Цель: познакомиться с биографией Б. Пастернака. Изучить творчество поэта.
Краткая биография Бориса Пастернака
Пастернак Борис Леонидович (1890-1960) — русский писатель, поэт и прозаик 20 века. Автор известного романа "Доктор Живаго”, множества переводов с других языков, сборников стихотворений, повестей, статей и эссе. Лауреат Нобелевской премии в области литературы.
Ранние годы
Родился 29 января (10 февраля) 1890 года в Москве в семье художника и пианистки. У Бориса было 2 сестры и брат. В квартиру, где жила семья, приходили известные в то время деятели искусства, устраивались небольшие концерты, среди гостей были Лев Толстой, Сергей Рахманинов, Исаак Левитан.
В краткой биографии Пастернака именно это время можно назвать творческой точкой отсчета. В 1903 году он познакомился с семьей композитора Скрябина. С возраста 13 лет Пастернак начинает сочинять музыку. Однако, не имея абсолютного слуха, он оставил занятия музыкой спустя шесть лет обучения.
Образование
В 1909 году Борис окончил гимназию в Москве и поступил на историко-филологический факультет Московского университета на философское отделение. На скопленные матерью деньги Борис в 1912 уехал в Германию в Марбургский университет на летний семестр. Но охладев к философии, он бросает обучение и уезжает в Италию на несколько недель. Пастернак полностью отдается творчеству, которое стало делом всей его жизни. Вернувшись в Москву, Пастернак заканчивает обучение в университете в 1913 году.
Творческая жизнь
Первые стихи Пастернак написал в 1909 году, однако первое время он умалчивал о своем увлечении поэзией.
Для того, чтобы войти в московские литературные круги, Пастернак вступает в поэтическую группу «Лирика».
|
Самые первые сборники стихотворений – "Близнец в тучах”(1914), "Поверх барьеров”(1916). В 1922 вышла книга стихов "Сестра моя — жизнь”, которая сделала поэта известным. Именно ее Пастернак считает выражением своей творческой позиции. В это же время познакомился с Владимиром Маяковским, творчество которого повлияло на Пастернака.
В 1920-1927 году Пастернак был участником литературного объединения "ЛЕФ” (Маяковский, Асеев, О.Брик и др.) В эти годы поэт публикует сборник "Темы и вариации” (1923), начинает работать над романом в стихах "Спекторский” (1925), который можно считать отчасти автобиографическим.
В 1931 Пастернак уехал в Грузию. Стихи, написанные под впечатлением от Кавказа, вошли в цикл "Волны”. (который впоследствии вошли в книгу "Второе рождение”). Живя здесь, писатель занимается переводами с грузинского языка, а также переводит Уильяма Шекспира, Гёте, Фридриха Шиллера и др. Перевод произведений с 1934 года стал регулярным и продолжался вплоть до смерти поэта.
В 1935 году Борис Пастернак пишет письма Иосифу Сталину, в которых он заступился за мужа и сына Анны Ахматовой.
Роман "Доктор Живаго” – вершина творчества Пастернака, как прозаика. Его он писал долгие 10 лет, завершив в 1955 году. Этот роман в 1958 году был опубликован за границей, Пастернак получил за него Нобелевскую премию. На родине же этот роман вызвал критику как со стороны власти, так и в литературных кругах. Пастернак был исключен из Союза писателей. Позже, в 1988 году роман был напечатан в журнале "Новый мир”. Роман завершают стихи главного героя, которые пронизаны нравственно-философским пафосом позиции автора.
|
Личная жизнь
В 1921 году семья Пастернака покинула Россию. Пастернак активно переписывается с ними, а также с другими русскими эмигрантами, среди которых была и Марина Цветаева.
Пастернак женится на художнице Евгении Лурье в 1922 году, с которой гостит у родителей в Германии в 1922—1923 годы. А 23 сентября 1923 года в у них рождается сын Евгений (умер в 2012 году).
Разорвав первый брак, в 1932 году Пастернак женится на Зинаиде Николаевне Нейгауз. С ней и ее сыном в 1931 году Пастернак ездил в Грузию. В 1938 году у них рождается общий сын Леонид (1938-1976). Зинаида умерла в 1966 году от рака.
В 1946 году Пастернак познакомился с Ольгой Ивинской (1912—1995), которой поэт посвящал многие стихи и считал своей "музой”.
Последние годы
В 1952 Пастернак пережил инфаркт, но, несмотря на это, он продолжал творить и развиваться. Борис Леонидович начал новый цикл своих стихотворений — «Когда разгуляется» (1956-1959) Это была последняя книга писателя. Неизлечимая болезнь – рак легкого, привела к смерти Пастернака 30 мая 1960 года. Поэт умер в Переделкино.
Тема поэта и поэзии.
Тема поэта и поэзии в лирике Бориса Леонидовича Пастернака занимает особое место. В стихотворениях Пастернак противопоставляет настоящую поэзию той, которая подчинена конкретной цели, например, выполняет социальный заказ. По мнению поэта, целью творчества должна стать самоотдача, а «не шумиха, не успех». Унизительно быть знаменитым, ничего из себя не представляя. Об этом говорится в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво».
|
Там же (в последней строфе) автор с уверенностью заявляет, что очень важно быть настоящим, живым («Но быть живым, живым и только, живым и только до конца»). Еще в ранней лирике Б. Л. Пастернак нашел тот образ, который символизирует в его творчестве поэзию. Это губка, способная впитать весь мир целиком. Она и предназначена для этого. А задача поэта — выжать «Во здравие жадной бумаги» губку и отразить полученное на бумаге, чтобы показать миру («Поэзия! Греческой губкой в присосках/ Будь ты…»). В стихотворении «Определение поэзии» автор использует прием контрастов (Фигаро и грядка, например), чтобы показать, что поэзия объемлет всё: и «низкое», и «высокое». Это еще раз подтверждает принцип губки, способной впитать все. Заканчивает стихотворение Пастернак, восхищавшийся красотой окружающего мира, очень неожиданно. Оказывается, «Ан вселенная — место глухое». А значит, поэт миру просто необходим, ведь без него человек просто не увидит и не услышит вселенную. Таким образом, в творчестве Б. Л. Пастернака дается определение поэзии («Это — слёзы вселенной в лопатках…»), неразрывно связанное с образом способной впитать весь мир греческой губки. А целью творчества любого поэта, по мнению Пастернака, должна являться самоотдача.
Поэт считал себя лишь художником, который переносит красоту природы на бумагу. Эту мысль в начале своего творческого пути он выражал с присущим футуризму эпатажем. Например, использовал травестию (литературный прием), сравнивая поэзию с губкой:
Поэзия! Греческой губкой в присосках
Будь ты, и меж зелени клейкой
Тебя б положил я на мокрую доску
Земной садовой скамейки.
Расти себе пышные брыжи и фижмы,
Вбирай облака и овраги,
А ночью, поэзия, я тебя выжму
Во здравие жадной бумаги.
Автор не раз говорил, что природа создает искусство, а поэт становится соавтором, открывает прелести, невидимые глазу обычного человека. Он описывает любое природное явление, как что-то необычное. Искусство требует отбросить «обывательский» взгляд, а душа творца утрированно чувствует и восхищается каждой, казалось бы, мелочью. Даже тоскливые снежные пейзажи вдохновляют его:
Всю зиму пишет снег этюды,
И у прохожих на виду
Я их переношу оттуда,
Таю, копирую, краду.
«Зрелый» Пастернак наделяет поэзию мессианской идеей: она бескорыстно служит душе и чуждается громкой славы. Автор пишет, что «цель творчества — самоотдача», то есть подразумевает, что тяжел крест поэта, ведь он отдает всего себя во служение людям. Он заботится об их духовности и нравственности, учит их видеть прекрасное в обычном и красиво, нетривиально выражать свои мысли и чувства. «Ничего не значить», по Пастернаку, позорно, так он отвергает бессмысленную поэзию формы и настаивает на исключительной важности содержания.
Задание:
Прочитать статью, изучить биографию писателя.
Домашнее задание:
2. Написать конспект статьи «Тема поэта и поэзии».
3. Читать и анализировать стихотворения "Во всем мне хочется дойти...", «Золотая осень», "Не волнуйся, не плачь, не труди...", «Никого не будет в доме»
4. Читать роман «Доктор Живаго».