К вопросу студентки Ч. о чистоте речи




Слова-паразиты следует отличать от слов-вульгаризмов.

Ниже приводятся статьи с толкованием значений этих терминов и пояснения сферы их употребления.(Быстрый и удобный способ самостоятельного изучения проблемы) – 1 этап – познавательно-просветительский сайт «Школа жизни» https://shkolazhizni.ru/culture/articles/9585/

Речевая паразитология, или Что такое слова-паразиты?.Слова-паразиты — это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает. Примеры этих слов проиллюстрированы веселым стихотворением Э. Мошковской: Жил-был этот, как его, Ну, значит, и того, Жило это самое Со своею мамою. Был еще один чудак- Это в общем значит так, И его любимый зять. Звали зятя Так сказать. А жену звали ну… А соседа звали это… А его родители- Видишь ли И видите ли… А еще какой-то э-э-э Жил на верхнем этаже… И дружили они все… Ну и значит, и вообще. Некоторые из этих слов употребляются множеством людей. Но к месту и не часто. О том, что человек имеет привычку произносить слова-паразиты, можно говорить лишь тогда, когда одно и то же слово (или слова) он вставляет практически в каждое предложение. Слова-паразиты прицепляются обычно к тому человеку, который часто делает заминки в речи, не может быстро подобрать нужное слово. Также считается, что привычка произносить слова-паразиты — это удел людей с маленьким словарным запасом. Но я бы с этим поспорила. Я знаю людей с богатейшим словарным запасом, имеющих привычку вставлять в свою речь слова-паразиты. В институте курс «Риторика и культура речи» нам преподавала очень милая дама слегка за сорок. Лекции, стоит сказать, были очень интересные и насыщенные жизненно полезной информацией. Кандидат филологических наук учила нас правильно говорить, имея при этом привычку заканчивать фразу словом-паразитом «Во-о-от!». Причем произносилось оно в нос, нараспев. Но это не делало речь нашего инструктора по риторике неудобной для слушания и понимания, скорее придавало ей некоторую изюминку. Неоднократно слышала, как студенты, обсуждая своих преподавателей, делятся цифрами — сколько раз за пару профессор математики сказал слово «значит так», а профессор истории мировых цивилизаций — фразу «дело в том, что». Вывод: от паразитов речи не застрахован никто — ни ботаник, ни механик. Некоторые люди намеренно употребляют паразиты в своей речи. Роль слов-паразитов в данном случае — тактическая.
(Подробнее см. указанный сайт)
Автор: Оксана Манкевич
Источник: https://shkolazhizni.ru/culture/articles/9585/
© Shkolazhizni.ru


Обратимся к Терминологическому словарю-тезаурусу по литературоведению сайта «Словари и энциклопедии на Академике »

https://literaturologiya.academic.ru/99/%D0%B2%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D1%8B

вульгаризмы – ТолкованиеПеревод

· Вульгаризмы(от лат. vulgaris — грубый, простой) - слова и выражения, свойственные фамильярной или грубой речи. Используются писателями для усиления выражаемой мысли, более эмоциональной характеристики персонажей.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Род: средства лексической выразительности

Прочие ассоциативные связи: стилизация

Пример: вместо "лицо" — "морда, рожа, рыло, харя";

вместо "есть" — "жрать, лопать".

К любым

чертям с матерями

катись

любая бумажка...

В. Маяковский

"Вульгаризмы применяются с различными целями (стилизация, указание на среду, к которойпринадлежит лицо, на уровень культуры и др.)

в прямой речи персонажей.

В авторской речивульгаризмы встречаются достаточноредко

(см. Маяковский)"(Е. Аксенова).

 

 

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. — М.: Флинта, Наука. Н.Ю. Русова. 2004.

  • второстепенный герой
  • вульгарный социологизм

Смотреть что такое "вульгаризмы" в других словарях:

  • Вульгаризмы — грубые и не принятые в литературной речи слова или неправильные по форме выражения. В. вводят иногда в речь персонажей или текст художественного произведения в качестве преднамеренного стилистического элемента для придания определённого… … Большая советская энциклопедия
  • Вульгаризмы — … Википедия
  • вульгаризмы — (от лат. vulgarisпростонародный). Грубое слово или выражение, находящиеся за пределами литературной лексики. Вместо лицо морда, рожа, рыло, харя; вместо есть жрать, лопать; вместо умереть окочуриться, околеть, сдохнуть … Словарь лингвистических терминов
  • вульгаризмы — ВУЛЬГАРИ´ЗМЫ(от лат. vulgaris простой) грубые, не принятые в литературе слова или неправильные по форме выражения, вставленные в текст художественного произведения для придания ему определенного бытового колорита или в качестве умышленного… … Поэтический словарь
  • ВУЛЬГАРИЗМЫ — (от лат. vulgarisпростонародный) грубые слова или выражения, находящиеся за пределами литературной лексики. Напр., вместо лица морда, рожа, рыло, харя; вместо есть жрать, лопать … Профессиональное образование. Словарь
  • Вульгаризмы — (от лат. vulgaris простонародный) грубое слово и или выражение, находящееся на нижней границе просторечия за пределами лит.лексики и фразеологии. К В. относятся слова харя, морда, рожа, рыло (вм. слова лицо), жрать, лопать, хавать (вм. есть),… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  • Вульгаризмы — (от лат. vulgaris простой, обыкновенный) см. Культура речи … Лингвистический энциклопедический словарь
  • Внелитературная лексика — – это слова и словосочетания, а также их отдельные значения, находящиеся за пределами лит.языка. К ним относятся диалектизмы, вульгаризмы, жаргонизмы и арготизмы, просторечия и под. Все эти единицы языка время от времени пополняют его… … Стилистический энциклопедический словарь

Статья с сайта «Институт судебных экспертиз и криминалистики»:

Вульгаризмы —

[лат. vulgaris простой, простонародный]. Лингв. Грубое слово или выражение, занимающие периферийное положение в просторечии, например: зенки (вместо глаза), хавать, жрать (вместо есть), халява (вм. бесплатно, небрежно, кое-как). В. не входят в пласт кодифицированного (литературного) языка, относятся к стилистически маркированной лексике. В толковых словарях русского языка и словарях ненормативной лексики В. получают особые стилистические пометы: прост. груб., бран., пренебр. (С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова, Словарь русского языка в 4-х т.

 

Под ред. А.П. Евгеньевой, Толковый словарь ненормативной лексики русского языка Д.И.Квеселевича др.). Как вульгарные слова (вульг.) отмечены в Толковом словаре русского языка Д.Н. Ушакова. К В. относятся ставшие устойчивыми выражения: сукин сын, ни черта подобного, старая кляча и др. В. относятся к стилистически сниженным словам, имеют оттенок грубой оценки предметов, явлений, событий. В. всегда экспрессивны, несут на себе отрицательно заряженные эмоционально-оценочные коннотативные семы, например: плюгавый, рожа, рыло.

В. в художественной литературе встречаются преимущественно в речи персонажей как средства речевой характеристики, являются основным конструктивным элементом создания разговорно-бытового стиля, используются как средство стилизации разговорной, непринужденной речи, например: - Иди извинись перед девкой. Она в два раза старше тебя, сопляк (В. Шукшин), в несобственно-прямой или внутренней речи персонажа: У Аксенова слабо зарозовели скулы. Ах, до чего, черт возьми, - до зуда в груди – захотелось быть с этим человеком на равных <…> «Нет, к чертям собачьим!.. Надо кончать со всякими такими актами» (В. Шукшин). В. практически не встречаются в авторском монологическом тексте.

В. часто пополняются путем проникновения в просторечие и разговорную разновидность литературного языка отдельных элементов жаргона и профессиональных и социальных арго, которые теряют связь с первоисточником и пополняют так называемый общий сленг, например: треп (в знач. пустой разговор), навалом (в знач. очень много), катить бочку (в значении обвинять кого-либо).

(См. подробнее https://ceur.ru/library/words/item133880/)

2. Обратимся к учебникам и учебным пособиям по русскому языку и культуры речи. Н-р, Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Катаева. 12-е изд. Ростов Н/Д: Феникс, 2005. — 544 с.

Тема «Чистота речи»:

Чистота речи — отсутствие в ней лишних слов,слов-сорняков, слов-паразитов. Конечно, в языке названных слов нет, такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. (т.Е. МНОГОСЛОВИЕ-плеоназм) К сожалению, многие активно вставляют в свою речь «любимые словечки»: так сказать, значит, вот, собственно говоря, видите ли, понятно, да, так, понимаете и др. Это производит очень неприятное впечатление. Слова-сорняки, слова-паразиты не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Кроме того, лишние слова психологически действуют на слушателей, которые начинают подсчитывать количество таких слов в устном выступлении. Подобную ситуацию описал журналист А. Суконцев в одном из своих фельетонов: Мой знакомый электрик, человек с юмором, пришел однажды с лекции. — Ну, как, — спросил я, — понравилась? Он молча положил передо мной листок бумаги, весь испещренный крестиками и кружочками. —Что это? —Крестик — это «значит», а кружочек — «так сказать». Сто восемнадцать крестиков и сто восемьдесят четыре кружочка за два академических часа... Сами понимаете, о содержании лекции говорить как-то не хотелось. Почему же все-таки слова-сорняки появляются в нашей речи? Это и волнение во время говорения, и неумение мыслить публично, подбирать нужные слова для оформления своих мыслей, и, конечно, бедность индивидуального словаря говорящего. Забота о чистоте речи повышает качество речевой деятельностиПодробнее см. https://professor.rosnou.ru/sites/default/files/dopfiles/%D0%92%D0%92%D0%95%D0%94%D0%95%D0%9D%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF.%20%D0%A0%D0%A3%D0%A1%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%99%20%D0%AF%D0%97%D0%AB%D0%9A%20%D0%98%20%D0%9A%D0%A3%D0%9B%D0%AC%D0%A2%D0%A3%D0%A0%D0%90%20%D0%A0%D0%95%D0%A7%D0%98.pdf

2. В статье «ПРОБЛЕМЫИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕЧИ ВУЛЬГАРИЗМОВ // МОЛОДЕЖНЫЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: ЭЛЕКТР. СБ. СТ. ПО МАТЕРИАЛАМ XXX СТУД. МЕЖДУНАР. ЗАОЧНОЙ НАУЧ.-ПРАКТ. КОНФ. — М.: «МЦНО». — 2016 —№ 1 (29) / [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС] — РЕЖИМ ДОСТУПА. —URL: HTTPS://NAUCHFORUM.RU/ARCHIVE/MNF_HUMANITIES/1(29).PDF

авторов: Суториной П. В., Перепелициной Ю. Р.

читаем:

«В соответствии с определением В.А. Хомякова, вульгаризмы представляют собой «всю совокупность неприличных и непристойных форм, т.е. определенный слой лексики с вульгарной экспрессией, основной функцией которых является дисфемизация речи. Вульгаризмам несвойственны ни социальная или профессиональная ограниченность, ни эзотеричность» [6, с. 12]. Они включают в себя интенсификаторы, богохульства и слова-табу. Определения вульгаризмов, как «обсценных слов или языка» позволяет значительно объяснить взаимосвязь между табу и вульгаризмами, так как структурные элементы «обсценность» и «богохульство» преставляют собой неотъемлемую часть этого понятия.

В свою очередь под «обсценностью» понимают «сегмент бранной лексики, включающий грубейшие матерные (похабные, непристойно мерзкие, вульгарные) бранные выражения, выступающие в качестве спонтанной реакции на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию». Под «богохульством» понимают «выбор слов или использование выражений, считающиеся оскорбительными и объединенным по сексуальному, расистскому, половому признаку», например, черт, о, господи и т.п. [2, с.37].

Под вульгаризмом, следует понимать фразу или выражение; коллоквиализм, носящий вульгарный, грубый характер [5, с. 4].

Грубость является «одной из наиболее характерных проявлений неуместной речи, социальные последствия которой, к сожалению, не все себе хорошо представляют» [2, с. 37].

Наряду с приведенным выше определением, существует определение Л.П. Крысина: «Вульгаризм – это эксплитив, божба или ругательство и обсценные слова и выражения, выражающие сильные эмоции, раздражение, гнев, досаду и которые не могут быть классифицированы как коллоквиализмы» [3, с. 78].

На основе представленных определений вульгаризмов, для дальнейшего исследования считаем, что под вульгаризмами следует понимать стилистически сниженные лексические элементы представленные эксплитивами, божбой или ругательством и обсценными словами и выражениями, выражающие сильные эмоции, раздражение, гнев, досаду и которые не следует классифицировать как коллоквиализмы, например, харя, морда, рожа, рыло (вместо слова лицо), жрать, лопать, хавать (вместо есть), сдохнуть, околеть, окочуриться (вместо умереть), дрыхнуть (вместо спать).

На протяжении второй половины ХХ столетия взгляды на употребление единиц стилистически сниженной лексики существенно изменились в англоязычном обществе. В художественной прозе, кино, телепередачах стали использоваться вульгаризмы, табуированная лексика, которые раньше не были допустимы вообще или обозначались на письме лишь начальными буквами.

Проблема литературного и нелитературного слова связана с наличием стратов в языке – социально и функционально обусловленных подсистем.

Вульгаризмы являются одним из проявлений просторечной лексики. Так, разговорная лексика, хотя и характеризуется некоторойсниженностью, относится к литературному языку. К ней примыкает, но находится за пределами литературного языка лексика просторечная.

Термин «просторечие» обычно понимается двояко:

1. Область неграмотной речи (мамаша, одёжа, деловой – в отриц. знач., склизкий, хворый, вертаться, серчать, издаля).

2. Слова с ещё более сниженной, чем у разговорных слов, стилистической окраской; они всегда экспрессивны (балбес, дохлятина, оплеуха, задрипанный, толстопузый, дрыхнуть, орать, сдуру).

Для русского просторечия характерны особые формы обращения: братан, земляк, зёма, пацан (к молодому мужчине), отец, батя (к пожилому мужчине), мать (к пожилой женщине). Иначе, чем в литературном языке, образуются и формы имен собственных, например, при помощи суффиксов: -ок, -ян, -(ю)ха: Ленок, Санёк, (от Лена, Саша), Толян, Костян (от Толя, Костя), Катюха, Лёха (от Катя, Алёша), также Серый, Серёга, Макс. К пожилым людям носители просторечия обращаются, используя слова «дядя» и «тётя»: дядя Коля, тётя Люба. Типичным для носителя просторечия является обращение на «ты», независимо от возраста и пола собеседника.

Основными функциями современного вульгаризмов являются номинативная (обозначение новых реалий или обновление старых), конативная (потребность выражения воздействия на среду) и экспрессивная (потребность в экспрессивном самовыражении). В большинстве случаев осознанное и преднамеренное использование ненормативных единиц оказывается одновременно и актом языковой игры. Её социальный аспект – реализация антиповедения, манифестация оппозитивности, отказ от языковых стереотипов (остаканиться, матюгальник, членовоз, шиз – шиза – шизуха – шизелово, наконтрабаситься, инсульт-привет).

Ещё более сниженными, чем просторечные, являются вульгарные слова ( вульгаризмы ), недопустимые в литературном языке (харя, слямзить и т.п.). Вульгарные слова употребляются при отрицательном изображении предметов и явлений, иногда с целью задеть, оскорбить, унизить людей, которых не уважают (дербалызнуть, жрать, трепло, зенки). К вульгаризмам относятся и такие бранные слова, которые в первоначальном значении были названиями животных и птиц (боров, свинья, баран, змея, какаду). Бранные слова образуются также путем переноса отрицательного или иронически-насмешливого значения некоторых других названий (колпак, туча, тумбочка). В значении бранных слов используют собственные имена исторических деятелей и литературных персонажей (Гитлер, Иудушка).

Употребление вульгарных слов недопустимо не только в книжной, литературной речи, но и в разговорной, бытовой. С грубостью речи следует бороться, особенно у детей, т.к. грубость влияет на ход мыслей и систему чувств, уничтожает эстетически высокое, внедряет пошлое и создает неприемлемую тональность речи».

Подробнее см. список литературы:

1.Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебник для вузов по спец. «Рус. яз. и лит.». – 2-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 1988. – 320 с.

2.Карасик В.И. Язык социального статуса. – М.: Ин-т языкознания РАН; Волгогр. гос. пед. ин-т, 1992. – 330 с.

3.Крысин Л.П. О речевом поведении человека в малых социальных общностях (постановка вопроса) // Язык и личность / Под ред. Л.П. Крысина. – М.: Наука. – 1989. – С. 78-85.

4.Кречмар А. О понятийном аппарате социологической концепции личности // Теория и методы: Социальные исследования. – М.: Наука. – 1970. – Вып. 5. – С. 77-88.

5.Кубрякова Е.С. Парадигма научного знания в лингвистике и ее современный статус // Изв. РАН. Серия лит-ры и языка. – 1994. – №2. – С. 3-15.

6.Хомяков В.А. Нестандартная лексика в структуре английского языка национального периода. Автореф. дис.... докт. філол. наук. – Л., 1980. – 39 с



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: