Опричнина Ивана IV и ее последствия




Введение

Полувековое царствование Ивана Грозного оставило в истории России глубокий след. Иван Грозный как человек и как политический деятель был сложной и противоречивой фигурой. Известный каждому россиянину, Иван Грозный остается загадочной фигурой в отечественной истории; споры о его драматической жизни не утихают среди историков до сих пор.

Роль и место Ивана IV в отечественной истории интересовали исследователей постоянно. Например, Н.М. Карамзин в “Истории государства Российского” первым поколебал и отчасти объяснил оценки, данные Ивану Грозному. До этого личность Ивана IV характеризовали как крупную фигуру повелителя народов и великого патриота. По мнению Карамзина, добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в народной памяти. Но Н.М. Карамзин раздваивает личность самодержца и делит его царствование на два периода — первый, счастливый, до 1564 г., и второй, черный, опричный.

Наиболее сложными и спорными суждениями в историографии являются проблемы опричного террора. Нет единства мнений о замыслах Ивана Грозного при учреждении опричнины, ее сроках, о месте и роли в установлении единодержавия. Спорным остается вопрос об этапах развития самодержавия.

В связи с этим основные задачи данной работы включают в себя:

1. Ознакомление с реформами Ивана Грозного и с формированием сословно-представительной монархии;

2. Рассмотрение опричнина Ивана IV и проведение анализа ее последствий;

Актуальность данной темы заключается в том, что период правления Ивана Грозного по настоящее время вызывает у историков противоречивые высказывания. Разнообразие мнений исследователей относится не только к самой фигуре Ивана IV, но и к проводимой политике этого великого царя.


Реформы Ивана Грозного

 

Иван Грозный как человек и как политический деятель был сложной и противоречивой фигурой. Эта личность затмила многих предшественников и потомков, управлявших Россией.

Ивана IV короновали на царство 16 января 1547 г. Едва ли можно согласиться с мнением, что коронация Ивана IV положила конец боярскому правлению, хотя произошла смена боярских группировок у кормила власти.

К середине XVI в. политический строй России переживал процесс обновления. После образования единого государства феодальная иерархическая структура претерпела большие изменения. Некогда однородная масса боярства распалась. Крупные землевладельцы, верхний слой феодального класса сохранил название “бояре”.

Низшую и более многочисленную прослойку составляли измельчавшие вотчинники и слуги великокняжеского двора. Их стали именовать дворянами. Причем с требованиями дворян должна была считаться любая группировка. Дворянство требовало привести систему управления страной в соответствие с новыми реалиями. Поток преобразовательных идей увлек молодого царя.

В выработке мировоззрения Ивана IV большую роль играл митрополит Макарий — великий дипломат в рясе. Макарий выступил глашатаем самодержавия, он венчал Ивана на царство. Также не малое влияние на царя оказывали его духовник Сильвестр, А. Курбский, князь Воротынский, князь Серебряный.

Главным любимцем Ивана Грозного стал мелкий костромской вотчинник Алексей Адашев, который начинал свою карьеру со службы в Челобитном приказе, канцелярии царя. Затем он перешел в Казенный приказ и дослужился до чина государственного казначея. Вокруг молодого царя образовался кружок приближенных к нему лиц — Избранная рада. Состав рады отражал компромиссный характер внутренней политики, проводимой в то время Иваном IV. Наряду с лицами незнатного происхождения в нее входили представители знати и придворной администрации. Избранная рада не была официальным государственным учреждением, но в течение 13 лет фактически являлась правительством и управляла государством от имени царя.

27 февраля 1549 г. был созван первый Земский собор. Созыв Собора свидетельствовал о создании сословно-представительного учреждения и превращении России в сословно-представительную монархию. В то время власть царя еще нуждалась в поддержке сословий. Хотя земские соборы не ограничивали власти царя и носили лишь совещательный характер, они все же способствовали проведению в жизнь на местах политических мероприятий верховной власти и позволяли ей лавировать между дворянством и боярством.

Первый Земский собор был созван как собрание “всякого чина людей в Московском государстве” или “великая земская дума” для обсуждения вопроса как строить местное самоуправление и где взять деньги на ведение войны против Литвы. В его состав входили члены Боярской Думы, деятели церкви, воеводы и дети боярские, представители дворянства, люди посадские. Официальных документов, определяющих принципы отбора участников собора, не было. Чаще всего высшие слои государственной иерархии входили туда по должности, а низшие по определенным квотам избирались на местных собраниях. Юридических прав Земские соборы не имели. Однако их авторитет закреплял важнейшие государственные решения.

Эпоха Земских соборов продлилась свыше века (1549-1653 гг.). За это время их созывали несколько десятков раз. Наиболее известные: в 1550 г. по поводу нового Судебника; в 1566 г. во время Ливонской войны; в 1613 г. — наиболее многолюдный (свыше 700 человек) для избрания на российский престол Михаила Романова и, наконец, в 1653 г. последний Земский собор принял решение о воссоединении Малороссии с Московским царством (Украины с Россией).

В 1549 г., выступая на Соборе примирения, первом Земском соборе в российской истории, 18-летний царь публично заявил о необходимости перемен. Движение реформ возглавила партия реформ А.Адашева, именуемая Избранной радой. После Собора примирения Иван IV выступил на Стоглавом соборе 1551 г. с обширной программой преобразований. Где было принято решение об исправлении Судебника “по старине”. Исходя из этого, реформаторы сосредоточились на проблеме совершенствования системы центрального и местного управления. Новый Судебник ускорил формирование приказов, расширил функции служебной бюрократии, ограничил власть наместников на местах. По мере усиления дворянского влияния назревала проблема перераспределения земельных богатств в пользу дворян. Этой теме были посвящены 5 из 12 вопросов, представленных царем Стоглавому собору. Земельный передел должен был подорвать экономическое и политическое могущество боярской аристократии и духовенства. В мае 1551 г. был издан Указ о конфискации всех земель и угодий, переданных епископам и монастырям после смерти Василия III. Закон запрещал церкви приобретать новые земли без доклада правительству. Это позволило пополнить фонд поместных земель за счет церковных и отчасти княжеских вотчин. Власти довершили эту реформу податным обложением и введением дифференцированного налогообложения. Светские феодалы получили существенные налоговые льготы по сравнению с духовенством и крестьянством.

Ряд реформ относится к деятельности Церкви. Создавался единый пантеон святых, что было утверждено в 1551 г. Стоглавым собором. Этот собор, деятельностью которого руководил митрополит Макарий, унифицировал церковные обряды, много сделал для улучшения нравственности духовенства.

В XVI в. в структуре феодальной собственности на землю происходят существенные изменения — заметно возрастает доля поместного землевладения в центральных районах страны и общинного крестьянского землевладения на окраинах. Перемещение населения на периферию способствовало освоению новых земель, развитию сельского хозяйства и промыслов. Первоначально жизнь на новых землях протекала без административного вмешательства властей, но постепенно и эти районы подпадали под контроль феодального государства. Таким образом, увеличивалась численность зависимого населения России.

По своему положению крестьянство делилось на три категории: черносошные — государственные; дворцовые — московских великих князей; владельческие — принадлежавшие феодалам. Существовали и три основных вида феодальной собственности на землю: поместная, вотчинная и государственная.

Взаимоотношения землевладельца и крестьянина были узаконены Судебником 1550 г., который уточнил нормы крестьянского перехода от одного хозяина к другому, несколько увеличил “пожилое”, которое уплачивал крестьянин при переходе. В конце XVI в. крестьяне лишились последней возможности сменить хозяина после завершения полевых работ — был отменен Юрьев день. В начале 1597 г. был объявлен указ о кабальных холопах, согласно которому они лишались права вернуть себе личную свободу до смерти их господина.

После отмены Юрьева дня основной формой крестьянского протеста против феодального произвола стало бегство от феодалов. Для пресечения этого явления в ноябре 1597 г. был издан специальный Указ о сыске беглых крестьян. В этом отчетливо просматривается тенденция последовательного закабаления основной массы населения страны — крестьян.

Особая роль отводилась реформированию вооруженных сил. От состояния армии зависела судьба Отечества. Впервые было составлено “Уложение о службе”. Были определены две формы прохождения воинской службы. Первая — “по отечеству”, т.е. по наследству: дети служилых людей с 15-летнего возраста поступали на службу. Эта категория воинов составляла основную часть регулярной армии. Вторая — “по прибору” (по набору): службу проходили стрельцы. Сначала стрелецкое войско состояло из 3 тыс. человек. К. концу XVI в. в стрелецких войсках насчитывалось около 25 тыс. человек. Служба по прибору не передавалась по наследству.

Основу вооруженных сил в это время (притом, что сохранялось ополчение крестьян и горожан - посоха) составляло конное ополчение дворян. Сын боярский в 15 лет “поспевал” в службу и продолжал ее до смерти или до тяжелой болезни. Он обязан был выходить на службу на коне, вооруженным и со своими холопами (конно, людно и оружно). В принятом в 1555 г. “Уложении о службе” устанавливались правовые основы поместного землевладения. С каждых 100 четвертей земли “в одном поле” (около 170 гектар) должен был выходить на службу вооруженный конник. Согласно “Уложению” вотчины в отношении службы уравнивались с поместьями, а вотчинники должны были нести службу на тех же основаниях, что и помещики.

Естественным было стремление усилить и военную опору самодержавия. В 1550 г. под Москвой дали поместья тысяче “лутчих слуг” - видимо, хотели создать отборные части. Существует версия, автор которой В. Б. Кобрин, что это сделать не удалось, не нашелся необходимый резерв земель.

Для создания единообразной системы управления и суда на всей территории государства в 1497 г. был издан Судебник — первый свод действующих законов, нечто среднее между уголовным кодексом и конституцией. Общая тенденция к централизации страны и государственного аппарата повлекли за собой издание нового Судебника 1550 г. В Судебнике 1550 г. впервые в России закон был провозглашен единственным источником права. Он ликвидировал судебные привилегии удельных князей и усилил роль государственных судебных органов. В Судебнике впервые было введено наказание за взяточничество. Население страны обязывалось нести тяглу — комплекс натуральных и денежных повинностей. Московский рубль стал основной платежной единицей в государстве. Устанавливался порядок подачи жалоб на наместников, что обеспечивало контроль над ними со стороны поместного дворянства. Право сбора торговых пошлин переходило в руки государства.[1]

В 1552 г. была составлена Дворовая тетрадь - полный список Государева двора (около 4000 человек). Из состава Двора выходили крупнейшие государственные деятели той поры.

Было упорядочено местничество - явление, возникшее недавно, на Рубеже ХV-ХVI вв. Суть его состояла в том, что при назначении на военные и государственные должности решающее значение имело происхождение служилого человека. Местничество было специфически русским явлением. Теперь местничество ставилось под более жесткий контроль. Все назначения отныне записывались в разрядные книги, которые с середины XVI в. велись при Разрядном приказе.

Была продолжена губная реформа Елены Глинской. Дворяне должны были избирать в каждом уезде, где было введено губное управление, из своей среды губных старост. Им поручили борьбу с наиболее опасными для государства преступлениями – “разбоями”. До середины 50-х гг. XVI в. на местах существовала система “кормлений”. Кормленщики получали за прежнюю службу на один - три года в управление города и волости. Они были обязаны за свой счет содержать аппарат управления и воинские силы для поддержания порядка. 3а это им шли налоги с местного населения. Система кормлений вела к массовым злоупотреблениям и жалобам населения. Когда в 1556 г. были отменены кормления (население теперь должно было платить общегосударственный налог – “кормленичий окуп”), то губные старосты вместе с городовыми приказчиками возглавили уездную администрацию. Выборные власти были и в тех уездах, где не было частного землевладения. Здесь из зажиточных слоев черносошного населения выбирались земские старосты, бывшие во многом “мирской властью”. Земская реформа наряду с черносошными землями затронула и город, где тоже (из зажиточного посадского населения) выбирались земские старосты.

Государственная власть попыталась усилить и свой центральный аппарат. К этому времени относится создание первых функциональных органов управления - приказов (первоначально назывались “избами”). Внешней политикой занимался Посольский приказ, Адашеву был поручен Челобитенный приказ, Поместный приказ ведал землевладением. Разбойный приказ разыскивал и судил “лихих людей”. Сбор дворянского ополчения и назначение воевод были в компетенции Разрядного приказа. В 1550 г. созданные еще при Василии III отряды пищальников были преобразованы в стрелецкое войско, ими ведал Стрелецкий приказ. Финансовые дела находились в компетенции Большого прихода и Четвертей (Четей). С присоединением Казанского и Астраханского ханств создается приказ Казанского дворца.[2]

Почти все исследователи признают, что реформы носили продворянский характер, имели резко выраженную антибоярскую направленность. Прежде всего, эта идея нравилась царю в проектах реформ. Кроме того, в проектах реформ перед Иваном IV вырисовывалась заманчивая перспектива укрепления единодержавия и могущества царской власти. В своих политических оценках царь постоянно следовал несложному правилу - поддерживать те начинания, которые укрепляли единодержавную власть. В целом преобразования 50-х годов отвечали потребностям развития государства. Они способствовали централизации системы управления и привели ее в соответствие с новыми историческими условиями. В то же время реформы на всех этапах несли на себе печать половинчатости и компромисса. Проекты радикального перераспределения земельных богатств в пользу дворянства также в значительной мере остались на бумаге. Вплоть до XVII в. Россия оставалась самодержавной монархией с Боярской думой и боярской аристократией. Это вовсе не умаляет огромной реформаторской деятельности Избранной рады, которая в течение 13 лет разрабатывала реформы и проводила их в жизнь.

 

Опричнина Ивана IV и ее последствия

 

Наиболее сложными и спорными суждениями в историографии являются проблемы опричного террора. Нет единства мнений о замыслах Ивана Грозного при учреждении опричнины, ее сроках, о месте и роли в установлении единодержавия. Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский оценивали опричнину как бессмысленный террор, приведший Россию к разрухе, а в дальнейшем к великой смуте. В.Н. Татищев, С.Ф. Платонов усматривали в опричнине конфликт царя со своими слугами. В итоге этого конфликта самодержцу удалось ликвидировать вотчинное землевладение и нивелировать могущество феодальной аристократии.

Введенная в 1565 г. Иваном Грозным опричнина представляла собой не только комплекс устрашающих акций, но и отделение от государственных земли, службы, войск, которые стали подвластны лишь царю. В опричнину вошли земли центра и севера страны, остальная территория, названная земщиной,была подвластна Боярской думе. Опричниной, подвластной царю, управляла особая Боярская дума. Таким образом, в это время существовали две Думы, две системы приказов.

Через двадцать лет своего правления Иван Васильевич в марте 1553 г. тяжело заболел. Ему шел двадцать четвертый год. К этому времени он достиг многого: первым венчался на царство, покорил Казанское ханство, осуществил серию реформ и, казалось, мог претендовать на уважение и почитание. Будучи тяжело больным, царь почувствовал, что знатные бояре и часть его окружения не желают выполнять его волю. Иван Васильевич осознал, что неограниченность воли монарха на Руси лишь провозглашена, но фактически не установлена.

В августе 1560 г. судьба нанесла царю второй сильный удар — умерла его любимая жена Анастасия. Накануне от царя были удалены его особо приближенные: Алексей Адашев и духовник Сильвестр. Оговоренные в том, что они извели жену Ивана Васильевича, Сильвестр и Адашев были взяты под стражу, и оба скончались в заключении. Начиналась полоса преследований и массовых казней. Так, были истреблены, включая подростков, все родственники Алексея Адашева. Москва погрузилась в уныние и страх.

В апреле 1564 г. юрьевский воевода Андрей Курбский бежал в Польшу, предчувствуя близость расправы. Год назад он сменил на этом посту Алексея Адашева. Иван Грозный расценил этот поступок князя Курбского как государственную измену. Впрочем, преследования и казни вынуждали многих московских бояр и дворян спасать свою жизнь бегством в чужие земли. Царю же все бояре виделись теперь потенциальными изменниками и мнимыми врагами. Эта подозрительность, помноженная на крутой нрав самодержца и скрытую злобность, предвещали России неведомую доселе форму правления — тиранию.

3 декабря 1564 г. Иван IV в сопровождении заранее подобранных бояр и дворян отправился из Москвы на богомолье. Столица оцепенела от страха. Тем временем, пробыв пару недель в Коломенском, царь отъехал в Александровскую слободу, где обосновался надолго. Через месяц Иван Васильевич составил две грамоты. В первой, которая была адресована митрополиту Афанасию, царь описывал беззакония боярского правления. Вторая грамота предназначалась посадским людям и была рассчитана на поддержку народа. Это был рассчитанный демагогический жест: царь ловко противопоставил феодалов и посадских людей, выдавая себя за защитника простых людей от насилия феодалов. Московские черные люди потребовали, чтобы бояре и духовенство уговорили царя вернуться на престол. В Александровскую слободу отправилась представительная делегация от духовенства, бояр, дворян, купцов и посадских людей. Выслушав посланцев Москвы, Иван IV дал согласие вернуться в столицу, но на определенных условиях — право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины.

2 февраля 1565 г. царь торжественно въехал в Москву и на следующий день объявил об учреждении опричнины. Первоначально опричный корпус насчитывал около тысячи человек. Людей в его состав отбирали необычайно строго, по родственному признаку. Эта мера обеспечивала верность службы каждого опричника. Измена одного вела к царской опале всего рода или большой семьи. Поэтому среди войска были целые роды едва ли не в полном составе.

“Слово опричнина” употреблялось лет за сто до Ивана IV. Происходит оно от слова “опричь”, являвшегося в древнерусском языке синонимом слова “кроме”. После смерти или гибели воина на поле боя поместье, пожалованное ему за службу Великим князем, забиралось в казну, опричь (кроме) небольшого участка земли — своеобразного пенсионного фонда, который отдавали его вдове и детям. Этот остаток поместья и назывался “опричниной”. Таким образом, Иван Грозный назвал опричниной небольшой “пенсионный” удел, в который он “удалялся от царствования”. Вся страна - “земщина” - оставалась, согласно его уверениям, в управлении Боярской думы.

Опричнина являлась кровавой эпопеей бессмысленных убийств, совершавшихся по велению царя. Исполнителями его приказаний являлись люди без стыда и совести. Со своими страшными эмблемами — собачьей головой и метлой (символы уничтожения крамолы) у луки седла — они скачут по большим дорогам, грабят и убивают, облекшись в черные рясы.

Опричнина началась и продолжалась террором. Этот террор направлялся в самые разные стороны. В то же время можно выделить некоторые силы, которые подверглись наибольшему разгрому. Это, конечно же, Церковь. В 1566 г. ушел с митрополичьего престола Афанасий, которого сменил Филипп Колычев - игумен Соловецкого монастыря. Когда он стал обличать опричные порядки, его низложили и заточили в монастырь. Иван расправился с Владимиром Андреевичем Старицким, которому в 1569 г. дали яд вместе с женой и младшей дочерью, а еще раньше царь отобрал у него отцовский удел.

В декабре 1569 г. войско опричников двинулось на Новгородскую землю. По дороге разгрому подверглись Клин, Торжок, Тверь. Войско двигалось как по чужой земле, убивая, грабя и насилуя. Новгородцы встречали царя крестным ходом, но просчитались. Погром Новгорода длился 6 недель. Людей убивали, сбрасывая под волховский лед. Все, что не могли унести, - жгли.

Заведенная машина террора уже не могла остановиться. Ее жертвой пала та группировка, которая стояла у истоков “движения”: отец и сын Басмановы, М. Т. Черкасский с женой и шестимесячным сыном, князь Афанасий Вяземский. Во главе опричнины стали теперь Малюта Скуратов и Василий Грязной. Летом 1570 г. на Красной площади в Москве изощренным казням было подвергнуто несколько десятков человек. [3]

Долгое время в литературе было распространено мнение: опричнина — дело исторически необходимое, поскольку России, чтобы выжить, нужна была централизация, а бояре вроде бы были ее противниками, поэтому и приходилось их уничтожать. Ныне состав жертв опричного террора изучен. На каждого боярина или дворянина приходилось, по меньшей мере, 3—4 рядовых служилых земледельца, а на каждого последнего приходилось по десятку лиц из низших слоев населения.

Осенью 1572 г. государь опричнину “отставил”. Наказанию кнутом подлежал тот, кто только осмеливался произнести это слово. Отмена опричнины, однако, не прекратила террора. Он продолжался, но в меньших масштабах.

Каковы же результаты? После опричнины в стране разразился тяжелейший экономический кризис — деревни и села Центра и Северо-Запада (Новгородские земли) запустели. Необработанными оказались до 90 % земли. К тому же в 1570—71 гг. в дополнение ко всем бедам на Россию обрушилась эпидемия чумы.

К началу 70-х гг. с боярской оппозицией было покончено, опричнина формально ликвидирована. Однако следует подчеркнуть, что достигнутые определенные успехи в централизации страны не позволяют отнести опричную политику к прогрессивным явлениям. Более того, она ослабила силы русского народа, значительно разрушила экономическую мощь страны и завершилась социально-экономическим и политическим кризисом.

Опричнина избавила Ивана Грозного от традиционной опеки аристократической Боярской думы. В стране был установлен новый режим. Самодержавный царь получил неограниченное право подвергать опале своих подданных, проводить земельные и имущественные конфискации. Государь становился владельцем огромных территорий, финансов, ему подчинялись правительство и армия.

 


Заключение

В результате изучения эпохи правления Ивана Грозного можно сказать о том, что были решены все поставленные задачи. В связи, с чем можно сделать следующие выводы:

Итоги царствования Ивана IV были неутешительны. В результате опричнины не произошло серьезных изменений в структуре общественных отношений, зато опричные репрессии и рост налогового гнета в связи с Ливонской войной резко ухудшили положение народных масс. Разразился хозяйственный кризис, центр и северо-запад были опустошены, много сел и деревень оказались заброшенными.

В целом преобразования 50-х годов отвечали потребностям развития государства. Они способствовали централизации системы управления и привели ее в соответствие с новыми историческими условиями. В то же время реформы на всех этапах несли на себе печать половинчатости и компромисса. Проекты радикального перераспределения земельных богатств в пользу дворянства также в значительной мере остались на бумаге.

Личность и деятельность Ивана Грозного были очень противоречивы, как была полна противоречий вся эпоха становления и укрепления единого государства. Иван Грозный действовал в тех исторических условиях и в той обстановке, которые имели и объективное происхождение. В исторический процесс развития средневекового Российского государства он внес свой, к тому же немалый вклад. Его деятельность способствовала важным внутренним преобразованиям и ликвидации опасных очагов внешней агрессии против России. Вместе с тем его характеризует жестокость в борьбе с действительными и мнимыми противниками. Во многом этим объясняется, что с его именем нередко связано представление о разгуле террора, о подозрительности и жестокости в деятельности правителя страны, а слово “опричнина” стало нарицательным обозначением крайнего беззакония, произвола, массового истребления неповинных людей.


Список использованных источников:

1. Дворниченко А.Ю., Кащенко С.Г., Флоринский М.Ф. Отечественная история (до 1917 г.): Учеб. пособие / Под ред. проф. И.Я. Фроянова. — М.: Гардарики, 2012. — 445 с.;

2. История России (IX—XX вв.): Учебник / Под ред. проф. А.Ю. Дворниченко и проф. В.С. Измозика. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Гардарики, 2003. — 530 с.;

3. История России: Учебник/ Под общ. ред. Ю.И. Казанцева, В.Г. Деева. — М.: ИНФРА-М, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001. — 472 с.;

4. История России (Россия в мировой цивилизации): Учеб. пособие для вузов / Сост. и отв. ред. А.А.Радугин.- М.: Центр, 2004.-352 с.;

5. Кузнецов И. Н. Отечественная история: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. — 800 с.;

6. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. М.: Издательская группа ИНФРА • М—НОРМА, 2007. 592 с.

 


[1] История России (Россия в мировой цивилизации): Учеб. пособие для вузов / Сост. и отв. ред. Радугин А.А. - М.: Центр, 2004. - С. 87

[2] ИсторияРоссии (IX—XX вв.): Учебник / Под ред. проф. А.Ю. Дворниченко и проф. В.С. Измозика. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Гардарики, 2003. - С. 101

[3] ИсторияРоссии (IX—XX вв.): Учебник / Под ред. проф. А.Ю. Дворниченко и проф. В.С. Измозика. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Гардарики, 2003. - С. 103



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: