Православного Вероисповедания




ПРИСЯГА

Казака

Всевеликого Войска Донского

Православного Вероисповедания

 

Обещаюсь честью Донского Казака перед Всемогущим Богом, и перед Святым Его Евангелием и Честным Крестом, чтобы помнить престол Иоанна Предтечи и Православную Веру и свою атаманскую и молодецкую славу не потерять, но быть верным и неизменно преданным Всевеликому Войску Донскому, своему Отечеству.

Обещаюсь служить ему верой и правдой, всеми силами способствуя Славе и процветанию Войска Донского.

Обязуюсь повиноваться Большому Войсковому Кругу и избранному Им Донскому Атаману.

Возложенный на меня долг службы буду выполнять с полным напряжением сил, имея в помыслах только пользу Войска Донского и во благо Отечества.

Обещаюсь повиноваться всем поставленным надо мною начальникам, чиня им полное послушание во всех случаях, когда этого требует мой долг Донского Казака и Войска.

Обещаюсь быть честным, добросовестным, храбрым казаком и не нарушать своего обещания из-за корысти, родства, дружбы или вражды.

В заключение данного мною обещания осеняю себя крестным знаменем, целую Святое Евангелие и Честный Крест и нижеподписуюсь.

 

Дата Подпись

 

 

Присяга – Первая попытка русских царей принудить Казаков к присяге или "крестному целованию на службу московскому царю" относится к 1632 г. Она окончилась неудачно. Донские Казаки в войсковой отписке заявили категорически по этому поводу, что на Дону "Крестного, государь, целования, как зачался он казачьими головами, не повелося. При бывших государях, старые атаманы и казаки им, государям, неизменно служили не за крестным целованием". Донцы указывали также, что даже служилых Казаков, приходивших для гарнизонной службы в украинные города, "и тех бывшие государи ко кресту приводить никогда не указывали. А с нами того крестного целования не обновится, чего, искони веков не было".

Но через 22 года после этого, по Переяславскому договору "на службу царю" должны были присягнуть Казаки Днепровские; на Дону более благоприятная для Москвы обстановка сложилась к 1671 году. Россия только что справилась с грозными волнениями крестьян, вспыхнувшими по почину Степана Разина и его сподвижников Донцов; должны были смириться и донские противники Москвы. Среди Казаков верх брали ее сторонники. 24 августа 1671 г. с большим отрядом райтаров и драгун в Черкасск прибыли стольник Григорий Касагов и дьяк Богданов. Касагов объявил собравшимся Казакам "царскую милость", передал "жалованье", большее, чем когда либо, и потребовал от имени царя присяги "на верность службы" и "в отвращение подобных на Дону возмущений". Четыре дня Казаки не соглашались и протестовали, но после недавнего разгрома разинского движения воля Круга была надломлена и верх взяла партия сторонников послушания Москве. Решено было присягу принять.

По "Историческому описанию Земли Войска Донского" (изд. 1867 г.) "Присяга произведена была на площади, близь соборной церкви, в присутствии стольника Касагова и дьяка Богданова и все присутствующие Казаки вписывались в книгу, присланную из Посольского Приказа; другая книга оставлена была ими в Войске, для вписывания в оную имен тех Казаков, кои впредь придут служить в Войско и всем тем, кои родятся на Дону и достигнут совершенного возраста". Главные статьи присяги заключались в том, что Казаки и их старшины обещались укрощать все "открывшиеся на Дону возмущения и тайные заговоры", главных заговорщиков присылать в Москву, "а их последователей по войсковому праву казнить смертию", "к злоумышленникам не приставать и даже не помышлять о том, с Калмыками дальнейших сношений не иметь, кроме увещаний служить государю с Казаками вместе; скопом и заговором ни на кого не приходить, никого не грабить и не убивать и во всех делах ни на кого ложно не показывать. На здравие государя и всей его царской фамилии не посягать и кроме его величества государя, царя и великого князя Алексея Михайловича и всея России самодержца, другого государя, польского, литовского, немецкого и из других земель царей и королей или принцев иноземских и российских, на царство всероссийское никого не призывать и не желать, а ежели услышат или узнают скоп или заговор или другой какой умысел, возникший у Россиян или у иноземцев, и с такими злоумышленниками, не щадя жизни своей, биться"; Текст присяги носил характер исключительно служилый и отражал лишь страх русских властей перед повторением Смутного времени и перед участием Казаков в новых восстаниях. Но приняв ее Казаки отказались и формально от нарушенного уже выдачей Разина, права давать приют всякого рода пришельцам, в гордом сознании, что "С Дона выдачи нет!". Присяга ограничивала также внешние сношения, но еще во многом оставляла Донцам права автономного бытия. К тому же, приняло ее не все население Дона, а только те, кто нес очередную службу в Главной Войске и участвовал в Войсковых Кругах тех дней.

Присяга стала обязательной для каждого Казака только в последующие годы. Откладывалось и выполнение взятых на себя обязательств: беглых стали выдавать только после жестоких насилий 1708 года, а непосредственные сношения с Польшей, Калмыками, Азовом и Крымом Дон прекратил только в начале XVIII в. Для Казаков-мужчин, достигших двадцатилетнего возраста, был установлен особый вид Присяги, которой не подлегал никто из остального населения России. По приказу станичных атаманов в начале каждого года собиралась очередная молодежь, которая после молебна присягала у алтарей станичных соборов на верность династии.

 

Чинопоследование приведения к присяге казака(казачки).
(в храме)

В назначенное время казаки прибывают в церковь (войсковой храм) в обязательном составе атамана казачьего общества, старейшин и новых членов этого общества. Священник совершает краткий молебен перед началом доброго делания, читается молитва «На доброе дело». По совершении молебна и чтения молитвы священник восходит на амвон с крестом в руках. Слева от амвона выстраивается знаменная группа со знаменем войска. С правой стороны амвона находится атаман и действующие казаки. Присягающие находятся по центру храма. Затем кто-либо из особо заслуженных казаков зачитывает текст присяги, (рекомендуемый текст прилагается), после чего каждый из принимаемых в казачье общество подходит к священнику, целуя крест. Священник кропит его святой водой. Принявший присягу крестится и целует Святое Евангелие на аналое. Затем подходит к казачьему знамени, становится на правое колено и целует его край. (Предварительная забота атаманов выяснить, все ли принимающие присягу казаки крещены в Православии). После того, как все присягавшие выстраиваются по правую сторону от амвона, священник обращается к казакам со словом назидания. По левую сторону амвона находятся почетные гости и другие присутствующие. Атаман поздравляет новых членов казачьего общества.
Рекомендовать принятие присяги казаками в войсковой праздник, в день Православного казачества - праздник Донской иконы Божьей Матери.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: