Методические указания
К практическому занятию №3
ПМ 01 Проведение профилактических мероприятий
МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение
специальность: «Лечебное дело»
Тема: Роль семьи в жизни человека
Составила:
преподаватель Е.Г. Макурова
г. Кыштым
Практическое занятие №3
Тема: Роль семьи в жизни человека
Мотивация изучения темы
Методические указания по теме: «Роль семьи в жизни человека» является вспомогательным пособием для освоения обучающимися профессионального модуля ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение.
На изучение и освоение обучающимися данной темы в учебном плане отводится 2 часа практических занятий.
Методические указания призвана в помощь студенту при изучении нормативных документов, семейного законодательства и глобальных понятий в системе общечеловеческих взаимоотношений и ценностей.
Может быть использована, не только в ходе учебных занятий, но и во внеаудиторной самоподготовке к занятиям. Содержит теоретический блок и разноплановый и разноуровневый материал для самоконтроля и закрепления изученного материала (контрольные вопросы, тесты, задания). Способствует развитию у студентов интереса к вопросам семьи и брака вне рамок образовательной программы, проявлению склонности к самостоятельному поиску дополнительной информации для активной пропаганды института семьи среди молодежи, активного участия в решении демографических проблем в стране.
Цели изучения темы
После изучения данной темы обучающиеся узнают об основных нормативных документах, регламентирующих семейное право, определение типа семьи, ее структуры, ценностей и характеристик. Смогут проводить санитарно-просветительную работу среди населения по вопросам планирования семьи, ответственности членов семьи и сохранения семейных традиций и ценностей.
цели занятия:
Определение типа семьи, ее структуры, ценностей и характеристик. Смогут проводить санитарно-просветительную работу среди населения по вопросам планирования семьи, ответственности членов семьи и сохранения семейных традиций и ценностей.
По окончанию занятия студент должен:
знать:
1. современные представления о здоровье в разные возрастные периоды, возможные факторы, влияющие на здоровье, направления лечебной деятельности по сохранению здоровья;
уметь:
1. обучать население принципам здорового образа жизни
2. проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические мероприятия
Ход самостоятельной работы (основы ориентировочных действий)
№ | Последовательность действий (что делать) | Способ действия (как делать) | Чем воспользоваться | Время работы |
Изучить материал по теме: «Роль семьи в жизни человека». Законспектировать учебный материал в рабочую тетрадь. | Изучите материал по теме: «Роль семьи в жизни человека». Законспектируйте учебный материал в рабочую тетрадь. | Приложение №1 | 30мин. | |
Ознакомиться с афоризмами известных людей. | Ознакомьтесь с афоризмами известных людей. | Приложение №2 | 5 мин. | |
Составить несложный кроссворд на тему родственных отношений. | Составьте несложный кроссворд на тему родственных отношений. | Приложение №3 | 20мин. | |
Закрепить материал по теме с помощью заданий для самоконтроля. Ответить на задания по самоконтролю. Оцените свои ответы друг у друга. Выставите оценку. | Закрепите материал по теме с помощью заданий для самоконтроля. Ответьте на задания по самоконтролю. Оцените свои ответы друг у друга. Выставите оценку. | Приложение№4 | 20 мин. |
Литература
Основная:
1. Крюкова Д.А., Лысак Л.А., Фурса О.В. Здоровый человек и его окружение – Ростов – н/Д, 2017г.
2. Волков С.Р., Волкова М.М. Проведение профилактических мероприятий. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. – М.: Авторская академия, 2015.
Дополнительная:
1. М.В. Дзигуа, Е.А. Лунякина. Сестринское дело в акушерстве и гинекологии: Учебное пособие. – М: АНМИ, 2013.
Домашнее задание
Знать конспект лекции.
Уч. Крюкова Д.А., Лысак Л.А., Фурса О.В. Здоровый человек и его окружение – Ростов – н/Д, 2017г.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов |
№ | Тема самостоятельной работы | Методическое обеспечение | Количество часов | Форма (вид) самостоятельной работы | Методические указания | Контроль и примечание |
Роли семьи в жизни человека | Уч. Крюкова Д.А., Лысак Л.А., Фурса О.В. | Создание презентации | Оформить грамотно, красочно и иллюстрировано в виде презентации. (№10 слайдов) | Сдать на проверку Использовать на уроке. |
Приложение №1
Изучите материал по теме. Законспектируйте учебный материал в рабочую тетрадь.
Самостоятельная работа студентов
Понятие семьи.
«Семья» - термин, широко используемый в законодательстве. Понятие семьи имеет социальный, а не юридический характер. В связи с этим в правовых актах понятие семьи связано с установлением круга лиц, образующих ее состав. Установление же круга членов семьи, в свою очередь, зависит от того, какое содержание вкладывается в понятие «член семьи». Планирование семьи является важной государственной проблемой с точки зрения сохранения репродуктивного потенциала населения и рождения здорового потомства. Основным принципом создания семьи является добровольное решение супружеской пары по планированию семьи, которое может быть правильным только в том случае, если пара будет проинформирована о важности принятия такого решения и методах предупреждения нежеланной беременности. Важнейшие вопросы планирования семьи (какое количество детей хочет иметь семья, через какое время они должны рождаться и т.д.) играют важнейшее значение в дальнейшем благополучии семьи. Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейнобрачное состояние. Основу семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной в тех или иных формах, санкционированных обществом. Отношения в семье предполагают отношения между мужем и женой, родителями и детьми, что придает семье характер важнейшего социального института. Сущность семьи выражается через такие понятия, как функция семьи, ее структура и ролевое поведение ее членов.
Семья, брак. Типы семьи. Функции семьи.
В соответствии с классическим определением, приведенным в Большой российской энциклопедии и Большом энциклопедическом словаре брак определяется как «семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и детям». Иными словами, брак является юридически оформленным, свободным и добровольным союзом мужчины и женщины, направленным на создание семьи и порождающий взаимные права и обязанности. Условия и порядок вступления в брак, его прекращения и признания недействительным устанавливает семейное законодательство, в частности, Семейный кодекс.
В настоящее время в ряде стран разрешены однополые браки. По различным признакам выделяют различные типы семьи.
В основе типологизации семьи могут лежать:
· форма брака — моногамная и полигамная семья;
· структура родственных связей — простая (нуклеарная) и сложная (расширенная) семья;
· число детей - бездетная, малодетная, среднедетная и многодетная семья;
· структура распределения власти в семье — традиционная, нетрадиционная, эгалитарная (семья равных, коллективистская) и переходная семья;
· характер проведения досуга — открытая и закрытая семья.
Наиболее распространенным типом современной российской семьи является простая семья, состоящая из супругов с детьми или без них (около 67%). Сложные семьи, включающие две или более супружеские пары, составляющие около 3,5% всех российских семей, еще 12% — это супружеские пары, живущие с одним из родителей супругов или с другими родственниками. В последние годы увеличивается доля неполных семей, в подавляющем большинстве случаев, состоящих из одиноких матерей, разведенных женщин и вдов с детьми («материнская семья»). В таких семьях один, реже два ребенка. Эти семьи в настоящее время составляют более 13 % российских семей. К неполной семье относят группу ближайших родственников, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими детьми. Неполные семьи должны пользоваться повышенным вниманием медицинских работников, поскольку относятся к группе риска по возникновению и развитию различных заболеваний. К числу основных функций современной семьи можно отнести следующие:
· воспитательную
· хозяйственноэкономическую
· рекреационную
· опекунскую коммуникативную
Права и обязанности членов семьи
Основные права и обязанности членов семьи в нашей стране регламентируются Законодательством Российской Федерации. В соответствие с Конституцией Российской Федерации семейное законодательство, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Семейное законодательство состоит из Семейного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, а также основ субъектов Российской Федерации. Государство заинтересовано в сохранении и укреплении института семьи, оно защищает и поддерживает семью, что находит подтверждение в Основном законе РФ — Конституции Российской Федерации. В частности, статья 7 Конституции РФ гласит: «В Российской Федерации <...> обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства...», а в статье 38 говорится, что: • материнство и детство, семья находятся под защитой государства; • забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителем, • трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Эти принципы развиваются в семейном законодательстве.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку; и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчаться секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в не
Приложение №2
Ознакомьтесь с афоризмами известных людей.