионального кодекса чести предпринимателя уделяют давно и много внимания. Один из первых кодексов появился в 1913 году, который предложило своим партнёрам руководство фирмы "J.S. Penny". Кодекс содержал семь принципов ведения дела. Их суть: "Оценивая методы и политику области бизнеса, вспомни известную мудрость - согласуется ли это с понятием правды и справедливости". Необходимость в этих кодексах возникла как альтернатива государственному регулированию деятельности фирм, поскольку последнее по мере развития рыночной экономики все более сокращается, уступая место регулированию экономическому. Следует отдать должное сообразительности американцев, которые первыми оценили тот факт, что экономическое регулирование без соблюдения определенных этических норм дает свободу развитию криминогенной обстановки на рынке даже при высоком уровне государственного законодательства. Так возникла проблема поиска механизма саморегулирования, гарантирующего, что все фирмы будут придерживаться хотя бы минимальных условий деловой этики.

В целях распространения идей и принципов нравственного бизнеса был даже создан так называемый исполнительный руководящий фонд - Executive Leadership Foundation, обнародовавший в 1973 году свой первый документ.

В настоящее время выполнение сотрудниками какой-либо организации норм и правил этики деловых отношений становится ее "визитной карточкой". Этический кодекс вырабатывается на основе существующих в конкретной стране основных правовых актов (Конституция страны, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, законы о налогообложении и т.п.), регламентирующих производственную, коммерческую, правовую, иную деятельность данной организации, а также с учётом сложившихся в данной организации традиций, принятых правил и т. д.

Инициатором выработки кодекса, как правило, выступает руководство организации, которое преследует цели укрепления дисциплины, повышения конкурентоспособности, увеличения доходов. Кодексы деловой этики, как правило, разрабатываются специально созданным органом - комитетом, комиссией, но в некоторых случаях организации нанимают отдельных сотрудников-специалистов для разработки таких документов.

Принимаются этические кодексы на общем собрании коллектива, для того чтобы они воспринимались работниками как свои собственные. Они могут быть приняты и администрацией, но в то же время обязательно утверждены общим собранием или конференцией работников. Обычно они доводятся до работников в виде печатных материалов. Таким образом, каждый работник, подписываясь под кодексом, присягает быть законопослушным и вместе с тем неукоснительно выполнять требования администрации "своей" фирмы. Так, например, представительство компании "Sony" в Москве в соответствии с кодексом "Руководство для сотрудников компании" требует от своих сотрудников "придерживаться самых высоких этических норм, как в пределах, так и за пределами компании".

При поступлении на работу в американскую компанию "Coca-Cola" что каждому вновь принятому служащему вручается экземпляр "Кодекса делового поведения сотрудников компании", который требуется не только тщательно проштудировать, но и в дальнейшем иметь всегда под рукой, твёрдо знать и руководствоваться им в своей работе. При заключении контракта с компанией о своей работе в ней он должен подписать справку о том, что получил экземпляр кодекса, ознакомился с ним, понимает его и согласен выполнять все его требования. Такая справка - условие приема на работу Кодекс требует соблюдение честности и безупречности репутации от своих сотрудников в "соответствии с моральными и правовыми стандартами тех стран, где компания ведёт свои дела".

Американская корпорация IBM, формулируя принципы поведения своих сотрудников, исходит из того, что люди, а не деньги или имущество, являются главным достоянием компании. Проявляя уважение и заботясь о своих сотрудниках, администрация вместе с тем требует от них беспрекословного выполнения своих обязанностей. Они базируются на следующем: каждый человек заслуживает уважения; каждый покупатель имеет право на самое лучшее обслуживание; добиваться совершенства во всём.

Каждое предприятие или организация формируют свою "философию" управления, отражающую уровень управленческой этики и культуры, поэтому по содержанию правила деловой этики могут различаться. Кодексы могут разрабатываться как для организации в целом, в этом случае они содержат общие для менеджеров и для рядовых исполнителей этические правила, так и для определенных функциональных подразделений с целью решения специфических этических проблем. Разнообразны кодексы и по объему - от кодекса на одну страницу "Формулировка деловой этики" корпорации "Exon" до "Этического стандарта" компании "Citycorp", объемом в 60 страниц.

Таким образом, с учётом специфики производства, характера деятельности компании каждый кодекс имеет свои особенности, чем-то отличается от кодекса соседней фирмы. Вместе с тем они в обязательном порядке содержат немало общих положений, принципов, ибо все они нацелены на совершенствование производственного климата, создание гармоничных отношений внутри коллектива, повышение производительности труда, конкурентоспособность фирмы, увеличение прибыли.

Одним из самых ярких примеров тщательно продуманного кодекса является Кодекс деловой этики компании "Coca-Cola", занимающей одно из ведущих мест в мире по производству безалкогольных напитков, реализуемых почти в 110 странах мира 6.

Кодекс разработал и утвердил непосредственно Совет директоров компании. Действие кодекса имеет "силу закона" и распространяется на деятельность всех отделений, в какой бы стране они ни находились, то есть на 25 тыс. человек, занятых в компании. Кодекс состоит из 5 разделов, регулирующих: 1) деятельность по формированию бухгалтерских счетов и отчетов компании; 2) потенциальные конфликты из-за столкновения интересов служащих и компании; 3) взаимодействие компании с государственными учреждениями, официальными лицами, клиентами и поставщиками; 4) поведение сотрудников компании; 5) действия при нарушении кодекса. В первом разделе наибольший интерес вызывает то, что сотрудники представляют свои отчеты руководству, а оно готовит отчеты для акционеров компании, кредиторов, правительственных органов, и других юридических лиц. В кодексе отмечается, что ответственность за соблюдение правил этого раздела не является исключительной ответственностью бухгалтерии или финансовых служб. Все работники, участвующие в заключении коммерческих сделок, готовят финансовые документы. Платежные документы должны быть четкими. Работникам компании не разрешается запрашивать цену больше или меньше установленной. Бухгалтерская служба обязана давать объективную оценку собственной деятельности. Невыполнение этих требований рассматривается как нарушение кодекса деловой этики. Такие же жесткие требования предъявляются к составлению разного рода отчетности.

Во втором разделе главное то, что служащие, представляя компанию "Coca-Cola", должны выступать не как независимые индивиды, а как ее олицетворение. Поэтому служащим запрещено иметь личную заинтересованность в поставщиках компании, делах конкурентов или клиентов, если она вступает в конфликт с интересами компании. Информация о деятельности компании, особенно конфиденциальная, может быть использована только в интересах компании. В противном случае действия служащего квалифицируются как воровство и наказываются вплоть до увольнения. Менеджер по внешним связям отделения компании "Coca-Cola" в России прямо заявил корреспонденту отечественного журнала "Деньги" о том, что никто из сотрудников этой компании, даже самый высший персонал, не даст информацию для прессы, если не получит санкцию менеджера по внешним связям.

В третьем разделе наиболее важными, пожалуй, являются различные запреты. Так, запрещено нанимать госслужащих для оказания услуг, которые "противоречили бы их положению и правилам поведения". Не позволяется получать подарки или специальную оплату в прямой или косвенной форме от чиновников госучреждений, "если в соответствии с местными законами и традициями это считается неприемлемым". Не разрешается при любых обстоятельствах давать, предлагать или принимать дорогие подарки или угощения от поставщика или клиента компании.

Служащие должны отчитываться за каждый аморальный проступок. Любой сотрудник компании, явившийся свидетелем последнего, обязан не только сообщить о нем руководству, но и принять все доступные меры, чтобы предотвратить или исправить вызванные им последствия. Замалчивание также рассматривается как нарушение кодекса деловой этики.

В Совете директоров компании действует ревизионный комитет, в функции которого входит контроль за пунктуальным соблюдением кодекса как руководством, так и служащими компании. Все сведения о нарушениях правил, предусмотрены кодексом, рассматриваются сначала управлением делами и юридической службой. Их задача - дать предложения по устранению последствий нарушения. Эти предложения поступают на рассмотрение главного финансового инспектора и старшего юриста компании, которые, в свою очередь, готовят предложения о мере взыскания и передают все материалы по делу в инспекционный отдел ревизионного комитета Совета директоров. В исключительных случаях, когда проступки служащих не только нарушают правила, установленные этическим кодексом фирмы, но и связанны с нанесением материального ущерба, воровства информации, речь может идти о передаче дела следственным органам и тюремном заключении. Кроме работников компании, кодекс направляется контрагентам, консультантам, государственным чиновникам, которые по долгу службы приходится работать с компанией.

Анализ кодексов этики зарубежных компаний показывает, что основное внимание в них уделяется следующим проблемам: отношения с правительством, отношения с клиентами, конфликт интересов, честность в отчетах. Центральными вопросами в большинстве кодексов являются вопросы, связанные с личными качествами сотрудников предприятия, безопасностью выпускаемой продукции, охраной окружающей среды, качеством товаров и услуг. Деловая этика базируется на уважении интересов не только своей фирмы, но и партнеров, клиентов и общества в целом. Данное правило распространяется также на конкурентов - запрещается наносить им ущерб приемами, выходящими за рамки конкурентной борьбы. Этика выступает за получение благ максимальным числом участников рынка и равные возможности доступа к ним.

К вариантам поведения, обычно запрещаемым этическими нормативами, относятся взятки, вымогательство, недостоверная реклама, нарушение прав собственности, нарушение законов в целом, использование информации, полученной в доверительной беседе, сексуальные домогательства, дискриминация, грубость, появление на работе в алкогольном состоянии, кража собственности организации, разглашение информации, являющейся служебной, коммерческой тайной, использование недостойных методов и услуг и т.д. Очевидно, что невозможно охарактеризовать в кодексе любую этическую проблему, с которой могут столкнуться сотрудники, однако письменные инструкции могут помочь разрешению довольно часто встречающихся этических вопросов.

Фактически все правовые нормы являются отражением этических взглядов. Таким образом, в разных законах, в том числе в гражданском, трудовом, есть нормы, которые имеют четко выраженную этическую направленность. Регулирование моральных отношений, не обозначенных в законодательстве, в организациях происходит при помощи этических норм. Однако принятые правила не имеют статуса нормативного правового акта, и за их нарушение нельзя применять юридические санкции. Средством защиты нормы от нарушения является общественное мнение. Это также могут быть суды чести или подразделения, рассматривающие конфликты. В некоторых случаях, чтобы сделать этические кодексы более действенными, в организациях принимают и определенные дисциплинарные меры, направленные на наказание за нарушение кодекса и поощрение поступков, совершенных в соответствие с правилами этического кодекса.

Несмотря на повсеместное признание кодексов деловой этики, тем не менее, существует и другая точка зрения. По мнению некоторых руководителей, создание этических кодексов требует значительных затрат времени и денег, а результат этической коррекции служебного поведения человека, имеющего жизненный достаточный опыт, далеко не всегда успешны, так как взрослого человека, имеющего опыт за плечами, со своей сформировавшейся системой ценностей и взглядов, трудно переучить. Такие руководители считают более продуктивным путь принятия на работу выпускников учебных заведений, где имелась обширная и разветвленная программа обучения основам этики и этические стандарты уже заложены в сознание (и подсознание) будущего сотрудника как часть мировоззренческого комплекса. И как более эффективный путь решения проблемы предлагают создание собственных деловых школ, школ бизнеса, как систему подготовки специалистов для своих организаций.

Однако следует признать, что перечисленные недостатки не умаляют значения этических кодексов в деловом мире. Более того, существование этических кодексов фирм и обучение деловой этике в школах бизнеса персонала могут прекрасно дополнять друг друга. Особенно большую пользу кодексы делового поведения приносят в организациях, где руководители осознают недопустимость неэтичной практики. Кодексы деловой этики представляют собой своеобразные "путеводители" к правильному поведению, дают общие ориентиры в спорных ситуациях, служат основанием для выработки каждым участником делового процесса собственной личной этической системы, основанной на принципе, который служил девизом газеты деловых кругов дореволюционной России "Биржевые ведомости": "Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: