ПОДГОТОВКА СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ
К ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ
КЛАССИФИКАЦИОННЫМ ОБЩЕСТВОМ
Для обеспечения проведения освидетельствования электрооборудования КО необходимо выполнить подготовку электрооборудования в объеме, предусмотренном настоящим разделом Правил.
Перед предъявлением электрооборудования инспектору КО старший электромеханик судна должен произвести осмотр электрооборудования, проверить его в действии и убедиться в его исправном состоянии.
При осмотре электрооборудования необходимо:
- проверить защитные заземления, восстановить отсутствующие штатные заземления;
- проверить наличие на крепежных и контактных болтах и шпильках приспособлений против самоотвинчивания;
- проверить состояние внутреннего и внешнего монтажа, крепления кабелей и кабельных жил у оборудования, наличие маркировки;
- проверить состояние имеющихся уплотнений.
При осмотре генераторов возбудительных агрегатов, электродвигателей и вращающихся преобразователей необходимо обратить внимание на:
- состояние станин, подшипниковых щитов и подшипников, поверхностей коллектора и контактных колец;
- положение траверсы в соответствии с имеющейся отметкой, состояние щеток и щеточного аппарата;
- изоляцию подшипников гребных электродвигателей и главных генераторов электрогребной установки;
- наличие и состояние измерительной и контрольной аппаратуры (датчиков температуры, реле давления масла и воды, сигнализации появления воды и т. п.), а также элементов подогрева;
- наличие и состояние запасных частей.
При работающем генераторе с приводным двигателем необходимо проверить:
- пределы изменений частоты вращения первичного двигателя на холостом ходу дистанционным воздействием на регулятор с главного распределительного щита. Пределы изменения должны быть не менее ±10% номинальной частоты вращения;
- действие регулятора возбуждения;
- степень искрения на коллекторе в машинах постоянного тока и кольцах в машинах переменного тока при нагруженном генераторе; при этом нагрузка генератора должна быть максимально возможной, которую можно создать судовыми потребителями;
- нагрев подшипников, который должен быть не выше 80°С для подшипников скольжения и 100°С для подшипников качения;
- изменение напряжения при изменении нагрузки от нуля до максимально возможной; при этом напряжение не должно измениться более чем на 2,5% номинального для основных и на 3,5% для аварийных генераторов;
- изменение частоты вращения и время ее восстановления при сбросе и набросе нагрузки, максимально допустимой для приводного двигателя. Мгновенное изменение частоты вращения не должно превышать 10% номинальной, а установившаяся частота вращения не должна отличаться от номинальной более чем на 5%.
При параллельной работе генераторов проверить:
- включение генераторов на параллельную работу;
- распределение активных и реактивных нагрузок при сбросе и набросе нагрузки на генераторы, создаваемой судовыми потребителями в пределах от 20% номинальной до максимально возможной;
- перевод нагрузки с одного генератора на другой;
- защиту от номинального напряжения и защиту от перегрузки;
- защиту от обратной мощности (для генераторов переменного тока) или обратного тока (для генераторов постоянного тока); защита должна срабатывать с выдержкой времени 6—10 с при достижении обратной мощности или тока не более 15% их номинальных значений.
Для судов с автоматизированной электроэнергетической системой проверить:
- дистанционный и автоматический пуск находящихся в горячем резерве первичных двигателей электрических агрегатов с автоматической синхронизацией, приемом и распределением нагрузки;
- автоматический ввод в действие после обесточивания механизмов ответственного назначения;
- дистанционный или автоматический пуск резервных насосов;
- дистанционное или автоматическое пополнение воздухохранителей пускового воздуха;
- индикацию, сигнализацию и аварийную защиту генераторных агрегатов.
У аварийного генератора с первичным двигателем необходимо проверить:
- автоматический (если он предусмотрен) и ручной пуск;
- автоматическое включение аварийных потребителей;
- звуковую и световую сигнализацию.
При проверке в действии валогенератора проверить действие всех видов защиты блокировок и сигнализации, предусмотренных в схеме.
При проверке в действии гребной электрической установки проверить:
- запуск первичных двигателей;
- пуск и реверс гребных электродвигателей на минимальной частоте вращения, работу ГЭУ на всех положениях переключателей режимов на основном возбудительном агрегате и других основных вспомогательных механизмах, обслуживающих гребную установку;
- пуск и реверс гребных электродвигателей на минимальной частоте вращения, работу ГЭУ на всех положениях переключателя режимов на резервном возбудительном агрегате и резервных вспомогательных механизмах;
- управление гребными электродвигателями со всех постов управления;
- действие всех видов защиты, блокировок и сигнализации, предусмотренных в схеме электродвижения;
- работу гребной установки с целью проверки коммутации машин, вентиляции, воздухоохладителей и наличия вибрации.
Электроприводы проверить в действии со своей пускорегулирующей и защитной аппаратурой, измерительными приборами и сигнализацией.
В электроприводах должны быть проверены устройства защиты от перегрузки и нулевая защита.
При проверке в действии электроприводов машинно-котельных механизмов проверить:
- дистанционное отключение электроприводов топливных и маслоперекачивающих насосов, сепараторов топлива и масла, вентиляции;
- работу электроприводов классифицируемых холодильных установок;
- срабатывание конечных выключателей.
При проверке в действии электроприводов рулевого устройства проверить:
- перекладку руля с 35° одного борта на 30° другого борта за время не более 28 с у главного рулевого привода;
- перекладку руля с 15° одного борта на 15° другого борта за время не более 60 с у вспомогательного рулевого привода.
Перекладка должна производиться со всех постов управления и всеми видами управлений (простой и следящий);
- соответствие показаний всех указателей положения руля с рейкой механического указателя на рулевой машине.
- оптическую и акустическую сигнализацию в рулевой рубке об исчезновении напряжения в цепях питания и управления рулевого привода, а также минимального уровня масла в расходных цистернах;
- индикатор работы электродвигателей силовых агрегатов рулевого привода в рулевой рубке;
срабатывание конечных выключателей.
При проверке в действии брашпилей и якорных шпилей проверить:
- величину тока холостого хода вспомогательного электродвигателя и соответствие ее данным формуляра;
- травление и подъем (электроприводом) одновременно и раздельно якорей с глубины стоянки; при наличии двух исполнительных электродвигателей указанные операции должны производиться отдельно с каждым электродвигателем;
- действие электромагнитных тормозов, аварийного выключателя и нулевой защиты;
- действие защиты электропривода при стоянке под током;
- работу электропривода при втягивании якоря в клюз.
У шлюпочной лебедки проверить:
- травление и подъем (электроприводом) шлюпок и действие тормозов;
- действие постов управления, конечных выключателей, выключателей безопасности в цепи главного тока и блокировки с ручным приводом.
Осмотреть аккумуляторы и их помещения. При необходимости произвести уборку в аккумуляторном помещении, проверить состояние стеллажей и надежность крепления аккумуляторов. Проверить работу системы вентиляции, блокировку искусственной вентиляции с зарядным устройством.
Убедиться в наличии надписи на дверях: АККУМУЛЯТОРЫ. ВЗРЫВООПАСНО. НЕ КУРИТЬ.
Проверить наличие вывешенной на видном месте инструкции по эксплуатации аккумуляторов.
Обратить внимание на плотность и уровень электролита в аккумуляторах.
Произвести заряд аккумуляторов, проверить заряд на всех ступенях зарядного тока, отсутствие нагрева контактов аккумуляторов и зарядного щита.
Проверить срабатывание защиты от обратного тока (для электромашинных агрегатов), автоматическое включение аккумуляторных батарей (аварийного источника электрической энергии) при исчезновении напряжения судовой сети.
При осмотре главных и аварийных распределительных силовых и осветительных секционных и групповых щитов, пускорегулирующих устройств, пультов управления и зарядных устройств проверить:
- состояние коммутационных аппаратов;
- соответствие уставок по току и напряжению в автоматах и реле, а также плавких вставок в предохранителях;
- наличие документов или клейм о проверке электроизмерительных приборов (при этом обратив внимание, не истек ли срок очередной государственной поверки приборов);
- наличие цветных рисок на шкалах приборов, отмечающих номинальное значение величин тока, напряжения, мощности и т. п.;
- наличие проверенных диэлектрических средств у ГРЩ.
При осмотре кабельной сети проверить состояние кабелей, панелей, скоб, труб, уплотнительных коробок и сальников в местах прохода кабелей через водонепроницаемые и противопожарные переборки и палубы, смотровых и спускных отверстий кабельных трубопроводов, а также заземления металлических оболочек кабеля.
При осмотре обратить внимание на выявление повреждений оболочек кабелей, незакрепленных кабелей и соединений кабелей без осветительных коробок. Проверить экранировку оболочек кабелей по судну, обратив на это особое внимание в рулевой рубке и на открытой палубе.
При необходимости устранить повреждения, закрепить и поставить недостающие скобки, восстановить непрерывность экранировки кабелей, проверить и восстановить кожухи ограждения кабелей, трубы прохода кабелей загерметизировать кабельной массой.
При осмотре освещения и сигнально-отличительных фонарей проверить состояние:
- осветительной и установочной арматуры светильников основного и аварийного освещения, выключателей, штепселей и т. п.;
- изоляции токоведущих жил в светильниках;
- электрической арматуры и кабелей питания сигнально-отличительных фонарей;
- коммутаторов сигнально-отличительных фонарей.
Проверить в действии:
- горение светильников основного и аварийного освещения;
- освещение в машинно-котельном отделении от всех фидеров;
- освещение грузовых трюмов, включая сигнализацию на щитах питания;
- освещения водомерных стекол котлов от сети общего и аварийного освещения;
- освещение мест посадки в шлюпки, забортных пространств и мест хранения спасательных плотов;
- дистанционное отключение наружного освещения с мостика;
- исправность действия переносного освещения;
- горение сигнально-отличительных огней от двух независимых фидеров питания коммутатора — основного и резервного;
- горение запасных сигнально-отличительных фонарей;
- звуковую и оптическую сигнализацию коммутатора сигнально-отличительных огней при выходе из строя любого огня.
Установить недостающие и заменить вышедшие из строя лампы; ободки светильников аварийного аккумуляторного освещения покрасить в красный цвет.
При осмотре электронагревательных приборов проверить:
- состояние электрической защиты;
- наличие противопожарной изоляции или достаточных воздушных зазоров между нагревательными приборами и горючими конструкциями;
- наличие защитных кожухов, исключающих размещение на них посторонних предметов.
Осмотреть электрические приборы управления (машинный телеграф, указатель положения руля и тахометры), проверить состояние сельсинов, электромагнитных катушек, сигнализирующих и других аппаратов.
Проверить в действии:
- машинные телеграфы (при работе со всех постов), совпадение их показаний на мостике и в машинном отделении, сигнализацию;
- блокировку машинного телеграфа с постом управления глазного двигателя (если она предусмотрена);
- освещение шкал приборов управления;
- тахометры (при работе гребной установки); соответствие их показании на мостике действительной частоте вращения гребного вала.
Осмотреть служебную телефонную связь (телефоны группы управления судном, парной связи). Проверить состояние телефонных коммутаторов, аппаратов и соединительных ящиков.
Испытать действие вызывных устройств звуковой и световой сигнализации, а также слышимость при переговорах.
Проверить состояние коммутаторов сигнализации, источников звука и света у приборов, а также всех элементов, входящих в систему сигнализации (авральной, обнаружения пожара, предупредительной о пуске средств объемного пожаротушения и сигнализации контроля за работой ответственных механизмов).
При проверке в действии сигнализации испытать:
- слышимость колоколов громкого боя, ревунов, сирен и т. п. во всех помещениях; действие ручных и автоматических извещателей сигнализации обнаружения пожара;
- действие звуковой и световой сигнализации станции автоматической сигнализации обнаружения пожара при отключении основного и резервного питания, при обрыве линии заземления и срабатывании от извещателя;
- действие дымовой сигнализации;
- работу основного и резервного вентиляторов в системе питания дымовой пожарной сигнализации, в том числе их автоматическое переключение и звуковую сигнализацию;
- блокировку и подачу предупредительного сигнала в системе объемного пожаротушения, а также действие звуковой и световой сигнализации с надписями: УХОДИ, ГАЗ, ПАР;
- действие сигнальных средств (гудков, сирен);
- управление тифоном (автоматическое и ручное) с дублирующей звуковой сигнал лампой-вспышкой.
Проверить наличие запасных частей на судне. Недостающие запасные части дополнить.
Для сдачи КО подготовить эксплуатационную документацию по электрооборудованию, акты предыдущего освидетельствования КО, акты ОТК завода на ремонтные работы, заводские или судовые акты по производству замеров износов, зазоров, сопротивления изоляции.
После проверки электрооборудования и готовности его для предъявления КО старший электромеханик или старший механик должен доложить об этом судовладельцу.
Контрольные вопросы:
1. Опишите порядок организации предъявления судового электрооборудования классификационному обществу.
2. Регламент осмотра электрооборудования перед предъявлением.
ЛИТЕРАТУРА
1. Васильев В. Н. Эксплуатация судовых электроприводов: справочник / В. Н. Васильев, Н. Я. Карауш. - М.: Транспорт, 1985. - 280 с.
2. Исаков Л. И. Устройство и обслуживание судовой автоматики: справочник / Л. И. Исаков. - Л.: Судостроение, 1989. - 293 с.
3. Инструкция по обслуживанию электрооборудования вспомогательных судовых механизмов (постоянный ток) / Завод „Динамо”им.С.М. Кирова. – М.: Завод „Динамо”им.С.М. Кирова, 1952. - 189 с.
4. Максимов Ю. И. Эксплуатация судовых синхронных генераторов / Ю. И. Максимов, А. М. Павлюченков. - М.: Транспорт, 1969. - 264 с.
5. Марков А. П. Эксплуатация электроприводов палубных механизмов / А. П. Марков, Е. А. Колязин, Ф. П. Евшин. - М.: Транспорт, 1976. - 200 с.
6. Положение о ремонте судов флота рыбной промышленности / Гипрорыбфлот. - Л.: Транспорт, 1980. - 48 с.
7. Правила технической эксплуатации средств автоматизации на судах флота рыбной промышленности СССР / Гипрорыбфлот. - Л.: Транспорт, 1980. - 78 с.
8. Правила классификации и постройки морских судов. Часть XI. Электрическое оборудование. Часть XV. Автоматизация. Бюллетень изменений и дополнений №1: официальное издание / Российский Морской Регистр Судоходства. - С - Пб.: Российский Морской Регистр Судоходства, 1999. - 122 с.
9. Правила эксплуатации судового электрооборудования / ГИПРОРЫБФЛОТ; рук. темы И. Б. Ихильчик, исп. А. В. Лукинский. С. А. Филиппов, М. А. Чертков, В. А. Благинин. – Мурманск: ГИПРОРЫБФЛОТ, 1987. – 203 с.
10. Роджеро Н. И. Справочник судового электромеханика и электрика / Н. И. Роджеро. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Транспорт, 1986. – 319 с., ил., табл.
11. Руководство по ремонту электродвигателей ИЧО - 996 - 233.022 РС / НПО "Югрыбтехцентр", - 1989. - 90 с.
12. Рябинин И. А. Основы теории и расчета надежности судовых электроэнергетических систем / И. А. Рябинин. - Л.: Судостроение, 1971. - 456 с.
13. Семенов Л. Г. Электромонтер – аккумуляторщик / Л. Г. Семенов - М.: Высшая школа, 1964. - 232 с.
14. Справочник по ремонту судового электрооборудования: в 3-х вып. / Б. Д. Гандин, Б. Г. Магаршак, А. Г. Соколов; ред. Г. И. Китаенко. - Л.: Судостроение, 1965. - 359 с.