С биографией В. Г. Распутина вы познакомились дома, сейчас рассмотрим этапы творчества.




Окончив университет в 1959 году, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан — Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».

В 1965 году показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири Владимиру Чивилихину, который стал «крёстным отцом» начинающего прозаика. Среди русских классиков своими учителями Распутин считал Достоевского и Бунина.

С 1966 года — профессиональный литератор, с 1967 года — член Союза писателей СССР.

Первая книга «Край возле самого неба» вышла в Иркутске в 1966 году. В 1967 году в Красноярске была издана книга «Человек с этого света».

В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970), заявив о зрелости и самобытности автора.

Затем последовали: рассказ «Уроки французского» (1973), повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976).

В 1981 году вышли новые рассказы: «Наташа», «Что передать вороне?», «Век живи — век люби».

Появление в 1985 году повести «Пожар», отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя.

В последние годы писатель много времени и сил отдавал общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 году вышли в свет его рассказ «В ту же землю»; очерки «Вниз по Лене-реке». На протяжении 1990-х годов Распутин опубликовал ряд рассказов из «Цикла рассказов о Сене Позднякове»: Сеня едет (1994), Поминный день (1996), Вечером (1997).

В 2006 году вышло третье издание альбома очерков писателя «Сибирь, Сибирь…» (предыдущие издания 1991, 2000).

В 2010 году Союз писателей России выдвигал кандидатуру Распутина на присуждение Нобелевской премии по литературе.

В Иркутской области его произведения входят в региональную школьную программу по внеклассному чтению].

В 2013 году с Виктором Кожемяко опубликовал книгу «Эти двадцать убийственных лет».

В. Распутин — один из самых ярких представителей «деревенской прозы». Все его книги берут свои истоки от любви к «малой родине». Не случайно в повести «Прощание с Матерой» легко прочитывается судьба родной деревни писателя — Аталанки, в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления.
У В. Распутина Матера — и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали это место русские крестьяне, его вполне можно назвать олицетворением русской истории. Но вот надумали построить на реке мощную гидроэлектростанцию. Остров попал в зону затопления. Всю деревню надо было переселить на новый выселок на правом берегу Ангары. Но эта перспектива никак не радует стариков. Главная героиня повести – старая Дарья Пинигина, патриарх деревни, обладающая «строгим и справедливым» характером. Она самая старая из старух, самая благополучная в отношении семьи и детей, самая уважаемая. У Дарьи могучий, несгибаемый характер. К ней тянутся люди, потому что от нее веет силой и уверенностью. Основа сильного характера героини – в чувстве сопричастности со всем, что происходит на Матере. Она винит себя и в том, что землю ее предков затопят. Она пытается уговорить сына и внука перевезти родные могилы, но это не удается, и старуха винит себя и в этом. Дарья и представить себе не может, что уедет жить в город, покинет избу своих предков, которая для нее все равно, что родная душа. Старуха готовит свой дом к смерти: перед сожжением она обряжает его, как обряжают покойника. Смерть не страшна Дарье. Гораздо страшнее для нее предать Матеру, свою основу, свою душу. Поэтому героиня, собрав вокруг себя «единомышленников», остается с островом до последнего, скрываясь вместе с ним под водой. Душа бабки Дарьи обливается кровью. Ведь в Матере не только она выросла. Это родина ее предков. А сама Дарья считает себя хранительницей традиций своего народа. Она искренне верит: «Нам Матеру на подержание только дали... чтобы обихаживали ее с пользой и кормились».
Но ей противостоят горе-новаторы. Чтобы ускорить ход переселения, они пытаются оборвать все корни, связывающие обитателей Матеры с прошлым, лишить их памяти. Прежде всего новоявленные строители попытались снести на острове кладбище.
Размышляя о причинах вандализма, Дарья приходит к выводу, что в обществе стало утрачиваться чувство совестливости: «Народу стало много боле, — размышляет она, — а совесть, поди-ка, та же — вот и истончили ее...» Утрату совести герой В. Распутина впрямую связывает с отрывом человека от земли, от своих корней, от вековых традиций. Здесь ключевое значение имеют раздумья старшего сына Дарьи — Павла и ее внука Андрея. Павлу тяжелей всего. Он разрывается на два дома: нужно уже обустраивать жизнь в новом поселке, но еще не вывезена мать из Матеры. Душой Павел на острове. Ему трудно расстаться с материнской избой, с землей ее предков. «Не больно терять это только тем, — считает он, — кто тут не жил, не работал, не поливал своим потом каждую борозду».
Андрею легче. Он уже смолоду вкусил новое. Его тянет к решительным переменам: «Сейчас время такое живое... все, как говорится, в движении. Я хочу, чтобы было видно мою работу, чтоб она навечно осталась...» В его представлении ГЭС — это вечность, а Матера — уже что-то отжившее. Как он считает, «наша Матера на электричество пойдет». Только в этом ему видится польза родной деревни. В поступках Андрея — путь к духовному одичанию. Ему изменяет историческая память. Уезжая строить ГЭС, он вольно или невольно освобождает место другим своим единомышленникам — уже «пришлым», которые доделывают то, чем пока еще неудобно заниматься уроженцу Матеры, — чуть ли не насильно заставляют людей покидать обихоженную деревню. Главная героиня повести – старая Дарья Пинигина, патриарх деревни, обладающая «строгим и справедливым» характером. Она самая старая из старух, самая благополучная в отношении семьи и детей, самая уважаемая. У Дарьи могучий, несгибаемый характер. К ней тянутся люди, потому что от нее веет силой и уверенностью. Основа сильного характера героини – в чувстве сопричастности со всем, что происходит на Матере. Она винит себя и в том, что землю ее предков затопят. Она пытается уговорить сына и внука перевезти родные могилы, но это не удается, и старуха винит себя и в этом. Дарья и представить себе не может, что уедет жить в город, покинет избу своих предков, которая для нее все равно, что родная душа. Старуха готовит свой дом к смерти: перед сожжением она обряжает его, как обряжают покойника. Смерть не страшна Дарье. Гораздо страшнее для нее предать Матеру, свою основу, свою душу. Поэтому героиня, собрав вокруг себя «единомышленников», остается с островом до последнего, скрываясь вместе с ним под водой.
«Пришлые» убеждены, что несут островитянам благо, но пока не осознанное жителями Матеры. С какой решительностью они готовы претворить в жизнь свои планы! Только вот итог плачевен. С карты Сибири исчезло целое селение, а вместе с ним — уникальные традиции и обычаи, которые на протяжении многих десятилетий формировали душу народа, его неповторимый характер.
Не случайно сразу же после журнальной публикации повести «Прощание с Матерой» В. Распутин говорил журналистам: «Не стоит обольщаться — нам уже не вернуть многие добрые традиции. Теперь речь идет о том, чтобы сохранить оставшиеся, не отказываться от них с той же легкостью и бесшабашностью, как это было до недавних пор». Этому — спасению земли, жизни, исторических традиций — посвящены творчество и общественная деятельность писателя.

Задания:

Прочитать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: